Услышать другого. О диалоге в искусстве
Услышать другого. О диалоге в искусстве
Какое имя вспоминаем мы раньше всех других при слове "диалог"? Не боясь ошибиться, скажем: Сократ. Конечно, в течение веков к этому жанру, с разными целями, обращались многие авторы, но у истока, конечно, Сократ; "диалоги Сократа" – великий памятник философской литературы; "сократический диалог" – особый метод ведения беседы.
Нас уже не очень интригует неразрешимая загадка: что в точности сказал сам Сократ, а что додумал и почтительно приписал великому учителю его гениальный ученик Платон. Но стоит обратить внимание на одно парадоксальное обстоятельство. Привычный для нас, даже ставший необходимым термин "диалог" как-то незаметно приобрёл содержание, глубоко отличное от "сократического". Позволим себе даже такой парадокс: с позиции гуманитарной культуры ХХ века беседы Сократа (читать которые – громадное интеллектуальное и эстетическое наслаждение!) – это диалоги по форме, а по своему психологическому содержанию они, в сущности, монологичны.
Как известно, сам Сократ отводил себе роль "повивальной бабки", способствующей рождению у собеседника правильного понимания той или иной проблемы. Своими вопросами, недоумениями, недомолвками он подводил ученика или оппонента к тому, чтобы тот "сам" породил верную мысль, верное понимание предмета обсуждения. А не получил бы готовый ответ из уст более умного собеседника. Тем более, что во многих случаях он бы и не смог, и не захотел сразу принять этот верный ответ.
С педагогической точки зрения, это позволительно сравнить с так называемым проблемным методом обучения, с созданием "проблемной ситуации" – когда ученик упирается в невозможность решить новую задачу имеющимися у него старыми средствами, осознаёт это и начинает поневоле искать новые, а учитель неявным образом ему помогает.
Но мы, после трудов М.Бубера, М.Бахтина, А.Ухтомского, С.Аверинцева и других ищем и ждём от диалога не этого или, во всяком случае, не только этого.
Дело в том, что в диалогах Сократа участники изначально не равны. Сократу, когда он вступает в диалог (за редчайшими исключениями) уже известно верное решение проблемы обсуждения, хотя бы он это и скрывал. Его сознание заведомо объемлет собою сознание оппонента, и он заранее знает, куда он, шаг за шагом, как бы играя в совместные поиски истины, приведёт его в конце беседы.
При современном понимании диалога участники его, в определённом смысле, равны. Конечно, неискренне было бы утверждать, что ребёнок и взрослый, учитель и школьник, психотерапевт и его клиент, духовный наставник и тот, кто приходит за наставлением в прямом смысле "равны". Но и взрослый, и врач, и священнослужитель понимают, что перед ними не их уменьшенная или повреждённая копия, а "отдельный" человек, который несёт в себе нечто такое, чего в них самих нет. Как говорил Бахтин, "другой" всегда имеет свой "избыток видения" – то есть, со своей точки зрения, он видит что-то такое, чего с моей точки зрения увидеть нельзя, даже если я старше и умнее его. И если я смогу усвоить эту его точку зрения, то я и ему смогу помочь, и сам стану богаче, перерасту свои границы, пойму что-то, чего раньше не понимал. То есть в настоящем диалоге с прибытком остаются все, а не только его "младшие" участники.
После этой преамбулы можно перейти к разговору о диалоге, даже о видах диалога в искусстве, в художественном творчестве. заметим: в этой области диалогизм не представляется жизненно необходимым, поскольку сам факт общения в художественном творчестве не столь очевиден, как, например, в психотерапевтической практике, в воспитательной работе и т.п. Но это лишь видимость: и понимание художественного произведения, и само его создание с первых шагов требуют от человека именно диалогической позиции.
Даже первоначальный анализ общения средствами искусства позволяет выделить три вида диалогических отношений, характерных для этой области:
Диалогическое отношение
«АВТОР – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ – ЧИТАТЕЛЬ»
После работ М.Бахтина [1], составивших эпоху в сфере гуманитарного знания, о диалоге в искусстве чаще всего говорят в связи с отношением читателя, зрителя или слушателя – и автора художественного произведения. Этот заочный диалог опосредован текстом произведения (текстом в широком смысле слова, применимом к любому виду искусства). Человек, воспринимающий произведение искусства, "прочитывая" созданную автором выразительную форму, сотворчески восстанавливает по её особенностям ценностно-содержательное ядро художественного замысла. При этом он постигает и оценивает его одновременно "изнутри", с авторской точки зрения, и "извне", со своей собственной, причём эти две точки зрения полностью никогда не совпадают. М.Бахтин называл это взаимодействие "сотворчеством понимающих" и считал способность к такому сотворчеству важнейшим качеством культурного читателя, признаком овладения культурой чтения.
Диалогическое отношение
«АВТОР – ГЕРОЙ»
Другой вид диалога в искусстве – это диалогическое отношение автора и героя произведения. автор не произвольно манипулирует персонажем, а вживается в него, видит мир с его точки зрения, в присущих ему ценностных координатах, и в то же время удерживает свою, авторскую точку зрения, которая полностью с первой не совпадает, свою деятельную "отдельность" от героя. Такая двуединая позиция позволяет автору лепить выразительный образ героя, облекать его во "внешне значимую плоть". Бахтин называет это позицией "вненаходимости", которая позволяет создавать полноценные художественные образы [1].
Для поверхностного взгляда диалогичность отношения "автор – герой" представляется чистой условностью: один участник диалога реален и всевластен, а другой, казалось бы, выдуман, полностью зависим и не имеет собственного "голоса", собственного самостояния. На самом деле отношения между творцом и его творением в большом искусстве гораздо загадочнее и сложнее. Существуют многочисленные свидетельства того, что персонаж порой ведёт за собой автора и даже обнаруживает такую степень самостоятельности, что автору приходится корректировать свой первоначальный замысел. Хрестоматийный пример таких отношений творца и его персонажа – поведение пушкинской Татьяны, которая к удивлению автора вдруг взяла и вышла замуж. В самоотчётах и воспоминаниях людей искусства мы находим описание особого рода общения с персонажем, которое переживается как реальная встреча и приводит к выдающимся творческим результатам. Таково, например, подробно описанное актёром Михаилом Чеховым неоднократное общение его с Дон Кихотом во время интенсивной работы над ролью этого героя [10].
Позиция вненаходимости, включающая в себя и аспект вживания, должна быть освоена и культурным читателем. Её отсутствие при явном преобладании вживания чревато потерей границы между условным миром искусства и миром реальной действительности. В таких случаях читатель, проживая жизнь героя, принимает его за действительное лицо, а события, в которых участвует герой, за зеркальное отражение реальных событий. Это находит своё выражение в широко известных фактах наивного реализмам, который присущ не только детям, но и некоторым взрослым, даже много и с увлечением читающим. В этих случаях читатель не способен к диалогу с автором, он просто теряет его, не видит торца за волшебным миром произведения. А вступить в полноценный диалог с героем ему мешает полная идентификация с последним.
Диалогическое отношение
«АВТОР – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Всё сказанное выше относилось к диалогу по поводу или внутри уже созданных произведений искусства. Но для понимания специфики, зарождения и самой возможности возникновения этих произведений ещё более важен другой аспект проблемы: диалог художника с явлениями самой жизни, той "сырой" действительности, которая ещё не преобразована и не оформлена эстетически, то есть не стала художественным текстом, посредством которого к нам обращается тот или иной автор.
Этот вид диалога и стал предметом особого внимания наших исследований.
Исходной в наших поисках была одна важная мысль Бахтина [1]: в мире художника нет "безгласных вещей", для него существует только "выразительное и говорящее бытие".
Подтверждение этого утверждения удалось найти в высказываниях и произведениях множества художников.
Виднейший мастер анимационного кино Ю.Норштейн высказывает, по сути, ту же мысль, пользуясь образами, близкими его искусству: всё изображаемое должно обладать взглядом, должно смотреть [5]. Не только мы смотрим на изображение, но и оно на нас. А для того чтобы создавать такое изображение, художник должен улавливать этот взгляд и в самих изображаемых явлениях жизни.
Такое отношение к миру – условие и начало диалога с ним. Вполне монологически можно было бы относиться только к 4безгласной вещим, к чему-то такому, что не содержит бытийной глубины, исчерпывается без остатка своей наружностью. Или, иначе говоря, существует только "для другого", но не "для себя". Как то, к чему ни при каких условиях нельзя обратиться на ты, вступить в диалог, посмотреть в глаза.
Бесчисленные свидетельства подтверждают, что для настоящего художника, каким бы видом искусства он ни занимался, всё в мире безмолвно повествует о себе, всем своим обликом и внешними проявлениями непосредственно являет свою внутреннюю жизнь, характер и судьбу. Во всяком явлении, которое становится предметом эстетических преобразований, художник открывает (не выдумывает, не "вчувствует", а именно открывает) самоценную внутреннюю жизнь, родственную, хотя и отличную от его собственной. А с этим открытием рождается и особого рода ответственность и долженствование художника. Он остро чувствует, что безымянные, а потому немотствующие сущности, словно томящиеся в непроницаемой "вещной" оболочке, обращаются к нему с надеждой, что он станет их голосом, раскроет в образах то, что они доверили ему одному. Об этом, к примеру, строки А.Ахматовой:
То же самое переживание безмолвного зова окружающего мира передаёт А.П.Чехов в одном из своих произведений:
«Едешь час – другой... Попадётся на пути молчаливый стариккурган, или каменная баба, поставленная Бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёй ночная птица, и малопомалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки нянькистепнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинает чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной суровой родине. И хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца! » [9].
М.Пришвин [б] в дневниковых записях о творчестве утверждал, что для него "уловить словом" приоткрывшуюся ценность простых вещей, пролетающих мгновений жизни – такая же нравственная необходимость, как выхватить из воды утопающего ребёнка.
Интересно, что о том же самом свидетельствуют художники, которые работают в других областях искусства и "улавливают" то, что открылось им в диалоге с миром не словом, а другими средствами. Так, В.Ван Гог пишет брату о собственных картинах: «Я вижу, что природа говорила со мной, сказала мне чтото, и я как бы застенографировал её речи. В моей стенографической записи ... осталось коечто из того, что сказали мне лес, или берег, или фигура, и это... голос самой природы» [3].
Замечательный французский пейзажист Т.Руссо рассказывает: «Я слышу голос деревьев, угадываю их неожиданные движения; без конца они меняют свой вид и каждое посвоему тянется к свету; внезапно мне открылся язык лесов: весь этот лиственный мир – мир немых существ, и я научился понимать их знаки и угадывать их желания» [3]. Подобные свидетельства можно многократно умножить.
Все они убеждают в том, как наивно думать, будто художник создаёт произведение только по своему произволу, что степень его творческой свободы безгранична, и он может сделать художественный образ любым – таким, каким ему захочется. Нет, он всегда ищет единственный образ для того, что пока не имеет образа. Этот поиск часто бывает долгим и мучительным, но художник не прерывает его, потому что им руководит долженствование. Он должен дать чему-то безымянному имя – но именно его единственное имя, то, которое "тянется к свету" и прорастает из глубины этого безымянного и неоформленного содержания.
С определёнными оговорками, можно сказать: дело истинного художника в чём-то подобно библейскому наречению имён Адамом. Это некая персональная печать, которую человек, творец по природе, налагает на что-то уже существующее, но ещё не проявленное и не поименованное, что ждёт этого оклика, чтоб откликнуться, проявиться, стать видимым для всех.
Способность чувствовать единство жизни, разлитой во всех явлениях и существах окружающей нас действительности – условие диалога с миром и первооснова художественно-творческой одарённости человека. До известной степени, потенциально, или на интуитивном уровне эта способность человеку дана, она универсальна. М.Пришвин очень точно назвал эту способность "родственным вниманием" к миру и утверждал, что она – не элитарна, что ею обладают все люди, просто у художников она достигает высокой степени развития [б].
Но чтобы её развить, претворить и удержать как актуальную художественную способность, требуется постоянный духовно-практический труд и определённая бдительность.
Ведь мы можем верить, что постигаем сущность другого человека, оставаясь в плену своего эгоцентризма, и общаться с ним, как говорил Ухтомский [8], не как с другим, а как с собственным двойником. Понятно, что такой "диалог" иллюзорен, он не может стать основой создания художественного образа, не говоря уж о том, что ничем духовно не обогащает участников. Мы можем наивно полагать, что проникаем в "душу природы", оставаясь в плену собственного антропоцентризма, и тогда явления природы закрываются от нас непроницаемым экраном, на который мы проецируем наши сугубо человеческие домыслы. Не так создаются в искусстве проникновенные образы природы! «Учись у сосны сосне, бамбуку – у бамбука. Уходи от самого себя, тогда родится стихотворение!» – учит великий М.Васё...
Ему вторит наш соотечественник, поэт Н.Заболоцкий:
Подобные отношения с окружающим миром, по-настоящему диалогическое общение с ним отвечают глубинной и смутно осознаваемой человеческой потребности, о которой тоже ясно и открыто говорят многие авторы. Вот как раскрывается она в размышлениях Н.Заболоцкого:
«Я – человек, часть мира, его произведение. Я – мысль природы и её разум. Я, поэт, живу в мире очаровательных тайн. Растения во всём их многообразии – эта трава, эти цветы, эти деревья – могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья. Питающие меня и плотью своей, и воздухом – все они живут рядом со мной. Разве я могу отказаться от родства с ними? Изменчивость растительного пейзажа, сочетание листвы и ветвей, игра солнца на плодах земли – это улыбка друга, связанного со мной узами кровного родства.
Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рёв зверя напоминает мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нём?
Множество человеческих лиц, каждое из которых – живое зеркало внутренней жизни, тончайший инструмент души, полной тайн – что может быть интереснее постоянного общения с ними, наблюдения, дружеского сообщества?» [2]
Об этой же потребности помнить о своём вчерашнем дне, о былом единении с миром, которое потерял человек в процессе эволюции, но по которому не может не тосковать, пишет М.Пришвин:
«Потому все поэты начинают петь о природе, что утрачивать природные богатства свойственно всем. Ведь мы, люди, миллионы лет двигаясь вперёд, теряли способность плавать, летать или сидеть, как листики на черенках, прикреплённых к могучему стволу дерева, ползать по тонким стеблям растений, качаясь от ветра, крутиться в воздухе семенными летучками, трескаясь, как орех, пылить воздух спорами – мы были всем и многое утеряли, такое хорошее, что очень бы хотелось опять иметь. И только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и открываем своё же личное в людях другого образа жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах» [6].
Сходные размышления о потребности в восстановлении единства с миром как мощном побудителе к художественному творчеству находим и у человека совсем иной культуры, индийского поэта Р.Тагора. Он пишет:
«Я не могу точно разобраться и понять, в чём сущность этого поднявшегося во мне волнения. Мне кажется, что это – трепетное биение какойто артерии, соединяющей меня со всем широким миром. На меня будто снизошли смутные воспоминания тех времён, когда я представлял одно целое со всею землёю; когда на мне росла зелёная трава и на меня падал осенний свет; когда под горячею ласкою солнца из всего моего огромного, нежного и зелёного тела пробивалось тёплое дыхание юности, и молодая жизнь, напоённая сладкой радостью, полубессознательно зарождалась и разливалась по всему безбрежному простору моего существа, молчаливо простиравшегося со всеми его полями, морями и горами под широким голубым небом.
Я чувствую то же, что чувствует, должно быть, наша старая земля, ежегодно содрогающаяся в экстазе под горячими поцелуями солнца; моё собственное сознание как будто струится по каждому стебельку травы, по каждому жадно сосущему корешку, поднимается вместе с соком по деревьям, трепещет радостной дрожью в волнующихся хлебных полях и в шуршащих листьях пальмы.
Я чувствую потребность выразить словами эту кровную свою связь с землёй, высказать родственную к ней нежность; но боюсь, что останусь непонятым» [7].
Именно благодаря работе автора-художника в диалог "Я – окружающий мир" включается и читатель (зритель, слушатель), что позволяет ему ярко переживать и осознавать своё родство с этим миром. В сохранении и укреплении этой родственной связи и заключается одно из важнейших назначений искусства, в этом же кроется и причина его постоянной востребованности даже в самые тяжёлые для человечества времена, в конечном счёте – его бессмертия.
Заметим: говоря о диалогической позиции по отношению к другому человеку и к природе, мы до сих пор придавали диалогу, образно говоря, горизонтальное измерение, измерение "я – ты". И это очень важно: для художника, во всяком случае – в моменты зарождения и осуществления творческих замыслов, ничто не существует "в третьем лице", как безликое и безгласное "оно". Более того, можно сказать, что в этом измерении лежит сама суть художественности как таковой, её специфика. Но путь художественного творчества не пролегает в одном лишь горизонтальном измерении.
Правда, и в этой горизонтальности уже неявно присутствует и угадывается вертикаль, которую можно обозначить как отношение малого и большого "Я". Так, знаменитая строка Ф.Тютчева кВсе во мне, и я во всем!..я, с предельной полнотой выражающая отношение поэта к жизни, как бы распахнута вширь, в горизонтальный мир – но очевидно, что за ней стоит особое самоощущение и самосознание человека, иное, более высокое Я, способное на равных соотносить себя со всем миром, вмещать его в себе.
Здесь начинается разговор уже об ином типе диалога, диалоге с миром высших ценностей, который объединяет искусство с философской и религиозной практикой. Но этот аспект проблемы выходит за рамки настоящего сообщения.
А сегодняшний наш разговор с читателем хочется закончить словами Н.Заболоцкого из его статьи "Почему я не пессимист?":
«Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей и явлений плёнку повседневности и говорит читателю: «Вот я снимаю плёнку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!» [2]
Литература:
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Заболоцкий Н.Н. Собр. Соч.: В 3-х томах. Том 1. М., 1983
- Мастера искусств об искусстве. Том 5. М.: Искусство, 1969
- МеликПашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-традиция, 2000
- Норштейн Ю.Б., Ярбусова Ф.А. Сказка сказок. М.: Красная площадь, 2005.
- Пришвин М.М. Силой родственного внимания. М.: *Искусство в школен, 1996.
- Тагор Р. Бенгалия. М.-Л., 1927.
- Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинское подворье, 1997.
- Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем. Т. 7. М., 1947.
- Чехов М.А. Литературное наследие в 2-х томах. М.: Искусство, 1995.
Оставить комментарий