Тематические концерты в Детской школе искусств

Е.Андрух,
педагог дополнительного образования ДШИ, г.Воркута

Тематические концерты в Детской школе искусств

«В мире волшебного искусства» Сценарий Детской филармонии

Ведущие: Ваня и Ксюша.

Ведущий 1 (Ваня). Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2 (Ксюша). Добрый день!

Ведущий 1. Ксюша, а чем ты занимаешься в свободное от школы время?

Ведущий 2. Я рисую, одни мои друзья учатся танцевать, а другие поют и играют на музыкальных инструментах.

Ведущий 1. Значит, ты с друзьями занимаешься разными видами искусства. А искусство – это волшебный мир! И в нём может происходить всё, что только можно представить в нашем воображении!
Ведущий 2. Иногда наши чувства бывают настолько тонкими и хрупкими или наоборот яркими и стремительными, что их трудно передать с по­мощью слов, и тогда на помощь приходят кисти и краски, танцевальные движения, музыкальные инструменты.

Ведущий 1. И люди, которые говорят на разных языках, без слов начинают понимать друг друга! Вот это чудо! В исполнении учеников нашей школы прозвучит пьеса Рольфа Ловланда "Секрет сада".

Ведущий 2. Инструменты, как и люди, обла­дают своим неповторимым голосом, и каждый из них по-своему хорош! Объединившись в оркестр, инструменты обогащают друг друга, придавая музыке более насыщенное и красочное звучание! Послушайте пьесу Владислав Золотарёва "Дико­винка из Дюссельдорфа" в исполнении оркестра народных инструментов.

Ведущий 1. Музыка – великий волшебник! И у неё есть чудодейственная сила звуков.

Ведущий 2. Ваня, не только музыка может тво­рить чудеса! С помощью кисти и красок можно изо­бразить свою любую фантазию! Разве это не чудо?

Ведущий 1. Под крышей нашей школы в твор­ческом союзе объединились музыка, живопись, театр, хореография. Детская школа искусств стала родным домом для тех, кто любит музыку и жи­вопись, танец и театр. Вы чувствуете здесь ауру тепла, доброты и любви? (Обращается к детям.) Поэтому с каждым годом растет число детей, же­лающих учится в нашей школе!

Ведущий 2. Давайте сейчас послушаем форте­пианный дуэт, который исполнит пьесу Дмитрия IIIостаковича «Охота».

Ведущий 1. Если так много желающих обучать­ся различным видам искусства – значит искусство очень нужно людям?

Ведущий 2. Да, человек не может жить без искусства. Элементы искусства во всём – в цвете галстука, в отделке платья, в шуме дождя, в ду­новенье ветра...

В исполнении ансамбля гитаристов прозвучит «Кубинский танец».

Ведущий 1. Ксюша, а в чём смысл искусства?

Ведущий 2. Ваня, посмотри, на экран, что ты видишь? (На экране демонстрируются круги из трёх гуветов.)

Ведущий 1. Это мои любимые цвета: красный, зелёный, синий!

Ведущий 2. А какие чувства ты испытываешь, глядя на эту картину? Тебе весело, а может грустно?

Ведущий 1. Я ничего не чувствую, это просто разноцветные пятна.

Ведущий 2. знаешь, почему так получается, да потому что краски сами по себе может и красивые, но в компанию собрались бессмысленную. Краски живописи становятся картиной только тогда, когда начинают свой рассказ о жизни и чувствах людей, о красоте природы. Этому мастерству учат детей у нас в школе, на отделении изобразительного искусства. здесь в творческом содружестве детей и педагогов возникают живописные и скульптурные компози­ции, предметы декоративно-прикладного искусства.

Ведущий 1. Посмотрите работы юных художни­ков в инструментальном сопровождении, под музыку Дмитрия Кабалевского «Клоуны». (На экране демонстрируются работы юных художников.)

Ведущий 2. На отделении компьютерных тех­нологий ребята осваивают программы обработки фотоизображений, программы дизайна среды и 3~ моделирования. И вот что у них получилось. Под музыку Клода Дебюсси «Маленький негритё­нок» посмотрите работы учащихся компьютерного отделения. (Презентагуия работ на фоне инстру­ментального исполнения «Негритёнок»)

Ведущий 1. А вы знаете, что хлеб начинается с зерна? Так вот, музыкальные звуки – интонации – это зёрна музыки. Послушайте, как дети, которые обучаются в нашей школе, научились играть на фортепиано. Сергей Баневич «Северное сияние», исполняет фортепианный дуэт.

Ведущий 2. Какая красивая музыка сейчас прозвучала!

Ведущий 1. А что есть красота? / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пусто­та? / Или огонь, мерцающий в сосуде?

Ведущий 2. Искусство – это неугасающий факел, бережно передающийся из поколения в поколение. Произведение Манфреда IIIмитца «Андреа».

Ведущий 1. Вот я послушал это произведение и понял: красота не только в том, что нас окружает, но главное – внутри каждого из нас. Если внима­тельно присмотреться, даже невзрачный камень может стать красивым, когда на него упадёт ка­пля воды, или солнечный лучик. Вильям Гиллок «Фламенко».

Ведущий 2. А ты никогда не задумывался, что чувствует зайчик, или ёжик, или злой волк?

Ведущий 1. Ксюша, а как это можно почув­ствовать?

Ведущий 2. Посмотрите, как это делают ре­бята отделения театрального искусства. «Вальс цветов». Музыка Петра Ильича Чайковского.

Ведущий 1. Вот видишь, ребята, которые зани­маются на театральном отделении, перевоплоща­ются в разных героев, примеряют на себя другие характеры, разнообразные ситуации, помогают друг другу и негодуют, когда видят несправедли­вость по отношению к слабым и беззащитным.

Ведущий 2. Уважаемые гости, кто из нас не лю­бит двигаться под красивую энергичную музыку?

Ведущий 1. Я уверена танцевать любят и лю­били всегда и везде во всех уголках мира! Все мы знаем, как разнообразны и неповторимы танцы разных народов! Сейчас вы увидите «Танец баш­кирских девушек».

Ведущий 2. Ваня, откуда появилось такое раз­нообразие танцев?

Ведущий 1. Танец родился из характера на­рода, и особенностей его жизни. У одних народов танцы стремительные и темпераментные, у других – спокойные, у третьих – напряжённые и тяжёлые, а у четвёртых – лёгкие и воздушные. «Девятка».

Ведущий 2. Ваня, какая девятка, ты о чём?

Ведущий 1. Так называется украинский народ­ный танец, который мы сейчас увидим.

Ведущий 2. Наука бесстрастна. Никакая матема­тическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба... Искусство, обладающее чудесной силой, может поднимать и развивать человека!

Ведущий 1. Находить в нём творческие силы, энергию, побуждать человека противостоять злу и создавать прекрасное!

Ведущий 2. Дорогие слушатели! Наш сегодняш­ний концерт подошёл к концу.

Ведущий 1. До новых встреч!

"Старинная музыка"

Сценарий концерта

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы по­знакомимся с музыкой, которая была написана в XVII–XVIII веках. О ней сейчас можно сказать, что она – старинная. У многих из нас есть желание за­глянуть в те далёкие годы. К сожалению, тогда не было даже фотографии. Поэтому о том, как жили люди 300 лет назад, мы знаем по дошедшим до нас через века картинам, книгам и музыкальным произведениям. И вот сегодня давайте используем волшебную силу музыки, чтобы почувствовать дух того времени.

Музыкальное произведение – это "письмо" к нам из прошлых эпох и дальних стран, обращение композитора, который передаёт свои чувства, мыс­ли, наблюдения и впечатления о времени, в кото­ром он жил. знакомство со старинной музыкой мы начнём с произведения Иоганна Себастьяна Баха, одного из самых известных композиторов тех лет. В своём творчестве Бах просто и понятно для каждого слушателя рассуждает о смысле жизни, красоте и величии человеческого духа. Послушайте "Пре­людию" си минор Иоганна Себастьяна Баха.

Музыка, которая сейчас прозвучала, была на­писана очень давно! Конечно же, вы заметили, какая она спокойная, неторопливая, чуть-чуть печальная. Её настроение соответствует образу жизни людей тех лет и передаёт нам дух того вре­мени. Сейчас прозвучит ещё одно произведение Баха – "Сицилиана".

Бах писал не только серьёзные философские произведения, но и весёлые жизнерадостные. А убедимся мы в этом, послушав маленький шедевр гения, которым люди наслаждаются уже много лет. Пьеса "lПутка".

Музыка композитора Антонио Вивальди, не­смотря на то что была написана более трёх веков тому назад, известна и любима и в наши дни. Бу­дучи католическим священником, этот виртуоз скрипки, оставил нам бесценное наследие – свою прекрасную музыку, про которую можно сказать, что она перешагнула границу своего времени. Ан­тонио Вивальди Концерт Соль мажор.

Танец, как и песня, существует в нашей жизни с незапамятных времён. Он родился из потребности человека выразить свои эмоции в движении. Поч­ти все бальные танцы имеют народные корни, но когда народный танец попадает в средневековый замок, он сильно преображается. В танце строго расписаны все движения, все фигуры – повороты, поклоны и реверансы. Весёлые народные танцы из­менились до неузнаваемости, и теперь от танцоров требуется безупречность манер.В XIX веке европейские балы всегда открыва­лись торжественным танцем-шествием, который называется "полонез". Его отличительные чер­ты – медленный темп, трёхдольный метр. Чтобы представить, как всё это происходило, предлагаю посмотреть видеофрагмент танца "Полонез". А в нашем концерте прозвучит "Полонез" Вольф­ганга Амадея Моцарта.

Обязательным танцем на балу был менуэт. В XVII–XVIII веках менуэт считался "королём тан­цев", настолько он был популярен. Его название произошло от слова "маленький" и обозначало движение маленькими шажками. Все движения менуэта построены на поклонах и реверансах. Предлагаю посмотреть видеофрагмент. А сейчас прозвучит "Менуэт" Йозефа Гайдна.

Песня, которую Вы сейчас услышите, поможет нам на несколько минут "умчаться" в прошлое и представить себя участниками бала. Людмила Марченко "Менуэт".

Сейчас мы познакомимся со старинным ис­панским танцем сарабанда. Он имеет суровый и мрачный характер. Посмотрите видеофрагмент этого танца. Произведение Арканджело Корелли - "Сарабанда".

Устав танцевать, гости могли послушать кон­церт. В те времена слово "концерт" обозначало "соревнование". Музыканты показывали своё мастерство игры на различных инструментах, а особенно популярен был клавесин. Это клавишно-струнный щипковый инструмент. Для удара по струне перепробовали разные язычки, и предпо­чтение было отдано... стерженьку от вороньего пера. Именно благодаря птичьему перу получался такой сильный и выразительный звук. Клавесины были очень красивыми и дорогими. Им придава­ли разную форму: от ящика, инкрустированного позолотой, перламутром и слоновой костью, – до лиры или арфы на ножках. У нас есть возможность послушать звук этого редко звучащего в наши дни инструмента. Доменико Циполли "Фугетта".

Для клавесина было написано множество пре­красных музыкальных произведений, но это ему не помогло – в конце XVIII века фортепиано стало вытеснять его. И в этом нет ничего удивительно­го. В отличие от клавесина, звук которого может быть только тихим, звук фортепиано может быть и тихим и громким, что позволяет композитору и исполнителю передавать бесконечное множество оттенков настроений и чувств. Иоганн Себастьян Бах. "Прелюдия" ре минор.

В начале XVIII века немецкий композитор Георг Фридрих Гендель дал миру музыку глубоких раз­думий, страстных чувств и теплой задушевности. "Моя музыка, – говорил Гендель, – должна не только доставлять удовольствие, но и делать людей лучше". Георг Фридрих Гендель. "Пассакалия".

История мелодии, которая прозвучит сейчас, очень интересна. Сначала под эту музыку короно­вали английских королей и королев, а потом под эту же музыку водили на эшафот, причём казнить под неё разрешалось, только королевских особ. Итак, старинная английская песня "Зелёные рукава".

"Аве, Мария" (в переводе на русский "Радуйся, Мария") – это одна из самых популярных католических молитв, обращённая к Деве Марии, матери Иисуса Христа. Эту молитву называют ангельским приветствием, так как первая фраза – это привет­ствие архангела Гавриила, когда он сообщает, что через 9 месяцев у неё родится ребёнок. На текст этой молитвы написано много музыкальных произведений. "Аве, Мария" – это одно из самых светлых и возвышенных произведений Франца Шуберта. Под эту чудесную музыку хореографи­ческая группа Детской школы искусств исполнит танец.

Ребята, я надеюсь, что вам понравился наш концерт, и вы получили представление о старинной музыке.

Большое спасибо! Всего доброго!

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 59-62

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.