Не только о конкурсе

Г.Башкатов, г.Луцк, Украина

Не только о конкурсе

Педагогические размышления

Без музыки тяжело убедить человека, который вступает в мир,
в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути,
является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры. 

В. А. Сухомлинский

Если ученик не желает знания, то нет ни ученика, ни учителя.

Суфийская мудрость

­Кажется, совсем недавно проводился пер­вый общешкольный конкурс хорового пения «Серебряный камертон – 2004» со мно­гими, как говорят, неизвестными. В моей па­мяти о том первом конкурсе осталось чувство какого-то опустошения и чисто физической усталости. Вместе с тем именно по его оконча­нии у меня появилось конкретное понимание сделанного и перспективности этой работы. Появился свет в конце туннеля. Вот по этому туннелю, образно говоря, и пришлось мне идти на протяжении почти восьми лет в раз­ных  «погодных условиях» – по большей части неблагоприятных. Как это ни удивительно, но именно эти условия способствовали тому, чтобы свет в конце туннеля приближался как можно быстрее и чтобы он перешёл в день – тот день, когда «многие неизвестные» стали понятными.

Вот уже более двадцати лет я встречаю пер­вое сентября вместе с учениками и коллегами-учителями в общеобразовательном учебном заведении. Первые уроки… Первые радости… Первые неудачи… Тогда и начал искать пути к её величеству профессии учителя музыки, пути к детским сердцам.

Песня – наиболее простая форма вокальной музыки. Она много веков служила и ныне служит человеку, оставаясь одним из самых важных средств общения в жизни людей, обогащая и оберегая нашу духовность – нашу сущность. Пение, в том числе хоровое, – при­знано во всём мире как высокое эстетическое явление славянской культуры.

Все мы воспринимаем окружающую жизнь, в первую очередь, через эмоции. При этом важно подчеркнуть, что каждое пережива­ние имеет логическое основание. Именно этим объясняется тот факт, что музыкальное мышление эффективнее формируется на во­кально-хоровом и песенном материале, так как логическим основанием переживаний тут становится поэтическое, образно-конкретное слово.

Большое значение в музыкальном воспита­нии детей с помощью хорового пения придавал К.Д.Ушинский. Он писал: «Какое это могучее средство – хоровое пение! В песнях, а особенно хоровых, есть вообще не только нечто ожив­ляющее и освежающее человека, но и то, что организовывает труд, создавая благоприятные условия дружным певцам к дружному делу. Оно несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец –  в одно сильное чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями необхо­димо побеждать трудности обучения».

Ни для кого не секрет, что мы сегодня, к со­жалению, всё меньше и меньше поём. В жизни исчезают условия, в которых человек хотел и мог петь в кругу своих друзей, близких, зна­комых, с собою наедине. Пение постепенно уходит из нашего быта; то, что свойственно природе человека и передаётся из поколения в поколение, постепенно утрачивается.

В школах, где учатся наши дети, пение за­нимает, как правило, всё меньше и меньше времени, а виртуальный образ жизни и мыш­ления всё больше и больше поглощает живое человеческое чувство.

Пение в хоре, как никакая другая сфера деятельности человека, даёт возможность глубоко почувствовать, осмыслить и передать слушателю глубину сопереживания, выразить себя в процессе коллективного раскрытия музыкального образа. Творческий процесс порождает единение учащихся и учителя, объединяет исполнителей общностью цели. Необходимое условие полной творческой со­гласованности между партнёрами в раскрытии образа музыкального произведения – способ­ность вслушиваться в пение товарищей и в то же время контролировать звучание своего голоса. Тогда музыкальное произведение вместе с его творцом становятся «товарищами» по восхождению к вершине духовности. Этот товарищи рядом, и всегда немного впереди. Так создаются условия для того, чтобы учени­ки не только хорошо развивались в вокальном отношении и лучше интонировали, но и обо­гатились духовно.

Конкурс фактически становится генерато­ром массовой внеклассной вокально-хоровой работы в школе. Постепенно, из года в год, от одного конкурса к другому, классный хор накапливает концертный репертуар, который в VII–VIII классах достигает15-ти (!) произ­ведений, что представляет собой программу отделения концерта. И это только конкурс­ный репертуар. Накопление концертного репертуара, сценический опыт и повышение исполнительского мастерства дают возмож­ность конкурсантам представлять сделанное родителям, принимать участие в школьных концертах, а также дарить своё искусство жителям города, района, деревни. Сводные хоры параллелей классов представляют со­бой украшение любого концерта, а сводный хор участников второго тура конкурса может стать визитной карточкой и гордостью школы.

Во всём этом главное – личность учаще­гося. Коллективное же творчество – одно из средств познания мира человеческих чувств на основании общего понимания и переживания музыки. «Поэтому важно, чтобы каждое про­изведение оставляло в душах исполнителей и слушателей хороший, добрый след. Важно, чтобы у школьников стало много не просто спетых, а любимых произведений, от которых постепенно протянутся ниточки, пролягут “мосточки” к музыке, не только хоровой, но и симфонической, оперной, балетной, форте­пианной».

Большое значение имеет награждение всех участников конкурса, и процедура его проведения – своего рода благодарность ор­ганизаторов за сделанное учащимися. Оно представляет собой непрямую, а, что особенно важно, опосредованную форму оценивания их знаний. Оценивая по достоинству сделанное своими воспитанниками, будучи причаст­ными к этому, учителя и родители получают мощный импульс к объединению в большую школьную семью. Искусство и музыкальная деятельность разрушают психологические ба­рьеры между учеником и его товарищами по классу, параллели, школе, между учащимися и родителями. В такой атмосфере школьной жизни учащиеся не чувствуют и невосприни­мают окружающую жизнь как что-то чуждое их бытию. Мир для них становится очело­веченным, и себя они видят неотъемлемой частью природы.

Создать такие условия, чтобы учащиеся пребывали в состоянии единства с музы­кой, заинтересовать, привить любовь к ней – задача не из простых, но без её решения движения к знаниям не существует. «На­стоящее увлечение музыкой, любовь к ней – необходимое условие для того, чтобы она могла исполнять свою воспитательную и познавательную роль, ведь любые попыт­ки воспитывать при помощи музыки того, кто в ней не заинтересован, не полюбил её, обречены на неудачу». Именно в процессе единения с музыкой, когда учащиеся делают это с любовью, понимая морально-духовную сердцевину музыкального произведения, донося её до слушателей, они становятся людьми, которые делятся правдой своего внутреннего мира. И недаром Ушинский указывал: «Каждый из нас больше человек в том, как он чувствует, нежели в том, как он думает».

Для школьников важно, где и как их при­родные способности будут развиваться. Важ­но, какой музыкой встречает школа ученика перед началом уроков, какая звучит на пере­менах и какая провожает его из школы. На переменах, а также по окончании уроков му­зыкальные произведения и время их звучания определяются ситуационной и тематической целесообразностью.

Важно, чтобы в школьном музыкальном клубе, куда вместе с учащимися могли бы приходить их родители, учителя, гости, вёл­ся серьёзный разговор о музыке, чтобы там можно было послушать музыкальные произ­ведения не только в аудиозаписи, но и в живом исполнении профессиональными артистами, услышать их мысли, а также высказать свои. В таких музыкальных собраниях, которые, как правило, готовятся учителем музыки, должны принимать участие и музыковеды, и музыканты-исполнители, и учителя, и дети.

Важно, чтобы в школе постоянно, а не только перед отчётом художественной само­деятельности, работал и хор, вокальные и инструментальные кружки, духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, воз­можно даже оперная студия или оркестр (ансамбль) народных инструментов. Желательно, чтобы работал филиал музыкальной школы или музыкальная студия, в которых школьники имели бы возможность овладевать навыками игры на классических и народных инструментах, в том числе свирели, а также осваивать навыки пения.

Уроки же музыкального искусства как главная составляющая комплексного подхода должны аккумулировать все эти музыкаль­ные приобретения школьников на основании учебного программного материала. Тогда по­явится предпосылка внутренней потребности (подчёркиваю, природной потребности) на­чинать каждый учебный день вместе с учите­лем классным хоровым пением. Возможно, в свободное время, а в праздники прежде всего, появится желание петь или слушать музыку в кругу семьи. Выбирая такой стиль жизни, ученик движется в направлении позитива, добра, счастья, успеха и здоровья.

Особое внимание хочу обратить на специфику нашего предмета в урочном процессе. В моей практике, как правило, администрация школы делала достаточно верные замечания как в методическом, так и практическом пла­не проведения урока. Но эти замечания, как правило, касались урока как такового, а не урока именно музыкального искусства, то есть обращалось внимание не на суть предме­та, а на его второстепенную, хотя и достаточно существенную сторону.

Достаточно редко заместитель директора, который отвечает за предмет «Музыкальное искусство», или сам директор школы имеют начальное музыкальное образование. В таком случае становится полезным их опыт работы, а главное – педагогическая и общая культура.

А что же мы, учителя? Как председатель городского методического объединения учите­лей музыки по поручению инспектора гороно захожу в одну из школ. Меня приветливо встречает заместитель директора – прият­ный, уже в годах человек. Сразу чувствуется, что это опытный и, как говорят, кадровый работник просвещения. Ведём разговор от­носительно дела, с каким я посетил школу. А он так по-отцовски мне говорит: «Слушай, ты знаешь, вот сколько я работаю в школе, на уроках музыки учащиеся или смеются, или балуются». Я  был просто шокирован. Как?! Такой опытный учитель-администратор, проработавший столько в школе, никогда не видел настоящего урока музыки? Мне стало немного досадно за этого человека. Уже поз­же, с годами, я понял, что доля истины в его словах всё же была и, надо сказать, немалая.

Дело в том, что музыка – достаточно специфический школьный предмет. В музыкальном искусстве человек находит одновременно во­площение мира, который он видит, и его пере­живания. Музыка отображает чувственную, эмоциональную сферу психической активно­сти человека, которая на язык логики если и переводится, то с большими потерями. Глав­ный предмет освоения учебного материала на основе интонационной природы музыки – че­ловеческое чувство. «Знание же приходит как его осознанное переживание». «Музыкальные переживания, – пишет Б.М.Теплов, – по сути своей – эмоциональные переживания. Иначе как эмоциональным путём невозможно понять содержание музыки». Вот в чём принипиаль­ная особенность нашего предмета, а отсюда и сложность, и специфичность подачи материала и его освоения школьниками.

Осваивается же «музыкальное пережива­ние» учащимися в процессе урока по большей части в коллективной форме. И учителю до­статочно сложно подвести одновременно всех учеников класса (а это характерный элемент специфики урока музыкального искусства) к соответствующему уровню желания воспри­нимать весьма глубокие чувства, заложенные в произведении. Поэтому большое значение приобретает тождественность эмоционального состояния учителя и учащихся. Это состояние вызывается общим восприятием и пережива­нием содержания произведения, как во время слушания, так и во время коллективного соз­дания музыкального образа, преимуществен­но через хоровое пение. При этом учитель – руководитель этого процесса – исполняет одновременно и функцию концертмейстера.

На других школьных уроках эмоциональ­ная идентификация учителя с учащимися ограничивается, в подавляющем большин­стве, пассивно-созерцательным отношением к эмоциональному состоянию, без активного воздействия на сферу переживаний. (Кроме литературы, которая по своей специфике не­сколько ближе к музыкальному искусству.) Задача же учителя музыки как раз и состо­ит в том, чтобы в процессе урока учащиеся фиксировали, уточняли и развивали эти переживания на основе внутренней свободы и готовности сопереживать, а не «изучали “ключевые знания“ … под акомпанемент му­зыки». «Это особая педагогика – педагогика

искусства. Она требует, в первую очередь, другой атмосферы, свободы, импровизацион­ности, профессионального мастерства. Она не требует от ребёнка усвоения знаний, она побуждает и его, и учителя к присвоению ду­ховных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе». «Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразова­тельной школе, – писал Д. Кабалевский, – является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность... Урок музыки имеет целью «не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Такой подход – путь к свободе личности, к её индивидуальности. Вот в этом, как мне видится, – суть идеи, заложенной в концепции музыкального образования выдающимся му­зыкантом и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским.

Мне часто вспоминается один случай… Всемирно известный виолончелист и дирижёр Мстислав Леопольдович  Ростропович, раска­зывая о своём детстве, вспоминал слова отца, который в очень тяжёлые, голодные годы говорил: «Продайте всё, что можно продать в доме, но рояль не продавайте…»

Эти его слова заставляют меня задуматься о духовных ценностях в нашей жизни… Речь ведь не только о рояле!

«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства, – писал Д.Б.Кабалевский. – Также, как литература и изобразительное искусство, музыка реши­тельно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».

По мысли Д.С.Лихачёва, «красота, откры­вающаяся в музыкальных произведениях, де­лает человека душевно красивым, глубоким и, в конечном итоге, даёт возможность стоять на правильных жизненных позициях. Заметить красоту – значит расширить сферу жизни, сфе­ру того жизненного простора в котором живёт человек, открыть неожиданную мудрость. На­стоящее искусство всегда правдиво – оно учит быть правдивым других». К тому же, слушая народную песню или классическую музыку, музыку, написанную композиторами-класи­ками в разных жанрах, «мы учимся логично­сти и последовательности переходов от мысли к мысли (научному изложению). Они– всегда компактны, точны, идеальны по своей форме и содержанию, как и сама мысль».

Мысль автора, отражающего в своём твор­честве собственное понимание мира, даёт свободу и масштаб мысли слушателя, мысли индивидуальной, присущей только ему, ис­ходя из его жизненного и художественного опыта, начисто отсекая бедность, скудоумие и лживость мысли. Указывая прямой путь к правдивости через красоту, простоту и чест­ность.

Музыкальное искусство – звуковая карти­на мира, «оно находится вне исторического времени, выводя нас за пределы своей эпохи, становясь понятным и действенным в наше время, внося в мир упорядоченность, борясь с хаотичностью, отстаивая собственное вос­приятие мира». «Оно стремится стать крестом (в христианстве) – символом борьбы со смер­тью, символом воскресения, растворяющим, раздвигающим мир». Процесс его восприятия предполагает напряжённую работу музыкаль­ного мышления.

«Настоящее искусство искренно в своём самовыражении». Поэтому искренность в от­ношении к нему – первое условие к его пони­манию и осмыслению. Здесь нужно желание – внутренняя готовность понять и осмыслить его. Путь к этому лежит через заинтересован­ность, «знания, которые помогают раскрывать нам двери мира искусства, но войти в них мы должны сами, в процессе «безмолвной беседы», согласия, знаменующего истинное единение». В этом процессе представления че­ловека о мире должны упорядочиваться, при­обретать некоторую систему. Таким образом, человек вносит искусство в действительность, организует её, при этом личность человека обретает силы, чувство собственного досто­инства, приобретая свободу выбора и ясность цели, избегая ложного пути» (Лихачёв Д.С.). Это путь к красоте и через красоту.

«Художественное понимание мира» в на­родной песне, творчестве композиторов-мыс­лителей, всех гениальных представителей искусства «отличается гораздо более сильным внутренним ощущением общего в мире, чем логическое его познание» (Лихачёв Д.С.). Ху­дожественное же и логическое познание мира в его гармоническом единстве представляет со­бой возможность целостного его осмысления, осмысления места и роли человека в нём.

Говоря о гармоничном развитии личности, Л.Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство эмоциональной и интел­лектуальной сферы психики ребёнка, «един­ство аффекта и интеллекта». Музыкальное вос­питание – уникальное средство формирования этого единства, так как оно имеет огромное воздействие не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребёнка.

* * *

Моя практика работы в общеобразователь­ном учебном заведении позволяет утверждать, что предмет «Музыкальное искусство» до­статочно сложен, требует многогранной под­готовки учителя к уроку, осмысленного его усвоения школьниками. Но, к сожалению, отношение к нему со стороны администрации часто бывает явно не соответствующим, не обеспечивающим профессиональных условий для работы учителям узыки.

На бумаге эта проблема чаще всего отсут­ствует. На практике же в большинстве случа­ев учитель остаётся с ней наедине. Да и сам учитель иногда, если можно так сказать, «недотягивает» до необходимого уровня. Отсюда и результат, как в поговорке «Как аукнется, так и откликнется». Известный лозунг «Кадры ре­шают всё!» и сегодня, думаю, не утратил своей актуальности. От себя добавлю: при наличии профессиональных условий труда учителя и соответствующей его оплате.

Возможно, я несколько категоричен, но практика моей работы подтверждает: там, где нет кабинета музыки, там нет урока музыкаль­ного искусства.

Когда в школе отсутствуют профессиональ­но необходимые условия для проведения уро­ков музыкального искусства, то единственное, что может немного утешить и защитить музы­ку – это… сама музыка. Но при одном условии – соответствующем профессиональном уровне учителя. Когда я, как профессионал своего дела, смогу донести каждому учащемуся в классе высокую духовность, содержащуюся, скажем, в произведениях Моцарта, Бетховена, Чайковского или в народной песне, то я чув­ствую себя счастливым человеком. Я горжусь, ведь это сделано мною! Да нет, не мной одним – это Моцарт, Бетховен, Чайковский, народ, который дал возможность «из уст в уста, от сердца к сердцу через многие сотни лет прид­ти от наших пращуров в сегодняшний день и передать нам, сегодняшним колосс морали, проверенный временем». Я же помог и  себе, и ученикам услышать её. Вот и попробуйте раз­делить нас здесь всех, вместе взятых…

Мы должны понять, что потенциал искус­ства – эмоциональное воздействие – важней­ший в системе воспитания школьников!

Раймонд Паулс: «Реальная культура, со­гласитесь, находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах – это лишь её символы. Реальная культура – в самом человеке. Нет культуры в человеке – не нужны и символы. И ему самому, и обществу».

Борис Покровский: «Культура – это не об­разованность и не образование, не наука и про­свещение, это даже не искусство. Корень слова предпочтительнее всего переводить, как по­читание… Почитание человеком человека, его творческого, нужного людям труда, ибо какой же это человек без созидательного труда»?.. Культура – духовная организация общества… Культуре полагается парить над обществом; её крылья – просвещение и искусство. … От искусства ждут отдыха, развлечения и отвле­чения, забывая, что, в первую очередь, это – в высшей степени сложный процесс познания мира и человека через образы прекрасного. Воспринимать их надо учиться».

Анатолий Мокренко: «Время идёт и во весь рост подымается проблема экологии души. Появился этот термин не так давно, на изломе столетий, и достаточно точно определяет вы­зов времени: духовность современного челове­ка испытывает потери. Бывшее утверждение Антуана де Сент-Экзюпери о живом общении человека с человеком как наивысшем благе поддаётся негативной коррекции средствами виртуального общения – телевизор, радио, компьютер, Интернет, мобилки и прочее… Не может не черстветь человеческая душа, особенно если она привыкает к этому с дет­ства. А отсюда – и нравственный кризис. Ра­стёт отчуждённость, недостаток сочувствия, душевной поддержки, которая испокон ве­ков так служила человеку, зато вырастает равнодушие, цинизм, жестокость, эгоизм. Не все понимают, что пение как духовный акт – изобретение не цивилизации, а Природы-матушки как жизненный ресурс стойкости человека в перипетиях  реальности, и сберечь его в человеке, приобщить к нему ребёнка – не прихоть. Людям, не приобщённым к нему с детства, тяжело постигнуть его природную очеловеченную суть, а тем более передать его детям как силу духа, как радость жизни, как средство единения человека с человеком...

Я убеждён, что культура в конечном счёте – это инструмент разумного равновесия между природой и рукотворным миром человека. Поющий человеческий голос, выражающий торжество творческого порыва, – это и есть голос царицы-природы, соединённый с раз­умом. Песня – след человека из прошлого. Не потеряем же его; он показывает направление нашего движения к мечте и счастью. И его должен чувствовать каждый».

* * *

Казалось бы, на этом можно подвести итог своим размышлениям. Но!..

Тёплый августовский день. Захожу проведать своего директора пенсионера В.М.Чеблина, под руководством которого я учился и работал и которому многим обязан. Ведём разговор о моей школьной работе. Рядом, на кухне, Неля Ивановна – жена Виктора Михайловича, кото­рая преподавала у нас в училище историю. В процессе нашего разговора она выходит к нами, обращаясь ко мне, так по-домашнему гово­рит: «Слушай, ты, герой, ты мне скажи, почему ребёнок (внук) в седьмом классе ни одной песни не знает?» Это было настолько неожиданно для меня, что опомнился только на улице: почему сами не научили?..

Начал разбираться – оказывается, не так всё просто и однозначно. Для меня этот её вопрос и по сей день остаётся совсем не празд­ным. Возможно, мои размышления послужат нашему совместному педагогическому поиску, уважаемые коллеги. Очень бы хотелось!

Одно знаю твёрдо – там, где заботятся и думают о будущем, этот вопрос без внимания не останется.

Литература:

  1. Башкатов Г. Конкурс хорового співу в загально освітньому навчальному закладі: метод. рек. – Луцьк: Надстир’я, 2015. – 52 с.
  2. Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит: кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.
  3. Вокально-хорова робота в школі: метод. рекомендації для вчителів музики та студентів-практикантів [відп. завип. Н.І. Томчук – Ровно: Ровен. Держ. пед. ін-тім. Д. З. Мануїльського, 1989.
  4. Головина М. Найти единомышленников// Музыка в школе. 1989. № 4.
  5. Головина М., Михайлов В. Под акомпанемент музы­ки// Музыка в школе. – 1987. – №4.
  6. Гумінська О.О. Уроки музики в загально освітній школі : методи. посібн. / Т.: Навч. кн. – Богдан, 2003.
  7. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И.Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. 1988.
  8. Красильникова М., Критская Е. О сути разногласий// Музыка в школе. 1988. №3.
  9. Лихачёв Д.С. Мысли о жизни. Письма о добром. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 576 с . + вкл. (32 с.).
  10. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. М. :КоЛибри, Аз­бука-Аттикус, 2014. 480 с.
  11. Мокренко А. Вспоминая голос жаворонка// Сов. Культура. 1988. 30 янв.
  12. Покровский Б. Почитание культуры – почитание человека//Сов. культура. 1988. 24 июня.
  13. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: навч.-метод. посібн. Т. : Навч. кн. – Богдан, 2011. – 640 с.
  14. Струве Г. Школьный хор: кн. для учителя. М.: Про­свещение, 1981.
  15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избр. Труды. Т.1. М.: Педагогика, 1981. – 296 с.
  16. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейца­рии. – М.: Педагогика, 1996.
Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 25-
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.