Не только о конкурсе
Г.Башкатов, г.Луцк, Украина
Не только о конкурсе
Педагогические размышления
в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути,
является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.
В. А. Сухомлинский
Суфийская мудрость
Кажется, совсем недавно проводился первый общешкольный конкурс хорового пения «Серебряный камертон – 2004» со многими, как говорят, неизвестными. В моей памяти о том первом конкурсе осталось чувство какого-то опустошения и чисто физической усталости. Вместе с тем именно по его окончании у меня появилось конкретное понимание сделанного и перспективности этой работы. Появился свет в конце туннеля. Вот по этому туннелю, образно говоря, и пришлось мне идти на протяжении почти восьми лет в разных «погодных условиях» – по большей части неблагоприятных. Как это ни удивительно, но именно эти условия способствовали тому, чтобы свет в конце туннеля приближался как можно быстрее и чтобы он перешёл в день – тот день, когда «многие неизвестные» стали понятными.
Вот уже более двадцати лет я встречаю первое сентября вместе с учениками и коллегами-учителями в общеобразовательном учебном заведении. Первые уроки… Первые радости… Первые неудачи… Тогда и начал искать пути к её величеству профессии учителя музыки, пути к детским сердцам.
Песня – наиболее простая форма вокальной музыки. Она много веков служила и ныне служит человеку, оставаясь одним из самых важных средств общения в жизни людей, обогащая и оберегая нашу духовность – нашу сущность. Пение, в том числе хоровое, – признано во всём мире как высокое эстетическое явление славянской культуры.
Все мы воспринимаем окружающую жизнь, в первую очередь, через эмоции. При этом важно подчеркнуть, что каждое переживание имеет логическое основание. Именно этим объясняется тот факт, что музыкальное мышление эффективнее формируется на вокально-хоровом и песенном материале, так как логическим основанием переживаний тут становится поэтическое, образно-конкретное слово.
Большое значение в музыкальном воспитании детей с помощью хорового пения придавал К.Д.Ушинский. Он писал: «Какое это могучее средство – хоровое пение! В песнях, а особенно хоровых, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и то, что организовывает труд, создавая благоприятные условия дружным певцам к дружному делу. Оно несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец – в одно сильное чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями необходимо побеждать трудности обучения».
Ни для кого не секрет, что мы сегодня, к сожалению, всё меньше и меньше поём. В жизни исчезают условия, в которых человек хотел и мог петь в кругу своих друзей, близких, знакомых, с собою наедине. Пение постепенно уходит из нашего быта; то, что свойственно природе человека и передаётся из поколения в поколение, постепенно утрачивается.
В школах, где учатся наши дети, пение занимает, как правило, всё меньше и меньше времени, а виртуальный образ жизни и мышления всё больше и больше поглощает живое человеческое чувство.
Пение в хоре, как никакая другая сфера деятельности человека, даёт возможность глубоко почувствовать, осмыслить и передать слушателю глубину сопереживания, выразить себя в процессе коллективного раскрытия музыкального образа. Творческий процесс порождает единение учащихся и учителя, объединяет исполнителей общностью цели. Необходимое условие полной творческой согласованности между партнёрами в раскрытии образа музыкального произведения – способность вслушиваться в пение товарищей и в то же время контролировать звучание своего голоса. Тогда музыкальное произведение вместе с его творцом становятся «товарищами» по восхождению к вершине духовности. Этот товарищи рядом, и всегда немного впереди. Так создаются условия для того, чтобы ученики не только хорошо развивались в вокальном отношении и лучше интонировали, но и обогатились духовно.
Конкурс фактически становится генератором массовой внеклассной вокально-хоровой работы в школе. Постепенно, из года в год, от одного конкурса к другому, классный хор накапливает концертный репертуар, который в VII–VIII классах достигает15-ти (!) произведений, что представляет собой программу отделения концерта. И это только конкурсный репертуар. Накопление концертного репертуара, сценический опыт и повышение исполнительского мастерства дают возможность конкурсантам представлять сделанное родителям, принимать участие в школьных концертах, а также дарить своё искусство жителям города, района, деревни. Сводные хоры параллелей классов представляют собой украшение любого концерта, а сводный хор участников второго тура конкурса может стать визитной карточкой и гордостью школы.
Во всём этом главное – личность учащегося. Коллективное же творчество – одно из средств познания мира человеческих чувств на основании общего понимания и переживания музыки. «Поэтому важно, чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей и слушателей хороший, добрый след. Важно, чтобы у школьников стало много не просто спетых, а любимых произведений, от которых постепенно протянутся ниточки, пролягут “мосточки” к музыке, не только хоровой, но и симфонической, оперной, балетной, фортепианной».
Большое значение имеет награждение всех участников конкурса, и процедура его проведения – своего рода благодарность организаторов за сделанное учащимися. Оно представляет собой непрямую, а, что особенно важно, опосредованную форму оценивания их знаний. Оценивая по достоинству сделанное своими воспитанниками, будучи причастными к этому, учителя и родители получают мощный импульс к объединению в большую школьную семью. Искусство и музыкальная деятельность разрушают психологические барьеры между учеником и его товарищами по классу, параллели, школе, между учащимися и родителями. В такой атмосфере школьной жизни учащиеся не чувствуют и невоспринимают окружающую жизнь как что-то чуждое их бытию. Мир для них становится очеловеченным, и себя они видят неотъемлемой частью природы.
Создать такие условия, чтобы учащиеся пребывали в состоянии единства с музыкой, заинтересовать, привить любовь к ней – задача не из простых, но без её решения движения к знаниям не существует. «Настоящее увлечение музыкой, любовь к ней – необходимое условие для того, чтобы она могла исполнять свою воспитательную и познавательную роль, ведь любые попытки воспитывать при помощи музыки того, кто в ней не заинтересован, не полюбил её, обречены на неудачу». Именно в процессе единения с музыкой, когда учащиеся делают это с любовью, понимая морально-духовную сердцевину музыкального произведения, донося её до слушателей, они становятся людьми, которые делятся правдой своего внутреннего мира. И недаром Ушинский указывал: «Каждый из нас больше человек в том, как он чувствует, нежели в том, как он думает».
Для школьников важно, где и как их природные способности будут развиваться. Важно, какой музыкой встречает школа ученика перед началом уроков, какая звучит на переменах и какая провожает его из школы. На переменах, а также по окончании уроков музыкальные произведения и время их звучания определяются ситуационной и тематической целесообразностью.
Важно, чтобы в школьном музыкальном клубе, куда вместе с учащимися могли бы приходить их родители, учителя, гости, вёлся серьёзный разговор о музыке, чтобы там можно было послушать музыкальные произведения не только в аудиозаписи, но и в живом исполнении профессиональными артистами, услышать их мысли, а также высказать свои. В таких музыкальных собраниях, которые, как правило, готовятся учителем музыки, должны принимать участие и музыковеды, и музыканты-исполнители, и учителя, и дети.
Важно, чтобы в школе постоянно, а не только перед отчётом художественной самодеятельности, работал и хор, вокальные и инструментальные кружки, духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, возможно даже оперная студия или оркестр (ансамбль) народных инструментов. Желательно, чтобы работал филиал музыкальной школы или музыкальная студия, в которых школьники имели бы возможность овладевать навыками игры на классических и народных инструментах, в том числе свирели, а также осваивать навыки пения.
Уроки же музыкального искусства как главная составляющая комплексного подхода должны аккумулировать все эти музыкальные приобретения школьников на основании учебного программного материала. Тогда появится предпосылка внутренней потребности (подчёркиваю, природной потребности) начинать каждый учебный день вместе с учителем классным хоровым пением. Возможно, в свободное время, а в праздники прежде всего, появится желание петь или слушать музыку в кругу семьи. Выбирая такой стиль жизни, ученик движется в направлении позитива, добра, счастья, успеха и здоровья.
Особое внимание хочу обратить на специфику нашего предмета в урочном процессе. В моей практике, как правило, администрация школы делала достаточно верные замечания как в методическом, так и практическом плане проведения урока. Но эти замечания, как правило, касались урока как такового, а не урока именно музыкального искусства, то есть обращалось внимание не на суть предмета, а на его второстепенную, хотя и достаточно существенную сторону.
Достаточно редко заместитель директора, который отвечает за предмет «Музыкальное искусство», или сам директор школы имеют начальное музыкальное образование. В таком случае становится полезным их опыт работы, а главное – педагогическая и общая культура.
А что же мы, учителя? Как председатель городского методического объединения учителей музыки по поручению инспектора гороно захожу в одну из школ. Меня приветливо встречает заместитель директора – приятный, уже в годах человек. Сразу чувствуется, что это опытный и, как говорят, кадровый работник просвещения. Ведём разговор относительно дела, с каким я посетил школу. А он так по-отцовски мне говорит: «Слушай, ты знаешь, вот сколько я работаю в школе, на уроках музыки учащиеся или смеются, или балуются». Я был просто шокирован. Как?! Такой опытный учитель-администратор, проработавший столько в школе, никогда не видел настоящего урока музыки? Мне стало немного досадно за этого человека. Уже позже, с годами, я понял, что доля истины в его словах всё же была и, надо сказать, немалая.
Дело в том, что музыка – достаточно специфический школьный предмет. В музыкальном искусстве человек находит одновременно воплощение мира, который он видит, и его переживания. Музыка отображает чувственную, эмоциональную сферу психической активности человека, которая на язык логики если и переводится, то с большими потерями. Главный предмет освоения учебного материала на основе интонационной природы музыки – человеческое чувство. «Знание же приходит как его осознанное переживание». «Музыкальные переживания, – пишет Б.М.Теплов, – по сути своей – эмоциональные переживания. Иначе как эмоциональным путём невозможно понять содержание музыки». Вот в чём принипиальная особенность нашего предмета, а отсюда и сложность, и специфичность подачи материала и его освоения школьниками.
Осваивается же «музыкальное переживание» учащимися в процессе урока по большей части в коллективной форме. И учителю достаточно сложно подвести одновременно всех учеников класса (а это характерный элемент специфики урока музыкального искусства) к соответствующему уровню желания воспринимать весьма глубокие чувства, заложенные в произведении. Поэтому большое значение приобретает тождественность эмоционального состояния учителя и учащихся. Это состояние вызывается общим восприятием и переживанием содержания произведения, как во время слушания, так и во время коллективного создания музыкального образа, преимущественно через хоровое пение. При этом учитель – руководитель этого процесса – исполняет одновременно и функцию концертмейстера.
На других школьных уроках эмоциональная идентификация учителя с учащимися ограничивается, в подавляющем большинстве, пассивно-созерцательным отношением к эмоциональному состоянию, без активного воздействия на сферу переживаний. (Кроме литературы, которая по своей специфике несколько ближе к музыкальному искусству.) Задача же учителя музыки как раз и состоит в том, чтобы в процессе урока учащиеся фиксировали, уточняли и развивали эти переживания на основе внутренней свободы и готовности сопереживать, а не «изучали “ключевые знания“ … под акомпанемент музыки». «Это особая педагогика – педагогика
искусства. Она требует, в первую очередь, другой атмосферы, свободы, импровизационности, профессионального мастерства. Она не требует от ребёнка усвоения знаний, она побуждает и его, и учителя к присвоению духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе». «Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе, – писал Д. Кабалевский, – является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность... Урок музыки имеет целью «не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Такой подход – путь к свободе личности, к её индивидуальности. Вот в этом, как мне видится, – суть идеи, заложенной в концепции музыкального образования выдающимся музыкантом и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским.
Мне часто вспоминается один случай… Всемирно известный виолончелист и дирижёр Мстислав Леопольдович Ростропович, расказывая о своём детстве, вспоминал слова отца, который в очень тяжёлые, голодные годы говорил: «Продайте всё, что можно продать в доме, но рояль не продавайте…»
Эти его слова заставляют меня задуматься о духовных ценностях в нашей жизни… Речь ведь не только о рояле!
«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства, – писал Д.Б.Кабалевский. – Также, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».
По мысли Д.С.Лихачёва, «красота, открывающаяся в музыкальных произведениях, делает человека душевно красивым, глубоким и, в конечном итоге, даёт возможность стоять на правильных жизненных позициях. Заметить красоту – значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора в котором живёт человек, открыть неожиданную мудрость. Настоящее искусство всегда правдиво – оно учит быть правдивым других». К тому же, слушая народную песню или классическую музыку, музыку, написанную композиторами-класиками в разных жанрах, «мы учимся логичности и последовательности переходов от мысли к мысли (научному изложению). Они– всегда компактны, точны, идеальны по своей форме и содержанию, как и сама мысль».
Мысль автора, отражающего в своём творчестве собственное понимание мира, даёт свободу и масштаб мысли слушателя, мысли индивидуальной, присущей только ему, исходя из его жизненного и художественного опыта, начисто отсекая бедность, скудоумие и лживость мысли. Указывая прямой путь к правдивости через красоту, простоту и честность.
Музыкальное искусство – звуковая картина мира, «оно находится вне исторического времени, выводя нас за пределы своей эпохи, становясь понятным и действенным в наше время, внося в мир упорядоченность, борясь с хаотичностью, отстаивая собственное восприятие мира». «Оно стремится стать крестом (в христианстве) – символом борьбы со смертью, символом воскресения, растворяющим, раздвигающим мир». Процесс его восприятия предполагает напряжённую работу музыкального мышления.
«Настоящее искусство искренно в своём самовыражении». Поэтому искренность в отношении к нему – первое условие к его пониманию и осмыслению. Здесь нужно желание – внутренняя готовность понять и осмыслить его. Путь к этому лежит через заинтересованность, «знания, которые помогают раскрывать нам двери мира искусства, но войти в них мы должны сами, в процессе «безмолвной беседы», согласия, знаменующего истинное единение». В этом процессе представления человека о мире должны упорядочиваться, приобретать некоторую систему. Таким образом, человек вносит искусство в действительность, организует её, при этом личность человека обретает силы, чувство собственного достоинства, приобретая свободу выбора и ясность цели, избегая ложного пути» (Лихачёв Д.С.). Это путь к красоте и через красоту.
«Художественное понимание мира» в народной песне, творчестве композиторов-мыслителей, всех гениальных представителей искусства «отличается гораздо более сильным внутренним ощущением общего в мире, чем логическое его познание» (Лихачёв Д.С.). Художественное же и логическое познание мира в его гармоническом единстве представляет собой возможность целостного его осмысления, осмысления места и роли человека в нём.
Говоря о гармоничном развитии личности, Л.Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство эмоциональной и интеллектуальной сферы психики ребёнка, «единство аффекта и интеллекта». Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, так как оно имеет огромное воздействие не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребёнка.
* * *
Моя практика работы в общеобразовательном учебном заведении позволяет утверждать, что предмет «Музыкальное искусство» достаточно сложен, требует многогранной подготовки учителя к уроку, осмысленного его усвоения школьниками. Но, к сожалению, отношение к нему со стороны администрации часто бывает явно не соответствующим, не обеспечивающим профессиональных условий для работы учителям узыки.
На бумаге эта проблема чаще всего отсутствует. На практике же в большинстве случаев учитель остаётся с ней наедине. Да и сам учитель иногда, если можно так сказать, «недотягивает» до необходимого уровня. Отсюда и результат, как в поговорке «Как аукнется, так и откликнется». Известный лозунг «Кадры решают всё!» и сегодня, думаю, не утратил своей актуальности. От себя добавлю: при наличии профессиональных условий труда учителя и соответствующей его оплате.
Возможно, я несколько категоричен, но практика моей работы подтверждает: там, где нет кабинета музыки, там нет урока музыкального искусства.
Когда в школе отсутствуют профессионально необходимые условия для проведения уроков музыкального искусства, то единственное, что может немного утешить и защитить музыку – это… сама музыка. Но при одном условии – соответствующем профессиональном уровне учителя. Когда я, как профессионал своего дела, смогу донести каждому учащемуся в классе высокую духовность, содержащуюся, скажем, в произведениях Моцарта, Бетховена, Чайковского или в народной песне, то я чувствую себя счастливым человеком. Я горжусь, ведь это сделано мною! Да нет, не мной одним – это Моцарт, Бетховен, Чайковский, народ, который дал возможность «из уст в уста, от сердца к сердцу через многие сотни лет придти от наших пращуров в сегодняшний день и передать нам, сегодняшним колосс морали, проверенный временем». Я же помог и себе, и ученикам услышать её. Вот и попробуйте разделить нас здесь всех, вместе взятых…
Мы должны понять, что потенциал искусства – эмоциональное воздействие – важнейший в системе воспитания школьников!
Раймонд Паулс: «Реальная культура, согласитесь, находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах – это лишь её символы. Реальная культура – в самом человеке. Нет культуры в человеке – не нужны и символы. И ему самому, и обществу».
Борис Покровский: «Культура – это не образованность и не образование, не наука и просвещение, это даже не искусство. Корень слова предпочтительнее всего переводить, как почитание… Почитание человеком человека, его творческого, нужного людям труда, ибо какой же это человек без созидательного труда»?.. Культура – духовная организация общества… Культуре полагается парить над обществом; её крылья – просвещение и искусство. … От искусства ждут отдыха, развлечения и отвлечения, забывая, что, в первую очередь, это – в высшей степени сложный процесс познания мира и человека через образы прекрасного. Воспринимать их надо учиться».
Анатолий Мокренко: «Время идёт и во весь рост подымается проблема экологии души. Появился этот термин не так давно, на изломе столетий, и достаточно точно определяет вызов времени: духовность современного человека испытывает потери. Бывшее утверждение Антуана де Сент-Экзюпери о живом общении человека с человеком как наивысшем благе поддаётся негативной коррекции средствами виртуального общения – телевизор, радио, компьютер, Интернет, мобилки и прочее… Не может не черстветь человеческая душа, особенно если она привыкает к этому с детства. А отсюда – и нравственный кризис. Растёт отчуждённость, недостаток сочувствия, душевной поддержки, которая испокон веков так служила человеку, зато вырастает равнодушие, цинизм, жестокость, эгоизм. Не все понимают, что пение как духовный акт – изобретение не цивилизации, а Природы-матушки как жизненный ресурс стойкости человека в перипетиях реальности, и сберечь его в человеке, приобщить к нему ребёнка – не прихоть. Людям, не приобщённым к нему с детства, тяжело постигнуть его природную очеловеченную суть, а тем более передать его детям как силу духа, как радость жизни, как средство единения человека с человеком...
Я убеждён, что культура в конечном счёте – это инструмент разумного равновесия между природой и рукотворным миром человека. Поющий человеческий голос, выражающий торжество творческого порыва, – это и есть голос царицы-природы, соединённый с разумом. Песня – след человека из прошлого. Не потеряем же его; он показывает направление нашего движения к мечте и счастью. И его должен чувствовать каждый».
* * *
Казалось бы, на этом можно подвести итог своим размышлениям. Но!..
Тёплый августовский день. Захожу проведать своего директора пенсионера В.М.Чеблина, под руководством которого я учился и работал и которому многим обязан. Ведём разговор о моей школьной работе. Рядом, на кухне, Неля Ивановна – жена Виктора Михайловича, которая преподавала у нас в училище историю. В процессе нашего разговора она выходит к нами, обращаясь ко мне, так по-домашнему говорит: «Слушай, ты, герой, ты мне скажи, почему ребёнок (внук) в седьмом классе ни одной песни не знает?» Это было настолько неожиданно для меня, что опомнился только на улице: почему сами не научили?..
Начал разбираться – оказывается, не так всё просто и однозначно. Для меня этот её вопрос и по сей день остаётся совсем не праздным. Возможно, мои размышления послужат нашему совместному педагогическому поиску, уважаемые коллеги. Очень бы хотелось!
Одно знаю твёрдо – там, где заботятся и думают о будущем, этот вопрос без внимания не останется.
Литература:
- Башкатов Г. Конкурс хорового співу в загально освітньому навчальному закладі: метод. рек. – Луцьк: Надстир’я, 2015. – 52 с.
- Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит: кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.
- Вокально-хорова робота в школі: метод. рекомендації для вчителів музики та студентів-практикантів [відп. завип. Н.І. Томчук – Ровно: Ровен. Держ. пед. ін-тім. Д. З. Мануїльського, 1989.
- Головина М. Найти единомышленников// Музыка в школе. 1989. № 4.
- Головина М., Михайлов В. Под акомпанемент музыки// Музыка в школе. – 1987. – №4.
- Гумінська О.О. Уроки музики в загально освітній школі : методи. посібн. / Т.: Навч. кн. – Богдан, 2003.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И.Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. 1988.
- Красильникова М., Критская Е. О сути разногласий// Музыка в школе. 1988. №3.
- Лихачёв Д.С. Мысли о жизни. Письма о добром. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 576 с . + вкл. (32 с.).
- Лихачёв Д.С. Заметки о русском. М. :КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 480 с.
- Мокренко А. Вспоминая голос жаворонка// Сов. Культура. 1988. 30 янв.
- Покровский Б. Почитание культуры – почитание человека//Сов. культура. 1988. 24 июня.
- Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: навч.-метод. посібн. Т. : Навч. кн. – Богдан, 2011. – 640 с.
- Струве Г. Школьный хор: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избр. Труды. Т.1. М.: Педагогика, 1981. – 296 с.
- Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. – М.: Педагогика, 1996.
Оставить комментарий