Круглый стол «Искусство в художественной картине мира современных детей и подростков:от теории к практике»
Тема искусства – одна из актуальных в современной научно-образовательной повестке, посвященной художественно-эстетическому и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.
В проблемном поле Круглого стола «Искусство в художественной картине мира современных детей и подростков: от теории к практике», который состоялся 8 апреля 2024 года в Смоленске, оказались следующие вопросы: гуманитаризация образования; искусство как важнейшая область познания; художественная картина мира современных детей и подростков; развивающий социокультурный подход к освоению культуры и искусства; социокультурная образовательная среда школы; духовно-нравственные ценности в образовательном и социокультурном пространстве школы; практики художественно-эстетического развития детей и подростков, диалог искусств в школьном литературном образовании; связь образовательных организаций с учреждениями культуры – библиотеками, музеями, театрами и др.
Спикер мероприятия - Любовь Григорьевна Савенкова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, в рамках стендового доклада «Современная социокультурная среда школы в условиях гуманитаризации образования» акцентировала внимание участников на важных для современной школы вопросах: «Что такое ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ?», «Что такое СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА образовательной организации?», «Возможно ли сегодня ОБРАЗование вовне ПРОСТРАНСТВА МИРА и КУЛЬТУРЫ?», «Какова же роль ИСКУССТВА в школе?».
Смоленские педагоги-участники Круглого стола активно откликнулись на предложение Любовь Григорьевны Савенковой войти в состав Дискуссионной площадки Отделения образования и культуры Российской академии образовании, цель которой - выявление интересных и актуальных форм приобщения молодого поколения нашей страны к культуре и искусству родного края, России и мира в целом.
В частности, Елена Николаевна Лобанова, директор МБОУ «Средняя школа №27 имени Э.А. Хиля» г. Смоленска, отметила актуальность и значимость поднимаемых Л.Г. Савенковой вопросов и для учебно-воспитательного процесса современной школы («выход за рамки предметного обучения», «сотворчество педагогов – обучающихся – родителей», «обращение к региональному компоненту образования», «связь школы с региональными организациями культуры») и для личностного – интеллектуального и творческого - развития учащихся (учащиеся рассматривают мир глубже и дальше рамок школьной программы, заглядывают за горизонт сегодняшнего дня, изучают, анализируют и используют широкие возможности искусства для успешного завтра своих учеников).
Наталья Владимировна Швецова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского» г. Смоленска, рассказала о проводимом в образовательном учреждении фестивале «Диалог искусств» как уникальной образовательной практике в современном социокультурном пространстве учащихся, являющейся яркой иллюстрацией рассматриваемых Л.Г. Савенковой идей гуманитаризации образования: интеграцию и комплексное взаимодействие всех изучаемых дисциплин, сотрудничество педагогов, рассмотрение учебного процесса как целостного явления; опору на принципы педагогической поддержки, педагогики успеха, отказ от авторитарных и репродуктивных форм обучения и др.
Надежда Алексеевна Хацкова, учитель МБОУ «Хиславичская средняя школа», педагог дополнительного образования МБУДО «Хиславичская детская школа искусств» (пгт. Хиславичи Смоленской области), рассказала о своей этнографической коллекции: «Предметы из своей коллекции я использую на занятиях с учащимися Хиславичской средней школы, где они не только могут посмотреть, но и подержать в руках, ощутить их вес, фактуру, даже понюхать (старые горлачи еще сохранили запах молока!). Тактильные ощущения дают гораздо больше информации, чем рассказ, пусть и очень интересный. Так же на занятиях ученики знакомятся с основами краеведения: из фрагментов складывают форму предмета (пока в аппликации); учатся по-новому видеть и понимать красоту народной культуры.
Нашла своих поклонников и ещё одна форма ознакомления с коллекцией– выставочная деятельность. В холле Детской школы искусств мною был создан стенд с изделиями по ткачеству. Чтобы в последующее время этот стенд не пустовал, на нём вывешиваю тематические экспозиции из фондов своей коллекции: вязаные и вышитые текстильные изделия. Выставка сопровождается текстовыми документами об авторах и техниках выполнения. В свободном доступе дети с интересом рассматривают изделия. Слышатся восклицания «А я такое у бабушки видел!». Значит видят, запоминают. В ходе оформления выставки возникла идея искать, по возможности, фотографии прежних хозяев этих вещей и дополнять ими выставочные стенды. Тем более, что старинные фотографии – это тоже история».
Виктория Валерьевна Винокурова, учитель русского языка и литературы, художественный руководитель театра «Авангард» «Средняя школа №4» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, рассказала о деятельности школьного театра «Авангард»: «Программа театра разработана для учащихся 5 - 11 классов. Участие в деятельности театра способствует повышению мотивации учащихся, формированию у них учебно-познавательной компетенции. Так, на этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности. Он получает знания из реальной жизни, овладевает приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В театре учащиеся овладевают и необходимыми для жизни навыками социальной активности. На сцене они могут попробовать себя в разных ролях, что способствует их самоопределению и самореализации. Свои театральные постановки актёры демонстрируют не только на школьной сцене, но и в других учреждениях. Активно участвуя в благотворительных акциях, они дарят своё мастерство людям, нуждающимся в человеческом участии и заботе».
Ирина Валерьевна Шебловинская, заместитель директора по методической работе СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс», отметила следующее: «Традиционные школы представляют собой относительно замкнутые миры. Творческое развитие ребенка в таких школах ограничено интересами, представлениями о культурных ценностях, желанием, способностями и возможностями работающих там педагогов. Современная школа призвана максимально полно удовлетворять образовательные потребности человека, обусловленные стремлением к самовыражению и влиянием динамичности мира, а также создавать наиболее благоприятные условия для развития личности, обладающей нестандартным мышлением, способной гибко реагировать на смену обстоятельств и вносить новое во все сферы жизни. Школа должна стать открытой системой, имеющей партнерские отношения с высшей школой, ведущими представителями культуры и спорта, с Мастерами и Маэстрами, имеющими богатый опыт для передачи молодому поколению.
Примерами такого плодотворного сотрудничества СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» стали традиционно проводимые в стенах образовательной организации: персональные выставки членов Смоленского отделения Союза художников России с мастер-классами, беседами и индивидуальной работой; выступления камерного оркестра Смоленской филармонии и Смоленского отделения Союза композиторов России, а также серьезная интерактивная работа с педагогами и лицеистами в театральном и художественном направлениях, проводимая научными сотрудниками ведущих федеральных институтов структуры Российской академии образования и научно-методическим журналом «Искусство в школе».
Оксана Юрьевна Дымковская, учитель русского языка и литературы, руководитель театральной студии «Мгновение» СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс», акцентировала внимание на взаимодействии искусств в художественно-эстетическом развитии учащихся: «Урок-моноспектакль по литературе в контексте диалога искусств сегодня приобретает особую значимость, поскольку не только способствует развитию творческих актёрских задатков школьников, пробуждая интерес к театральному искусству, но и значительно усиливает желание учеников глубже проникнуть в суть читаемых произведений мировой литературы. Такой вид деятельности как создание и постановка ученических моноспектаклей и лёг в основу работы творческой лаборатории, в дальнейшем получившей название театральной студии «Мгновение», созданной в СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» в 2022 году. Программой «Мастерская моноспектакля» предусмотрена углублённая подача теоретического материала по литературе, истории возникновения и развития театрального искусства, теории режиссуры, сценарного мастерства, что призвано обеспечить комплексное обучение театральному делу в рамках общеобразовательной программы. Чтобы ввести ребят в мир театрального искусства, предусмотрен ряд теоретических занятий, в ходе которых ученики знакомятся с такими понятиями как мировая художественная культура, искусство и его виды, театр и разновидности театрального искусства (драматический, балетный, оперный театр, кукольный и пальчиковый, театр теней и света и др.). Ребята получают сведения об истории театра, его возникновении и развитии, знакомятся с театральными профессиями и особенностями школьного театра. Уже на данном этапе начинается постепенное погружение в театральный мир – мир волшебства, ведь благодаря ему можно уйти от обыденной реальной действительности и оказаться там, где всё бывает по-другому, не так, как в жизни, где можно попробовать себя в разных ролях, в том числе и в роли волшебника. Не секрет, что кому посчастливилось уже в школьном возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, в душе его будет жить доброе начало. На данном этапе обучающиеся изучают и специфические особенности или «внутренние законы» драмы, а это размер драматического текста, отсутствие авторского повествования, наличие действующих лиц, диалогическая форма построения текста и многое другое. Но настоящим открытием для детей, безусловно, становится моноспектакль».
Подводя итог Круглого стола, который состоялся в дистанционном формате, модератор Ольга Викторовна Гальчук, член редакционной коллегии журнала «Искусство в школе», подчеркнула важность сближения парадигм образования – гуманитарной, художественно-эстетической и естественно-научной в контексте гуманитаризации образования, и пригласила всех интересующихся данной проблемой откликнуться на приглашение Любовь Григорьевны Савенковой и войти в состав Дискуссионной площадки Отделения образования и культуры Российской академии образовании, работа в которой будет связана с изучением и обменом опыта по созданию в школах СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
В результате совместной деятельности будет подготовлена «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», в которую войдут интересные, оригинальные, разнообразные направления и формы приобщения детей и школьников к искусству и культуре (с сохранением авторства создателей). Заявки на участие высылать на электронную почту Любовь Григорьевны Савенковой: lgbloknot@mail.ru до 10 апреля 2024 г. (в письме обязательно указать место нахождения и № школы, телефон и электронный адрес ответственного лица). Просьба согласовать свое участие в дискуссионной площадке с директором образовательной организации. Активные участники будут отмечены благодарностями Российской академии образования.
Оставить комментарий