Может ли храм быть иконой?
А. Копировский
Может ли храм быть иконой?
Знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли, близ Владимира, стоит на холме среди луга, над малым водоёмом-старицей (илл. 1, 2). Ему уже восемь с половиной веков. Он был построен повелением сына Юрия Долгорукого, князя Андрея, прозванного Боголюбским, скорее всего, около 1158 года (общепринятая более поздняя дата 1165 год — обоснованно подвергается сейчас сомнению). Этот одноглавый стройный храм с рельефно выступающими к востоку тремя алтарными полукружиями – апсидами давно привлекает к себе восторженное внимание миллионов людей.
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Из стихотворения Н. Коржавина «Церковь Покрова на Нерли», 1954 г.
В самом деле — чем? На этот вопрос можно ответить по-разному. Например, сравнив эту церковь с тем, что вызывает устойчивые положительные ассоциации, – они и будут «светом». И даже прямо связать её образ с чем-нибудь светящимся, скажем, со звездой. Правда, в недавние времена выше этого образа фантазия, как правило, не поднималась. И тогда рождались «нестандартные сопоставления» (термин не только информатики, но и музейной педагогики начала 1990-х годов) – на первый взгляд смелые, возвышенные и красивые, но одновременно и настораживающие. Вот школьный педагог пытается рассказать детям о храме Покрова и даёт набор сопоставлений, среди которых… романс «Гори, гори, моя звезда». Звезда, да не та!
Величественный, несмотря на малый объём, собиравший под своими сводами людей, прежде всесвятых Божиих церквей и о единении всех», храм оказывается после слов педагога поводом для сладостного и возвышенного, но очень индивидуального, субъективного переживания. Тогда как поэт в приведённых выше в качестве эпиграфа строчках обращается не к себе и не к кому-то другому, а к самой этой церкви! Она для него – как будто живое существо. И в результате его вопрос – «по какой мерке?» – становится риторическим. Потому что поэт вначале с разных сторон пытался объяснить красоту этого храма (стихотворение длинное!): и через тоску души построившего её князя, и через её органическое родство с окружающими полями, холмами, реками, и т.п. Но вдруг понял, что всего этого – мало. И тогда он отказывается от дальнейших объяснений. Ведь подлинно глубокое, на языке философов – «экзистенциальное», то есть затрагивающее саму суть вещей и явлений знание, трудно выразить. Оно, как сказал когда-то Ф.М. Достоевский, «неответчиво»…
Но это, конечно, не значит, что остаётся лишь констатировать нево зможность подлинного восприятия храма Покрова. И что нам придётся ограничиться собственными смутными ощущениями или строгими оценками специалистов (увы, не всегда и не во всём согласных друг с другом). Нет, нужно просто не выносить поспешных, поверхностных и произвольных, как говорили в старину — «от ветра головы своея», суждений, и послушать то, что скажет нам архитектура этой замечательной церкви.
Язык архитектуры.
Являли церкви мощь свободных сил.
В них дух столетий смело воплотил
И веру в гений свой, и веру в Бога.
Передавался труд к потомкам от отца,
Но каждый камень, взвешен и размерен,
Ложился в свой черед по замыслу творца.
И линий общий строй был строг и верен,
И каждый малый свод продуман до конца.
В стремленьи ввысь, величественно смелом,
Вершилось здание свободным остриём,
И было конченным, и было целым,
Спокойно замкнутым в себе самом.
Из поэмы В.Брюсова «Замкнутые», 1901 г.
«Серые камни», упомянутые в стихотворении, к церкви Покрова на Нерли не имеют отношения: стихотворение написано о западноевропейских готических храмах. Камень, из которого она сложена – подмосковный мячковский известняк, пожелтевший и потемневший от времени, – изначально был почти белым. «Свободное острие» – тоже от готики. Но все остальные эпитеты, хотя и не исчерпывают всех представлений об этой церкви, к её виду очень подходят. Даже выражение «спокойная замкнутость» говорит прежде всего о целостности её архитектурного облика, а не о закрытости его по отношению к окружающему миру, высокомерной превознесённости над ним.
Отметим сразу: церковь Покрова не распадается на отдельные элементы (купол, цилиндрический барабан, полукруглые изгибы сводов, стены, разделенные длинными изящными полуколонками на три части, и т.д.), с какой бы стороны на нее ни смотреть. Наоборот, она соединяет эти элементы вместе так, что ни один из них не существует сам по себе; как сказали бы музыканты: не ведёт только свою партию. Живое единство различных объёмов и деталей архитектуры храма тем более поражает, что его конструкции не прячутся от наших глаз, не пытаются выдать себя за что-то иное, более лёгкое или, наоборот, более фундаментальное, устойчивое. В церкви Покрова последовательно реализован один из главных принципов храмового зодчества зрелого средневековья: что конструктивно – то и декоративно, т.е. из чего состоит храм, то его прежде всего и украшает. Например, вертикальные плоские выступы в стенах (пилястры) необходимы для того, чтобы лучше удерживать тяжесть сводов. Но они же становятся и украшением го, для молитвы «о мире всего мира, об укреплении
святых Божиих церквей и о единении всех», храм оказывается после слов педагога поводом для сладостного и возвышенного, но очень индивидуального, субъективного переживания. Тогда как поэт в приведённых выше в качестве эпиграфа строчках обращается не к себе и не к кому-то другому, а к самой этой церкви! Она для него – как будто живое существо. И в результате его вопрос – «по какой мерке?» – становится риторическим. Потому что поэт в начале с разных сторон пытался объяснить красоту этого храма (стихотворение длинное!): и через тоску души построившего её князя, и через её органическое родство с окружающими полями, холмами, реками, и т. п. Но вдруг понял, что всего этого – мало. И тогда он отказывается от дальнейших объяснений. Ведь подлинно глубокое, на языке философов – «экзистенциальное», то есть затрагивающее саму суть вещей и явлений знание, трудно выразить. Оно, как сказал когда-то Ф.М.Достоевский, «неответчиво»…
Но это, конечно, не значит, что остаётся лишь констатировать невозможность подлинного восприятия храма Покрова. И что нам придётся ограничиться собственными смутными ощущениями или строгими оценками специалистов (увы, не всегда и не во всём согласных друг с другом). Нет, нужно просто не выносить поспешных, поверхностных и произвольных, как говорили в старину — «от ветра головы своея», суждений, и послушать то, что скажет нам архитектура этой замечательной церкви.
Язык архитектуры.
…Из серых камней выведены строго,
Являли церкви мощь свободных сил.
В них дух столетий смело воплотил
И веру в гений свой, и веру в Бога.
Передавался труд к потомкам от отца,
Но каждый камень, взвешен и размерен,
Ложился в свой черед по замыслу творца.
И линий общий строй был строг и верен,
И каждый малый свод продуман до конца.
В стремленьи ввысь, величественно смелом,
Вершилось здание свободным остриём,
И было конченным, и было целым,
Спокойно замкнутым в себе самом.
Из поэмы В.Брюсова «Замкнутые», 1901 г.
«Серые камни», упомянутые в стихотворении, к церкви Покрова на Нерли не имеют отношения: стихотворение написано о западноевропейских готических храмах. Камень, из которого она сложена – подмосковный мячковский известняк, пожелтевший и потемневший от времени, – изначально был почти белым. «Свободное острие» – тоже от готики. Но все остальные эпитеты, хотя и не исчерпывают всех представлений об этой церкви, к её виду очень подходят. Даже выражение «спокойная замкнутость» говорит прежде всего о целостности её архитектурного облика, а не о закрытости его по отношению к окружающему миру, высокомерной превознесённости над ним.
Отметим сразу: церковь Покрова не распадается на отдельные элементы (купол, цилиндрический барабан, полукруглые изгибы сводов, стены, разделенные длинными изящными полуколонками на три части, и т. д.), с какой бы стороны на нее ни смотреть. Наоборот, она соединяет эти элементы вместе так, что ни один из них не существует сам по себе; как сказали бы музыканты: не ведёт только свою партию. Живое единство различных объёмов и деталей архитектуры храма тем более поражает, что его конструкции не прячутся от наших глаз, не пытаются выдать себя за что-то иное, более лёгкое или, наоборот, более фундаментальное, устойчивое. В церкви Покрова последовательно реализова один из главных принципов храмового зодчества зрелого средневековья: что конструктивно – то и декоративно, т.е. из чего состоит храм, то его прежде всего и украшает. Например, вертикальные плоские выступы в стенах (пилястры) необходимы для того, чтобы лучше удерживать тяжесть сводов. Но они же становятся и украшением стен, поверхность которых иначе была бы плоской и однообразной. Приставленные к пряслам тонкие полуколонны и поясок из арочек, опирающихся на совсем маленькие, как будто висящие в воздухе колонки, – всего лишь ювелирные изделия, подчеркивающие уже существующую красоту целого (илл. 3).
Ещё один принцип: что снаружи – то и внутри. Это значит: по членениям стен церковного здания, его сводам и барабану, на котором стоит купол, всегда, или почти всегда, можно догадаться о том, как выглядит его интерьер. Если свод снаружи полукруглый – то же самое вы увидите, войдя в храм и подняв глаза вверх (илл. 4).
О «величественно смелом» стремлении ввысь этого храма говорили и писали сотни раз. Это действительно так. Пропорции здания необычны даже для домонгольской Руси, в которой «башнеобразные» храмы, в отличие от Византии, возводились довольно часто. Его ширина невелика – чуть более 10 метров, а вот высота внутри достигает почти 21 метра! Зодчие явно хотели построить такой храм, которому не было бы прямых аналогов нигде. Не за счёт увеличения его размеров и количества куполов (напомним, есть летописные упоминания русских храмов начала XI века «ополтретья десяти версех», то есть с 25 главами!), а именно с помощью непривычной высотности.
Но внимание! Во-первых, стремление всех объёмов храма Покрова вверх во многом задано его постановкой на возвышении. Это неестественный холм, как кажется в настоящее время, а насыпное трёхметровое сооружение на каменном фундаменте, да ещё и облицованное изначально белым камнем. Светлая, но мощная пирамида высилась прямо перед набережной (храм тогда стоял при впадении Нерли в Клязьму – на пересечении водных торговых путей; сейчас русла рек изменили своё положение). К храму от набережной вела встроенная в боковой откос «пирамиды» белокаменная же лестница, украшенная, судя по скульптурным фрагментам из раскопок середины XIX века, двумя лежащими каменными львами. Наличием такого могучего постамента высота храма значительно уравновешивалась. Во-вторых, впечатление особой вытянутости храма вверх в немалой степени достигается «луковичной», с заострением, формой его главки и высоким тонким восьмиконечным крестом на ней.
Но «луковичный» купол в XII веке был неизвестен, он появился гораздо позже, в XVI столетии, а на этом храме – ещё позже, только после ремонта в начале века XIX. Изначально купол был, как считается, значительно меньшим, шлемовидным. Есть даже предположения о его совсем малых размерах и лишь чуть закругленной форме. Крест на куполе был так называемый греческий, то есть не восьми-, а четырёхконечный, с расположением перекладины точно посередине, все его концы были одинакового размера. Подобный крест можно увидеть во Владимире, на Дмитриевском, тоже княжеском, соборе конца XII столетия.
Реставрация конца 1980-х годов, вернувшая храму Покрова древнее «позакомарное» покрытие («комара» – свод) и позволившая открыть нижнюю часть барабана, почти на 40 сантиметров скрытого ранее под перекрытием XIX века, к сожалению, купола и креста не коснулась. Очевидно, потому, что реставраторы не хотели вызывать волну возмущения изменением привычного, хотя и не соответствующего первоначальному силуэта храма…
И, наконец, третье. Раскопки 50-х годов ХХ века под руководством одного из основных исследователей храма профессора Н.Н.Воронина показали: храм практически одновременно с постройкой основного объёма был окружен с трёх сторон (кроме алтаря) галереями шириной 2,5 метра. Специалисты спорят о том, какими они были и можно ли было ходить по их верху. Но, как бы то ни было: стремительный вертикальный взлёт общего объёма здания сменяется в этом случае плавным ступенчатым нарастанием архитектурных масс. Храм из тонкой «свечи» мгновенно превращается в могучее и даже грозное сооружение, особенно если представить его себе стоящим на первоначальном белокаменном подиуме (илл. 5, 6). Это уже не «белая царевна», вышедшая к реке! Здесь для поэтической характеристики понадобится мужской род…
Не будем, как мы и договаривались в начале, спешить задавать взволнованные вопросы: «почему так случилось?» «что это значит?» и, тем более, «кто виноват?» и «что делать?». Постараемся привыкнуть к мысли, что наши представления даже о, казалось бы, хрестоматийных вещах могут быть существенно расширены. К тому же нам ещё предстоит подумать о самом главном – о том, что делает здание храма собственно Храмом: о его «имени», назначении, символике форм и декора. А потом найти возможные подходы если не к решению, то хотя бы к прояснению этих проблем. Задать вопрос, не рассчитывая на мгновенный и простой ответ и, может быть, почувствовать встречный вопрос. Ведь, как писал выдающийся учёный второй половины ХХ века академик Сергей Аверинцев, одна эпоха может обмениваться с другой вопросами, «от которых вещи делаются прозрачнее» [1, 397].
В начале постараемся услышать голос ещё одного поэта — на сей раз о храмах вообще.
Но не сотвори себе кумира
из обмеров их, искусствовед.
Мера их земная не от мира
Здешнего — в них тот и этот свет.
Оттого и в камне не коснеют,
и почти прозрачны, как вода —
ПОГРАНИЧНА всяка их черта,
та черта, последняя — за нею,
что за ней, скажи ради Христа.
Величанский А. «Но не сотвори себе кумира…», 1982–1983.
Эпиграф отчасти относится и к первой половине статьи. Там мы занимались в основном именно «обмерами» храма Покрова, оценивали его пропорции, высоту, реконструировали первоначальный вид.
Но и в самом деле: нельзя увлекаться «обмерами», пусть даже говорящими об удивительной архитектурной гармонии. Как и считать, что лирически воспринимаемый сегодня облик этого храма сформировался лишь по вдохновению его строителей (кстати, наличие аркатурно-колончатого пояса, охватывающего храм с внешней стороны по середине, львов на фасаде и на верхней части внутренних столпов и т. п., говорит о том, что главными строителями были, скорее всего, итальянцы). Или из-за печали князя об умершем от ран сыне Изяславе (битва, в которой тот был ранен, произошла позже постройки храма Покрова на Нерли). Поговорим теперь о нём как о «Доме Божием» – месте богослужения и духовного общения.
Начнём с имени храма, то есть его посвящения.
Мафорий Богородицы.
В лето 6670 (по древнему счёту «от сотворения мира» — Прим. авт.) великий князь Андрей близ Боголюбовския обители… на реке Клязьме в лугуначаздати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Покрова, на устье реки Нерли… И помощию Пресвятыя Богоматере оную церковь единым летом (то есть за один год! — Прим. авт.) соверши [2, 229].
«Честнаго» – значит, чествуемого, достойного, почитаемого. А что значит «Покров»? Прежде всего – покрывало. Это верхняя одежда замужней женщины, нечто вроде большой шали, закрывавшей голову, плечи и спину. Греки называли его «мафорий». Значит, мафорий самой Пресвятой Богородицы, Девы Марии, матери Господа Иисуса Христа, и есть «покров», давший название нашему храму.
Приведём кратко описание события, в котором этот мафорий сыграл главную роль. Во время тяжёлой осады Константинополя сарацинами в 910 году народ собрался в одном из своих самых любимых храмов — Влахернском. В нём с V века хранились одежда и пояс Богородицы. Бывшему там юродивому по имени Андрей было видение: Богоматерь, окружённая святыми, стоя в воздухе, молилась с воздетыми руками. А затем, сняв с себя покрывало, она распростёрла его над всеми стоявшими в храме. Такой знак невозможно было понять иначе, как её покровительство (слово «покров» здесь прямо присутствует!), заступничество, защиту. Что и исполнилось: осада была неожиданно снята, враги ушли.
Праздник в честь этой бескровной победы греки ввели у себя только в XIX веке. А вот на Руси, во Владимиро-Суздальском княжестве, он появился уже в XII столетии (если не ещё раньше в Киеве, откуда был родом князь Андрей Боголюбский, — такое предположение небезосновательно). Значит, храм Покрова на Нерли, возможно, один из первых, если не первый, из русских храмов, посвящённых этому событию. Естественно, посвящение не сводилось к воспоминанию о чуде в Константинополе, случившемся много лет назад. Оно, скорее, означало стремление как бы перенести сам Влахернский храм на берега Клязьмы и Нерли.
И значит, зримо представить себе и другим образ заступничества Богоматери за Владимиро-Суздальскую землю, ведь место слияния этих рек – своего рода «ворота» в неё.
Смысл и содержание праздника Покрова раскрываются в кратком песнопении в его честь — тропаре, который звучит так:
Ныне, благоверные люди, мы радостно празднуем,
осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием,
и, на Твой непорочный образ взирая,
с сокрушением взываем:
покрой нас святым Твоим покровом
и избавь нас от всякого зла,
ходатайствуя пред Сыном Твоим,
Христом Богом нашим,
о спасении душ наших.
К сожалению, не сохранилось ни храмовой иконы из церкви Покрова на Нерли, ни, вообще, икон Покрова домонгольской эпохи.
Но вернёмся к нашему храму. Он ведь тоже «икона» – архитектурный «образ» (в переводе с греческого – «образ», «изображение»). Потому что изображает то, что находится, как писал в начале IV века церковный историк Евсевий Кесарийский, «превыше небесного свода» [3] . Именно об этом свидетельствуют его формы и пропорции, не сходные напрямую ни с чем из окружающей природы или из творений человеческой культуры. Естественной реакцией человека, увидевшего такую «икону», будет прежде всего благоговейный, радостный трепет. Предчувствие чего-то неизмеримо высшего, чем то, что обычно наполняет его жизнь. Изумление, переходящее в восторг. Оно может быть эстетическим — в самом лучшем смысле этого слова, то есть затрагивающим все чувства и очищающим их. Но может вести и дальше — к поиску самого источника очищения.
Обратимся для этого ещё раз к «Крохоткам» А.Солженицына, отрывок из которых приводился в самом начале статьи. Продолжим его:
…И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.
Придётся оговориться: колокольни в церкви Покрова в XII веке не было, потому что тогда на Руси не было колоколов. Они появились в Западной Европе, и только в XIII веке, а на Русь пришли ещё позже. Но и сам этот храм стал своего рода «звуком» – молитвой в камне, для которой важны не только слова, но и мелодия, и ритм. Не случайно на его западном, самом значительном фасаде находится скульптурный рельеф с изображением царя-пророка Давида, играющего на псалтири – струнном музыкальном инструменте, похожем на арфу (илл. 7). Слово «псалтирь» перешло и в название сборника, включающего более 150 молитв для чтения и пения — псалмов. Церковные песнопения звучали не только внутри, но и снаружи, у стен этого храма. Особенно часто — во время крестного хода на Пасху, который повторяется затем ежедневно в течение всей пасхальной седмицы (недели). Крестный ход с пением и чтением Евангелия проводился здесь также по особым случаям. И в первую очередь – в день престольного праздника, Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается по церковному календарю 1-го (по новому стилю – 14-го) октября.
Но основное богослужение, конечно, всегда проводилось внутри храмового здания. Войдём в него и постараемся увидеть, продолжится ли ощущение чуда от созерцания внешнего вида этого храма в его интерьере.
Внутреннее пространство.
Первые впечатления не радуют. Слева взгляд натыкается на глухую, выкрашенную белой масляной краской дверь. Справа — на киоск, называемый в народе «свечным ящиком», который тоже существенно перегораживает пространство. Зато свод над ними, как говорят в таких случаях реставраторы, «родной», то есть он находился в храме изначально. На нём располагаются хоры, от греческого слова – «пространство», «место». Это действительно место, где стояли князь и его свита, аналог балкона. Оказывается, за белой дверью – лестница, ведущая туда. Она занимает практически весь левый угол храма. Появилась она здесь в конце XVIII века, раньше на хоры входили с внешней стороны стены, по галерее. Этим, кстати, объясняется шокирующее вначале «явление» на южной стене, снаружи, двери, которая находится на несколько метров выше цоколя храма (как будто люди раньше умели летать).
Однако это снаружи. А здесь – ощущение тесного коридора, которое, если бы не искусственные барьеры слева и справа, конечно, не возникло бы…
Но обо всём этом мгновенно забываешь, когда через несколько шагов открывается, наконец, всё внутреннее пространство храма Покрова. Чувство, которое охватывает при этом, точно передал, говоря о владимиро-суздальских храмах, замечательный исследователь византийской и древнерусской архитектуры Алексей Комеч:
В интерьерах… выразительность архитектурных форм кажется значительно более связанной с созерцанием, размышлением. Время из остановившегося, вечно бытующего момента преображается в некую длительность, содержащую воспоминание о прошлом и предвосхищение будущего… окрашивается ноткой тревожного и, вместе с тем, исполненного надежды ожидания [4, 318.].
Внутреннее пространство храма Покрова не распространяется свободно во все стороны, поскольку его властно разделяют на отдельные ячейки четыре мощных вертикальных столпа. Единство интерьера при этом не теряется. Во-первых, весь интерьер принимает форму главного символа христианства — креста, ясно видимого как на плане, так и непосредственно внутри храма. Во-вторых, точно над центром креста возвышается купол (отсюда возникает именование храма в специальной литературе «крестовокупольным»). Встав под него, понимаешь, что пространство не исчезло, оно просто переориентировано вверх. Столпы не разрываютего, не отделяют одну часть храма от другой полностью, но создают у вошедшего впечатление бесконечности пространства при совсем небольшом объёме храма. А ещё – помогают направить взгляд на высокие своды и выше – в купол, расположенный, как вначале кажется, в невероятной высоте (илл. 8, 9 Это даёт ощущение собственного, неожиданного и стремительного внутреннего в злёта.
Верхняя часть храма благодаря полукружиям сводов, подобных малым куполам, и сфере собственно купола, создает завораживающий образ «иного неба». Оно присоединяет к себе пространство нижней части интерьера, значит – и всех находящихся в нём. И одновременно осеняет, покрывает их. Таким образом, посвящение храма Покрову Богородицы выражается здесь видимым, но, как и всякое чудо, непостижимым образом: через символическое явление в архитектуре стоящим внизу людям самого Покрова.
Не исключено, что где-то на стенах храма было и фресковое изображение этого праздника. Правда, в известных циклах росписей, предшествующих по времени (София Киевская) и почти современных храму на Нерли (Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове), оно не встречается. Но вдруг? Подтвердить или опровергнуть это невозможно, так как остатки древних росписей были сбиты со стен во время поспешного ремонта 1877 года.
Ещё раньше росписей была разрушена и заменена высоким иконостасом одноярусная каменная алтарная преграда, характерная для византийских и русских храмов этого периода. Она представляла собой несколько вертикальных колонок около 1 метра высотой. Колонки стояли на каменных плитах, высота которых тоже не превышала метра. Они были объединены сверху горизонтальной балкой – архитравом. Собственно, преграды в современном понимании этого слова здесь не существовало: пространство между колонками было свободным, небольшие иконы размещались сверху, на архитраве, большие – на стенах справа и слева от преграды. Завеса, закрывавшая алтарь, отодвигалась во время богослужения. Это позволяло алтарному пространству, не отгороженному от остального храма, а лишь обозначенному сквозной преградой, входить в общее пространство. Апсиды, как и своды, уподоблялись куполу. Алтарь же становился тогда не просто восточным завершением горизонтальной оси храма, но его вторым «верхом». Этому его положению соответствует и само слово «алтарь» (от лат. alta ara – «возвышенное место»). А ещё то, что с ним непосредственно связано: совершение основного христианского богослужения – литургии.
Сейчас древняя преграда в храме восстановлена (илл. 10). Но иконы теперь, увы, вставлены в проёмы между её колонками, они полностью закрывают алтарь. Да и качество этих икон оставляет желать много лучшего…
Почему шедевр?
В церкви Покрова на Нерли воплотились не только художественные достижения владимиро-суздальского зодчества, но и лучшие качества целого ряда православных храмов Византии, Балкан и Руси того времени. Почему? Потому что здесь зодчим удалось лучше, чем во многих других церквах, достичь единства формы и содержания, художественной выразительности и смысловой образности, непосредственно вытекающей из богослужебного назначения этого удивительного здания.
Каждый храм эпохи зрелого средневековья, независимо от места его постройки, был выражением единого канона православного церковного зодчества. Такой канон никогда не принимался в виде официальных постановлений, не фиксировал обязательной для всех храмов схемы или формы, количества куполов, апсид, размеров и внутреннего устройства алтаря и т. п. Всё это формировалось в общем русле традиции. Едва ли не единственным в области церковной архитектуры общепринятым в церкви документом был очень короткий текст из 57-й главы так называемых Апостольских постановлений, составленных во второй половине IV века, где говорилось: «Здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю» [5, 70].
Если считать его законом на все времена (это утверждение никем не оспаривалось и никогда не отменялось), то окажется, что христианский храм всегда должен быть только вытянутой в длину базиликой, а купола в нём не должно быть вообще. Понятно, что столь узкое, формальное восприятие древнего текста привело бы к гибели, а не к развитию церковного зодчества.
Наоборот, именно из-за отсутствия жёсткой системы повелений и запретов стало возможным разнообразить тип крестовокупольного храма – практически до бесконечности. Например, что будет, если, говоря на языке специальных терминов, соединить «признаки архитектуры государственно-митрополичьего жанра» (прежде всего галереи) с небольшим «придворно-княжеским четырёхстолпным одноглавым храмом»? [6, 60] Наверное, архитектурный монстр? Ведь наличие галерей обусловливалось значительным размером храма: они были только в главных соборах Киева, Новгорода, Владимира. Но в небольшом храме Покрова именно такое, невозможное на первый взгляд, соединение даёт потрясающий эффект: рождается не новый тип храма, а новый вариант канона, который, в свою очередь, становится образцом для свободного подражания. Именно подражания, а не копирования! В творческом процессе свободно варьировались старые архитектурные элементы и создавались новые.
Разумеется, даже при общем высоком уровне строительства, шедевров, как и всегда, было немного. Храм Покрова на Нерли, счастливо сохранившийся, – один из них. Подводя итог, вернёмся к тому, с чего начинали, – к современному виду этого храма. Он, безусловно, привлекает и вдохновляет многих людей. Немалую роль в этом играет его во многом уникальное расположение – «среди долины ровныя, на гладкой высоте». Рядом – никаких строений, кроме одноэтажного домика с зеленоватой крышей, расположенного в нескольких десятках метров от храма, за его алтарем. Кажется, что и он — лишний. Однако это не так. «Домик» – остатки бывшей Трёхсвятительской церкви постройки 1884 года, раньше на её месте стояла деревянная. А если посмотреть альбом «Владимир в старой открытке» [7] и найти, как выглядел храм Покрова в то время (илл. 11), видно: рядом с ним не одно, а много строений – тяжёлая колокольня 1860-х годов в «русском» стиле, деревянные дома, кладовые, амбар…
Но упрекать наших предков за то, что они возвели около шедевра древнерусского зодчества что-то неизмеримо более слабое и просто бытовое, станет только сноб. Достаточно вспомнить, что сразу после построения храма Покрова князь Андрей… «обитель монашествующим при ней содела» [2, 229] . Обитель, то есть мужской монастырь, просуществовала здесь более 750 лет, до 1923 года. Известно, что в её истории едва не случился чёрный день: игумен соседнего, Боголюбовского монастыря, к которому она была приписана, решил построить новые монастырские ворота, …разобрав для этого храм Покрова (!). Лишь курьёзная причина~ они не сошлись в цене с подрядчиком – предотвратила разрушение. Пути, которыми Бог защищает Свои святыни, могут показаться нелепыми, но важен результат…
В советское время храм долгое время был в запустении. Акт его осмотра от 9 июля 1931 года констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей. Он тоже мог быть разрушенным, на сей раз по идеологическим мотивам — как Рождественский собор XII века во Владимире, как сотни и тысячи других церквей, от которых не осталось даже фундаментов. Однако храм стоит на своем месте. Стоит теперь, может быть, в несколько искусственном одиночестве, подобно цветку в вазе. Но никто не назовёт его увядающим. В нём возобновлены богослужения. Кроме того, он живёт и жизнью, не очень похожей на старую: идут многочисленные экскурсии, самостоятельные группы, отдельные посетители. Его бесонечно фотографируют, причем фотографы делают всё, чтобы в объектив не попали жутковатые, кажущиеся рядом с ним «марсианскими» башни ЛЭП. Снимается он и в кино: не случайно именно его выбрал великий режиссёр Андрей Тарковский для своего «Андрея Рублёва» (многие, наверное, помнят, что именно с кровли храма Покрова на Нерли совершается прекрасный по символике и трагический в реальности полёт человека на самодельных крыльях). «Народная тропа» к нему не зарастает (илл.12).
Можно помечтать, например, о том, что от храма когда-нибудь перенесут подальше ЛЭПы, а из храма уберут киоск — всё-таки торгующим, по Евангелию, как многие знают, не место в храме. Что в него будут часто ходить не только туристические, но и паломнические группы, причём возможность совершить в нём богослужение будет даваться священникам Владимирской и других епархий как награда. А ещё хочется, чтобы это чудо в камне входило в нашу жизнь не только в качестве архитектурной иконы, вызывающей ностальгический вздох по «прекрасному прошлому», но и как источник вдохновения для современных церковных зодчих. Вдохновения, а не подражания!
Литература:
1. Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики// Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М.: Наука, 1975.
2. Сиренов А.В. Житие Андрея Боголюбского// Памяти Андрея Боголюбского: Сборник статей/ Cост. С.В.Заграевский, Т.П.Тимофеева. М.; Владимир, 2009.
3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн. 10.
4. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М.: Наука, 1987.
5. Постановления апостольские: Чрез св. Климента епископа Римского преданные/ Пер. о. Иннокентия Новгородова. СПб., 2002.
6. См.: Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М. : Искусство, 1993.
7. Днесь светло красуется: Владимир в старой открытке. Владимир: Посад, 1993.
Сравним два текста.
До сих пор у нас нет ещё полного понимания азбучной истины, что сохранение природы, сохранение пейзажа – дело государственной важности, дело воспитания патриотизма в его чистом и полном понимании. Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического воздействия так велика, что не будь её у нас, не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды замечательных художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Жуковского, Репина, Крымова, Ромадина и многих других». Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям, от степени его верной национальной, а иной раз и локальной окраски.
Константин Паустовский
Заметки о живописи, 1957
Шикарные особняки, и мраморные заборы, и статуи. А такой роскоши, как обычный мусорный контейнер, нет... Такая же ситуация и в Жуковке, и в Шульгине, и в Усово. И хоть здесь, на Рублёвке, обитают министры, артисты, банкиры и прочая «элита», выбрасывают они свои отходы в ближайший лесок... За каждой деревней на Рублёвке такой же отхожий овраг. Что тут скажешь, культуру, воспитание и любовь к земле, на которой ты живёшь, не купишь ни за какие деньги.
Дина Карпицкая, «Блеск и нищета рублёвских помоек»,
газета «Московский комсомолец», 18 мая 2016 г.
Скорее всего, те, кто превращает свою страну в «отхожий овраг», имеют смутное представление даже о Пушкине, не говоря уж о Крымове или Пришвине с его «родственным вниманием» к природе. И главное: они не получили в детстве опыта общения с природой через художественное творчество. Вот и выходит. что художественное образование – дело государственной важности. дело воспитания патриотизма в его чистом и полном понимании.
Оставить комментарий