Как мне с музыкою жить?
Как мне с музыкою жить?
«Фантазия» для учительского голоса с оркестром
Т. Рокитянская, заслуженный учитель РФ, Лауреат премии президента в области образования Система музыкального воспитания «Каждый ребёнок – музыкант», учитель музыки ГБОУ СОШ № 627, Вальдорфская школа имени А. Пинского, г. Москва
Должен ли я меняться? Если должен, то как? А почему это я должен меняться? И зачем я должен меняться? И ради чего я должен меняться? А кто ещё, кроме меня, понимает, что я должен меняться? А что, собственно, мне надо поменять? Формы, содержание, смысл, точку зрения?
Эти вопросы ежедневно ставит сама жизнь, она просто вопиёт, требует нового образования в области искусств. Попробуем разыграть эту ситуацию привычным для музыканта способом – в сонатной форме!
1. Главная партия – старые, высокие, но отжившие цели и задачи музыкальной педагогики.
Как обстоят дела.
Сейчас уже абсолютно ясно, что наша старая советская система музыкального воспитания и образования с честью выполнила свою задачу и в данный исторический момент просто не работает.
НЕ РАБОТАЕТ. Это необходимо признать, принять, смириться и искать другие пути. Разумеется, памятуя славное прошлое музыкальной педагогики, беря с собой всё, что может пригодиться в новой жизни.
Вспомнив известную фразу о том, что разруха начинается в голове, начнём разглядывать, что там у нас лежит.
Итак, у нас была блестящая, продуктивная, востребованная система профессионального музыкального образования. БЫЛА. У НАС.
Тогда, когда этого требовало время. Теперь же можно учиться русско-советской скрипичной или фортепианной школе в Европе, Америке, где угодно – там, где проживает хороший педагог. Концертировать тоже можно в любой части света. В этом смысле наша система профессионального образования вышла на мировую арену и, безусловно, остаётся востребованной. На сегодняшний день наши воспитанники играют в оркестрах всего мира. Поэтому и речь дальше пойдёт не про неё, с ней всё в порядке.
2. Связующая тема – бурные протесты населения, не принимающего музыкального насилия – безоговорочного принятия отживших ярлыков на музыкальный «товар».
Сотни людей, бросивших музыкальные школы, никогда после не притронувшиеся к инструменту, онемевшие на всю жизнь после приговора: «тебе медведь на ухо наступил», или «девочка, закрой рот и больше не пой».
И ещё сотни, закончивших музыкальную школу, но не любящих музыку, не музицирующих, боящихся инструмента. Потому что в «профессионалы» они не попадают, а значит – не подходи совсем. Их никто не приучал играть, изучать инструмент как средство для выражения своих эмоций, общения с миром, с людьми. Речь всегда шла о передаче композиторского или исполнительского замысла. Как это далеко от мира ребёнка!
3. Побочная партия – поиски новых целей.
Кому и зачем музыкальное воспитание и образование нужно.
Ну а как обстоят дела с общим музыкальным воспитанием – для всех, для всей страны, что там? Там – по-прежнему ничего…
А нужно ли оно? Ещё как! Люди хотят петь, танцевать, играть на инструментах не для заработка, а для себя, для круга своих друзей и близких, родители – для своих детей, дети – для родителей. Музыка для них – язык души, язык, на котором души выражают себя и говорят друг с другом.
Удовлетворяет ли эту потребность музыка, исполняемая профессионалами? Нет! Потому что все знают, что это не жизнь, а работа.
Неспроста сейчас процветают проекты, в которых участвуют дилетанты – одних привлекает возможность попробовать себя в новом деле, другие с увлечением за них болеют. И профессиональные музыканты включились в эту игру: певцы танцуют на льду, танцоры поют, артисты кулинарничают. Что привлекает в этом народ? То, что здесь этот известный всем профессионал не работает, а живёт!
Или вспомните эпизод из любимого всеми сериала «Место встречи изменить нельзя». Шарапов, играя этюд Шопена, должен убедить воров, что он профессиональный музыкант. И неожиданная реакция профессионального вора: – Так и я могу. А ты «Мурку» можешь?
Профессионал в своей профессии должен мочь всё. Но ведь наш профессионал – в отличие от дилетанта Шарапова – не сможет «Мурку», если у него нет нот…
Общее музыкальное воспитание нужно и для душевного здоровья человека, сильно пошатнувшегося в наше время: бешеный темп жизни, конкурентная борьба, потеря традиций, душевное одиночество. Недаром сейчас к самым естественным, востребованным человеческим занятиям так часто прибавляют слово «терапия»: музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, вязаниетерапия, изботерапия, аромотерапия…
А это означает всего навсего: поехать в избу, открыть окно для доступа запахов, сесть с вязанием, рассказывать или слушать сказки под аккомпанемент гуслей, посадить вокруг детей – вот и вся педагогика. И здесь хочется подлинности и жизненности.
А проблемы взаимопонимания в нашей многонациональной, многоконфессиональной, разноязыкой стране? Как их ставить-решать-понимать-принимать? И не поможет ли именно здесь международный, эмоциональный музыкальный язык? Ведь колыбельные песни на всех языках звучат про одно и то же, звучат похоже, понятны людям разных вероисповеданий, идут «от сердца к сердцу». Может с них начать разговор о взаимопонимании? Общность, единство образования объединяет почти так же, как национальность, как религиозная принадлежность, оно может иметь такие же по - следствия в поведении, в отношении к «другим», в качестве проживаемой отдельной личностью жизни и жизни всего общества.
В перечень экологий уже можно вносить «экологию человеческой души», или человеческих отношений. Организму надо помочь вспомнить чувство удовольствия от собственных действий, показать возможности его достижения – благо, детям это даётся легко. Учить чувствовать – нельзя, но можно направлять и зажигать, ставить в такие условия, чтобы развивать чувствование в позитивном смысле. Чтобы уберечь себя от надуманных, навязанных, иссушающих чувств, надо подводить человека к естественным, живым чувствам, подаренным природой. Без ГМО.
Игра – фантазия, выход в виртуальный мир. Возможно, потому, что мы не даём детям вволю играть, они, не наигравшись, в подростковом возрасте ищут выходы в мир других «игр». Испытав наркотик, раскрашивающий реальность красками, которых они не находят в жизни, они вновь и вновь хотят посетить этот раскрашенный нереальный мир.
А если приучать с детства к чувству удовольствия от собственных действий – показать возможности достижения чувства удовольствия, такого естественного в детском возрасте, – то и раскрашенный мир станет не таким привлекательным.
4. Заключительная тема – учитель ищет себя.
Самоопределение учителя.
Прежде всего, учителю нужно ясно осознать своё место в обществе – по отношению к детям, родителям, коллегам, начальству, ближнему и дальнему.
Поле деятельности учителя – живые люди. Часто эти живые люди «сдают» свои жизни «специалистам», не умея самостоятельно определить, чего же, собственно, они хотят, что им действительно надо, а что является чужим, внушённым и по существу абсолютно ненужным.
Педагогический профессионализм учителя состоит в том, что ему должны быть ясны стоящие перед ним цели и задачи. Сейчас же, увы, это чаще всего не так – учителя потеряли ориентиры, не имеют ни своей позиции, ни со знания смысла и назначения своего труда. Они «оказывают услуги».
Поясню на примере занятий музыкой в детском саду. Для чего они? Бытующая точка зрения: для того, чтобы обслуживать праздники, услаждать родителей и отчитываться за свой хлеб перед администрацией. По существу – это эксплуатация детского труда. Ни о каком развитии детей при этом не может быть и речи – их натаскивают, чтобы они показали ни чего не говорящий их уму и сердцу «товар лицом», воспитывая в них при этом разве что тщеславие. Да и воспитатель, вынужденный всю жизнь «прокручивать» одни и те же сценарии, становится механическим придатком этой системы и в конце концов забывает о своём назначении. Так что и он, можно сказать, объект эксплуатации.
Нужно изменить точку зрения. Нужно начать смотреть на деятельность педагога с точки зрения развития ребёнка, проживания им своего детства и его вхождения во взрослую жизнь. Учитель музыки – это организатор и свидетель встреч ребёнка с музыкой, его все более глубокого общения с нею. Чтобы такое общение состоялось, нужны не столько сведения о музыке и музыкантах, не готовые оценки, сколько голос самой музыки и разделяемое педагогом с ребёнком чувство наслаждения ею. Освободить музыку от словесных оков, дать ей дышать, как она хочет, дать ей свободно лепетать, удивляться, ошибаться, искать…
Если позиция учителя обоснована и крепка, если он «знает, что делает», то он сможет противостоять неверным запросам родителей и установкам руководителей. Но это означает, что профессионализм учителя должен расти и расти. Одних музыкальных знаний и навыков недостаточно, современному учителю музыки необходимо быть психологом, социологом, разбираться в возрастных и физиологических особенностях детства. Знать о терапевтических и губительных свойствах музыки. Знать и любить фольклор разных народов.
Сейчас учитель должен постоянно учиться, так как нет готовых форм, проторенных путей, комфортных условий, когда все тебя понимают и не чинят препятствий. И, возможно, это даже лучше: добытое своим трудом всегда ценится больше и дорогого стоит.
А как же быть с детьми? А дети, как во все времена, хотят жить здесь и сейчас, хотят, чтобы их любили и понимали. И хотят быть хорошими. И если они вдруг становятся несносными – возможно, мы дали им непосильную, непонятную задачу. И они начинают бунтовать. И тогда учитель должен искать причину – в себе, в своём преподавании, в том, что он делает не так.
Разработка:
- Главная тема: периодически появляется, но всё реже и слабее. (Она сильная, уверенная и не стремится ввязываться в борьбу за себя.)
- Побочная тема: плавно, ненавязчиво, осторожно, но неумолимо – как вода – завоёвывает музыкальное пространство.
- Связующая тема: реагирует на главную, но постепенно льнёт к побочной.
- Заключительная тема: слушает всех, реагирует, постепенно проясняя себя в мелодии.
Прояснить и оформить цели.
Итак, необходима смена перспективы, другое видение задач и целей музыкальной педагогики. Попробуем его сформулировать.
- Оставим профессиональное исполнительское музыкальное образование для тех, кто к этому действительно пригоден – их совсем немного – для них продолжат работу специальные музыкальные школы. У них будет возможность повысить качество обучения.
- Первое место отводим общему музыкальному воспитанию всех детей (и взрослых) страны – в общеобразовательных школах, школах искусств - обучению их музыкальному языку, воспитанию музицирующих людей. Здесь необходим высокий профессиональный уровень педагогов.
- Соответственно, на первое место выдвигается задача выращивания педагогов-музыкантов (кстати, профессионально хорошо выученных!), способных осуществлять такое общее музыкальное воспитание.
- Результатом этой смены приоритетов должно стать создание единого музыкального поля, единого музыкального языка, включающего фольклор всех национальностей, проживающих в Российской Федерации и бывших советских республиках.
- Важнейшим условием этого является оживление педагогической мысли, выработка новых педагогических знаний, свобода в выборе программ и методик, встречи для передачи живого опыта учителей – ответы или постановка вопросов: что надо делать, как дальше жить в педагогике?
Заключительная тема (4) – звучит одна, вдумчиво, заманчиво, притягивая к себе Побочную партию(3), включая ее элементы.
Связующая тема (2) активно помогает побочной и заключительной партии объединиться.
Главная партия (1) время от времени гордо напоминает о себе цитатами из классики, в конце концов, находит себе место в коде.
Так что ж мне делать, как мне быть, как мне с музыкою жить?
Создать методическую базу.
Возможно, учитель подумает: это самое сложное. И это правда. Столько материала издаётся, как понять, что хорошо, что плохо, ведь каждый автор уверен, что его материал – лучший.
Материалов много. Цель одна. Если данный материал всегда сопоставлять со своей целью, то выбор значительно облегчается. Чем больше учитель будет учиться, тем ему легче будет выбирать и составлять свою методическую базу. На основе своей позиции, своего видения целей и задач!
Как воспитывать молодых специалистов.
Я обращаюсь ко всем учителям музыки, независимо от их опыта и места работы, ко всем тем, кто несёт в мир музыкальное образование, кто, передавая свои знания, хочет быть уверенным, что он делает это на профессиональном, достойном уровне, к учителю, который готов, постоянно переосмысляя достигнутое, меняться, развивать себя и своё дело.
А будущие учителя? А призвание? А рабочие места? А совместимость с семейной жизнью? А качество обучения?
И снова фантазии и грёзы: вот если бы народных учителей музыки для народа готовили в консерватории, да ещё и с почётом и с нормальной зарплатой. Занимались бы они и вокалом, и хором, и скрипкой с гуслями, и блокфлейтой, и Орф-подход бы знали, и танцевали и хороводы бы водили, и на сольфеджио бы с пользой ходили – чистое интонирование приобретали. И, главное – держали бы связь с «высоким миром музыки», то есть знали бы пути от простого к сложному, а не наоборот.
А ещё главнее – осознавали бы своё высокое предназначение.
Давайте создавать единое музыкальное пространство для страны! Как в Эстонии, Латвии, некоторых других странах, где собираются тысячи человек и поют вместе. Конечно, Россия неизмеримо больше, но и задача будет интереснее – начнём с фольклора, благо национальны х особенностей у нас вдоволь, можно искать общее и особенное. Фольклор надо поднимать над поп-музыкой – это одна из целей учителя музыки XXI века.
Можно выразиться ещё короче:
- Определяю свою личностную позицию.
- Вижу цель, действую во имя цели.
- Занимаюсь саморазвитием.
- Ищу союзников, делюсь опытом – чтобы нас было больше.
А как всё это сделать, как начать? Этот вопрос я задала себе более 30 лет назад и уже более 30 лет я веду поиски новых целей музыкального образования. И теперь уже могу сказать, что эти новые цели и задачи чётко проявились и могут быть названы.
Я назвала свою систему музыкального воспитания и образования «Каждый ребёнок – музыкант!». То есть каждый имеет право говорить на языке музыки. Если бы (жанр «Фантазии», не забудьте!) в общеобразовательных школах, хотя бы частично, занятия музыкой велись согласно основным принципам этой системы, то у нас могло бы появиться общее музыкальное пространство… И учителя могли бы В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ самосовершенствоваться. Расширять методическую базу, идти вглубь и вширь – работы непочатый край, причём для музыкантов разной специализации, включая хореографическую и театральную педагогику.
Итого издано восемь методических пособий, есть к ним и видеоматериалы.
Я веду курсы повышения квалификации в Университете «Первое сентября» под названием «Музыкальная грамота в образах и движениях» и «Обучение игре на музыкальных инструментах без нот».
С 2015-го учебного года я преподаю в МПГУ (Московский педагогический государственный университет), где была открыта лаборатория «Элементарного музицирования», в которой ВСЕ студенты I курса – НЕ МУЗЫКАНТЫ – попробовали свои силы в музицировании. С 2016 учебного года такие занятия будут вестись на музыкальном факультете. В 2016 году лаборатория в рамках курсов повышения квалификации выпустила 17 опытных педагогов с квалификацией «Орф-педагог», впервые в России.
Оставить комментарий