Возрастная психология и развитие творческих способностей детей

С. Болихова, педагог-организатор Детской школы искусств «Центр», г. Москва

Возрастная психология и развитие творческих способностей детей

Психологические процессы, характерные для разных возрастных этапов становления личности ребёнка, играют важную роль в развитии его творческих способностей. Для плодотворной работы по выявлению одарённости ребёнка в разных видах деятельности, для последующего развития сильных качеств, данных ему от природы, и для корректировки слабых педагогу необходимо осознавать и учитывать тесную взаимосвязь процесса обучения и особенностей мышления, присущих данному конкретному возрасту. Успешность освоения нового материала напрямую зависит и от индивидуального подхода к каждому ученику, от понимания его взаимоотношений с окружающими людьми.

Раскрытию творческих задатков ученика способствуют такие задания, для решения которых он должен проявить инициативность, воображение, стремление к созиданию нового. Внимательно отслеживая проявления предрасположенности своего подопечного к какому-либо виду деятельности, педагог выстраивает занятия, учитывая его интересы и потребность в самовыражении в определённом направлении.

Рассмотрим особенности процесса обучения и раскрытия творческого потенциала дошкольников. Для этого возраста характерны такие качества, как любознательность, эмоциональная отзывчивость, стремление к новым знаниям и опыту, физическая активность. Процесс обучения дошкольника должен основываться на игровой форме занятий. Полезно проводить беседы с ребёнком на разные темы, расширять его кругозор в различных предметных областях, выявляя области, наиболее для него интересные, и наблюдая проявления его эмоциональной отзывчивости на занятия.

Многим детям 4-6 лет свойственна гиперактивность, непроизвольное переключение внимания с одного предмета на другой, неспособность долгой концентрации на одном виде деятельности. На этом этапе начинается формирование личности, поэтому некоторые дети чрезвычайно болезненно реагируют на критику взрослых. Обладая врождённой доверчивостью к миру и людям, ребёнок воспринимает замечания в свой адрес как свидетельство его неспособности, неполноценности; поэтому одним из главных принципов общения с дошкольником и раскрытия его потенциала является сочетание необходимой строгости и дисциплины с похвалой и поощрением за успехи. Нельзя принуждать ребёнка заниматься тем, что ему не нравится, давать непосильные задачи, тем самым якобы воспитывая его волю. На этом возрастном этапе велик риск «давления» на психику ребёнка, навязывания ему воли родителей. Завышенные требования к малышу создают почву для развития в нем чувства неуверенности, отвращения к труду, агрессии к учителям. Важно поощрять инициативу ребёнка в решении задач, направлять его к поиску новых способов преодоления трудностей, поддерживать его начинания.

Большую роль играют отношения дошкольников внутри коллектива. Дети рождаются с разным темпераментом и физической подвижностью. Поступив в детский сад или другие группы раннего развития, ребёнок с первых лет вынужден привыкать к тому социуму, в котором он находится. Не всем сразу удаётся найти себе товарищей по интересам, поэтому многие дети испытывают стресс от одиночества и оторванности от привычного мира.

Перед педагогом стоит задача помочь малышу адаптироваться в коллективе, сделать процесс перехода в другую социальную среду наименее болезненным. Этому способствуют игровые формы занятий с привлечением всех участников детского коллектива. Существует много способов познания окружающего мира в интересной, доступной для детского мышления форме. Известно, что в раннем дошкольном возрасте ребёнок запоминает информацию с помощью образов и ассоциаций, поэтому педагогу желательно подбирать такие развивающие игры, в которых участникам даются различные роли. Такая форма занятий помогает детям раскрепоститься и быстрее адаптироваться среди сверстников, а педагогам даёт возможность рассмотреть индивидуальность ребёнка, выявить какие-то черты характера, присущие именно ему. Одновременно у детей происходит усвоение новых знаний и приобщение их к учебному процессу; таким образом дети раннего дошкольного возраста могут осваивать понятия формы, цвета, размера и т.п.

В старшем дошкольном возрасте, когда период адаптации остался позади, обучение детей может сочетать групповые и индивидуальные формы занятий. На групповых занятиях продолжается работа над осознанием ребёнком себя в коллективе, над умением находить способы общения с другими детьми. Педагог акцентирует внимание учеников на совместном творчестве, на общей цели, которую можно достигнуть совместными усилиями.

На индивидуальных занятиях развиваются умения и навыки, к которым ребёнок проявил большую предрасположенность. В возрасте 5-6 лет детям важно видеть быстрый результат своего труда: это может быть поделка, рисунок или выученная песенка. В процессе занятий желательно давать ребенку задания, предусматривающие разные варианты решений, тем самым предоставляя ему возможность творческого поиска и развивая его логическое мышление. Например, можно обозначить лишь общую направленность тематики рисунка или поделки, позволив воспитаннику самому продумать сюжет и детали своей работы.

В старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже явно прослеживается темперамент, задатки характера и творческий потенциал. На данном этапе задача педагога - направить интересы ребёнка в продуктивное русло, поддержать его стремления к новым знаниям, заложить правильное отношение к труду. Не стоит забывать, что период активного внимания дошкольника очень невелик. Занятия одним видом деятельности не должны превышать 30 минут, после чего детям необходимо давать время на отдых.

Грамотная и сбалансированная методика обучения детей дошкольного возраста позволяет воспитать основные качества, необходимые для последующего получения школьного образования.

Младший школьный возраст - это период, в который действия ребёнка становятся более осознанными: формируется понимание цели своего труда. Ребенок пока не осознает, для чего ему новые знания, но стремится к хорошему результату, чтобы получить высокую отметку или одобрение взрослых. Главную роль в познавательном процессе младшего школьника играет искренняя заинтересованность предметом, яркие впечатления и «эмоциональная «наполненность» действий. Логическое мышление в этом возрасте ещё слабо развито, поэтому изучение окружающего мира происходит пока на уровне чувственных восприятий и впечатлений.

Роль педагога в приобщении ученика к процессу обучения в школе очень важна. Именно первый учитель становится для ребёнка образцом для подражания. Наставник помогает детям адаптироваться в новом коллективе, преодолеть психологические сложности, связанные с общением между сверстниками. Кроме того, именно учитель развивает у своих подопечных такие качества, как ответственность, терпение, трудолюбие, необходимые для успешного освоения программы.

Разумеется, внутрисемейные отношения также влияют на эмоциональное состояние ребёнка и его трудоспособность. Четкий режим дня, дисциплинированность при выполнении домашних заданий, расстановка приоритетов и дружелюбная атмосфера среди родственников способствуют достижению максимальных учебных результатов.

Для возраста 7-10 лет характерны проявления капризности, агрессии, повышенной обидчивости.

В этот период уже активно идёт формирование личности. Ребёнок пробует разные стили поведения, нащупывая тем самым возможные рамки дозволенности; отстаивает свои интересы, эмоционально реагирует на замечания взрослых, защищая себя от критики. Основной способ общения с другими людьми - интуитивно-импульсивный. В эти моменты важно корректировать поведения ребёнка, не оставлять его наедине со своими обидами, больше разговаривать с ним о причинах тех или иных эмоций. Задачей педагогов и родителей становится найти контакт с внутренним миром ребёнка, не переступая грань дозволенного; учить контролировать свои порывы, следить за поведением, стараться быть воспитанным и сдержанным.

В развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо опираться на их эмоциональное восприятие окружающего мира. Умение ребёнка на основе увиденного придумать что-то новое, «своё», его желание делиться впечатлениями с другими, предъявляя результаты своего воображения и труда - очень ценные качества, которые нужно развивать и поддерживать!

Для накопления эмоционального «багажа» полезно посещать с детьми концерты, выставки, детские музеи, театры. В результате активного контакта с окружающим миром, расширения кругозора и развития эмоционально-чувственной сферы у ребёнка появляется потребность в самовыражении. Посетив детский спектакль, некоторые дети придумывают свой собственный сценарий, мастерят кукол и устраивают дома театральные представления. Это активизирует воображение, нестандартность мышления, даёт навык перевоплощения в запомнившийся образ. Одновременно развиваются внимание и память. Такие способы творческой работы детей нужно поощрять и проявлять к ним заинтересованность.

Полезно предлагать детям такие задания: досочинить концовку сказки, зная основных действующих лиц и завязку сюжета; придумать вторую часть мелодии, опираясь на тип изложения и характер первой её части; нарисовать картину, слушая музыкальное произведение и придумывая образы, соответствующие настроению пьесы...

Потребность в самовыражении помогает ребёнку подниматься на более высокую ступень интеллектуального развития и благоприятно сказывается на взаимоотношениях с людьми. Умение проявлять свою неординарность в творчестве наполняет жизнь яркими красками и впечатлениями. Поэтому необходимо с раннего возраста побуждать ребёнка к творческой активности, проявлять интерес к его эмоциональным реакциям на окружающий мир. Учитывая возрастные психологические особенности ребёнка и поощряя стремление к самовыражению, мы способствуем становлению полноценной человеческой личности.

Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 12-13.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.