Мастер-класс отца Димитрия Котова

М.Варакин,

кандидат культурологии, учитель в школе «Рождество»

Мастер-класс отца Димитрия Котова

В школе «Рождество» в селе Рождествено Истринского района Московской области прошло уникальное занятие: художник-монументалист, искусствовед, педагог, священнослужитель, руководитель Детской школы мозаики г.Лобня Димитрий Котов собрал школьников, их педагогов и родителей для того, чтобы на больших полотнах, разложенных на полу актового зала школы сделать иллюстрации к международному русско-греческому проекту – книжному изданию Жития святого Герасима Иорданского. По-настоящему необычное и яркое событие состоялось не только благодаря нестандартной личности отца Димитрия, но и некоторым особенностям педагогической методики, которая им применяется на подобных занятиях.

Поэтому у нас возникла потребность откликнуться на услышанное и увиденное в эти счастливые и трудные два часа совместного творчества. Мастер-класс начался с того, что отец Димитрий показал на доске основные элементы фигуры монаха, предложив нарисовать каждому на своём отрезке полотна контуры монахов, ограды монастыря простыми геометрическими фигурами . Этот первый этап был задан в динамичном темпе: мастер отсчитывал до 60. Сразу начался второй этап: было дано задание раскрасить рисунок преимущественно яркими красками, избегая слишком тёмных тонов, особенно чёрного. Мерность присутствовала и на втором этапе:  отец Димитрий призвал всех присутствующих молиться Божией Матери и святым. Причём, благодаря отцу диакону эта молитва стала настоящим воззванием к небу – громко и чётко, не прерывая своего дела, все рисующие повторяли простые слова: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»…

Сам отец Димитрий не так прост, как это может показаться с первого раза: по его складной речи и глубоким суждениям в нём чувствуется человек, который много пережил и передумал. Позже, когда мы все – преподаватели, руководители школы, школьники и их родители – остались для обсуждения состоявшегося события, отец Димитрий открылся как человек, способный профессионально анализировать не только творчество вообще, но и творчество других людей; особенно поражала точность его оценок и конкретизация психических особенностей детей, участвовавших в этом мастер-классе. Собственно, из сказанного в конце встречи отцом диаконом можно сделать представление о методике, которую он применяет в своей педагогической деятельности. Хотя, скорее всего, он сам вряд ли пользуется какими-либо методами как клише: просто органично проживает вместе со своими учениками процесс творчества. И всё же способ его преподавания можно свести к конкретной схеме.

1. Необходимо простое общее дело, которое может объединить ученика и мастера и одновременно поможет развить какие-либо качества у ученика и передать определённые знания.

2. Никакое дело не может совершаться без молитвы.

3. Цель занятия – не натаскать человека на освоение компетенций, а разбудить в нём самобытность.

Надо сказать, что нынешний мастер-класс прошёл в школе, где много внимания уделяют открытию непосредственного взгляда на мир как на уроках изобразительного искусства, так и на «Основах Православной культуры». Тем не менее отец диакон отметил в работах учеников некоторую склонность к общей тенденции, которая сейчас проявляется у всех детей. Он выразил озабоченность тем, что, несмотря на обилие светлого и радостного в работах ребят, по некоторым параметрам можно судить и об их внутренней психической напряжённости, которая, как считает отец Димитрий, происходит от чрезмерного влияния телевизионной и интернет-культуры. Он с тревогой говорил об общей тенденции: на детей обрушилось огромное количество неотобранной информации, которую дети не в состоянии воспринять, но при этом пытаются как-то её в себе «уложить». От этого дети стали более раздёрганными внутри, хотя и пытаются сохранить внешние приличия.

Отец Димитрий поделился тем, что, готовясь к подобным занятиям, он намеренно подбирает для работы детей разноцветную палитру, где много светлых и радостных тонов. Для него это принципиально. Он говорил о негативном влиянии современного мультипликационного масс-культа на формирование цветового вкуса ребёнка, считая, что в современных «мульт-блокбастерах» и мультсериала х исполь зуют «искусственные» цвета. Как исключение он выделил произведения уникального российского проекта «Гора самоцветов », которые назвал чрезвычайно талантливыми и достойными подражания в плане самобытности в приёмах передачи окружающего мира.

Одним из часто повторяемых слов мастера было слово «штампы». По его мнению, ещё одним фактором, губительным для психики ребёнка и для развития его самобытного восприятия мира, является многократное тиражирование в современной масс-культуре однообразных и уродливых образов, которые в конечном итоге превращаются в болезненные штампы, проявляющиеся в рисунках детей. Художник-педагог призвал работать с детьми так, чтобы уводить их от следования этим штампам и в то же время не навязывать своего восприятия, добиваться от ребёнка самостоятельного «рождения образа».

В заключение хотелось бы сказать ещё об одном важном образном концепте, который отец Димитрий обозначил на этой встрече, хотя он использовал его как бы невзначай, без особого акцента. И свою школу, где он преподаёт, и школу «Рождество», где прошло это занятие, и педагогов и искусствоведов, которые откликаются на его дело живым участием, он называл простым понятием: «наши острова». Эти ёмкие и образные слова в полной мере подчёркивают смысл работы педагога в современном мире, в котором, казалось бы, всё становится препятствием. И отсутствие внятной методической базы, и противоречивость регуляторов образовательной системы, и в целом – условия современной духовной культуры.

Сообщество единомышленников -педагогов может делать своё дело, несмотря на самые неблагоприятные для того условия и может являться надежным островком духовной культуры. Во всяком случае встречи, подобные этим, вдохновляют и внушают уверенность в возможности реализации действительно гармоничного развития современных детей.

От редакции.

Те из вас, кого принято называть «читателями со стажем», несомненно, вспомнят, кто такой дьякон Димитрий Котов: мы по меньшей мере дважды публиковали поразительно красивые

мозаики его учеников. Много лет назад я был свидетелем его занятия с детьми в жарко натопленной избе, близ храма, в селе Долгопрудном. Профессиональный художник-монументалист, о.Димитрий не касался детских работ: он отвечал на вопросы, давал советы, показывал прекрасные образцы (детей в избе было столько, что альбомы репродукций передавали через головы, от одного конца большого стола к другому); и, конечно,  он мощно воздействовал на детей собственной позитивной энергией и тем, что он их любил и в них верил. Не чувствовать этого они не могли. То, что делали дети, не было учебной работой, результаты которой сами по себе не имеют ценности и не заслуживают сохранения. Дети делали не более и не менее как оформление монастырской трапезной. И в выборе темы этого оформления проявилась большая педагогическая чуткость о.Димитрия. Это были не святые лики и не евангельские сюжеты: учитель считает большой ошибкой, когда дети «с чужого голоса» изображают, сочиняют, декламируют что-то такое, что лежит вне их реального, живого опыта. Они изображали Сотворение Мира. Не Божественный акт Творения, разумеется, а красоту и многообразие сотворённых существ –рыб и птиц, растений, цветов, животных – всего того, что дети могут видеть, любоваться, с чем чувствуют родство.

Сейчас о. Димитрий работает также в коррекционной школе города Лобня, с больными и брошенными родителями детьми. По результатам этой работы недавно издана удивительная книга «Времена года в рассказах и рисунках детей». Мы надеемся в каком-то из ближайших номеров рассказать о творчестве этих детей, чьи души исцеляет дьякон Димитрий Котов. А пока – всего несколько строк Сергея из этой книги.

Козлят посмотрим

И котят погладим,

Посмотрим на небо

И посчитаем птиц.

Мне казалось, что дождь живёт…

А.М.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 14-15
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.