Интерактивные формы в школьном образовании

Д. Донцов, доцент, кандидат психологических наук, МГУ имени М.В. Ломоносова,
О. Москвитина, доцент, кандидат психологических наук, Психологический институт РАО

Интерактивные формы в школьном образовании

Вступление

Предлагаем коллегам разработанный нами на основе классических педагогических технологий и методов активного обучения особый микрогрупповой подход для работы с различными категориями и группами обучающихся.

Метод микрогрупп - это метод активного (интерактивного) обучения, полезный и эффективный в ходе проведения семинаров, обсуждений, практических занятий. Он применяется нами в психоло-го-педагогической деятельности со школьниками, студентами и слушателями как способ обучения, коммуникации и получения обратной связи в процессе преподавания разнообразных гуманитарных дисциплин. Метод применяется после подробного рассмотрения с учебной группой одной или нескольких тем, объединённых в общий смысловой раздел. Метод микрогрупп наиболее эффективен в работе именно с детско-подростково-юношескими группами и коллективами. Состояние здоровья и физические возможности людей (детей и подростков) при проведении занятий посредством микрогрупповой технологии незначимы.

Технология осуществления метода микрогрупп

Группа из 15-30 человек разделяется на 3-7 микрогрупп, по 3-8 человек. Каждая из микрогрупп выполняет отдельное задание. В некоторых случаях одна и та же микрогруппа в 6-8 человек может выполнять несколько творческих заданий. В начале занятия ведущий раздаёт и объясняет задания по очереди всем микрогруппам. Те из них, которые занимаются схемой и символом (см. ниже), должны обязательно перенести их на доску, для всеобщего обозрения (особенно - для микрогруппы экспертов.). Желательно использовать соответствующую мультимедийную технику, что позволяет эффективно отображать тезисы, понятия, схемы, символы и т.д.

На каждое задание конкретной микрогруппе отводится от 5-10 до 15-20 минут на подготовку, в зависимости от сложности задания, количества участников и контекстной ситуации смыслового взаимодействия. В случаях осуществления занятия в данный конкретный момент посредством не одной, а нескольких вариаций технологии микрогрупп (см. ниже), время на подготовку для всех микрогрупп должно быть унифицировано, так как все они должны во время информационных сообщений внимательно воспринимать выступления друг друга.

Деятельное участие лица, ведущего занятие, во всём процессе, включая подготовительную творческую работу микрогрупп, рекомендуется и является важным фактором итоговой эффективности. Общее время занятия - 1-2 академических часа, в зависимости от объёма прорабатываемого материала, от «заданной» временной ситуации и от особенностей контингента, с которым проводится занятие.

В качестве содержательного примера предлагаем рассмотреть басню Ивана Андреевича Крылова «Лев и лисица»:

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался.
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

Далее приводим наименования и содержательные формы проведения метода микрогрупп с примерами (разбор басни И.А. Крылова «Лев и лисица»).

I. «Тезисы». Микрогруппа составляет тезисы по изученному на данный момент материалу. Как правило, оговаривается количество тезисов (не больше 6-8). Обучающимся разъясняется, что тезис в данном случае - это повествовательное предложение, информационно насыщенная фраза из 8-12 слов, которая должна хорошо восприниматься на слух и заключать в себе достаточно большой фактический объём информации. Основная содержательная задача данной микрогруппы - не дробить информацию, а, наоборот, укрупнять, синтезировать её. В тезисах по возможности нужно обходиться без простого перечисления фактов. Все тезисы должны быть логически объединены общим смысловым контекстом, в соответствии с рассмотренным ранее материалом.

Первая встреча лисы с неизвестным львом, её реакция на встречу.
Последующие встречи лисы со львом. Особенности её реагирования.
Привыкание лисы к ранее пугавшему её льву.

II. «Понятия и термины». Микрогруппа составляет по всему пройденному материалу тезаурус (терминологический понятийный словарь). Выбираются термины и/или понятия из рассмотренного материала и даётся их краткое определение или  характеристика.

Для возможного усложнения за­дания микрогруппе предлагается выбрать опреде­ленное количество терминов и понятий в качестве самых важных, основных, а затем объяснить (до­казать), почему именно эти термины или понятия являются таковыми.

Сроду – никогда прежде.

Страсти – ошибочное, искажённое грехом проявление чувств.

Поколь – до тех пор покуда, в то время как, в течение того времени как.

III. «Схема». Микрогруппа составляет по всему пройденному и осмысленному одну схему. Схема может быть подробной или краткой, что оговарива­ется ведущим заранее. В любом случае, она должна состоять из ряда структурных блоков. Каждый из блоков должен включать в себя одно, максимум – два слова (понятия). Блоки должны быть соедине­ны стрелками (одно - или разнонаправленными) с другими структурными блоками. Обращается вни­мание на логику построения схемы из нескольких блоков и на корректность представленных блоков (например, по широте-узости охвата содержания информации и т.д.).

IV. «Символ». Микрогруппа  должна отразить весь пройденный материал в символической форме, – в виде одного (!) символа. Это могут быть рисунок, геометрическая фигура, какой-либо сложный знак, символ может выглядеть как т.н. лейбл, и т.д. В данной работе нельзя использовать какие-либо надписи, буквенные обозначения и т.п. Символ может состоять из нескольких частей (желательно, логически связанных друг с другом), но при этом он должен иметь единое (объединяющее) смысловое начало и связное информационное графическое (рисуночное) содержание.

V. «Поэты». Микрогруппа должна отразить весь пройденный материал в виде четверостиший, в крайнем случае – двустиший. Если у обучающихся не складываются рифмованные строки, то допуска­ется (но не приветствуется) «белый» стих. Количе­ство четверостиший или двустиший не ограничено, важно, чтобы в них была наиболее полно отражена смысловая суть проработанного ранее материала (части материала). Обучающий и развивающий эф­фект в данном случае достигается, помимо прочего, ритмизацией и смысловым повторением материала, звучащего в стихотворной форме.

Раз испугавшись тех, кого не знаем,

В дальнейшем, приглядевшись, изменяем

Своё сужденье. Страх в душе уняв,

Мы незнакомца за знакомца принимаем.

VI. «Артисты». Микрогруппа разрабатыва­ет сценарий по всему пройденному материалу, распределяя роли, репетируя своё выступление и представляя затем пройденный материал (его основное содержание) в виде миниспектакля. В данном случае можно увеличивать время на подготовку до 30–40 минут в случае, если этот вариант технологии микрогрупп используется в качестве единственной формы проведения дан­ного метода на конкретном занятии.

Спектакль «Страх нового vs. Привычка».

Действующие лица: Лиса, Лев.

Место действия лес.

Сцена 1.

Лиса бежит по лесной тропинке. Навстречу внезапно выскакивает Лев.

Лиса. Ой, кто это, ужасный и лохматый?

Лев. Царь зверей! Беги куда хотела.

Лиса. Бегу, бегу, да ноги не несут…

Лев проходит мимо.

Лиса. Ну, страху натерпелась, жуть какая! А кто? Откуда царь зверей? Узнать бы надо…

Бежит домой, ищет ответ на свой вопрос в справочнике (в Интернете).

Сцена 2.

Та же тропинка, лиса бежит по ней. Навстре­чу выходит Лев.

Лиса. Лев. Представитель рода он пантер, к семейству онотносится кошачьих.

Лев горделиво поворачивается и степенно уходит.

Сцена 3.

Та же тропинка, лиса бежит по ней. Лев, ле­ниво развалившись, греется на солнце.

Лиса. О, здравствуйте, Panthera Felidae!

Лев зевает, делает вид, что не замечает Лисы.

Лиса (убегая). Милашка, и совсем не страшный с виду. Привыкла я к нему.

VII. «Эксперты». Микрогруппа содержа­тельно комментирует выступление каждой (или нескольких) из вышеперечисленных микро­групп. Эксперты задают уточняющие вопросы и высказывает своё третейское (изначально при­знаваемое всеми участниками как высококвали­фицированное) мнение. В некоторых ситуациях допускается (но не приветствуется) выступление микроруппы т.н. прокурорами – когда её члены содержательно критикуют работу каждой из вышеназванных микрогрупп. Эксперты, как правило, осуществляют конструктивную кри­тику – предлагают свои варианты тезисов, поня­тий, схем, символов и т.д. Подразумевается, что эксперты уже хорошо усвоили переработанный ранее информационный материал и на текущий момент могут свободно в нём ориентироваться (что до этого уже доказали).

Заключение

Перед началом проверки выполнения заданий ведущему необходимо убедиться в том, что все микрогруппы их выполнили и могут продуктивно слушать и понимать друг друга, так как именно так достигается психолого-педагогический и со­циально-психологический эффект от занятия. Участники микрогрупп самостоятельно выбирают того (тех), кто будет озвучивать проделанную ими работу. Выступления представителей микрогрупп начинаются в той последовательности, в которой давались выполненные задания, или же осущест­вляются по желанию. Микрогруппа экспертов подробно анализирует все выступления и после каждого доклада содержательно (и, что весьма желательно, положительно) комментирует вы­ступление представителей и выполнение задания каждой микрогруппы в целом.

Таким образом, обучающиеся ещё раз обобщают и осознают пройденный ранее информационный материал. При этом задействуются зрительные, слуховые и двигательные каналы восприятия и усвоения информации, а также создаются условия для эффективности запоминания.

Литература:

1. Донцов, А.И., Донцов, Д.А. Микрогрупповая психо­технология в качестве универсального интерактивного метода работы с группами и коллективами// Школь­ные технологии, № 5, 2016. С. 82-90.

2. Донцов, А.И., Донцов, Д.А. Общение, обучение и социаль­ная инклюзия в учебных коллективах и различных малых группах посредством микрогрупповой психотехнологии// Образовательные технологии, №5, 2016. С. 82-90.

3. Донцов, Д.А. Современные направления педагогики А.С.Макаренко на примере метода минигрупп// Наследие А.С.Макаренко и современная педагоги­ческая практика. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Ред. сост.: к. филол. н. М.Б.Казачкова, к. пед. н. Т.В. Яровова. – Одинцово: АНООВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2013. 156 с. С.12-16.

4. Инклюзия в учебных группах, социальная реадап­тация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп/ Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В. [Электронныйресурс] // Клиническая и специ­альная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 79–91. http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n4/Dontsov_et_al.shtml

5. Минигрупповой подход (метод минигрупп) как способ активного обучения старшеклассников и студентов/ Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. // Вестник практической психологии образования, № 1 (30). М., 2012. С. 62-65.

6. Психотехнология микрогрупповой работы в качестве социального способа развития, образования и инклю­зии в различных малых группах и коллективах / Дон­цов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Бонкало С.В. // Школьные технологии, № 5, 2015. 157 с. С. 59-66.

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 12-14.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.