Личное отношение к Родине

А. Бондарев, заместитель директора ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость», кандидат педагогических наук, г. Москва

Личное отношение к Родине

К вопросу о знакомстве школьников с песенной культурой Великой Отечественной войны

На сегодняшний день существует целый комплекс общепедагогических проблем, связанных с нравственно-патриотическим и художественным воспитанием детей и подростков.

Наиболее существенная из них - выбор образовательной стратегии для передачи системы ценностей. Передачи, которая невозможна без убеждения, личностной, заинтересованной интерпретации событий.

Однако не секрет, что по законам психологии всякое давление, понуждение, ограничение человеческой свободы неизбежно рождает противодействие, отторжение, которое проявляет себя в том числе на бессознательном уровне. Психологи и педагоги единодушно отмечают, что человек испытывает интерес к какой-то системе ценностей, включается в образовательную деятельность тогда, когда воспринимает её не как навязанную, а как выбранную им самим. С этим связана сопутствующая всякому воспитательному воздействию критика. Ведь сила убеждения, без которой невозможно представить ни одну воспитательную систему, посторонними наблюдателями неизбежно начинает оцениваться в категориях тенденциозности, предвзятости, «зомбирования» и т.д.

Постмодернистская парадигма с середины XX столетия последовательно и настойчиво проводит постулат: «Человек - мера всех вещей[1]; он свободен видеть и оценивать то, что его окружает, как пожелает. Никакие идеи и ценности навязываться ему не должны. Каждый сам решает, что для него лучше». Жёсткой регламентации социально-экономических процессов сегодня сопутствует крайний либерализм в вопросах идеологии, этики и эстетики.

Например, нормативно закреплено, что про­граммы дополнительного образования реализу­ются в условиях свободного выбора учащимися и родителями – они должны соответствовать соци­альному заказу. Но в этом случае в системе допол­нительного образования патриотические установки формально локализуются в пространстве клубов по интересам, какими являются, например, поиско­вые отряды, детские общественные организации. Получается, если родители патриотичны, они от­правят своих детей в такие объединения, если же нет – те будут только учить английский язык и играть в «Монополию».

Для создателей федерального закона об об­разовании формирование компетенций, которые должны обеспечить успешное функционирование экономики (которую и государственной в совре­менных условиях не всегда можно назвать – она повсеместно становится глобальной), было, несо­мненно, более важной задачей, чем развитие ми­ровоззрения у подрастающего поколения. Такого мировоззрения, которое укрепляло бы любовь к своей стране и родной культуре.

В Концепции развития дополнительного об­разования, утверждённой распоряжением Пра­вительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, среди определяющих ценностей допол­нительного образования называются: ценность самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности: «Отказ государства от решения этой задачи может привести к рискам стихий­ного формирования идентичности в периферий­ных (субкультурных) пространствах социализа­ции»2. То есть говорится об опасности роста числа маргинальных субкультур.

Получается, что общее образование оказывается преимущественно нацеленным на удовлетворение потребностей экономики, а на дополнительное образование в этой ситуации ложится особая от­ветственность: оно должно воспитывать в человеке этические и гражданские качества.

Другая не менее значимая проблема – информа­ционная перенасыщенность современной жизни. Ещё К.Д. Ушинский говорил об опасности «напи­хивания в ученика знаний», которые, как бы мы сейчас сказали, не дают личностных результатов. Но сегодня дело обстоит куда серьёзней, поскольку учащихся окружает информационная среда, в ко­торой одни и те же исторические события, явления культуры могут интерпретироваться диаметрально противоположным образом.

В последние годы мы были свидетелями многих «разоблачений», посвящённых страшным стра­ницам Великой Отечественной войны. Не будем обсуждать, в какой мере вся эта информация соот­ветствует или не соответствует действительности. Суть, разумеется, в акцентах.

Так на какие исторические события и факты должны опираться образовательные программы и тематические акции, способствующие патриотиче­скому воспитанию подрастающего поколения? Как должны они освещать светлые и тёмные страницы отечественной истории? Очевидно, для понимания общей атмосферы событий Великой Отечественной школьники, в первую очередь, должны проникать­ся переживаниями и душевными устремлениями людей военного поколения, их жаждой правды, добра и справедливости, которые проявляли себя в подвигах и повседневном героизме многомилли­онного населения страны.

Быть патриотом России сегодня – значит по­нимать уникальность её истории и культуры. Тем более что российские история и культура действительно необычны и своеобразны в цивили­зационном плане – нам есть, чем дорожить. Под­тверждают это произведения русского искусства и исторические, а равно и политические, инициати­вы, на которые традиционно – хочется подчеркнуть это! – мир идей, идеальных ценностей оказывал большее влияние, чем соображения материальной выгоды. Именно поэтому патриотизм в России на­чинается с личностных отношений – Родина начи­нается «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем селе», «с той песни, что пела нам мать», а не с фамильного герба и престижного колледжа.

Эти извечные для России ценности – жажда правды, добра и справедливости, народный опти­мизм, а также глубокое чувство любви к родной земле, «к отеческим гробам и родному пепелищу», если вспомнить слова А.С. Пушкина, глубоко и всесторонне передают песни Великой Отечествен­ной войны.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество материалов в сети Интернет, тема­тические телепередачи и публикации, приуро­ченные преимущественно к празднованию Дня Победы, не только младшее поколение, но и люди среднего возраста сегодня плохо ориентируются в отечественной музыкальной культуре военной и послевоенной поры.

Песни Великой Отечественной войны и после­военные песни о войне необходимо изучать в орга­низациях общего и дополнительного образования. Дети и подростки должны не только узнавать их на слух, знать слова, но также быть в курсе истории создания наиболее известных песен. Ведь, как пра­вило, обстоятельства их появления на свет и роста популярности тесно связаны с реалиями военного времени, ярко иллюстрируют важнейшую для сохранения российской государственности эпоху.

Рассказывая школьникам об этом пласте му­зыкальной культуры страны, педагогу следует помнить, что ключевыми интонациями в разговоре на эту тему должны стать доверие, искренность и умение держаться не только документальной, но прежде всего психологической правды. Чтобы избежать тенденциозности, начётничества, казён­щины, псевдопатриотизма, знакомство с музыкой военной и послевоенной поры должно максималь­но использовать возможности эмоционального, образного погружения в события военной эпохи, опираться на свидетельства, воспоминания и пере­живания очевидцев. Наибольшую силу педагоги­ческого убеждения будут иметь подлинные при­меры событий фронтовой и послевоенной жизни, иллюстрирующие значение музыки и песен для формирования народного единства.

Не менее важно показать, что песни военных лет – классика отечественной музыкальной культуры, которая не устаревает: песни остаются всенародно любимыми и сегодня. Проиллюстрировать это можно тематическими концертами, проходящими 9 мая и в другие дни на крупнейших концертных площадках страны с участием знаменитых музы­кантов-исполнителей. Важным дополнением здесь будет знакомство школьников со всенародной ак­цией «Бессмертный полк», родившейся спонтанно – по зову сердец детей, внуков и правнуков героев Великой Отечественной войны.

Содержанием тематических занятий, посвящён­ных отечественным песням военных лет, может стать не только советская музыка. Для формиро­вания патриотизма обязательно нужно знать – и неплохо знать! – культурные традиции, произве­дения искусства других стран. Именно это, кстати, отличает феномен отечественного патриотизма: русского человека традиционно интересует то, что происходит во всём мире, а не только на его земле. Умение выявить и определить характерные черты советской массовой песни, их отличия от, скажем, немецких или французских песен середины XX столетия может стать ценной культурологической компетенцией учащегося и важным воспитатель­ным стимулом.

В условиях глобализации именно разносторон­нее изучение художественных традиций разных стран, выявление смысловых, мировоззренческих особенностей национальных культур при условии развития личностного, эмоционально-ценностного отношения к культуре своей страны оказывается единственным надёжным основанием патрио­тического воспитания. В глобальной экономике доминируют корпоративные интересы, по сути, там нет места межличностным отношениям, «ро­скоши человеческого общения», о которой говорил Антуан де Сент-Экзюпери. В патриотическом и художественном воспитании на первый план выхо­дят именно межличностные, субъект-субъектные доверительные отношения, которые и формируют культуру – язык, художественные символы, про­изведения искусства, мировоззрение.

Чувство личного отношения к Родине и родной культуре пробуждается как сопереживание – в диалоге, в доверительных межличностных отноше­ниях, в совместном исповедании общих жизненно и душевнозначимых ценностей.

Прощание перед Встречей

Десятки лет назад в так называемом самиздате появилось перепечатанное на машинке «посланиеБогу», найденное в кармане шинели убитого солдата Великой Отечественной войны Александра Зацепы. Как хотелось тогда же рас­пространить это откровение, полученное на пороге смерти, казалось бы, самым обычным человеком, сделать его общественным достоянием, прочитать подросткам-школьникам! Понятно, тогда это было невозможно. Религиозная тема была строго табуирована, и даже смерть за Родину не могла служить оправданием «религиозных  заблуждений».

В наши дни мы встречаемся с другой трудностью. Что скрывать, когда мы постоянно, к месту и не к месту, слышим о нравственном, патриотическом, религиозном воспитании, то неподдельный, важный смысл этих слов по очевидным причинам ускользает от нас. А в письме солдата драма без­божной жизни и «нечаянная радость» в конце её выражены с такой простодушной глубиной, что оно как раз и может воспитывать растущего ребёнка во всех перечисленных от­ношениях!

Но как увлечь школьников-подростков искренним по­сланием солдата времён Великой Отечественной войны? В учебнике «Музыка» для VIII класса (авторы Сергеева Г.П., Критская Е.Д.–М.: Просвещение, 2017. С.102–103) учащимся предлагается рассмотреть фотографии – кадры из  фильмов о войне и перед чте­нием письма спросить: в каких случаях человек обращается к жанру письма? Не менее важным будет и вопрос о том, у кого в семье сохранились военные реликвии родных, переживших эти трудные для страны годы: письма с фронта, фотографии, ордена, награды, вещи военных лет? Размышления о том, для чего людям нужна память, как человеку в трудные минуты жизни может помочь посещение храма, молитва, подведут школьников к чтению письма.

Ответы на вопросы, приведённые в учебнике, предложения учащихся по озвучиванию текста «Письма к Богу» помогут подросткам глубже осознать это сокровенное послание неизвестного солдата.

Учителю можно рекомендовать подобрать фрагменты документальных или художественных фильмов о войне и показать их на уроке. Прослушивание музыкальных произведений, связанных с военной те­матикой, сочинений религиозной традиции, а также исполнение песен времён Великой Отечественной войны и современных  композиторов завершат работу на уроке.

2 Ссылка на on-line-ресурс «Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»: [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf. (Дата обращения: 06.03.2018)

Письмо к Богу

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

И понял вдруг, любуяся мерцаньем1,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,

Что, как ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно… Но теперь я смерти не боюсь.

<1944> Александр Зацепа

1 В некоторых версиях «любуюся мерцаньем» заменили на «любуясь мирозданьем», или что ближе к оригиналу «любуясь их мерцаньем».

 


[1] Разумеется, известная формула древнегреческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» – приводится здесь не в своем первоначальном значении.

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 14-17.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.