Что есть истина?
Л. Маслова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Искусство, учитель музыки ВК МБОУ «Экономический лицей» В.Г. Баранова, г. Новосибирск
«Что есть истина?»
Педагогические размышления
лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина
скрыта в глубине и искать ее там охотников мало.
Гете
А. Эйнштейн
Для того чтобы один человек открыл плодотворную истину,
надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь
в неудачных поисках и печальных ошибках.
Д.Д. Писарев
Возможно, выбор нашей темы вызывает у читателей усмешку и правомерное желание возразить «Это же погоня за горизонтом!». И, скорее всего, читатель будет прав, поскольку философы, учёные, теологи столетиями размышляют на эту тему и до сих пор не пришли к однозначному ответу. Вот и мы поставили перед собой задачу -поделиться своими находками, удачами и поражениями на пути к поиску педагогических ИСТИН и универсальных методов организации духовного общения учащихся с искусством.
Истина первая. Наши ученики интересны нам настолько, насколько мы ими интересуемся. Мы интересны ученикам настолько, насколько мы интересны сами себе.
Истина вторая. Знания без эмоционального принятия безличностны и не становятся базовыми для образования личности. Мы знаем, бережём и любим то, что открыли сами, а как следствие, возникает любовь и к культуре.
* * *
Работая над собой, учитель в первую очередь должен определиться со своими приоритетами в отношении трактовки содержания образования. Необходимо отделить понятия «образование» и «обучение».
Девиз педагогов при таком подходе: главное учить, воспитание будет.
Девиз: воспитание первично, а обучение происходит по ходу его, оно вторично.
Учитель-информатор.
Для него важно, что он преподаёт; ценностная ориентация строится в плоскости материала, понятий, терминов, традиционных форм работы: опрос, объяснение, домашнее задание и т.д. Такой учитель может быть эрудитом и пытается всю известную информацию упаковать в рамки школьного урока. Как правило, ему всегда не хватает времени. Однако чем больше он даёт материала, тем меньше получает отдачи от детей. Вместо универсальных умений нарабатываются автоматические навыки, набор операций для узкого круга условий. Зачастую такому учителю нечего сказать, кроме расхожих истин, кочующих из одного пособия в другое. Ученик является объектом педагогического «селекционирования и искусственной гибридизации», будто из «морковки» пытаются вырастить «тыкву», не считаясь с предназначением ученика. Тот отчаянно сопротивляется вторжению в его жизненную программу, а также занудливому дидактизму и отвлечённым знаниям, которые обесцениваются, если ребёнок не знает, зачем они.
Учитель-информатор работает в формате школы памяти, но не мышления. Послушные, старательные, исполнительные учителя отвергают педагогические инновации, работают по шаблонам, не предлагая разнообразие культурных практик, позволяющих всем детям работать на разных «этажах» структуры личности и выбирать свой путь развития и свои «строительные элементы» для образования собственной личности.
В природе всё устроено умнее. В каждом семени спрессована информация - программа о его предназначении, которую безошибочно угадывает семя, точно выбирая элементы питания из почвы. Она нам дает педагогическую подсказку, поучимся у нее!
Учитель-технолог.
Со временем, не получая дополнительных часов от администрации, учитель-информатор задумывается над вопросом: как это «что» упаковать, как интенсифицировать процесс обучения. Учитель начинает применять различные заимствованные частные методики (нотки с листиками, ребусы, загадки и т.д,), но не получает главного ожидаемого результата: интереса к искусству и к жизни.
Фокусируя внимание на обучении узко специальным навыкам, как то изучение нот, терминов, художественных техник, отдельных средств выразительности в отрыве от содержания, он уничтожает изначальную коммуникативную суть искусства и нивелирует специфику понимания его образного языка как способа передачи сообщения реципиенту.
Е. Ильин говорил: «Обучать легче, чем воспитывать; связывать то и другое труднее, а делать в этой связи чуть опережающим воспитательное, не ослабив самой связи, и вовсе искусство. Воспитывать средствами искусства - это искать наилучшие точки соприкосновения художника, педагога и ученика, находить тончайший приём сближения искусства и жизни».
Д. Кабалевский и Б. Неменский аналогично формулировали сверхзадачу уроков искусства (музыка и жизнь), делая акцент на воспитании зрителя, слушателя, читателя через развитие универсального инструмента общения с миром - восприятия. Воспитание и образование не вытекают из той информации, которая заложена в морализаторских текстах, в терминах, которые дают при традиционном обучении. Надо помнить, что термин не должен опережать сознание, а понятийное мышление формируется в результате концентрации образных характеристик и складывается из многовариантных субъективных версий.
Если педагогический процесс - передача опыта, то какой и чей опыт может передать выпускник вуза, придя работать в школу учителем Искусства? Отвлечённые знания по педагогике и методике? Что такое мышление, память, внимание; структура урока и т.д. Такие знания обычно даются преподавателями, не работавшими в школе, и поэтому приобретают омертвелые формы. Живая методика - это субъективно прочувствованная практика, это не наука о том, как надо, а искусство, позволяющее быть ярким, выразительным, интересным для детей и одновременно рациональным. Главное в методиках новаторов - не технология обучения, а искусство побуждения к действию, к духовной работе.
С ответов на вопросы: Кто Я? Что позвало в школу? Какой и чей опыт я хочу передать детям, чему могу научить? В чём ценность произведений искусства? В чём моя ценность? Как заинтересовать весь класс? - начинается путь преодоления безличност-ного содержания образования; начинается поиск прикладной, коммуникативной, прагматической, терапевтической и эстетической ценности уроков искусства, как для учителя, так и для ученика. Рефлексия по поводу этих вопросов обеспечивает переход к новой ступени педагогического мастерства:
Учитель - артист-художник.
Девиз: «Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать её целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай» Р. Роллан.
В основании методической работы такого учителя лежит рефлексия: Кому, Как дать некое Что? Появление вектора Кому говорит о качественном сдвиге учителя в сторону адресности работы и личностно ориентированного подхода. Поскольку класс - не однородная масса, и в нём присутствуют и «образники», и «логики», и «визуалы», и «ау-диалы», и т.д., то надо овладеть общехудожественными, универсальными методами работы с детьми. Что может объединить таких разных детей?
- Включение всей структуры личности в учебно-воспитательный процесс - тело физическое, тело мышления и тело деятельности.
- Организация такого образовательного пространства, где будут представлены все практики человеческой деятельности: сенсорная, семиотическая, ментальная, коммуникативная, социокультурная - и ценностный опыт бытия.
- Обнаружение актуального содержания текстов искусства, нравственных и жизненных ценностей автора и его философии.
Доминирующие методики, которые используют такие учителя. - проблемно-коммуникативные, игровые, ролевые, театрализация и т.п. Учащимся хочется видеть учителя интересного, оригинального, с выдумкой, не похожего на других, имеющего своё Лицо, свои яркие способы подачи материала со сложной игрой слов, многообразием метафор, жестов, интонаций, мимики, мезансцен, пауз.
Учитель-артист-художник - всегда выигрывает у традиционного учителя во внимании детей, вовлекая в учебно-воспитательный процесс разнообразные эмоции, переживания школьников. Сначала надо увлечь, выделиться из монотонного ряда учительских стереотипов поведения, а уж потом «направлять»: учить, развивать, воспитывать.
Однако игру настоящего актёра не видно, она должна восприниматься как жизнь, Здесь и Сейчас. Педагог~артист-художник работает в режиме ситуативного поиска и импровизации, которую мы трактуем как тонкую настройку души учителя на точно найденном диапазоне.
Последним является главный вопрос - проблема урока, фокусируемая в плоскости социокультурных и духовных ценностей и «раскодируемая» с помощью кода и языка искусства. Воспитание искусством без импровизации мертво, она неотъемлемая часть художественно-творческой деятельности, включая анализ произведения. Импровизационность - признак профессионализма, выражающегося в свободной игре работы с материалом, в спонтанности, в чуткости к детским вопросам, в свежести сравнений и т.д. Должна быть недосказанность, «сырые» моменты, многоточия.
Способ взаимодействия учителя и ученика в такой парадигме субъектно-субъектный, но не бойтесь некоторых крайностей, проявлений отдельными учениками наивно-реалистического восприятия искусства. Оно постепенно будет преодолено через сравнение ответов детей с разным уровнем аргументации и суждений.
Большое значение на уроках учителя-артиста-художника играют контрасты и неожиданности как в способе предъявления материала, так и своей личности как интерпретатора художественного произведения. Знания, не рождённые из души учителя, не согретые его страстью и энергией, не могут одухотворить и зажечь сердца детей. В лучшем случае дети проявляют некоторый интерес к «детективным» или «щекотливым» историям из жизни великих людей, тогда как само произведение остается за пределами их эстетического опыта. С помощью интонаций, жестов, мимики, метафоричности высказываний, акцентов можно заставить не только слушать и понять, но и увидеть внутренним зрением подтекст произведения. «Артистизм - не прихоть, не своеобразие чьей-то индивидуальной манеры, а наиважнейшее учебное средство, без которого ни произведение искусства, ни урок не работают» (Е. Ильин).
Истина 3. Интонация важнее информации!
Учитель - вдохновитель.
Идти к истине, к авторскому первосмыслу картины, музыки, осторожно снимая пласт за пластом поверхностные видимые слои художественного произведения (подобно реставратору), выходить за кадр вместе с детьми - высшая степень мастерства учителя, достигшего уровня Учителя-вдохновителя.
Он отличается тотальной настройкой на уникальность каждого ученика. Ему важно, Кто перед ним, и неважно кто это: будущий парикмахер, фрезеровщик, экономист или музыкант. Важна неповторимость каждого субъекта общения в треугольнике автор-Учитель-Ученик в условиях диалога в кругу, выстроенного по поводу отношения к проблемам бытия и зафиксированным в художественном тексте.
У мастера все компоненты на своём месте (ЧТО, КАК, КОМУ) с доминантой на КТО. Он - мастер - режиссёр диалогов всех уровней: межличностных, с носителями культуры через пространство и время и внутренних диалогов с самим собой, со своим прошлым отношением к ценностям жизни и с отношением, преобразованном в настоящем.
Цели ориентированы на саморазвитие, самоорганизацию, построение личностного, смыслового пространства образовательной деятельности, признающие право на существование всей массы субъективных представлений о предмете. Это позволяет всем преодолеть традицию воспринимать ИСТИНУ или знания, как нечто анонимное, общее и сводящее нас на единственно правильную позицию.
Задача такого учителя - демонстрировать свой авторский тип работы с материалом, открыто предъявлять свою личность, своё понимание и непонимание, вместе с детьми задаваться вопросом, оживлять материал, рисковать, делая шаг в неизвестность, импровизировать и интерпретировать, помня каждое мгновение, что не с классом, аудиторией, зрительным залом работает, а прежде всего - с Человеком.
Он не занимается творчеством отвлечённо, понимая, что его вектор колеблется от созидательного до разрушительного и даже агрессивного. Без духовного основания оно может быть вредно для человечества. Духовность мы понимаем как творчество, направленное вовнутрь, на созидание себя и восхождение к себе. Поэтому творчество без духовной составляющей - аморально. Главная цель педагога-Мастера помочь маленькому человеку превратиться в человека с большой душой, в Великодушного! Деятельность происходит во внутреннем плане и выходит за пределы себя в плоскость Любви ко всем окружающим явлениям, которая требует всего человека.
Если рассматривать учение как миропонимание, то можно вывести некий треугольник, в центре которого лежит истина - то таинственное, что не поддаётся никаким определениям.
Актуализация интересов учащихся и детских инициатив, изменение отношения к предмету, развитое Велико-душие является критерием качества работы учителя-Мастера.
* * *
Кто же поистине счастлив: богач, который имеет всё, или бедняк, обладающий только скрипкой и жаром, щедростью души? Будет ли счастлив первый, получив скрипку? В чём истинное счастье человека? Все эти вопросы ставит жизнь и песня «Волшебный смычок». Углубляется понимание музыки при сопоставлении её с полотном художника Н.Ге «Что есть истина?»
Пытаясь самостоятельно выявить идею этого-произведения, дети дают ему разные названия: «Богатый и бедный», «Наказание», «Раб». Завязывается дискуссия, и ребята коллективно приходят к мнению, что в образе человека в тени нет униженного, нет ничего рабского. (Попросите детей встать и постоять так, как стоит герой, примерить его позу, взгляд на себя.) Учащиеся сами отвергают первое предположение, почувствовав телом внутреннее сопротивление. Название корректируется: «Противостояние», «Спор». Ребята отмечают, что в картине сталкиваются две контрастные интонации: высокомерная, презрительная - богача и гордая, несломленная у бедняка. У одного — внешняя сила и власть, а у второго — сила духа и убеждения. Но, повторив и прочувствовав жест «богача», они обнаруживают его противоречивость. Когда люди наталкиваются на сопротивление в жизни, то такой жест трансформируется из требующего и надменного в жест бессильного раздражения.
Рассматривая картину, ученики начинают понимать и причину того, почему фигура «бедняка» написана неясно, размыто. Поиск ответа приводит к выводу, что автор намеренно использовал такой приём, чтобы приковать внимание зрителей к тому, кто в тени. И действительно, нам всё время хочется рассмотреть его, протереть глаза, очки, приблизить картину к себе.
На вопрос учителя, договорятся ли эти люди между собой, и просьбу доказать аргументированно своё соображение, звучит однозначное «нет». Ребята замечают знак, символ: луч света, разделяющий два мира, две жизненные позиции. Эти два человека никогда не договорятся. Это спор не о бытовых проблемах, а о чём-то очень важном: спор о смысле жизни, либо о ценностях, что есть Счастье, Добро, Власть и т.д. Дети сами дают картине название, по существу близкое авторскому, хотя не знают, что на картине изображены Понтий Пилат и Христос. Важно, что дух произведения, его смысл уловлен точно. Главный вывод, который делают школьники, что ИСТИНА сокрыта, она в тени и не надо спешить в оценке явлений.
Протяни руку,
и на твою ладонь упадёт дождевая капля. Протяни руку, и на твою ладонь сядет стрекоза. Большая, зелёная стрекоза. Только протяни руку, и к тебе на ладонь спустится райская птица ослепительной красоты, Настоящая райская птица! Протяни же руку, чего ты стесняешься — ты же не нищий! Постой минуточку с протянутой рукой, и кто-то положит тебе на ладонь своё пылкое, восторженное, горячее сердце... |
А если положат камень,
не обижайся. Будь великодушен, мастер. Смелость мастера: всё творимое им — неслыханная дерзость. Гордость мастера: всё содеянное им — способно жить. Участь мастера: всё увиденное им — не все увидят! Горечь мастера: всё совершённое им — не совершенно. Торжество мастера: он — мастер!
|
Оставить комментарий