Рождество Христово в искусстве

М. Сафьянова[1]

Рождество Христово в искусстве

Едва ли ещё можно представить себе событие, которое могло бы служить более богатым источником для художественного вдохновения, чем Рождество Христово, осуществление тайны воплощения Бесконечного Бога, с сопровождавшими его чудесными обстоятельствами. С самых древних времён и до наших дней оно пробуждает в простых людях самые светлые, самые добрые чувства, а в людях искусства - потребность творить, созидать, распространяя во времени и пространстве радость от пришествия в наш мир Господа Иисуса Христа.

Ни одно из видов искусства - изобразительное и неизобразительное, статическое и динамическое - не обошло вниманием этот поистине переломный момент в истории человечества. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые творения мировой культуры, прославляющие Рождество Христово.

Живопись

Пожалуй, нигде тема Рождества Христова не дала таких богатых плодов, как в живописи. Со времён первых христиан и наскальной живописи катакомб до полотен модернистов художники находят в Рождестве неиссякаемый источник вдохновения.

В ряду памятников христианской древности, открытых в римских катакомбах, обращает на себя особенное внимание фреска на одной из внутренних стен квадратного аркосолия в так называемой катакомбе Прискиллы. Фреска эта (произведение конца I столетия) есть древнейшая христианская икона, свидетельствующая о том, как первые христиане старались наглядно выразить величайшую основную истину христианства - истину Богово-площения.

Здесь Богоматерь изображена в виде молодой женщины с классически правильными чертами лица и с кротким, несколько задумчивым взглядом. На голове Её - покрывало, одежда - обычная римская коротко рукавная туника, сверх которой наброшен паллиум. Она, сидя в спокойной позе, с материнскою нежностью и осторожностью приподнимает с своих колен и подносит к груди неодетого

Младенца, лицо Которого обращено назад, к зрителю. Немного в стороне видна ещё фигура человека в одежде древнего философа; человек этот в левой руке держит, по-видимому, свиток, правою - указывает на звезду над Богоматерью и Младенцем.

Более поздние, средневековые художники мало привносили разнообразия в изображение Рождества. Главными чувствами, которые они стремились передать, были ликование и радость. В их картинах мы всегда встречаем ликующую Богоматерь, сидящую у спелёнатого и лежащего в яслях Богомладенца, серьёзного, погрузившегося в размышление праведного Иосифа, пастухов с выражением удивлённого благоговения на лице и наверху - ангелов, воспевающих свой торжественный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».

Художественная обработка сказания о Рождестве Христовом в этом тоне продолжалась почти без всяких изменений до XIV века. Наибольший интерес среди полотен этого времени представляют картина Орканьи, являющая собой воспроизведение евангельской истории для тех, кто не умел читать, и картина Джотто, у которого появляются признаки натурализма, то есть стремление внести в эту историю черты чисто человеческих условий жизни.

Наиболее замечательный ряд художественных произведений на тему Рождества начинается картиной Пьеро делла Франческа, представителя Раннего Возрождения. Картина этого автора, находящаяся в настоящее время в Британской национальной галерее, исполнена оригинальности и очарования. На подушке среди цветов лежит новорожденный Христос. У Его ног, молитвенно преклонив колена, стоит в божественной простоте Пресвятая Богородица. Позади неё на седле сидит праведный Иосиф, а за ним стоят пастухи, один из которых указывает на небо.

Эпоха Возрождения дала миру множество прекрасных полотен, посвящённых Рождеству. Среди них - «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи; картины Сандро Боттичелли, флорентийского художника и глубоко религиозного христианина, работавшего во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана; «Рождество Христово» Лоренцо ди Креди, на картине которого всё погружено в светлое и спокойное безмолвие; «Рождество Христово» Тинторетто, живописца венецианской школы, позднего Ренессанса; работы художника немецкой школы Альбрехта Дюрера и многих других.

Если европейская художественная традиция дала миру свои шедевры на рождественскую тему в основном в эпоху Возрождения, то русская живопись активно черпала вдохновение из этого источника в XIX веке. Среди наиболее известных художников, освещавших эту тему в своём творчестве, можно назвать Александра Иванова, автора всемирно известного полотна «Явление Христа народу», Илью Репина («Рождество Христово», 1890), Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, работы Григория Гагарина, и многих других.

Вообще, сложно назвать хотя бы одного художника, кто так или иначе не касался бы темы Рождества в своём творчестве. Различные по степени духовного содержания и глубине проникновения в высший, сакральный смысл Рождества Христова, эти полотна продолжают оставаться шедеврами мировой культуры.

Музыка

Говоря о музыкальном воплощении рождественской темы, мы должны в первую очередь вспомнить о целом направлении, которое создало музыкальное искусство в этой области, - рождественской оратории.

Оратория - жанр внелитургической духовной музыки, сложившийся в Риме эпохи Контрреформации к середине XVII века. Первыми классическими образцами этого жанра считаются сочинения Джакомо Кариссими. С середины XVII столетия, когда коммерческий оперный театр стал основной формой культурного досуга, оратории исполнялись преимущественно в Великий пост.

   

Оперные театры по всей Европе в этот период закрывались, и любителям оперного искусства не оставалось ничего иного, как наслаждаться (и поучаться) ораториями, которые в XVII - первой половине XVIII веков часто именовали «духовными операми». В то время сюжет Рождества Христова встречается в ораториях нередко, но и не чаще ряда других. Одним из первых к нему обращается Марк Антуан Шарпантье, француз, ученик Дж. Кариссими.

Строгого канона в ораториях нет, скорее, в XVII-XVIII веках существовали более или менее устойчивые национальные и конфессиональные традиции произведений ораториального жанра. Так, у католиков оратории писались на либретто и исполнялись вне службы.

В лютеранской же традиции сочинения ораториального характера звучали во время богослужения и либо полностью были написаны на библейский текст - как в «Истории Рождества Христова» Генриха Шютца, созданной в середине XVII века (1664), либо на нём основывались, как в знаменитой «Рождественской оратории» Иоганна Себастьяна Баха, представляющей собой, по сути, цикл церковных кантат, которые исполнялись в течение всех святок (1734).

И в количественном, и в духовном, художественном отношениях расцвет ораториального жанра приходится на XVII-XVIII столетия. В это же время появляются замечательные рождественские сочинения и в других жанрах: инструментальные концерты (самый знаменитый из них - пера Арканджело Корелли), обработки для инструментов французских традиционных рождественских песенок-ноэлей.

Последующие века значительно уступают образцам предшествующих веков. Такие авторы, как Шютц, Бах, Гендель, привнесли в свои духовные сочинения богословски выверенную и человечески пережитую мысль, во всех своих тончайших нюансах запечатлённую средствами музыкального языка их времени. Композиторам последующих эпох сделать нечто сопоставимое, пожалуй, не удалось.

Среди произведений композиторов XX века можно отметить органный цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935), включающий 9 пьес («медитаций ), в основном на традиционные рождественские сюжеты («Богоматерь и Дитя», «Пастухи», «Ангелы», «Волхвы»). В числе отечественных композиторов необходимо упомянуть Николая Андреевича Римского-Корсакова, одним из первых претворившего русский рождественский фольклор в классическое музыкальное произведение, и его оперу «Ночь перед Рождеством» (1895). Среди наших современников наиболее известным продолжателем традиции рождественской оратории является Митрополит Илларион (Алфеев).

Литература

Важное место занимает рождественская тема в русской и зарубежной литературе. Существует даже особый жанр святочного, или рождественского, рассказа. Его традиция берёт свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования - карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешло трёхуровневое построение пространства (ад - земля - рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего по ходу рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Основоположником этого жанра литературы по праву считают Чарльза Диккенса. Своего рода гимн Рождеству представляют собой его «Рождественские повести». В 1843 году вышла «Рождественская песнь», за которой последовали «Колокола», «Сверчок на печи», «Битва жизни», «Одержимый». В этих произведениях основными являются темы детства и памяти, автор говорит о любви к человеку и о ценности человеческой души.

 

Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена, а также его сказки «Ель», «Рождественский фонарь», «Снежная королева».

Одним из наиболее известных и популярных зарубежных произведений о Рождестве также является сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Менее известное у нас, но не менее интересное произведение на рождественскую тему - сказка братьев Гримм «Дитя Марии». В этой сказке повествуется о девочке, которую бедный отец отдал Деве Марии. Как это часто бывает в сказках, ключи ей Дева Мария дала от 13 дверей, а открывать можно было только 12. Девочка открыла 13, однако всё кончилось как нельзя лучше благодаря покаянию героини.

В русской литературной традиции рождественский рассказ был быстро воспринят и частично переосмыслен, благо почва уже была подготовлена таким гоголевским произведением, как «Ночь перед Рождеством». В России, в отличие от диккенсовской традиции, создавались более реалистичные произведения, сочетавшие мотивы Евангелия с усиленной социальной составляющей. В святочном рассказе русской литературы нередки трагические и вместе с тем глубоко христианские финалы. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, - «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, цикл святочных рассказов Н.С. Лескова, рождественские рассказы А.П. Чехова (например, «Мальчики», «Ванька»), рассказы А.И. Куприна («Чудесный доктор», «Тапер», «Бедный принц»). Своего рода онтологию русских праздников, в числе которых и Рождество, можно найти в повести Ивана Шмелева «Лето Господне», в двух его главах - «Рождество» и «Святки». В советский период традиция святочного рассказа, была утрачена, а его место заняли новогодние истории (А. Гайдар «Чук и Гек», М. Зощенко «Ёлка» и др.).

Кинематография и мультипликация

С изобретением в конце XIX века кинематографа большую популярность приобрело киноискусство. Несмотря на свой достаточно молодой возраст, этот вид искусства также подарил миру рождественские шедевры. Среди классиков рождественского кино нужно в первую очередь назвать Фрэнка Капру с его картиной «Эта замечательная жизнь» (1946). Главный герой фильма Джордж Бэйли, владелец небольшого банка, всю свою жизнь посвятил людям - жителям родного городка, семье. Ему противостоит корыстный и жестокий банкир, стремящийся подчинить себе весь город. Когда он почти доводит Джорджа до самоубийства, тому на помощь приходит ангел, показывающий, что стало бы с городом и его жителями, если бы в нём не было Джорджа Бэйли. В итоге главный герой возвращается к своей семье, а от банкротства его спасают многочисленные жители, которым он в своё время оказывал помощь.

Ещё один замечательный рождественский фильм «Чудо на 34-й улице» («Чудеса на Рождество») (1947) Леса Мэйфилда. Прохожий старик, которого совершенно случайно приглашают заменить Санта Клауса в одном из крупных магазинов, удачно справляется со своей ролью. Однако вскоре у него возникает конфликт с владельцем магазина: старик не хочет продавать детям залежавшиеся игрушки. В ходе всех перипетий оказывается, что старик действительно может творить чудеса, и это помогает Сьюзан, его весьма скептически настроенной юной знакомой, вновь поверить в чудо.

В последние годы на экраны выходит большое количество отечественных кинолент, приуроченных к Рождеству. Самые трогательные из них повествуют о несчастных одиноких людях, с которыми в канун Рождества или Нового года случается чудо: к ним наконец-то приходит любовь. Таков сюжет фильма «Приходи на меня посмотреть» (2000) Олега Янковского и Михаила Аграновича. Ещё один вариант новогодне-рождественского сюжета - превращение бандита в хорошего человека. За превращением незадачливого взломщика Берёзкина в спасителя мы можем наблюдать в фильме Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша».

Среди наиболее замечательных мультипликационных рождественских произведение нужно отметить мультфильм 2009 года «Рождественская история», снятый по произведению Ч. Диккенса «Рождественская песнь». Это поучительная история о старом и ожесточившемся скупердяе Скрудже, который презирает все, кроме денег, включая дружбу, любовь и рождественские праздники. В течение одной рождественской ночи он подвергается различным испытаниям, в результате чего духовно и нравственно перерождается.

Подводя итог обзору наиболее значительных явлений в области различных искусств, можно с сожалением отметить, что глубинный смысл праздника Рождества Христова с течением веков постепенно уходил, подменяясь сначала нравственным чудом преображения человека, а затем просто чудом - осуществлением заветной мечты или неожиданной помощи в трудной ситуации. Однако даже эти весьма далёкие от истинного христианства плоды искусства способны пробудить в современном закостенелом человеческом сердце добрые и светлые чувства.

С Рождеством Христовым!


[1] Автором использованы материалы книги А. Митякина, интервью Р. Насонова и другие Интернет-источники.

Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 3-6.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.