Вспоминая Л.М. Предтеченскую
Л. Ламыкина, кандидат педагогический наук, Почётный работник высшего профессионального образования. г. Москва
Вспоминая Л.М. Предтеченскую
Память из года в год возвращает нас к Лие Михайловне Предтеченской и каждый раз убеждает, насколько далеко вперёд она смотрела, создавая уникальный школьный предмет «Мировая художественная культура».
К великому сожалению, судьба предмета сложилась совсем не так, как задумал автор. С момента введения в учебный план общеобразовательной школы с ним происходило много изменений: его вводили и как обязательный предмет в старших классах, и как факультатив; появилось множество подходов и концептуального, и содержательного характера, далеко уходящих от замысла Л.М. Предтеченской. Но речь пойдёт не об этом, а о тех новаторских взглядах, подходах и методах, которые внесла Лия Михайловна в педагогику, благодаря чему её взгляды, передаваемые через предмет «Мировая художественная культура», современны и актуальны на сегодняшний день. В 1987 году Коллегией Министерства образования предмет был утверждён как обязательный для всех учащихся старших классов общеобразовательной школы. Центральный институт усовершенствования учителей проводил подготовку методистов региональных институтов усовершенствования, преподавателей педагогических вузов и педколледжей, школьных учителей к преподаванию совершенно новой художественной дисциплины.
На курсы я была направлена, как методист. Тогда я работала учителем музыки общеобразовательной школы железнодорожной станции Внуково, которая в то время считалась сельской, и методистом кабинета музыки Московского городского института усовершенствования учителей.
Там и познакомилась с Лией Михайловной Предтеченской. До сих пор помню организованные ею «турниры», когда мы настолько глубоко были вовлечены в мир искусства, что забывали про возраст и служебное положение. Помню, как она дала мне в руки уже изрядно «почитанные» репринтные листы новеллы Франца Кафки «В исправительной колонии» и, внимательно посмотрев в глаза, тихо сказала: «Мне очень важно ваше мнение о прочитанном».
Сколько было дискуссий о содержании. споров о методических приёмах преподавания! Пугало большое количество материала, которое надо было «втиснуть» в один урок. Деликатные объяснения и подсказки Лии Михайловны помогали понять интегративную природу предмета. Вникнуть в концептуальные позиции программы, реализующие её содержание. Осознать системообразующие принципы её построения.
Работая по системе Д.Б. Кабалевского и заканчивая уроки «Музыки» в VIII классе, я была очень рада продолжению наших встреч с искусством в IX-XI классах. И с большим вдохновением, вместе с учениками, шаг за шагом осваивала новый предмет; вела наблюдения за развитием учащихся. Беседы с коллегами всё больше убеждали в его уникальности и новаторстве. Родители говорили о росте интереса детей не только к искусству, но и к другим предметам. Учителя литературы, истории отмечали, что с появлением в школе предмета «Мировая художественная культура» учащиеся стали более полно и аргументированно отвечать на их уроках, используя при этом не только знания по предмету. И это вполне естественно, так как интеграция в предметах гуманитарно-художественных направлений создавала благоприятную почву для получения глубоких и разносторонних знаний о мире и человеке на качественно новом, целостном уровне.
Уже в то время, когда ещё не так развиты были компьютерные технологии, когда не было такого перенасыщения информацией, Лия Михайловна смело доказала предметом «Мировая художественная культура», что переход от «монопредметных» знаний к «полипредметным» в одной дисциплине даст большой простор для становления и самореализации старшеклассников. (Это сейчас используется учителями в проектной деятельности по предметам не только художественного цикла.)
2002 год. В момент проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования мне приходилось работать с методистами региональных институтов усовершенствования и институтов развития, с учителями, ведущими предмет «Мировая художественная культура», знакомить их с основными направлениями и материалами эксперимента. В то время в образовательной области «Искусство» предмет МХК был представлен программами семи авторов. Среди них были программы для VI-IX, IX-XI, X-XI классов и факультативные программы для V-IX и V-XI классов. Содержание многих из них концептуально уводило предмет от изначально задуманной Лией Михайловной художественной дисциплины, так как в них не было отражено наиболее значимое свойство художественного познания проживание образа в процессе приобщения к шедеврам мировой художественной культуры; не предполагалось чувственно-эмоциональное погружение в ткань произведения искусства.
Выйти из сложившейся ситуации помог заложенный Лией Михайловной в методику преподавания метод художественно-педагогической драматургии, разработанный на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии. Представляя собой систему целенаправленных действий учителя, организующего на уроке общение учащихся с произведениями искусства и обеспечивающего их целостное восприятие, он способствовал организации художественно-педагогического общения, делал урок произведением искусства.
Лии Михайловны с нами нет, но её педагогические идеи своевременны и актуальны как для общего образования школьников, так и для подготовки педагогов, ведущих другие дисциплины.
Оставить комментарий