Метаморфозы предмета «МХК»
О. Наделяева, и. о. профессора кафедры гуманитарного образования Института развития образования Забайкальского края
Метаморфозы предмета «МХК»
За последние тридцать лет российская система образования подвергается постоянному реформированию. Вводятся новые формы итогового контроля знаний и новые стандарты, меняется количество часов, отводимых на изучение того или иного предмета. Изменяется точка зрения на сохранение в базисном учебном плане определённых предметов.
Речь идёт об уникальном предмете «Мировая художественная культура», не имеющем аналогов в мировой системе образования.
Имя Лии Михайловны Предтеченской известно практически каждому педагогу, связанному с преподаванием МХК. Это человек, открывший перед школьниками целую вселенную, состоящую из художественных эпох, великих имён гениев, произведений искусств, знакомство с которыми, несомненно, делает человека духовно богаче.
Она не просто сама начала преподавание экспериментального курса МХК в ленинградской школе №397 в 60-х годах прошлого века. По её инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы.
«Мировая художественная культура» - это совсем не история искусств. Цель её не в том, чтобы вложить в ученика знание имён мастеров и шедевров, которое создало человечество на протяжении своей истории, цель - задуматься над идеалами разных эпох, над ценностями, которые веками вырабатывало человечество.
В 1988 году этот курс Решением Коллегии Министерства просвещения РСФСР получил статус обязательного отдельного учебного предмета в старших классах общеобразовательной школы. И начался процесс вхождения предмета в российские школы. Это было делом не одного года. Сколько интеллектуального труда, времени и сил понадобилось для того, чтобы школьники огромной страны смогли открыть для себя великий мир художественной культуры!
Первопроходцу всегда тяжело. Но учитель силён своими учениками. Лия Михайловна вела за собой педагогов-единомышленников, понимающих значимость того, что они делают для своих учеников.
Уникальность того, что было создано этим человеком, поражает. Лия Михайловна создаёт практически весь учебно-методический комплекс: не только учебную программу, но и учебники, и большое количество методических пособий для учителей. Учебная программа не загоняла педагога в некие догматически рамки и предоставляла возможность замены какого-либо произведения в теме, или даже выбор другого автора из числа предложенных в дополнительном материале. Предлагались нестандартные формы проведения уроков («урок-путешествие с героями по страницам романа», «уроки-концерты», «уроки-дискуссии» и т.п.). Лия Михайловна предложила и новые методы обучения школьников новому предмету: метод художественно-педагогической драматургии; игра как ведущий метод преподавания искусства в школе, метод развития воображения как необходимого условия восприятия искусства, общения с ним...
В стандартах, нередко сейчас называемых стандартами первого поколения, образовательная область «Искусство» с I по VII классы была представлена предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка». А с VIII по XI классы вводился предмет «МХК», логически завершающий и обобщающий изучение искусства в общеобразовательной школе. Поэтому главная особенность предмета заключалась в непрерывности художественного образования, имеющей важнейшее значение для духовного становления школьника.
Созидающая сила предмета неоспорима. Утверждаю это с точки зрения практика, на протяжении двадцати лет идущего вместе со своими учениками путями познания мира художественной культуры. И я всегда рада видеть глаза школьников, открывающих для себя неведомый мир русской иконы или голландского натюрморта, ощутивших в себе микеланджеловский бунт или рублёвское смирение.
Но разрушать всегда легче, чем созидать. Процесс разрушения школьного непрерывного художественного образования, называемый реформированием, начался незаметно.
Во-первых, ввод ЕГЭ как формы итоговой проверки знаний школьников искусственно разделил школьные предметы на «значимые» (то есть те, которые сдаются в формате ЕГЭ) и «вторичные», в число которых попали «Технология», «ОБЖ» и «МХК». Лично мне одна моя коллега, преподаватель физики, заявила следующее: «Вот мой предмет преподавать - ум нужен, а твой что - прочитал текст и пересказал!»
Во-вторых, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, сегодня в базисном учебном плане для VIII класса предмета с названием «Мировая художественная культура» нет! Есть предмет «Искусство», который содержит предметы «Музыка» и «ИЗО» (по 17 часов на каждый предмет, из расчёта 1 час в неделю). В IX классе изучение предмета из образовательной области «Искусство» новыми стандартами вообще не предусматривается. Этим уничтожается непрерывность школьного художественного образования.
А стандарты среднего общего образования вывели предмет МХК за рамки обязательных, в так называемые предметы «по выбору». Трагическое следствие этого решения - непонимание молодым поколением своей роли в сохранении и воспроизводстве культурных традиций. Воспитательная составляющая образования, незаслуженно забытая или сознательно упущенная в прежних стандартах, занимает основополагающую позицию в стандартах сегодняшнего дня. Непонятно только, почему не учитывается огромный воспитательный потенциал, существующий, в первую очередь, у предметов эстетического цикла благодаря ярким примерам и образцам, созданным гениями искусства, благодаря процессу вживания и сопереживания школьников.
Сегодня в школе есть два предмета, напрямую раскрывающие духовные ценности для человека - это литература и МХК. И что же? Количество часов на изучение литературы сократили до предела; предмет МХК, обязательный для изучения на завершающей ступени школьного образования, вообще уничтожают... Это яркое свидетельство дегуманизации российской школы.
Зато в неё собираются вводить в качестве обязательного предмета «Робототехнику»! Боюсь предположить, что же может в будущем создать эмоционально и духовно неразвитый человек с технократическим сознанием!
Предмет МХК - метапредметен (а это одно из основных требований новых образовательных стандартов!), потому что он может связать художественную культуру со всем, чем живёт человечество, включая и природную среду, и религию, и философию, и науки. Ведь художественная культура - это пространство, где можно рассуждать о мировоззренческих проблемах, о душе человека; здесь происходит формирование ценностной сферы человека, а освоение художественной культуры выступает для школьника способом самопознания, одной из форм освоения окружающей художественной действительности.
Приведу поразившую меня когда-то своей пронзительной точностью и глубиной цитату Абрахама Маслоу: «Эффективное обучение музыке, искусству, танцу или ритмике по самой сути гораздо ближе, чем преподавание так называемых» основных предметов, к сущностному образованию. Образование - это научение росту, научение тому, как устремляться вперёд и вверх, отличать хорошее от плохого, желанное от нежеланного, достойное выбора от недостойного. Искусство и особенно те его разновидности, на которых я настойчиво концентрировал ваше внимание. настолько тесно сплетены с психологической и биологической сущностью человека, .что пора перестать воспринимать эти учебные курсы как неуместную роскошь, как кружева и оборки на школьном платье, и признать их основными предметами нового образования. (выделено мной - О.Н.). Такого рода образование позволит выработать взгляд на вещи, проникающий в бесконечность, провидящий высокие ценности. Такое образование может и должно иметь в своём основании обучение искусству, музыке и танцу».
Китайская пословица гласит: «Вода камень точит не силой, а частотой падения!» Противостоять разрушающей силе можно только совместными количественными и качественными усилиями. Мы обязаны памяти Лии Михайловны Предтеченской отстоять и сохранить предмет таким, каким он задуман автором. Чтобы труд её не был напрасен.
Оставить комментарий