В живописном селе Губиниха
В живописном селе Губиниха
В живописном селе Губиниха живёт творческий, деятельный человек - Игорь Жолобак. Он фотограф-художник; как-то организовал в своей Губинихе, известной большим сахарным заводом, юмористический фотоконкурс, а победителю вручили ... мешок сахара. Игорь собирает старые вышивки, народные картинки, которыми местные жители украшали свои дома.
В 2000 году в бывшей проекторной каморке, на самом верху местного клуба, он организовал студию живописи для сельских детей. Надо сказать, что Игорь не умеет рисовать. Он фотограф.
Но его уважение к местным традициям, к людям, к их творчеству и огромное желание помочь детям Губинихи, обогреть их помогли ему создать совершенно удивительную студию. Сначала они пробовали рисовать разрекламированную на Днепропетровщине «петриковскую розпись». А маленький сын Игоря - Рома, нарисовал свою первую картину по подобию тех, которые видел в селе и на тех картинках, которые собирал отец.
Марлен Матус (художественный руководитель детского киноцентра «Веснянка»), который всегда умел направить людей на творчество, посоветовал продолжать рисовать в таком духе, воодушевил Рому и его отца. Игорь Жолобак называет Марлена крёстным отцом своей детской студии «Джерельце» («Источник»).
Мы с Марленом побывали у них в гостях. Маленькие художники сидели в клубной каморке, чисто выбеленной, с рушниками, со старой скрыней (расписанным сундуком), кувшинами. Рисовали они свои картины на больших плитах ДВП. Покрывали их белой краской и писали так, как их предки на стенах своих хат. На картинах появлялись и возы с мешками, и подвыпившие два кума, возвращающиеся с праздника, и сам праздник - свадьба, где по двору бегает курица с привязанным стаканом (есть такой обычай). Мы предложили им снять совместный фильм-сказку, где они будут художниками, а мы, то есть «Веснянка», - мультипликаторами. Они согласились. И тогда, по нашему настоянию, они впервые рисовали на бумаге. Мы им привезли ватман и хорошие гуашевые краски. Трудно было, уж больно яркие были и герои, и фоны! Но фильм получился. Ну а потом ребята получали заслуженные награды в Днепропетровске, в Киеве, в Минске.
Сейчас, по прошествии 16 лет, студия «Джерельце» существует. Ребята занимаются не только живописью, но и фотографией. И работы получаются удивительные, в них соединяется народная картинка и детский «наив».
Нина Довгялло, руководитель Студии традиционной анимации областного детско-юношеского киноцентра «Веснянка», г. Днепр, Украина.
От редакции.
Несколько лет назад мы публиковали статьи, в которых З. Новлянская описывала характерные черты детского рисунка, роднящие его с так называемым «примитивом»[1]. Некоторые из этих черт с удивительной яркостью проступают в творчестве детей из «живописного села»! Это и общий положительный эмоциональный тон, и равное значение, которое имеют для автора все изображаемые явления и подробности жизни. И это - особая потребность в красоте, как её представляет себе ребёнок, потребность украсить всё-всё в окружающем мире, без оглядки на то, каким этот мир представляется трезвому взгляду «реалиста».
М.Бахтин говорил, что художник изображает свой желаемый мир так, как будто он уже «где-то » существует. Так и художник-ребёнок изображает мир как сплошь изукрашенное произведение детского творчества.
На 4-й стр. обложки детские рисунки:
Колядники,
Весёлые поросята,
Иисус Христос;
Дед Степан и баба Поля (10 лет),
Зубенко Вика, 10 лет. Солнышко;
Вертеп,
Влюблённый чертёнок,
Киса (8 лет)
Жолобак Роман, 9 лет.
Дед Лёня и баба Оля,
Святой Николай
[1] Позже этот материал вошёл в книгу: А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014.
Оставить комментарий