Таинство причастности

Е. Кочерова, А. Никитина

Таинство причастности

Человек в искусстве Проторенессанса

Каждая эпоха невероятно многообразна и сложна. Каждая имеет внутри себя огромный потенциал открытий. И её невозможно охватить не только за 2 или 4 часа занятия, но и за целую жизнь глубокого исследования. Модели предлагаемых нами занятий не предполагают энциклопедического охвата искусства определённой эпохи. Мы предлагаем одну доминанту, которая помогает вступить в диалог с эпохой и её искусством. Каждое занятие мыслится нами, как начало пути познания.

Выбирая тот или иной сюжет, поворот размышления, способ работы, мы ориентируемся на самопознание человека. Каждая эпоха помогает современному зрителю, читателю, слушателю понять себя, вглядываясь в зеркала прошлого. И поэтому в каждой эпохе мы стараемся выбирать такое содержание, которое помогает участникам занятия сделать открытия о Человеке, о себе самом, которые не были очевидны для него прежде.

Эпоха Проторенессанса, как и эпоха Средневековья, в самопознании человека опирается на Священные тексты. Но она начинает расставлять в них иные акценты, которые потом ещё более явственно зазвучат в эпоху Возрождения.

Человек всегда телесен, но мера внимания к его телесности у каждой эпохи разная, так же по-разному в разные эпохи воспринимается взаимодействие тела и пространства. В эпоху Проторенессанса в христианской живописи впервые появляется объёмное тело человека в Священном пространстве. И в этом уроке для нас важно помочь участникам как можно более подробно прожить опыт погружения в это пространство через соприкосновение с архитектурным объёмом, живописью, музыкой.

Путь постижения содержания в наших уроках всегда строится как восхождение от личного опыта участников, от знакомого и пережитого, от того, что легко поддаётся актуализации, к новому, неведомому, более высокому и глубинному. От бытового и повседневного «я» к вершинам искусства и духовного познания. Только на этом пути возможны личностные открытия, которые становятся фундаментом глубокого и прочного понимания.

Игра 1. Шаг в синеву

Мизансцена 1. Участники занятия садятся в полукруг. Учитель, передавая мячик по кругу, просит называть пространство, в котором каждый из участников занятия чувствовал себя как-то особенно, не по бытовому. Необходимо назвать и пространство, и то ощущение, которое испытывали. Желательно сказать два слова или необходимых словосочетания.

Например, мы слышали такие ответы: «Театральный подвальчик - доверительность», «Заповедник - таинственность», «Море - тревога».

Учитель выборочно спрашивает у участников занятия, предложивших самые интересные и неожиданные пространства, что они там делали, что хотели бы делать и чего там никогда не стали бы делать.

В завершение этой части диалога группа выходит на понимание того, что каждое пространство задаёт определённый тип поведения и действий.

Далее учитель спрашивает: какие физические действия естественны для пространства, в котором мы находимся сейчас, а чего здесь делать не хочется, неестественно. Куда мы здесь смотрим? Как располагается наше тело? Мы динамичны, замедленны или пребываем в полной статике? Наши жесты широки или сдержанны? Мы звучим здесь громко или камерно? И что именно в этом пространстве диктует наше поведение?

Мизансцена 2. Необходимо объединиться в малые рабочие группы, примерно по 5 человек. Для этого каждый подходит к столу, на котором «рубашками» вверх лежат изображения, и берёт одно изображение. Для объединения в группы участникам занятия необходимо молча рассмотреть, у кого какие изображения оказались, и так же молча найти принцип группировки. (См. Приложение 1.)

Предлагаются изображения средневековых икон праздничного чина. Принцип выбора может быть по цветовой гамме, по сюжету, по принципу следования праздников и т.д. Каждая группа формулирует свой принцип объединения и занимает рабочий стол.

Задание 1. На экране интерьеры романской базилики и Капеллы дель Арена (слайды 1-2). Сначала они демонстрируются на отдельных слайдах, а затем на одном. Участникам занятия предлагается представить себя внутри каждого из этих двух пространств. Для этого необходимо встать, прислушаться к себе и описать, какие ощущения возникли в каждом из них. Нужно зафиксировать, какое положение стремится занять тело в этом пространстве; какую позу хочется принять; какой жест сделать или удержать. Куда устремлён ваш взгляд, и куда стремится проникнуть ваш внутренний взор? Обсуждаем в группах и потом в общем кругу.

Обычно участники фиксируют, что в пространстве романской базилики человек движется к свету в алтаре спокойно, сосредоточенно, пребывая в потоке протяжённого пространства. Нет потребности разглядывать внешнее пространство, фиксация происходит на своём внутреннем. Возникает ощущение наполненности и концентрации, которую не хочется расплёскивать, поэтому движения сдержанны и бережны.

В пространстве Капеллы дель Арена прежде всего хочется рассмотреть всё то, что сейчас открывается взору, хотя есть и ощущение движения вперёд. Пространство позволяет самим определять скорость и порядок знакомства с изображениями, их фрагментами и деталями. Мы можем крутить головой, вращаться на одном месте, подниматься на цыпочки или наклоняться. Внешний мир становится очень привлекательным и значимым.

Учитель записывает на доске слова «концентрация» и «рассматривание» и, может быть, ещё какие-то точно найденные участниками слова-противопоставления.

Задание 2. На экране два изображения, те же, с которыми мы работали до этого. Прослушайте григорианский хорал. К какому из двух ваших состояний (в романском храме или в Капелле) это ближе? Обсудите в группе и объясните почему?

Обычно участники занятия отмечают, что внутренне состояние от прослушивания григорианского хорала ближе к ощущению, возникающему в романской базилике. В качестве аргументов приводят то, что григорианский хорал собирает тело в одну точку, рождает внутреннее сосредоточение, самоуглубление. Унисонное пение созвучно такому состоянию, и бесконечный основной звук с различными его опеваниями способствует внутренней концентрации.

Записываем слова «сосредоточение», «само-углублиение» и другие точные и образные определения, найденные участниками.

Задание 3. Участникам занятия предлагается мысленно войти в Капеллу дель Арена (см. слайд 2). Посмотрите под ноги. На чём вы стоите? Посмотрите внимательно по сторонам? Каков основной цвет фона?

Выясняется, что у нас под ногами звёзды на синем фоне и синий окружает нас со всех сторон, являясь фоном всех изображений. Синее небо со звёздами на своде Капеллы.

Возникает вопрос: «Где же мы находимся?» Очевидно, что мы не на земле, вокруг небо.

Можно ли сказать, что пространство храма позволяет нам свободно парить в безграничной синеве? Чтобы это понять, нам нужно рассмотреть систему росписи.

При внимательном рассматривании мы понимаем, что внутри этой бесконечности мы находимся в некотором ограниченном пространстве. Оно ограничено каркасом, который разделяет представленные картины. А также ощущение границы дают сами росписи, в каждой из которых есть изображение тверди земной, на которой расположены персонажи (земля, скалы, архитектурные сооружения).

Где Вы встречали подобное пространство? Какие сооружения Вам это напоминает?

Обычно участники занятия говорят, как будто они смотрят в окна движущегося транспорта и постепенно выходят на образ беседки, которая приподнята над реальной землёй.

Задумаемся, какая роль каждому вошедшему тут отводится?

Обычно участники говорят, что это роль гостя, зрителя, избранного, который допущен увидеть священные события.

Учитель записывает слова «безграничность» и «граница», «гость», «зритель», «избранный» и другие ключевые слова, найденные участниками во время этой работы.

Игра 2. У окна в небесный мир.

Мизансцена 3. В аудитории расположены три сдвоенных стола для групповой работы. На каждом из них лежит одна из репродукций Джотто: «Бегство в Египет», «Рождество Христово» и «Поцелуй Иуды». (Иллюстрации на цв. вклейке.).

Задание 5. Объединитесь в новые малые группы, выбрав из предложенных изображений то, которое вызывает у Вас максимальное количество вопросов. Останьтесь возле соответствующего стола. Внимательно рассмотрите изображение. Найдите в нём несоответствия и странности для предложенных евангельских сюжетов, вспоминая те канонические изображения средневековья, которые мы видели в начале урока и вообще прежде. Постарайтесь найти как можно больше этих несоответствий и как можно точнее их сформулировать. На выполнение этого задания отводится 2 минуты.

Начинаем беседу о результатах выполнения задания с той группы, которая нашла меньше всего несоответствий. Отмечаем, является ли наблюдение верным для всех трёх сцен. Каждая следующая группа работает с теми тезисами, которые ещё не были названы.

Обычно участники занятия замечают прежде всего, что действие происходит на узкой земной площадке, ограниченной с одной стороны скалами, сооружениями или другими объектами, с другой стороны - обрывом и картинной плоскостью. Фигуры персонажей плотные и объёмные. У каждого персонажа есть своя пластика, через которую выражена определённая эмоция и характер. Здесь есть участники священного события, а также изображены люди, которые непосредственно наблюдают это событие. Если в сцене Рождества это пастухи, которые являются персонажами Евангельского текста, то в двух других картинах это персонажи, привнесённые художником. Причём в «Бегстве в Египет», которое было тайным, эти персонажи даже противоречат логике сюжета.

Преподаватель может резюмировать, что отношение к Священному писанию теперь предполагает, что это Священная история, происходившая на реальной земле, свидетелями которой были люди, рассказавшие нам об этом.

В изображённом пространстве появляется небольшое место для земного человека. А отношение к Священному писанию как к истории и событию, произошедшему на земле, рождает в этом человеке ответную и глубоко индивидуальную реакцию. Учитель фиксирует на доске слова: «свидетель», «отношение», «эмоция», «характер», «со-бытие», «место человека» и т.д.

Задание 6. Ещё раз всмотритесь в пластические решения фигур на выбранных вами репродукциях. Подберите слова или словосочетания, наиболее точно передающее состояние каждого из 3-4 наиболее выразительных персонажей-свидетелей.

Выполнение этого задания является своеобразным мостиком к следующему. Потому что когда мы смотрим на изображения, не повторяя их собственным телом, мы фиксируем чувства и эмоции героев с большой долей приблизительности. Опыт телесной эмпатии у большинства современных людей развит недостаточно, чтобы умозрительно представить состояние другого человека точно. Учитель записывает сформулированные участниками урока слова и словосочетания.

Игра 3. Свидетели Чуда.

Мизансцена 4. Пространство аудитории освобождается от рабочих столов. Участники занятия свободно занимают место в пространстве для выполнения упражнения «Движение в различной среде».

Участникам предлагается подвигаться так, как будто их окружает ночная тьма, в которой люди не очень хорошо видят друг друга и предметы. Каждый движется сам по себе, вне зависимости от партнёра, как бы не видя его. Потом двигаются как будто ночью, но с факелами в руках, замечая партнёров, но не вступая с ними во взаимодействие. Потом - как утром в предрассветной мгле, ориентируясь на свет яркой звезды. И наконец - как днём по горной тропе, образуя единый караван-шествие. По первому хлопку педагога шествие замирает, а по второму хлопку стоящие рядом участники берутся за руки и образуют пары. Каждая пара находит себе место в аудитории, чтобы не соприкасаться тесно с другими, иметь место для создания парной скульптуры. После этого на экран выводится изображение «Рождества».

Задание 7. Рассмотрите ещё раз внимательно изображение. Кто из персонажей находится по отношению к главным героям в позиции, схожей с нашей зрительской?

Выясняем, что это фигуры двух пастухов, расположенных в правой части картины.

Каждая пара определяет своего персонажа в живой скульптуре и воссоздаёт телом фигуры «свидетелей», фиксируя внутреннее состояние каждого героя.

Это задание всегда оказывается очень сложным, поскольку опыт телесного отражения практически отсутствует, и глаз не натренирован на опознание мелких характерных деталей. Как правило, в начале работы участники не видят, как по-разному стоят ступни на неровной поверхности, неравномерно напряжены ноги у пастуха в более светлом плаще, как перекошены его плечи, как напряжена и ушла в лопатки шея. Тем более они не замечают, где находятся его руки, в том числе кисти и пальцы. Не замечают, куда устремлён взгляд пастуха в более тёмном плаще, как одна его рука ложится на плечо товарища. Поэтому педагоги, наблюдая за работой каждой пары, задают наводящие вопросы, помогают наиболее точно «вылепить» фигуры.

Когда фигуры вылеплены, педагоги просят на несколько секунд замереть и запомнить свои позы и телесные ощущения, а затем просят несколько пар, работавших наиболее точно, ещё немного постоять в вылепленных позах, а остальных отмереть и обратить внимание на оставшиеся живые скульптуры. Педагоги спрашивают прежде всего у этих оставшихся, что ощущает каждый из героев, какую эмоцию диктует тело? Как правило, первыми на вопросы педагогов начинают отвечать те, кто повторял позу пастуха в светлом плаще.

Они говорят, что поза крайне некомфортная, что всё тело затекает, плечи, ноги, шея, голова каменеют, дышать почти невозможно. И в то же время впечатление так сильно, что тело перестаёт существовать, распрямиться практически невозможно. Многие говорят, что испытывают страх, даже ужас, рождённый необычностью, непостижимостью происходящего. Иногда говорят о том, что этот пастух, хотя и слышал предсказание о звезде, но не верил в него. Тогда к разговору подключаются те, кто повторяли позу пастуха в тёмном плаще. Они говорят, что их эмоции противоположны. Что они ждали чуда и рады его свершению. Видят страх своего друга и стараются успокоить и поддержать его. Оба участника упражнения иногда отмечают, что дополнительные эмоции рождаются от воображаемого звучания. Взгляд пастухов устремлён чуть выше Марии и Младенца, но гораздо ниже крыши их убежища. Пастухи не могут видеть ангелов, но в то же время не могут не слышать их голосов. И это придаёт полноту переживанию Чуда.

Задание 8. Участникам занятия предлагается вновь вернуться в живые скульптуры, и представляя себя пастухами-свидетелями, вслушаться в музыку Палестрины (Agnus Dei из Мессы Папы Марчелло). В её звучании пытайтесь услышать голоса и интонации своих героев.

Звучит многоголосие, в котором слышны индивидуальные тембры исполнителей. И это соответствует интересу Проторенессанса к миру человека, к разнообразным индивидуальным эмоциональным реакциям. Не всегда участники занятия слышат голоса своих героев и отмечают, что это, скорее напоминает ангельское пение. Те, кто повторял позу пастуха в тёмном плаще, чаще и быстрее слышат интонации, созвучные своему герою. И чаще всего они идентифицируются с тембрально более низкими и устойчивыми голосами. Те, кто повторял позу пастуха в светлом плаще, если находят соответствие, то, напротив, чаще идентифицируют себя с предельно высокими голосами.

Нередко участники занятия во время прослушивания шёпотом подзывают педагогов и спрашивают, можно ли во время звучания поменять позу. Они объясняют, что музыка требует преобразования тела. Она его как бы гармонизирует, исправляет. В этом случае педагоги, конечно, разрешают следовать музыке и внутренней потребности.

Учитель записывает слова: «многоголосье», «тембр», «музыкальное развитие», «индивидуальность» и другие новые важные слова, зафиксированные на этом отрезке занятия.

Финальная рефлексия.

Мизансцена 5. Участники вместе с преподавателями садятся в круг. Используя выписанные на доску слова и весь опыт состоявшегося занятия, создайте Диаманту на тему «Человек», где в верхней строке заявлен человек Средневековья, а в завершающей - человек Проторенессанса.

Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Важно, что диаманта - не просто набор слов, а связный образный текст, в котором между противостоящими словами просматривается единый смысловой стержень.

Схема построения: строчка 1 - тема (существительное); строчка 2 - определение (2 прилагательных); строчка 3 - действие (3 причастия или глагола); строчка 4 - ассоциации (предложение из 4 слов или 4 существительных); строчка 5 - действие (3 причастия или глагола); строчка 6 - определение (2 прилагательных); строчка 7 - тема (существительное).

Пример:
Идеал -
Высокий, недостижимый -
Пробуждает, зовёт, требует.
Необходимо стремиться, нельзя достичь.
Очаровывает, разочаровывает, удивляет
Повседневная и неизведанная
Реальность.

Желающие читают свои диаманты, и участники урока обсуждают неожиданно открывшиеся в них оттенки смыслов.

Приложение 1.

  1. Пророк Илия. Икона, конец XIV начало XV века. Новгород
  2. Отечество. XV век. Новгород
  3. Богоматерь Белозерская. XIII век.
  4. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. XIII век.
  5. Чудо Георгия о змие. XV век.
  6. Преображение Господне. Школа Дионисия. XVI в.
  7. Воскрешение Лазаря. Конец XV - начало XVI в.
  8. Жёны-мироносицы у гроба Господня. Русская икона XVI века.
  9. Вход Господень в Иерусалим. XVI в.
  10. Распятие. Дионисий. XVI в.
  11. Иконы Деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля. XIV век. Феофан Грек (5 изображений).
  12. Великомученик Георгий с житием. XVI век
  13. Митрополит Алексей с житием. XV век. Дионисий.
  14. Преподобный Сергий Радонежский. Икона с житием, 1-я треть XVI века. Мастерская Феодосия
  15. Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никоми-дийской. Икона. 1-я пол. XVI в.
  16. Святая Екатерина. Икона из Синайского монастыря. XIII век.
  17. Богоматерь Умиление. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля
  18. Богоматерь Толгская. Ярославль. XIV в. Ярославский художественный музей; сейчас в Толгском монастыре.
  19. Богоматерь Одигитрия. Дионисий. XV в.
  20. Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород.
  21. Икона Казанской Божией Матери. XVI в..

 

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 14-18.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.