Убедительность, не объяснимая словами
Я. Мурашко, ученица 10 класса ГБОУ Школа №1955, г. Москва
Убедительность, не объяснимая словами
Опыт реконструкции творческого метода Н.К. Рериха
наполненной миражами и привидениями, и тщательно ощупывают и исследуют
каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых никто не видал до них.
В этом назначение художников. Люди всегда видят в природе только то, что раньше
они видели в картинах. Поэтому-то новая картина, передающая природу с новой
точки зрения, всегда кажется сначала неестественной и непохожей на правду.
Но потом вновь открытые видимости сами переходят в число миражей человечества.
Николай Константинович Рерих - известный во всем мире ученый, археолог, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист, автор 27 книг, а также статей, очерков, стихов. Рерих - выдающийся исследователь. Организованная им Центрально-Азиатская экспедиция стала крупнейшим достижением в области географических исследований. Рерих - один из создателей Института Гималайских исследований «Урусвати», научного учреждения нового типа, где с 1928 по 1940 гг. велись работы, основанные на синтезе научных достижений Запада и Востока. Рерих был первым, кто поднял голос в защиту творений человеческого гения. С его именем связано создание Пакта Рериха - первого международного договора, посвященного защите культурных ценностей человечества. Пакт Рериха лег в основу Международной конвенции 1954 года, подписанной большинством стран мира. Символом Пакта стало предложенное Рерихом Знамя Мира - знамя объединения всех людей во имя культуры.
Но прежде всего Николай Константинович Рерих известен как художник. Он создал более семи тысяч полотен, многие из которых украсили лучшие музеи мира. Произведения Рериха - это синтез художественного творчества и научных изысканий в области истории и археологии. Максимилиан Волошин писал про живопись Рериха: «Эти пейзажи несут в себе информацию об истории и праистории изображаемого уголка земли.». Также Волошин развил идею об историческом пейзаже как жанре живописи Николая Константиновича Рериха. Он отмечает, что Рерих «чувствует геологические эпохи больше, чем исторические, и о человеке он знает больше из археологических раскопок, чем из текущей жизни. Те пути, которыми он идет в области воссоздания северного исторического пейзажа, еще никем до него не пройдены и принадлежат ему одному»[2].
Творчество Рериха вызвало у меня желание узнать больше о его жизни, семье, мировоззрении. Посещение музея Рериха в Москве и знакомство с работами художника побудили к прочтению его книг, где Николай Константинович достаточно подробно описывает учебу в Академии художеств, работу над картинами, объясняет выбор сюжетов для своих полотен.
Мне, как художнику, была интересна именно художественная сторона наследия этого многогранного человека. Однако, приступив к исследованию, я сделала вывод, что все области, которые увлекали Николая Константиновича, соединились в его живописи.
Исследуя творческое наследие Рериха, я заинтересовалась его научными экспедициями. Мне показалось необычным многообразие целей этих экспедиций. Экспедиции обычно либо бывают геологическими, либо имеют цель географических открытий, исследований флоры и фауны региона. Экспедиции, возглавляемые Николаем Константиновичем, имели не только целый спектр научных целей, но также давали материал для создания живописных полотен.
В течение своей творческой жизни Николай Рерих сформировал художественно-эстетический метод создания живописных произведений. Метод заключался в погружении в среду духовной культуры и пейзажа, фиксировании необходимых достоверных особенностей в этюдах и последующем написании художественного произведения по памяти, с опорой на полученные эмоциональные впечатления.
Особенно интересными мне показались картины, созданные во время Центрально-Азиатской экспедиции. Я обратила внимание, что Алтайский период этой экспедиции недостаточно освещён. В книге Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи» путевой дневник путешествия по Алтаю занимает всего несколько десятков страниц. Посещая музеи в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Верхнем Уймоне, я обратила внимание, что этюдов с изображением горы Белухи нет ни в одном из них, хотя все биографы Николая Константиновича писали, что он рисовал даже по дороге, в седле, и постоянно возил с собой ящики для картона и этюдник. Фотографий этого периода также мало, хотя фототехника всегда использовалась Рерихами, и другие периоды их жизни освещены большим количеством фотографий. Также не сохранилось никаких публикаций в газетах этого периода. Киноплёнки, снятые Юрием Николаевичем Рерихом про жизнь на Алтае, погибли во время вынужденной зимовки на тибетском нагорье в 1927 году. Есть версии, что и документальные фотографии и этюды Н.К. Рериха также или погибли, или перешли в неизвестные руки.
Поэтому я считаю оправданной попытку реконструировать художественный метод Н. Рериха и применить его для создания образа мечты, вдохновлявшей его в поездке - мечты о Звенигороде, Городе Знаний, который должен был, по его замыслу, вырасти именно на алтайской земле.
Для этого в годовщину 90-летия пребывания Рерихов на Алтае было решено повторить алтайский сегмент маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, чтобы получить эмоции и впечатления от встречи с прекрасным пейзажем, пропитанным историческими событиями, и создать серии натурных этюдов природы горного Алтая в местах, которые предположительно посетил Николай Рерих.
«Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, не объяснимое словами, создаётся лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но, тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать...», - писал Николай Рерих [3].
Был разработан маршрут, схожий с маршрутом Н.К. Рериха в 1926 году, в те же сроки, как и его экспедиция, чтобы достоверно передать состояние природы в это время года.
Экспедиция Николая Рериха выехала из Москвы 22 июля 1926 года: поездом до Новонико-лаевска (теперь Новосибирска), а оттуда 27 июля пароходом по Оби до Барнаула, далее в Бийск и в Верхний Уймон. Наша экспедиция вылетела из Москвы самолётом до Новосибирска также 22 июля. Вечером сели на поезд и к утру были в Бийске. Далее, сев на автобус, мы отправились в Усть-Коксу. Экспедиция Рерихов тоже там останавливалась. (Зинаида Фосдик пишет: « Поздно ночью, промокнув до костей, приехали ... в Усть-Коксу.») [4].
Переночевав в Усть-Коксе, мы переехали в Верхний Уймон, где в доме Вахрамея Атаманова на две недели останавливалась экспедиция. Рериха, совершая радиальные выезды по округе с исследовательской целью. Точных данных об этих маршрутах нет. З. Фосдик в дневниках упоминала, что намечаются две поездки к Белухе. Рерих писал: «Вода в Аккеме молочно-белая. Чистое Беловодье. Через Аккем проходит пятидесятая географическая широта.» [5]. Судя по дневнику Фосдик, экспедиция не успела подойти к подножию Белухи. Но, так как этот маршрут был целью экспедиции Рериха, мы решили подойти поближе к Белухе. К ней ведут три тропы.
Первая - проходящая вдоль реки Аккем, или Ороктойская тропа; (протяженность маршрута 58 км). Вторая - тропа, идущая по долине реки Кучер-лы (протяженность маршрута 73 км). Третья начинается в долине реки Кучерлы, а затем уходит по её притоку ручью Куйлу на водораздельное плато и далее через перевал Каратюрек (3060 м) спускается к Аккемскому озеру у северного склона Белухи.
Все они начинаются в поселке Тюнгур, находящемся в 60 км от Верхнего Уймона. Первая тропа проходит через перевал Кузуяк, который ниже и легче проходим, к тому же тропа короче. Тропа пешеходная. Самая короткая тропа третья, она богата видами, но опасна в плохую погоду. Если погода хорошая, по этой тропе на лошадях можно пройти за один переход.
Так как мы шли пешком и все вещи несли на себе, то решено было идти по Ороктойской тропе с полными рюкзаками, а по Кучерлинской тропе идти в обратную сторону. Так как практически каждый день шли дожди, и был туман, по верхней тропе идти было опасно.
Впечатления от погружения в пространство, 90 лет назад преодоленное Николаем Рерихом, воплощены в нескольких работах маслом. (Иллюстрации на 3-ей странице обложки.) «Описание Центрально-Азиатской экспедиции, - пишет Л.В. Шапошникова, - было бы неполным без упоминания ещё одной из вех, не менее важной, чем предыдущие. С этой особенностью сталкиваешься буквально в первые же часы пребывания на маршруте рериховской экспедиции. Сталкиваешься с Красотой. Весь путь экспедиции был красив. Красота жила в скалах и сверкании горных снегов, в узорных листьях деревьев и голубизне горных рек, в прозрачности горного воздуха и в зыбучих песках, в жемчужных туманах и в разноцветье альпийских лугов. Она жила в людях, в их внешности, в их поступках. Это сочетание Красоты с большой буквы с исторической значимостью мест, по которым проходила экспедиция, поражало, заставляло задумываться и размышлять над ролью тех связей, которые существуют между природой планеты и историей обитающего на этой планете человечества.» [7].
Н.К. Рерих писал: «На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре - жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру....» [5]. Передвигаясь вдоль реки Аккем, уже на второй день мы увидели Белуху. По пути было две точки, откуда при хорошей погоде она открывалась во всей красе. С обеих точек были сделаны этюды. И всё-таки всё великолепие центра Евразийского материка, равноудалённого от четырёх океанов, ждало нас впереди.
Раз увидев, понимаешь, что Белуха действительно представляет собой магнит, который манит к себе своей красотой. «Алтай-Гималаи, два полюса, два магнита.», - писал Рерих в путевом дневнике [5].
Добравшись до подножия Белухи и разбив лагерь, мы ежедневно делали радиальные выходы в поисках наиболее живописных точек. Предгорья Белухи покоряют своей красотой и ощущением первозданности природы. Краски в горах в это время меняются настолько стремительно, что стоит лишь на минуту отвлечься, как, повернувшись, застаёшь уже другие цвета и картины, возникающие при преломлении солнечных лучей сквозь плывущие по небу облака. Эта игра солнечного света в содружестве с ветром, вызывала порой удивительные действа в театре неба и облаков. Горы могли открыться и закрыться за день несколько раз. Особенно мимолётен и живописен здесь закат: это всего несколько минут, когда белые горы окрашиваются в розовый цвет низко опустившимся солнцем.
За неделю пребывания у подножия Белухи выдавались лишь редкие моменты, когда мы могли увидеть все её вершины без шапки облаков или дымки, скрывающей её белоснежные пики. Лишь в первый день гора предстала пред нами на фоне синего неба в блеске ледников.
В ходе экспедиции мы погрузились в поток времени, идущий из глубокого прошлого в будущее через быстротекущий момент настоящего.
В Верхнем Уймоне Николай Рерих планировал создать Город Знаний, Звенигород. В городе должны были быть построены исследовательские лаборатории, обсерватория, библиотека, музей, посвящённый знаниям и искусствам, университет. Рядом с Белухой должен был быть построен Храм. Постройки в городе Рерих хотел выполнить из простых материалов, в украшении храмов показать красоту дерева и камня; золото и драгоценные камни не использовать, полы покрыть циновками. Также использовать новые источники света (светящиеся трубки, которым можно придать любой узор). Особое внимание Рерих хотел уделить в Звенигороде энергосбережению: «даже печной перегар не пропадёт на Звенигороде. Каждая труба будет вырабатывать полезный газ. ... Также снег может быть приложен как мощное средство. Там где груды снега, там и тепло, и здоровье. Кроме снега, даже мох болот незаменим.» [8].
Из-за сложной политической ситуации план Рериха не успел осуществиться. Частично он был реализован при организации в Кулу института Урусвати, в котором знания из разных наук рассматривались как нечто целостное, не разбитое на отдельные области.
Я надеюсь, что работа «Мечты Николая Рериха о Городе Знаний» восполнит в какой-то мере недостаток визуального материала по Алтайскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции, поможет почувствовать атмосферу этой экспедиции, а также красоту этой земли, которую стремился увековечить сам Николай Константинович, объяснит его интерес к Алтайскому краю. А также мотивирует зрителя изучить наследие Н.К. Рериха, прикоснуться к нетронутым богатствам России, совершить путешествие к предгорьям Алтайских гор; в сложный для России период испытать гордость от того, что родился и живёшь в такой огромной, красивой, богатейшей стране.
Литература:
- М. Волошин. Лики творчества, «Искусство и ис-кус».Серия «Лениздат-классика». Изд-во: «Лениз-дат». С-Пб. 2014, 288с.
- Алимов СА. «Нет одной дороги для всех.» Николай Рерих и Максимилиан Волошин: параллели и соприкосновения. Феодосийский альбом. (Литературно-краеведческая газета Юго-Восточного Крыма). 2009, №225, 16 января. С. 1-4.
- «Сердце Азии». В сб. Малое собрание сочинений. Николай Рерих. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 640 с, с. 5-123
- Фосдик З.Г. Мои учителя. Встреча с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). - М.: Сфера, 1998. - 800 с. (По Алтаю стр. 257-271)
- «Алтай-Гималаи»: [путевой дневник]. Николай Рерих. - СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. - 415 с.
- Шапошникова Л.В. Алтай. По пути Рериха. Мир Огненный, 2/98, № 17. - с. 24
- Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. - М: Международный центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. - с.192
- Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. Дневник от О7.02.1925// http://ru.teopedia.org/hir/%D0% 97D0%B2%D0%B5%D0%BD%B0%B8%D0%B3% D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
От редакции.
Не правда ли, дорогие коллеги, читая эту статью, не подумаешь, что знакомишься с работой школьницы? А между тем так оно и есть. Её полное название - проектная работа по теме: «Творческая реконструкция художественного метода Н.К. Рериха. Центрально-Азиатская экспедиция, алтайский период» ученицы 10 класса ГБОУ Школа №1955 г. Москвы Мурашко Ярославы. Вот, оказывается, каким может быть умело руководимый школьный творческий проект. (Руководителем был В.О. Романков, художник и педагог-исследователь, знакомый нашим читателям «со стажем».) Да и само слово «проект», оказывается, не модная этикетка для отчётности: оно означает задуманную, спроектированную, спланированную и реализованную серьёзную работу.
Подход автора к проблеме на удивление адекватен предмету исследования: интересам и, что ещё важнее и труднее, жизненному поведению героев. Словно уподобляясь им и, в первую очередь, самому Н.К. Рериху, Ярослава не только действует одновременно как исследователь и как художник, но отправляется в трудное, длительное и небезопасное путешествие по маршруту алтайской экспедиции, приобщаясь в определённой степени к природе, атмосфере, исторической памяти этих мест и пытаясь в собственной художественной практике восстановить и опробовать убедительно описанный ею творческий метод Рериха-художника. (Помните: нельзя творчески убедительно изобразить страну, если ты её не видел, не сделал хотя бы памятных заметок.) Обращу также внимание на совпадение, которое не могу считать случайным: путешествие Ярославы, как и путешествие Рерихов, было семейным, с ней были родители, брат и сестра.
Ярослава добросовестна во всём: и в анализе письменных источников , в том числе относящихся к центральноазиатской экспедиции, и в описании особенностей той или иной тропы, по которой предпочтительно идти в тех или иных погодных условиях. Эти подробности при чтении могут показаться избыточными, но, с моей точки зрения, они свидетельствуют о реальности полученного опыта, подобного опыту Рерихов. Наверное, нужно было пройти именно этими тропами, чтобы проникнуться пониманием целеустремлённости той давней экспедиции, получить право «реконструировать» творческий метод Рериха и сделать это достаточно успешно с художественной точки зрения.
Замечу: сочетание широких замыслов с трезвым учётом условий их материального воплощения, проявленное в планировании и осуществлении поездки, также роднит данный проект с деятельностью Рериха (о чём свидетельствуют, в частности, цитируемые заметки Николая Константиновича о будущем устройстве жизни в Звенигороде). Это сочетание «идеального и реального» приводило порой к осуществлению, казалось бы, неосуществимых замыслов; достаточно вспомнить хотя бы заключение международного договора о защите культурных ценностей.
Одному из не сбывшихся замыслов художника уделено в проекте специальное внимание; это мечта о Звенигороде - центре нового, синтетического знания, который должен был вырасти на алтайской земле. Создание живописной композиции на эту тему было одной из главных задач проекта. Сочувственно и с юношеской искренностью Ярослава «подхватывает» эту невоплощённую мечту, передавая и свежесть огромного мира, и обращённую в будущее творческую энергию человека.
Оставить комментарий