«По своему образу…»
А. Оганесян, учительница изобразительного искусства школы №2042 с углублённым изучением восточных языков имени Лазаревых, г. Москва
«По своему образу…»
Есть в Москве такая школа, где пересекаются культуры разных народов и стран. Это - наша школа с углублённым изучением восточных языков (арабский, армянский, персидский).
Школа №2042 / Галоян Седа Вагановна
В школе обучаются дети 18-ти национальностей. В школе часто проводятся мероприятия окружного, городского и международного масштаба.
Друзья и частые гости школы - Правительство Республики Армения, Посольство Республики Армения в Москве, Культурный центр при посольстве Исламской Республики Иран, Миссия Лиги арабских государств, Посольство Объединённых Арабских Эмиратов, Посольство Арабской Республики Египет.
Руководит школой Седа Вагановна Галоян, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации.
Благодаря её усилиям, в школе царит атмосфера любви, дружбы и взаимопонимания.
- формирование общей культуры личности в рамках восприятия культуры мира (поликультурное воспитание);
- социально-языковая адаптация детей - мульти-лингвистическое и поликультурное восприятие мира.
...Такое необходимое для современного человека качество личности, как толерантность, определяется наличием у человека позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Один из основных путей решения данного вопроса - это приобщение школьников к многогранному миру культуры в рамках системы общего образования. В процессе художественно-творческой деятельности у ребёнка может быть сформировано и материализовано в творческих работах активное, эмоциональное позитивное отношение к многообразию культур народов мира, понимание ценности этих культур.
Дети переживают удивительные открытия других народов, подходят к пониманию многообразия их художественно-эстетических проявлений и представлений. И вместе с тем приходит осознание того, что в основе всего этого многообразия лежат единые для всех людей представления о коренных ценностях жизни, таких как добро и зло, любовь к матери и Родине, уважение и почитание старости, воспевание подвигов борцов за справедливость и свободу.
Яркое, пёстрое «лоскутное одеяло», сотканное из элементов многих национальных культур, должно согревать сердце маленького человека, давать радость душе, повод поразмыслить и оглянуться вокруг себя.
Уже в начальной школе ребёнку становится понятно, какие мы все разные и одновременно похожие, мы - жители нашей прекрасной Земли, такой огромной и беззащитной. «Лоскутное одеяло» национально-культурного пространства покрывает каждый уголок планеты, где живут люди, и утрата хотя бы самого маленького его «кусочка» - невосполнимая потеря для всех нас - жителей Земли.
В рамках программы по изобразительному искусству мы в пятом классе изучаем народный костюм. Так как наша школа многонациональная, и, после русских, большинство составляют армяне, я посвятила несколько уроков теме армянской куклы.
Конечно, у меня были сомнения - как воспримут это дети других национальностей? Правда, наши ученики часто видят выступления своих друзей в разных народных костюмах: у нас кореец танцует зажигательную лезгинку, русские исполняют мужественный армянский танец, армянские девушки крутятся в русском хороводе.
Но это всё на сцене, это праздники. А как в жизни? Как на уроках? В жизни оказалось ещё лучше, чем я ожидала. Я разработала «коварный план обольщения». Во-первых, я сама приоделась в национальный костюм и класс оформила в армянском стиле (ковры, цветы, кувшины.). Во-вторых, я подготовила потрясающие клипы об армянских костюмах и об армянских обрядовых куклах, с красивой армянской музыкой. Я показала им кукольный спектакль по мотивам армянской сказки «Анаит», где восхваляются искусство и ремесло и рассказывается о царе, которому удалось избежать смерти, благодаря умению ткать изумительные ткани.
Я выбрала три вида кукол по технике исполнения: тряпичную куклу, куклу на основе деревянного креста и куклу из колготок. Дети так зажглись желанием сотворить такие же куклы, что я не успевала давать пошаговые объяснения. Надо было видеть их воодушевлённые лица, сосредоточенные взгляды во время работы. И невольно вспомнились слова Библии: ~...по Своему образу и подобию... . Да, у каждого ребёнка кукла походила на своего создателя. Мне кажется, радость творения у каждого человека с рождения. Созданное своими руками приносит радость. И мы немножко чувствуем себя творцами, и чуточку становимся ближе к Создателю.
Не в этом ли причина, что ребёнок восхищается своими поделками, трепетно относится к ним и бережно хранит их! В процессе приготовления дети уже начинали разговаривать с куклой, придумывать роль для неё. Многие уже знали, кому будут её дарить...
В итоге у нас получились разные персонажи, и мы разыграли целый спектакль. Дети предложили показать его малышам подготовительной группы нашей школы. Мы с помощью семиклассников соорудили ширму для кукольного театра и сыграли представление.
Первые шаги вдохновили меня и моих учеников. Мы решили в новом учебном году создавать новые куклы в разных национальных костюмах, для новых представлений.
А самое важное и замечательное в этих занятиях то, что дети стали дружнее, стали лучше относится к детям других национальностей, даже перестали обращать внимание на речевые ошибки или акцент детей-мигрантов.
Я – сторонник воспитания "пряником"! В моём случае "пряник" – это изобрази¬тельное искусство и любовь к детям.
Об армянских ритуальных куклах.
С незапамятных времён закрепились за куклой магическая и охранительная функции. Очевидна её связь с персонажем языческой мифологии – Богиней-Матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников. Им верили, на них наде¬ялись! Созданные из обычных материалов, куклы, тем не менее, действовали на своих создателей магически. Куклы помогали обеспечить урожай, плодородие, изобилие в семье и личный успех.
Куклу Аклатиз делали в первый день Вели¬кого Поста, из веток, сложенных крестообразно, соломы, лука. Это кукла в виде мужчины, старца. Он строго следил, чтобы не нарушали пост, и в то же время исполнял желания домочадцев. Лук кололи семью перьями, символизирующими семь недель поста, и сорока девятью иголками, по количеству дней поста. Аклатиз вешали под потолком, и по окончании поста проросший лук употребляли в пасхальных блюдах.
Куклу Нурин – Невеста дождя – делали также на кресте или на венике, обязательно из красной ткани, одевали очень красивую рубашку с орнаментами, на поясе – семь цветов радуги. Она должна была своей красотой очаровать небеса и привлечь дождь. Дети ходили с ней по домам, пели и просили еду. Хозяйки обливали куклу и давали детям яйцо, муку, мёд... Потом все вместе накрывали большой стол и пировали. Иногда вместо еды давали деньги, тогда кузнецы на эти деньги ковали Нурин из металла и дарили церкви.
По преданию, красавица Нурин в засуху плакала и поливала слезами сухую землю.
Куклу Арус (от имени планеты Арус, Венера) – гадальную куклу – делали из веток и цветов. Одевали красивое платье, грудь украшали бусами, лоб – монетами, рисовали красивое лицо. В среду, перед праздником Вознесения Господня, через 40 дней после Пасхи, девушки набирают воду из 7 родников, собирают 7 видов цветов. Кувшин с 7 горстями воды, 7 лепестков разных цветов и 7 камушков ставят под звёздным небом на ночь. На кувшине укрепляют куклу Арус, и девушки кладут туда, какое-нибудь украшение. В четверг собираются у кого-то из девушек, на маленькую девочку накидывают вуаль, и она по очереди достаёт вещи, при этом рассказывая гадальный стих. А Арус занимает почётное место на подушках.
Куклу Утис тат – Бабушка-Еда – делали мужчины на Масленицу, за две недели до Пасхи. Она была похожа на бабушку с седыми и потрёпанными волосами, с фартуком и половником, одежду украшали фасолью, чечевицей, горохом... Народ пировал 2 недели, и кукла гуляла по дворам, а потом её бросали в пропасть, то есть отказывались от еды, и начиналось мужское время строгого Аклатиза (Пост).
Огити тикник – кукла-Хранительница семьи – делалась для приданого девушки. Делала её бабушка или мама невесты, втайне от всех, прятала в складках постели до замужества. Эта кукла была особенно красивой и богато одетой, с руками, ногами, как настоящий человек. Считалась, что кукла оживает и можно с ней поговорить, попросить о помощи. Благодаря ей, в доме мужа невеста не будет скучать о родных. Потом кукла передавалась старшей дочке.
Затки хатун – Пасхальная госпожа – кукла из ниток, маленького размера. По традиции, яйца украшали разноцветными нитками, вязали или ткали узоры на пасху. Из этих же ниток вязали или ткали также куклы. А чаще именно украшенное яйцо становилось головой для куклы. Такими куклами и яйцами украшали ветки маленького дерева перед домом или ветку плодородного дерева ставили дома. Такие ветки делались и в подарок невесте или жениху.
~ ~ ~
Изучение и изготовление армянской народной куклы невозможно обособить от погружения в такое явление материальной культуры, как национальный костюм, который является эстетическим, философским и религиозным представлением об идеальном человеке.
Особо следует отметить, что костюм – это не просто одежда, это гармоничное сочетание всех аксессуаров, украшений, косметики, это полное выражение внешнего облика человека. В армянском костюме особое внимание привлекают материалы, издавна используемые для его изготовления. Необходимо заострить внимание детей на том, что возраст национального армянского костюма составляет около трёх тысяч лет, и, несмотря на такой внушительный срок, он со временем претерпел лишь незначительные изменения.
Оставить комментарий