Польза, прочность, красота
Е. Кочерова, А. Никитина
Польза, прочность, красота
Ранее мы уже говорили, что искусство каждой эпохи помогает найти и определить форму занятия. Древний Рим - одна из первых эпох, где в миросозерцании основополагающим является рациональное начало. И в занятии много заданий, связанных с рациональными методами познания: описание конкретных памятников, их анализ, систематизация, рассуждение-аргументация.
Это первая урбанистическая культура, с которой мы встречаемся, а также первая культура, от которой до нас дошли не только храмы и статуи богов, но жилища людей и их портреты. Поэтому для нас важно рассмотреть самые разные аспекты и проявления этой культуры, что создаёт особо насыщенное содержание занятия и требует от учителя и участников ритмичности в выполнении всех заданий и особой собранности.
Учитель, отважившийся осваивать предложенную дорогу, вероятно, уже понимает, что данные разработки занятий требуют особого прочтения. Их недостаточно пробежать глазами. Каждое упражнение нужно попробовать выполнить самому, а ещё лучше до занятий в классе поиграть в описанные игры с собственными детьми, обсудить представленные темы с друзьями. Тогда на практике станет понятно, как устроен процесс, к чему нужно быть готовым, где и чем подстраховаться, как именно подготовить раздаточный материал и т.д. В ходе подобных проб станет также понятно, какие элементы занятия совершенно необходимо реализовать в той или иной детской группе, а от каких придётся отказаться.
Игра 1. «Дорога в Рим».
Задание 1. Закройте глаза, представьте себе, что вы можете отправиться на прогулку или в путешествие по любой дороге, которая вам больше всего нравится. Опишите дорогу, которой вы идёте. Расскажите о своей дороге участникам, которые находятся по соседству с вами. (В одну группу объединяются две соседние парты.)
Из четырёх вариантов описания дорог выберите тот, который позволил вам максимально ярко представить (увидеть) дорогу. Озвучьте это описание для всех участников занятия.
Задание 2. Соберитесь в дальнем правом углу аудитории. Каждому из вас предстоит пройти в противоположный по диагонали угол самым коротким путём, не меняя ландшафта аудитории. Движение организуется по очереди, с интервалом в пять секунд.
После прохождения этого пути преподаватели задают вопросы: «В каком реальном пространстве могла бы находиться дорога, по которой вы сейчас шли? Получилось ли у вас пройти самым коротким путём? (Можно предположить, что участники назовут извилистую лесную тропинку, горную тропу, путь между валунами, лабиринт узких средневековых улочек и т.д.)
Задание 3. Организуйте пространство таким образом, чтобы короткий путь был максимально удобным. (Участники, скорее всего, раздвинут столы и стулья. Варианты устройства дороги могут быть разными: либо партами и стульями будут аккуратно обозначены обочины, либо мебель будет свалена, как попало.)
Преподаватели задают вопрос: «Где могла бы проходить такая дорога, которая у вас получилась?» (Скорее всего, назовут городское пространство или шоссе, проходящее через лесной массив, и т.д.)
Задание 4. Организуйте рационально и комфортно пространства по сторонам дороги для дальнейшего занятия и сядьте лицом к экрану.
Задание 5. Посмотрите на экран. Ваша задача, объединившись в тройки с ближайшими соседями по стульям, максимально полно и точно описать дорогу, представленную на изображениях. Ваше описание должно состоять из пяти прилагательных. После предъявления вариантов описания предлагаем вопросы: «Вспомните, встречались ли ранее в других эпохах и культурах подобные дороги? Если да, то в чём их общность и различие?»
Участники занятия могут вспомнить аллею сфинксов перед пилоном древнеегипетского храма. Эта дорога также абсолютно прямая, мощёная, ограниченная с двух сторон, достаточно протяжённая. Но в отличие от представленной на слайде Аппиевой дороги, участник египетской мистерии сразу видит конечную точку аллеи, а римлянин видит дорогу-стрелу, уходящую вдаль. Участник мистерии в Египте «не свободен» во время движения по аллее, его путь отделён от реального жизненного пространства большими статуями сфинксов. Путник на Аппиевой дороге волен выбирать темп своего движения, рассматривать окружающий мир, останавливаться для отдыха, сходить на обочину. Несмотря на рациональную организованность этой дороги, она не отделена от привычной жизненной среды, она среду делает наиболее комфортной и полезной для человека. Наконец, принципиально различаются назначения данных дорог. Одна сакральная храмовая дорога, организованная по принципу божественного порядка, противоположного природному началу (божественное начало - космос-порядок, природа устремлена к первозданному хаосу). Римская дорога выстроена по законам божественного порядка, но находится в пространстве людей.
Задание 6. Римский архитектор Витрувий, инженер и изобретатель, написавший «Десять книг об архитектуре», определил, что главное в любом сооружении - «польза, прочность и красота». Мы уже видели воплощение этого принципа в Аппиевой дороге. Какие ещё сооружения должны были изобрести римляне, чтобы воплотить эту идею во всех сферах своей жизни?
Принимаем и обсуждаем любые предположения. Были ли у них для этого необходимость, материалы, технические возможности? Давайте посмотрим на оставшиеся от Древнего Рима сооружения и проверим наши предположения.
6.1. На слайде римские акведуки. Рассмотрите и ответьте на вопросы в своей группе (группа - три рядом сидящих человека): «В чём польза, как достигается прочность и в чём особенность римской красоты?»
Скорее всего, участники уже знают, что такое акведуки. Но часто акведуки выполняли параллельно несколько функций: мост и опоры для водопровода. Когда предлагаются рассуждения по поводу прочности, первое, что упоминается, это материал, из которого возводились акведуки, - камень. Далее обращают внимание на конструкцию, имеющую в своей основе мощные опоры и арки.
Преподаватель поясняет, что данная конструкция могла возникнуть при изобретении бетона как связующего вещества для постройки арочных перекрытий. Что аркада имеет большую прочность за счёт действия силы распора.
Рассуждая о красоте, участники выделяют грандиозность сооружения, лёгкость, а самое главное - это мерность, повторяемость элементов, их со-подчинённость и ярко выраженное математическое начало. То есть римская красота - в её упорядоченности и рациональности, которые в природном окружении выглядят как творение сверхразума.
На экране изображения трёх акведуков. На одном - два яруса арок, расположенных друг над другом в соотношении 1/1, на другом - три яруса в таком же соотношении, и на третьем - три яруса, где арки второго и третьего яруса находятся в соотношении 1/3 (см слайды внизу страницы).
6.1.1. Учитель просит участников занятия рассчитаться на 1-2-ой. Первые номера делают шаг вперёд, вторые выстраиваются за ними в затылок. Педагог просит посмотреть на предложенные слайды и сообразить, в каком из акведуков заложена такая конструкция. (После обсуждения выясняем, что это 2-ой и 3-ий - изображения, где два и три яруса акведука представляют такой тип соотношения.)
6.1.2. Учитель просит внимательно рассмотреть два верхних яруса акведука на первом (верхнем слева) изображении слайда (три яруса в соотношении 1/3) и придумать способ построения, соответствующий этой конструкции. Нужно выстроиться соответствующим способом, пока учитель, отвернувшись от участников, считает от 10-ти до 0.
В результате у участников получаются композиции из четырёх человек, когда единицы стоят в одном ряду, а тройки, «привязанные» к ним, - в другом.
Игра 2. «Построение римского Космоса».
Мизансцена 4. Просим участников организовать четыре сдвоенных стола для дальнейшей групповой работы. Из каждой четвёрки «арочного соединения» первые номера идут за первый стол, вторые - за второй, третьи - за третий, четвёртые - за четвёртый.
6.2. На экране представлены последовательно храм Весты (илл.3) и храм Фортуны Вирилис (илл.4) на Бычьем форуме. После рассмотрения изображений преподаватели предлагают задания с раздаточным материалом. Группы
1 и 3 получают изображения руин круглого греческого храма Аполлона в Дельфах (илл. 5) и римского храма Весты (илл. 6). Группы 2 и 4 - изображение Парфенона (илл.7) и храма в Гарни (илл. 8), модели и плана этрусского храма (илл.9) и римского храма Фортуны Вирилис (илл. 10-11).
Задание 7. Проведите сравнительный анализ предложенных сооружений. Выделите общие черты и найдите их отличие. Постарайтесь сформулировать эти отличия максимально точно. Составьте сравнительную таблицу. Сделайте вывод об особенностях римской храмовой архитектуры. В результате у участников получается примерно следующий вариант заполнения таблицы.
Предшественники Рима | Рим |
Общее | |
Тип храмов: круглый с колоннами вокруг (ротонда). Прямоугольный храм на высоком основании (стереобате) с многоколонным портиком. |
|
Использование круглой колонны. | |
Наличие непроницаемой внутренней части храма (целлы). | |
Колонны поддерживают перекрытие храма, то есть являются конструктивным элементом. | |
Разное | |
Назначение колонны - опора и декор. | Назначение колонны в прямоугольном храме в портике - опора, а по периметру целлы полуколонны, являющиеся только декорацией. |
Пропорция колонны - в греческих храмах соотнесены с человеческим телом (есть энтазис - набухание ствола колонны); расстояние между колоннами в периптере (прямоугольном храме, обнесённом со всех сторон колоннами) различное - шире к центру храма и уже к углам; колонны поставлены не по отвесу, а имеют наклон к центру храма. |
Пропорция колонны - точный математический расчёт: отсутствует набухание, расстояние везде одинаковое, поставлены строго вертикально и перпендикулярно основанию храма. |
Перекрытие храма является важным элементом храма, состоит из трёх ясно обозначенных частей (антаблемент - перекрытие состоит из архитрава, фриза и карниза), пропорционально соотносится как со всем храмом, так и с отдельными его конструктивными элементами . Крыша пропорциональна общей конструкции. | Перекрытие не является эстетически важной частью храма, сокрыто крышей, нарушены единые пропорции. |
Вывод | |
Римская архитектура брала за основу своих храмов греческие и этрусские типы храмов. Но римляне интерпретировали эти образцы по-своему. Для них первостепенно важны конструкция и основательность, и это диктует рациональное решение архитектурной формы. Это выражается в форме колонны, которая выполняет чисто конструктивную функцию и утрачивает своё гармоническое и органическое начало. Поэтому римский храм не воспринимается как « живое» тело. А безразличие римлян к эстетической функции перекрытия создаёт ощущение, что крыша придавливает храм. Рождается новая римская эстетика. |
Задание 8. Каждая группа получает набор геометрических форм (шар, квадрат и треугольник) из детского деревянного конструктора. 8.1. Группам предлагается объяснить символическое значение каждой фигуры в мироздании.
Обсуждаются варианты ответов, среди которых обычно появляются такие: сфера - символ целостности мира, небесная сфера, идеальный мир; квадрат - символ устойчивости, земли, конечности, женского начала, ориентации по четырём сторонам света; треугольник (в зависимости от направления вершины) - символ движения в определённом направлении, восхождение или нисхождение, символ мировой горы, мужского начала.
8.2. Составьте из этих фигур единое тело.
Просмотр вариантов и обсуждение вопроса, каких конструктивных элементов недостаточно для построения реального архитектурного объекта.
8.3. Группам выдаётся весь конструктор с различными фигурами. Необходимо построить храм, в котором доминантными элементами будут первые три фигуры.
8.4. На экране изображение Пантеона (илл. 12).
Переходя от одного рабочего стола к другому, посмотрите на получившиеся варианты, отметьте совпадения и ответьте на вопрос: «Почему в римском храме именно такая композиция?»
Вероятно, мы услышим следующие ответы: римляне попытались соединить два типа храмов - прямоугольный и круглый; в этом строении символически соединены два мира: портик - торжественный вход в храм - земной; круглое пространство собственно храма - божественный мир. И наконец, преобразование земного видимого в идеальное (Космос) видимое пространство.
8.5. Показываем на экране ещё 4 слайда (илл. 13-16) с изображением внешнего вида Пантеона. Задаём вопрос: «Какими пятью характеристиками вы наиболее точно передадите особенности храма человеку, который его не видел?»
Выслушиваем варианты ответов (массивный, грубый, составлен из ясно читающихся элементов, неукрашенный, не впускающий внутрь, непроницаемый, ориентирован на один фасад и т.д.).
8.6. Преподаватели приглашают подойти тех, кто был в Пантеоне. Задание группам: обсудите, что вы увидите, когда войдёте в храм. Задание для тех, кто был в Пантеоне: постройте предположение, что ответят ваши товарищи.
Выслушиваем варианты ответов.
8.7. На экран выводим изображения внутреннего вида Пантеона (илл. 17-20). Вопрос ко всем участникам занятия: «Что вас удивило?»
Далее в форме эвристической беседы обсуждаются следующие характеристики пространства: праздничность и красота, резко отличающая внутреннее от внешнего, орнаменты из цветных мраморов; грандиозность пространства; величие купола и окулюса в его центре; столб падающего света, освещающий храм, напоминающий ось мира, вокруг которой вращается сфера; метроритмическая упорядоченность пространства (ярусность, чередование ниш разной формы, создающие впечатление лёгкости) и т.д.
Преподаватель, завершая этот разговор, отмечает, что создана новая архитектурная конструкция - монолитно-оболочная, которая создаёт максимально комфортное для человека пространство, так как повторяет очертания его тела, как «оболочка». Эта конструкция создаёт внутреннее, отделённое от внешнего мира, защищённое пространство. Для Рима характерно наличие ярко выраженной границы, отделяющей иное пространство от римского упорядоченного: непроницаемые стены Пантеона, городские стены, границы Римской империи.
Задание 9.
9.1. На экране изображение триумфальной арки Тита и неолитического дольмена (Poulnabrone Dolmen, County Clare -илл.21,22). Мысленно пройдите сквозь одно и другое сооружение, остановившись ненадолго под сводами. Предположите, какие ощущения вы испытали бы перед входом, внутри сооружения и пройдя его.
Выслушиваем ответы, стараясь дать слово каждому. Вероятнее всего мы услышим, что большее напряжение вызовет проход через дольмен и более комфортным окажется путь через триумфальную арку. Стоять приятнее под аркой, так как она повторяет контуры человеческого тела и не вступает с ним в конфликт.
9.2. Обсудите в группах, какие пространства разделяют эти сооружения-входы? Откуда и куда сквозь них попадает идущий?
В процессе обсуждения выясняем, что сквозь неолитический дольмен осуществляется переход из реального в потусторонний мир. Возможно, этот путь проделывает душа, отделившаяся на какое-то время от тела, а возможно, шаман или посвящаемый, находящийся в изменённом состоянии сознания. А через триумфальную арку из варварского мира в Рим входит победитель и преобразователь. Тот, чья миссия заключалась в упорядочении варварского мира.
В завершении беседы педагог сообщает, что в аттике (верхней части) арки Тита находится урна с его прахом, и поэтому арка, ведущая из варварского мира в Рим, также является освящённым пространством.
Игра 3. «На подмостках римского мира».
Задание 10. На экране демонстрируются слайды с изображением триумфов Цезарей с римских арок Тита и Константина (илл. 23, 24) и цикла картин эпохи Возрождения Андреа Мантенья (илл. на 3-й стр. обложки).
Триумфальные процессии - это массовое протяжённое шествие, среди участников которых обязательно были те, кого вы видите на экране. Внимательно рассмотрите эту часть процессии и отметьте, что несут участники процессии. Что это такое? Предположите, для чего эти предметы вносятся в Рим.
Вероятно, мы услышим следующие ответы: это воины, которые несут священные предметы завоёванных народов, сундуки с богатствами, оружие, военные штандарты, победные трубы и т.д. Всё это символизирует победу, могущество и богатство Рима.
Задание 11. Смотрим отрывок из фильма «Клеопатра» (США - Великобритания, режиссёр Джозеф Лео Манкевич) - въезд Клеопатры в Рим (илл. на 2-й стр. обложки). Художественный фильм, безусловно, является реконструкцией, однако эта реконструкция опирается на изучение истории и культуры. И кое-что мы можем понять, всматриваясь в решение оператора и режиссёра. Ответим на ряд вопросов.
- Какие культуры мы видим представленными в шествии?
- Каким перед нами предстаёт Рим в этом отрывке?
- Как по отношению к шествию расположен простой народ и патриции?
- Каковы особенности их поведения?
- Какими предстают римляне по отношению к другим народам?
- Как показаны в этом фрагменте Клеопатра и её сын?
- И для чего Цезарю, с точки зрения создателей фильма, нужен именно такой въезд Клеопатры?
В ходе эвристической беседы выясняем, что перед нами проходят языческие народы, покорённые Римом, и замыкается шествие сооружениями, символизирующими египетскую культуру.
Простой народ толпится на площади и окружает процессию, его выстраивают в правильное коре воины. Патриции находятся на возвышении выложенной мрамором площадки. Они сидят, переговариваются о каких-то более важных для них делах, ведут себя спокойно и с достоинством, эмоционально они не включены в происходящее действо в отличие от толпы римского народа.
Клеопатра и её сын, поднятые на платформу, везущую гигантского сфинкса, возвышаются над всей толпой и площадью. Они плывут в вышине как изваяния, как боги. И тем не менее - они лишь замыкающая часть процессии народов, покорённых Римом. Вероятно, создатели фильма хотят подчеркнуть, что Цезарю важно показать, какие великие народы покорны власти Рима, готовы принять римский порядок.
Мизансцена 6. Через расчёт на 1-2-ой группа разбивается на две подгруппы, каждая из которых занимает половину класса, образуя в своей части несколько зон: сдвоенный рабочий стол, сценическую площадку и пространство для зрителей.
Задание 11.
11.1. Каждая группа получает письменную инструкцию.
Прочитайте списки действующих лиц и прологи пьес Плавта и Теренция (Приложение 1) и постарайтесь догадаться:
- Почему актёрам римской паллиаты, которая игралась на площади, необходим пролог?
- Сколько, примерно, человек в труппе, если спектакль, как и в Греции, играется в масках?
- Кем могут и не могут быть по происхождению римские актёры?
- Каков половозрастной состав труппы?
- Какие устойчивые амплуа появились (типы героев, соответствующие сценическим данным актёров)?
Аргументируйте свою точку зрения. (Получившиеся результаты афишируются.)
Обсуждая, почему римским актёрам необходим «Пролог», участникам занятия нужно вспомнить, как вела себя толпа во время въезда Клеопатры в Рим. В «Прологе» даётся краткое описание сюжета. Он помогает понять смысл происходящего тем, кто не слышит всех слов пьесы.
В труппе 6-12 человек. В списках действующих лиц упоминаются 10-15 персонажей.
Но мы знаем, что маски позволяют одному и тому же актёру выходить в нескольких ролях, особенно когда эти роли «без речей». А бродячей труппе удобнее передвигаться, когда её состав немногочислен. Поскольку мы уже заметили в фильме «Клеопатра», римляне являются зрителями представлений, а актёры чаще всего иноземцы. (Чуть позже актёрами могли стать и плебеи.) При этом мы знаем, что литературная драма существовала только у греков. Значит, можем предположить, что в Риме играли актёры греческого происхождения.
Из истории греческого театра мы помним, что актёры - только мужчины. А поскольку в пьесах есть молодые девушки и юноши, зрелые мужи и матроны, старики и старухи, мы понимаем, что самые юные участники труппы - мальчики раннего подросткового возраста, у которых ещё не начал ломаться голос, а старшие актёры - почтенного возраста.
Из списка действующих лиц мы можем увидеть, что в составе устойчивых амплуа есть старики, молодые герои, рабы и слуги.
Далее в группы выдаются тексты и иллюстрации. (Приложение 2 и слайды 25-29.)
11.2. Прочитайте отрывки из пьес Плавта и Теренция. (Одна группа знакомится с произведением одного автора, другая — с произведением другого.) Постарайтесь, разделив между собой виды работ, выполнить следующие задания.
- Определите театральных художников, пусть они выберут образцы и, подражая им, изготовят из картона несложные маски для каждого из героев.
- Определите руководителя постановки (в интересующую нас эпоху он же драматург), и пусть он внесёт в текст режиссёрские указания или ремарки - что, где и как должны делать актёры.
- Определите актёров и распределите между ними роли, пусть они найдут в иллюстративном материале, героев, похожих на тех, что им придётся играть, и освоят характерные для них позы и жесты.
- Общими усилиями представьте себе, как должен чувствовать себя и как должен играть актёр, оказавшийся на подмостках перед стоящей и шумящей толпой на базарной площади. Он - раб или плебей, его зрители - патриции и свободные граждане Рима, воины, а за ними и весь остальной римский люд. Какие особенности должны быть в технике такого актёра? Особенности речи, пластики?
- Совместно с руководителем постановки определите, чего добивается каждый из героев? Каковы особенности его характера?
- Выберите из отрывка небольшой фрагмент, где конфликт героев выражен наиболее ярко, и представьте его публике.
11.3. Зрители - римская публика. Смотреть спектакли им позволено только стоя. После просмотра всех отрывков актёры обоих групп выстраиваются на сцене и по одному выходят вперёд к публике. Публика принимает решения, кто из актёров достоин денежной награды, а кто - наказания, а чью игру не стоит ни награждать, ни наказывать.
Промежуточная рефлексия. После показа обсуждаем особенности жанра римской паллиаты и проблемы, возникшие при подготовке показа.
Самое главное, что должны ощутить участники занятия, - особенности площадного театра, где Пролог, маска, широкий, утрированный и фиксированный жест, просторная мизансцена, повторяемость главных слов текста и громкий голос являются необходимыми компонентами, обеспечивающими возможность понимать смысл происходящего не слишком искушённой публикой, находящейся к тому же достаточно далеко от подмостков.
Как правило, работая с текстами и изображениями, участники занятия теоретически всё понимают верно, но, стараясь перенести отрывок на сценическую площадку, не учитывают всё, о чём только что говорили. Воплотить на практике эстетику площадного театра оказывается очень сложно в силу того, что большинство участников выросли в культуре психологического реализма, и лишь немногих сформировала культура хэппенингов, уличного или постдраматического театра. Участники занятия жмутся друг к другу на площадке, тихо говорят, прячут руки, стараются занять как можно меньше сценического пространства. Эти ошибки важно рассмотреть при обсуждении и даже попросить особенно смелых участников повторить несколько мизансцен и реплик «неправильно» и «правильно» для закрепления контрастного образа. Именно эти ошибки дают возможность участникам прожить и осознать разницу изучаемых культурно-исторических эпох.
Задание 12. Первая группа получает карточки с изображениями греческого и римского театра (илл. 30). Вторая с изображением греческих и римских театральных масок (илл.31). Нужно определить, в чём разница.
При афишировании результатов первой группы важно, чтобы участники занятия зафиксировали, что за скеной греческого театра открывается вид на священную рощу, а скена римского театра полностью перекрывает обзор. Скена греческого театра гладкая, на ней хорошо видны фигуры актёров. Скена римского театра украшена нишами, статуями и резьбой - на её фоне актёр теряется. В греческом театре орхестра выступает непосредственно к зрителям, и актёры оказываются близко. В римском театре нет орхестры, а есть утопленная арена, отделяющая актёров от зрителей, и узкий проскений, на котором выступают актёры. В греческом театре есть жертвенник, в римском его нет.
При афишировании результатов второй группы важно, чтобы участники занятия зафиксировали: греческие маски не похожи на лица людей - это страсти, имеющие сходство с обликами зверей, духов, может быть богов; римские маски имеют вполне человеческий облик, они не искажены страстью, как греческие. Парики греческих масок взлохмачены, парики римских масок старательно завиты.
Обсуждая результаты работы обеих групп, мы делаем выводы о главных отличиях греческого и римского театра. Греческий театр открыт природе и богам, он - место священнодействия и гораздо ближе к древним обрядовым формам. Римский театр - особый изолированный мир, выстроенный и украшенный по римскому закону, и его зрелища адресованы тем, кто находится в зрительном зале.
Мы видим, что в Риме существовала культура массовых зрелищ и шествий, площадной театр, театр «по греческому образцу», хотя и в своём римском варианте. Но пока для нас остаётся загадкой, куда переместились публичные жертвоприношения.
Задание 13.
13.1. Разделите лист бумаги на две колонки, озаглавьте их «Греция» и «Рим». Вам необходимо продиктованные педагогом слова и словосочетания записать в две колонки. Педагог диктует слова в достаточно высоком темпе, без повторения.
Слова: театрон, гладиатор, архонт, кратер потухшего вулкана, котурны, колизей, орхестра, два обола, арена, жрецы, склон горы, сандалии, патриций, победа и поражение.
13.2. Объединившись в группы по четыре человека (две соседние парты), обозначьте стрелками парные соответствия в словах двух колонок.
Греция | Рим |
театрон | колизей |
архонт | патриций |
склон горы | кратер потухшего вулкана |
котурны | сандалии |
орхестра | арена |
два обола | победа и поражение |
Далее каждой группе предлагается назвать по одной получившейся паре и объяснить принцип компоновки. Группы, которые хотят дополнить или опровергнуть предложенный способ группировки, могут сделать это. В итоге должны появиться следующие объяснения. (См. на след. стр.)
Рассматриваем слайды (илл. 32-35) с изображением Колизея и отмечаем новшества в римской архитектуре.
Греция | Рим | Принцип группировки |
театрон | колизей | сооружение для зрелищ |
склон горы | кратер потухшего вулкана | образ пространства, положенный в основу строения |
орхестра | арена | площадка для представления |
два обола | победа и поражение | цена представления, вносимая зрителем в первом случае и получаемая участником во втором. |
архонт | патриций | выносит решение о «качестве работы» участников зрелища |
котурны | сандалии | обувь участников представления |
Появление овальной «сценической» площадки - арены. Полная замкнутость зрительского пространства. Для возможности размещения зрительских мест по кругу необходимо было выстроить особую конструкцию - высокое основание с покатыми спусками к арене (образ кратера в противоположность реальному склону холма в греческом театроне). Декором данной конструкции являются три яруса арок, которые зрительно облегчают сооружение. В каждой арке верхних ярусов располагались скульптуры богов и императоров. Символически Колизей представляет собой вершину горы.
На Олимпе в Греции обитали боги. Акрополь символизировал гору Олимп. Статую бога Диониса спускали с Акрополя в театрон во время представления, таким образом бог приходил к людям.
Римляне выстроили обратные смыслы. Размещаясь в Колизее, они занимают место богов и благосклонно принимают жертву, приносимую на арене.
Задание 14. Внимательно посмотрите отрывок из фильма «Спартак» (США, 1960 год, режиссёр Стенли Кубрик) - бой Спартака и Драбы (илл. 36). Ответьте на вопросы: «В какое пространство перенесена арена-жертвенник? Какие характерные черты поведения зрителей подчёркивает режиссёр?» Опишите как можно больше деталей костюмов гладиаторов и их оружие. Найдите объяснение такому разному костюмированию двух персонажей.
Мы видим арену в патрицианском доме. Таким образом дом принимает на себя функцию храма. Патриции и матроны на балконе заняты своими делами, разговорами, решением политических вопросов. Периодически отпускают реплики по поводу гладиаторского боя. Между зрителями и происходящим действом на арене нет близкого эмоционального контакта (в то время, как греческие боги гораздо более страстно принимают участие в людских делах, реагируют на жертвоприношение). Это ещё раз подчёркивает рациональность и прагматизм римской культуры.
В костюмах героев явно прочитывается морская тема, на левой руке каждого - кольчуга в виде чешуи. У Драбы - трезубец и сеть, у Спартака -короткий меч и небольшой круглый щит. Оружие Драбы - это атрибуты бога Посейдона, а оружие Спартака - оружие героя. При распределении ролей между гладиаторами, видимо, учитывались и их физические особенности. Драба выше и мощнее Спартака.
Можно сделать вывод, что любой гладиаторский бой являлся не только реальным жертвоприношением, но и драматическим спектаклем, в основе которого лежал миф либо условно-историческое событие.
Игра-беседа 4. «Римляне - «живые» боги».
Задание 15. Рассмотрите предложенные изображения атриумно-перестильного римского дома (илл. 37-40). Докажите, что патрицианский римский дом заключал в себе образ храма.
Пространство дома отделено от внешнего мира толстыми стенами без единого окна. Обычно в древних культурах сакральные пространства являются непроницаемыми для внешнего взора. Дом делится на две части, выстроенные по единой оси. В первой части дома - атриуме - видно прямоугольное отверстие в перекрытии и углубление под ним. Проникающий столбом свет напоминает световую ось в Пантеоне. В этой части дома зримо обозначены и символически соединяются три яруса мироздания: небесный, земной и подземный. Педагог добавляет, что в атриуме у противоположной от входа стены размещались на специальных полках бюсты предков. Эти скульптуры были хранителями духов предков. Таким образом, атриумная часть дома являла собой образ храмового пространства.
Дальняя от входа перестильная часть дома была собственно жилищем римлян. Частная жизнь римлян тщательно скрывалась.
Задание 16. Педагог считает до пяти, участники занятия объединяются в группы по пять человек, взяв друг друга за руки. В каждую группу раздаются изображения пяти римских бюстов (илл.41). Каждый участник группы работает с одним изображением.
Представьте себе, что предложенный вам бюст является частью скульптуры в рост. Реконструируйте недостающую часть: постановку тела и жест. Воспроизведите телом получившуюся скульптуру. Посмотрите и уточните внутри группы работы друг друга.
Презентация работ: на экране появляется бюст, и все участники занятия, которые с ним работали, демонстрируют свои скульптуры. Остальные из предложенного ряда общественных статусов и профессий выбирают соответствующие данному образу. Так с каждым из пяти бюстов.
Предлагаемые варианты: воин, оратор, землепашец, правитель, законодатель, жрец, актёр-ремесленник, гладиатор, домохозяйка, землевладелец, философ, домашний раб, кухарка, учитель. На экране римские статуи (см. илл. на центральной вклейке) для сравнения поз и жестов.
После показов педагоги говорят, что действительно главными занятиями, достойными римлянина, считались война, юриспруденция, землевладение.
Представленные бюсты относятся к разным периодам римской истории: от республиканских, восходящих к маскам, снятым с умерших, до имперских, тяготеющих либо к реалистическому, либо идеализированному образу.
Финальная рефлексия.
Побывав сегодня во многих пространствах римской жизни и увидев портреты реальных людей, попробуйте ответить себе на вопросы: «Что мы, сегодняшние люди, взяли от римлян? Чем мы похожи и чем отличаемся?»
Приложение 1.
Тит Макций Плавт. «Клад» Действующие лица: Лар, бог домашнего очага у Эвклиона; Эвклион, старик; Стафила, старая служанка; Мегадор, старик, сосед Эвклиона; Эвномия, его сестра; Ликонид, её сын; Стробил, раб; Анфрак, повар; Конгрион, повар; Пифодик, раб; Федра, дочь Эвклиона (без речей); Пролог.
Я Лар домашний, из дому вот этого,
Откуда, как вы видите, я вышел. Здесь
Уж много лет живу, был покровителем
Отцу и деду нового хозяина.
Мне дед его с мольбою вверил золота
Сокрытый клад: в средине очага его
Зарыл, оберегать его меня молил.
И умер он; настолько жаден был в душе,
Что сыну не хотел его показывать,
Предпочитал его оставить в бедности,
Лишь только б не указывать сокровища.
Земли ему оставил небольшой клочок,
Пускай живёт в труде большом и бедствует.
Когда он умер, клад мне тот доверивши,
Присматриваться стал я, не окажет ли
Мне сын почёта больше, чем отец его,
Но он всё меньше, меньше почитал меня,
Всё меньше мне даров почётных даровал,
И я к нему отнеёсся соответственно.
Но вот и он скончался, и остался сын,
Вот этот, в доме он теперь хозяином,
Такой же точно нравом, как отец и дед,
С ним дочь живёт, она мне каждодневно в дар
Вино приносит, ладан или что-нибудь
Подобное, венки кладёт. Так в честь её
Дозволил Эвклиону я тот клад найти,
Чтоб легче мог он замуж выдать дочь свою.
Свершил над нею некий знатный юноша
Насилие: ему известно, кто она,
Она ж его не знает, как и сам отец
Не знает про насилие над дочерью.
Я сделаю, что этот вот старик-сосед
Её себе попросит в жёны, всё затем,
Чтоб легче замуж взял её тот юноша:
Старик тот, что на ней жениться думает,
Он юноше, который осрамил её
В Церерин праздник, дядею приходится.
Но вот уже кричит старик: всегда он так.
Старуху гонит, тайну б не проведала.
На золото взглянуть он хочет, цело ли.
Публий Теренций Афр. «Братья»
Лица: Пролог, Микион, старик; Демея, брат его; Саннион, сводник; Эсхин, сын Демеи, усыновленный Микионом; Парменон; Сир, раб Микиона; Дромон, раб Микиона; Ктесифон, брат Эсхина; Сострата, мать Памфилы, будущей жены Эсхина; Кантара, старуха, кормилица Состраты; Гета, раб Состраты; Гегион, старик, родственник Состраты; Памфила, девушка, дочь Состраты (без речей).
Эсхина Микиону, брату, в сыновья,
Оставил Ктесифона. Тот в арфисточку
Влюбился, и от старого отца скрывал
Его любовь Эсхин; весь слух про ту любовь
Переносил он на себя, в конце концов
У сводника арфистку отнял.
Бедную Гражданку обесчестил он же, слово дав
На ней жениться. Тяжко переносит всё
И сердится Демея. В скором времени
Открылась правда; женится Эсхин на ней,
А Ктесифон владеет той арфисткою.
Приложение 2.
Тит Макций Плавт. «Клад»
Он уже узнал про роды дочери своей, конечно!
Как мне быть? Уйти ль? Остаться ль? Подойти к нему? Бежать?
Эвклион. Кто тут?
Ликонид. Это я, несчастный.
Ликонид. Спокойней будь!
Эвклион. Как могу я!
Эвклион. Что я слышу от тебя!
Ликонид: Бог меня толкнул на это, он привлёк меня к ней.
Эвклион. Как?
Эвклион. Как же это до чужого ты посмел дотронуться?
Эвклион. Нет, хотели боги, чтоб я на цепи сморил тебя.
Ликонид. Нет, не говори так!
Эвклион. Трогать как ты смел добро моё Без меня?
Ликонид. Вино повинно и любовь.
Если этим извиниться вправе ты, тогда пойдём,
С женщин золото открыто посорвём средь бела дня.
Схватят - повинимся: спьяну, по любви то сделано.
Дешевы вино с любовью станут, только делать дай,
Что хотят, без наказанья пьяным и влюбившимся.
Ликонид. Сделав глупость, сам пришёл я и прошу прощения.
Ликонид. Раз, однако, тронул, лучше пусть уж и останется У меня.
Эвклион. Без разрешенья моего - моя?
Эвклион, и сам найдёшь то: быть моей должна она!
Эвклион. К претору стащу тебя я! Жалобу подам, клянусь,
Если не вернёшь.
Ликонид. Вернуть мне? Что?
Эвклион. А что украл моё.
Ликонид. Я? Украл твоё? Откуда? Что такое?
Эвклион. Пусть тебя Бог сразит, коли не знаешь.
Ликонид. Нет, скажи, что ищешь ты?
Эвклион. Золото моё, в кубышке. Сам сознался ты, что взял.
Ликонид. Нет, не говорил, не брал я.
Эвклион. Как! Ты отпираешься?
Ликонид. Знать не знаю ни кубышки я твоей, ни золота.
Ты хоть мне и вор, не буду надоедлив! Так - верни!
Важное такое дело и меня касается.
Ежели досуг, о нём бы я поговорил с тобой.
Эвклион. А скажи по совести, ты золота не крал?
Ликонид. Не крал.
Эвклион. И кто взял, не знаешь?
Ликонид. Тоже нет.
Эвклион. Узнаешь, на него Мне покажешь?
Ликонид. Да.
Эвклион. Не станешь части с вора требовать?
Кто б он ни был, не покроешь вора?
Ликонид. Нет.
Эвклион. А если лжёшь?
Ликонид. Пусть меня тогда Юпитер разразит.
Антилох отец был, сам я Ликонид по имени,
Мать - Эвномия.
Эвклион. Я знаю род ваш. Говори теперь, Что угодно.
Ликонид. У тебя есть дочь.
Эвклион. Да, дома, здесь.
Ликонид. И ты Выдаёшь её за дядю моего?
Эвклион. Всё так и есть.
Ликонид: Ну, так вот, через меня он шлёт тебе отказ сейчас.
Потерял из-за него же нынче столько золота, Горемычный!
Обратится это дело! Говори: да будет так!
Эвклион. Да устроят это боги!
Не имеет, как ничтожен человек такой! Молю,
Эвклион, перед тобою, пред твоею дочерью:
В чём невольно провинился я, прости мне и меня
Сочетай законным браком с ней. Я признаюсь тебе,
Дочери твоей обиду я нанёс в Церерин день:
Действию вина и пылу юности поддался я.
Эвклион. Горе мне! Какой поступок! Что я слышу!
Сам сочти десятый месяц с праздника Церерина,
Оттого из-за меня мой дядя и прислал отказ.
В дом войди, узнай, всё это правда ль.
В дом пойду узнать, насколько верно это. (Уходит.)
Одного не понимаю, где сейчас Стробил, мой раб.
Подожду его немного здесь, потом туда пойду.
Эвклиону дам я время расспросить кормилицу
О моём поступке точно. Дело всё известно ей.
Публий Теренций Афр. «Братья»
Ктесифон. Так отец ушёл в деревню?
Сир. Уж давно.
Ктесифон. На самом деле?
Чтоб подряд три дня с постели не был в состоянье встать!
Сир. Да и больше, если можно.
Противная деревня эта! Главное, близка она,
А будь она подальше где -
Ночь бы там его застала, прежде чем сюда вернулся б.
А теперь, когда меня там не найдёт, сюда обратно
Прибежит, уж я наверно знаю, - спросит, где я был.
«Я целый день тебя не видел!» Что ему сказать тогда?
Сир. А в голове-то пусто?
Ктесифон. Пусто.
Ктесифон. Есть. А что?
Сир. Услугу, мол, оказывал им.
Сир. Да можно.
Сир?
У нас он, как овечка, будет кроток.
Ктесифон. Как ты сделаешь?
Ктесифон. Мои?
Ай, вот тебе и раз!
Ктесифон. А что?
Сир. Вот лёгок на помине он!
Ктесифон. Отец?
Сир. Да, он.
Ктесифон. Что ж делать?
Ктесифон. Коль спросит... Ты нигде меня, смотри!
Сир. Да перестань же ты!
Сцена II. Демея, Ктесифон, Сир.
Говорит, в деревне сына нет. Но что же делать мне? Ктесифон. Сир!
Сир. Ну что?
Ктесифон. Меня, что ль, ищет?
Сир. Да.
Ктесифон. Пропал!
Сир. Спокоен будь!
Первый чую беды наши, первый узнаю про всё,
Первый сообщаю дальше, а страдаю я один.
Сир. Просто смех! Он первый знает! Нет, не знает он один.
Демея. Ну, теперь пойду обратно. Не вернулся ль брат, взгляну.
Ктесифон. Сир! Молю, смотри, сюда бы не ворвался он.
Сир. Молчи! Послежу.
Сир. Ладно! Я его спроважу.
Демея. Вижу, вот разбойник Сир.
Знать хотелось бы мне, сколько у меня господ? Беда!
Демея. Что он там ворчит? В чём дело? Эй, любезный! Дома брат?
Сир. Тьфу! Любезный - я? Пропащий человек я! Демея. Что с тобой?
Сир. Вот вопрос! Меня с певичкой этой Ктесифон сейчас Еле не убил!
Демея. Да что ты?
Сир. Как, смотри, губу рассёк!
Демея. А за что?
Сир. Твердит, что я, вишь, подстрекнул купить её.
Демея. Ты ж ведь только что в деревню провожал его, сказал?
Как не стыдно! Я недавно на руках носил его!
Демея. Ктесифон! Хвалю! В отца весь! Вот теперь мужчина ты!
Демея. Храбро!
Демея. Лучше быть нельзя. Он понял, как и я, что ты всему
Делу голова. А брат мой дома?
Сир. Нет.
Демея. Но где б он был?
Сир. Знаю где, да вот теперь уж не скажу.
Демея. Что?! Что?
Сир. А то.
Демея. Я башку тебе за это размозжу!
Сир. Как звать того,
Я не знаю, знаю место, где он.
Демея. Место? Где? Скажи.
Сир. Портик у мясного рынка знаешь? Вниз тут.
Демея. Как не знать!
Там внизу поближе холмик; ты спустись.
Часовенка Есть по эту руку, рядом закоулок.
Демея. Это где ж?
Сир. Там смоковница большая есть ещё.
Демея. А, знаю, да.
Сир. Вот твой путь.
Демея. Из закоулка нет, однако ж, выхода.
Демея. Да, знаю.
Выйдешь, так иди направо. До ворот не доходя,
Мельница там есть, у пруда, а напротив фабрика.
Так вот там он.
Демея. Что же там он делает, однако же?
Как Эсхин противно медлит! Портится обед у нас.
Ктесифон в любовь ушёл весь. Для себя промыслить что?
Подберусь, перехвачу-ка повкусней чего-нибудь,
Прихлебну и из бокала! Так-то проведу денёк. (Уходит.)
Оставить комментарий