Как донести главное?
А. Олексенко, кандидат биологических наук, эксперт Центра охраны дикой природы, г. Москвы
Т. Олексенко, профессор кафедры начального образования социально-гуманитарного факультета Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого, Украина
Как донести главное?
Встреча с диким животным, живущим
на свободе или даже в клетке проявляющим
свою естественную природу,- это всегда чудо.
В.М. Смирин
Как показывают наши многолетние исследования, отечественная анималистическая традиция в своём ядре может быть наиболее полно рассмотрена и изучена, если различать три составляющие, лежащие в её основе: художественное дарование, стремление к познанию природы и её существ (сопряжённое нередко в той или иной степени с научными исследованиями) и, что наиболее важно, ценно и является сердцевиной традиции, - опыт причастности к жизни природы. Последний, с нашей точки зрения, не сводится ни к первому, ни ко второму, хотя и связан с ними, и имеет антропологическую природу, поэтому оказывается предметом рассмотрения антропологии - философской, культурной. образовательной.. Именно этот опыт особенно ценен и оказывается определяющим для понимания сути традиции. Его учёт весьма важен в исследованиях и проектах образовательной и просветительской направленности, в частности тех, что связаны с формированием сознания человека, с детства ощущающего в себе привязанность к родной природе своей малой и большой родины, готового её сохранять и заботиться о ней[1].
К сожалению, творения мастеров этой традиции, начиная с В.Ватагина, нечасто попадают в поле зрения современного ребёнка и вообще массового читателя (зрителя). Дело не только в специфике рыночной экономики, невысоком уровне массового вкуса, но и в том, что в обществе эта традиция не осознана по-настоящему широко как классическая, для многих не очевиден тот дар, который лежит в её основе. А кроме того, необходимы поиски современных форм, которые позволят приобщить к опыту этой традиции новые поколения, чтобы они открыли для себя её ценности и смогли пойти дальше.
Основываясь на собственных исследованиях и разработках, мы рассматриваем в данной статье, в чём состоит антропологический подход к построению выставочной экспозиции и - на ряде примеров - как он может быть реализован.
Прежде чем перейти к рассмотрению уже осуществлённых проектов, сформулируем ряд общих задач, связанных с обращением к антропологическому подходу при построении выставочной экспозиции, при конструировании, точнее режиссуре книги; разработке сайта, осуществлении комплексных проектов и т.п.
Обсуждаемый подход продуктивен тем, что помогает удерживать вместе три упомянутых выше составляющих, не позволяя «схлопывать» всё только к одной из них, и ориентирует тем самым на многомерное видение, позволяя сформулировать плодотворные исследовательские и/или проектные задачи. И в то же время он фокусирует нимание именно на антропологическом аспекте.
Для представления анималистической традиции оказывается плодотворным сформулировать следующие вопросы.
Антропологический аспект.
- Каков опыт причастности жизни природы, его проживание данным конкретным художником и в чём его уникальность?
- Какие формы для выражения этого опыта находит художник и почему именно они оказываются наиболее адекватными?
- Каковы ключевые события, связанные с обретением этого опыта, и каковы свидетельства о них в текстах, рисунках и т.п.?
- Каков жизненный путь художника, его творческая лаборатория? Какова его позиция?
- В чём проявляется ученичество, что передаётся помимо обучения ремеслу?
- В чём единство «анималистического рода», что лежит в основе его преемственности?
- Как приобщить, передать этот опыт в специально разработанной выставочной экспозиции, конструкции книги и т.п.?
Эта группа вопросов, связанных с собственно антропологическим аспектом, дополняется теми, которые соотносятся, соответственно, с аспектами познания и художественной формы.
Аспект познания.
— На что преимущественно нацелено его внимание?
— Как о познанном он свидетельствует в своих работах?
Важно, что здесь речь идёт не обязательно о собственно научной деятельности. Например, для опытного охотника познание не менее актуально, чем для учёного, но не связано, как правило, с научной деятельностью, хотя и может оказаться важным для неё подспорьем.
Так, А. Формозов, выдающийся учёный, замечательный писатель и художник-натуралист, в своих научных статьях не раз обращался к наблюдениям охотников, следопытов, хорошо понимая по собственному опыту ценность их наблюдений. Его зарисовки тушью, цветными карандашами, сделанные в природе,- всегда фрагмент, след её жизни, за которым - взаимосвязь процессов и закономерностей, изучению которых Формозов-учёный посвятил всю жизнь. Недаром его называют основателем московской экологической школы.
Аспект художественной формы.
— Какие художественные средства для выражения этого опыта находит художник?
— К каким жанрам обращается?
— Почему именно данные средства и жанры оказываются наиболее адекватными? И т.п.
Учитывая сказанное выше, можно указать на ряд акцентов, которые важно сделать при подготовке проекта с учётом антропологического подхода.
- Содержание выставки, книги и т.п. - человек, творец и его уникальный дар в первую очередь.
- Акцент на показе творческого процесса, жизни художника, автора и её событий более, чем на самих созданных произведениях.
- Включение в экспозицию (макет) разных стадий творческого процесса и свидетельств о них, как о самоценных этапах: набросков, писем, автографов, документов, цитат из бесед о художнике и т.п.
- Полифоническое строение экспозиции (макета) - «несколько выставок (книг, фильмов) в одной (одном)».
Отвечать на приведённые выше вопросы и учитывать означенные акценты важно сразу на нескольких уровнях: общего замысла, идеи проекта; композиции (архитектоники, структуры, плана-проспекта); при подборе соответствующего материала; на уровне, который может быть назван функциональным (какую роль играет тот или иной отдельный элемент проекта).
Желательно, помимо создания экспозиции, книги и т.п., ещё и адекватно организовать саму ситуацию, чтобы они как можно эффективней «сработали». Например, могут быть организованы соответствующие экскурсии, конкурсы, презентации, что сделает экспозицию (книгу и т.п.) частью более сложного и развёрнутого проекта.
Описанный нами подход был с различной степенью полноты применён к широкому кругу проектов. Был издан ряд книг по наследию выдающегося учёного, художника-анималиста В.М.Смирина, проведён широкий круг выставок, конкурсов, образовательных проектов в музеях, школах, детских садах, вузах. В настоящее время можно говорить о целостной комплексной программе, реализуемой Центром охраны дикой природы с широким кругом партнёров, в основе которой лежит антропологический подход.
Будучи ограничены объёмом статьи, расскажем подробнее о самом первом нашем опыте, позволившем дать начало этой программе. Обстоятельства сложились так, что выставка в Государственном Дарвиновском музее дала импульс к необычному и весьма успешному проекту в начальной школе. Первая из выставок - «Он рисовал, как дышал...» Памяти художника-анималиста Владимира Смирина (ГДМ, Москва, 20072008; идея, концепция, сценарий А. Олексенко, художник Л. Литвинова, дизайнеры Д. Шмакова, С. Пешехонов, куратор Е.Харитонова). Вторая - «Земля большая, места хватит всем!» (НШДС № 1835, руководители проекта А. Олексенко, Е. Иванова).
Отличительная черта творчества В.М. Смирина, выдающегося учёного и художника-анималиста, - создание графических серий, «поведенческих портретов» зверей, вбиравших в себя характерные черты облика, образа жизни, поведения, иногда - практически всю жизнь животного, с самых первых её дней.
В этом случае наиболее адекватный подход к построению выставочной экспозиции (и, добавим, конструкции книги) - представить, с одной стороны, облик художника и его жизненный путь (или отдельные фрагменты этого пути), с другой - помочь зрителю войти в ту творческую лабораторию, каковой для В. Смирина стало своеобразное рисование-общение с животным, непрерывный процесс постижения его сути, его мира. В результате рождалась серия графических листов, каждый из которых нередко содержал целый ряд набросков, своего рода эпизодов анималистического фильма, и в то же время являл стремительную стенограмму самого творческого процесса. Художнику удалось запечатлеть с натуры около 300 видов животных в экспедициях, зоопарках, научных лабораториях и т.д.
Сформулированная выше задача композиционно решалась следующим образом. Путь жизни и творчества художника В. Смирина был представлен в витринах с инсталляциями, которые включали задники с коллажами из фотографий, рисунков, автографов, цитат, наиболее ёмко и точно выражавших смысл того или иного этапа жизни мастера. На подвешенных в витрине стеклянных полках в виде экспозиционного натюрморта были выставлены мемориальные предметы: кисти, наброски, резцы для работы по кости, скульптуры из кости и дерева, предметы домашнего обихода, созданные самим художником и украшенные им изображениями зверей, экспедиционное снаряжение и даже сохранённые с детских лет игрушки и книги. Шесть витрин -шесть этапов жизни мастера: «Детство», «В мастерской В.А. Ватагина», «В пустынях Казахстана», «В Звенигороде», «Морские странствия», «На моржовом лежбище». Ещё три витрины были посвящены грандиозному незавершённому замыслу художника - созданию Атласа млекопитающих Европы и Северной Азии. Рассказ о жизни и творчестве Смирина дополняла серия стендов с текстами, фотографиями и рисунками-шаржами А. Керимова.
Вторая большая часть экспозиции была сформирована из собранных единым блоком серий работ, посвящённых одному и тому же зверю. Они дополнялись цитатами из книги и писем художника, посвящёнными встречам с этими животными, их характерам. Посетители выставки могли познакомиться с сериями на темы «Сайгаки Приаральских Каракумов», «Джейраны», «Бурундуки и летяги», «Волчата, работавшие с профессором МГУ Л.В. Крушинским», «На лосиной ферме (лоси и лосята)», «Моржи острова Аракамчечен» и т.п. Если даже один графический лист, сделанный с натуры, помогает в той или иной мере включиться вместе с художником в проживание-общение с животным, то серия работ может воздействовать ещё сильнее.
Чтобы дополнительно заинтересовать посещающих выставку детей и узнать, насколько сработал её замысел, был организован детский конкурс с вопросами и заданиями, которые нужно было выполнить тут же на выставке.
Первая группа вопросов анкеты была призвана заинтересовать ребят, развить их наблюдательность, активное отношение к экспозиции.
— Кто такой Филя? Какую его способность стремился показать художник? (Белка-летяга; полёт.)
— В какое время года нарисованы бурундучата? Какая особенность их облика свидетельствует об этом? (Осень; заполненные запасами защёчные мешки.) И т.п.
Важнее всего была вторая группа вопросов, которые подталкивали к осмыслению творчества художника и выставки в целом.
— Что заинтересовало тебя на выставке? Почему?
— Какое самое главное качество В. Смирина ты бы выделил?
— Если бы ты сам готовил выставку В.Смирина, что бы ты изменил? Что нового добавил? Почему?
В завершение было предложено выполнить одно из заданий на выбор: сформулировать девиз выставки и нарисовать её эмблему или создать поделку с изображением зверей.
Антропологический подход, поставленный во главу угла при создании выставки, был высоко оценен посетителями всех возрастов, в том числе профессионалами в разных областях деятельности (зоологами, художниками, педагогами школ и вузов, архитекторами).
Одним из самых значимых было мнение юных посетителей. Для учеников начальных классов НШДС № 1835 («Материнская школа») была проведена экскурсия по выставке, в ходе которой, а также в небольших интервью после неё детей расспрашивали о том, что им понравилось, каково их отношение к увиденному.
Организаторов выставки поразило, насколько точно, изнутри (не пересказывая, как часто бывает, слова экскурсовода или прочитанные надписи) ученики третьего и четвёртого классов объясняли смысл творчества художника, особенности его дара.
— Мне очень понравились стенды с волками. Он очень хорошо показывает их взгляд, их движения, что они чувствуют.
— А почему художник помечал на рисунках имена животных?
— Потому что они тоже личности. У них тоже есть характер. В принципе, как мы. Животные очень похожи на нас.
— Очень трудно, наверно.
Но если их изучить, то, может, будет легко. Если их изучить, смотреть на них очень долго, вглядываться как-то им в глаза, то, может быть, животное прямо по глазам само расскажет о себе и. будет легче рисовать его.
Этот опрос подтолкнул к осуществлению анималистического проекта уже в стенах НШДС № 1835. (К великому сожалению, этого уникального коллектива, разрабатывавшего на основе мыследеятельностной педагогики методы и практики работы с разновозрастными группами детей в условиях мегаполиса, в системе столичного образования уже нет.) Организаторам было важно, с одной стороны, выяснить, как лучше знакомить детей этого возраста с анималистической традицией, с самой творческой лабораторией художника, с другой стороны, разработать и осуществить формат выставки, оптимальной для начальной школы, который включал бы процесс подготовки экспозиции самими детьми. Дополнительной мотивацией для детей служило и то, что выставка готовилась для их младших товарищей - дошкольников, которые не были в музее. Дело в том, что «Материнская школа» включала три разновозрастные группы, в которые входили и дошкольники, и школьники первого-четвёртого классов, причём особое внимание уделялось передаче традиций от старших к младшим.
С наиболее заинтересованными старшими детьми, учащимися третьего и четвёртого классов, проводились занятия, на которых их знакомили с особенностями анималистической традиции, с жизнью и творчеством В. Смирина, с репродукциями его графических листов. Детей просили прокомментировать работы художника, объяснить, что и почему вызывает их интерес. Организаторам удалось выделить своего рода тематические единицы, кирпичики для будущей композиции выставки. Это были серии репродукций набросков, которые могли быть связаны с интересной историей из жизни художника и его общения с животными, и/или вопросы и задания, обыгрывающие эти наброски.
Большой интерес представляло комментирование детьми графики Смирина. Первые результаты показали, что эти листы работают как своего рода двойные экраны. С одной стороны, это натурные зарисовки поз, движений, сделанные тут же подписи к ним, представляющие собой стенограмму встречи со зверем и творческого процесса постижения животного. С другой стороны, ребёнок, выделяя то, что ему наиболее интересно на листе, всегда в той или иной мере незавершённом, провоцирующем воображение, комментируя его, демонстрирует и свой собственный склад ума, особенности восприятия. Например, одну из учениц совсем не привлекали части листа, эффектно проработанные карандашом и акварелью, а были по душе лишь намеченные всего несколькими линиями образы зверей, словно возникающих тут же перед нашими глазами, частично уже воплощённых, частично лишь угадываемых.
Подготовленная выставка состояла из двух взаимосвязанных частей. Первая касалась творчества В. Смирина и представляла собой ряд композиций, включавших несколько репродукций набросков того или иного зверя и рассказ о встрече с ним художника и/или соответствующие вопросы к зрителю. Второй частью была выставка работ самих ребят, выполненных сразу после посещения выставки в ГДМ и позже, во время подготовки проекта. В качестве названия выставки был выбран девиз, предложенный одной из учениц, Аней Астаховой: «Земля большая, места хватит всем!». Культурная программа включала экскурсии для дошкольников, встречу с женой художника Е.Зубчаниновой, спектакль Театра теней по материалам из архива Смирина, обсуждение творчества художников-анималистов.
Точно найденное сочетание двух частей экспозиции, а также активное включение детей в подготовку выставки и её культурной программы позволило им почувствовать себя активными её участниками и больше узнать о творчестве художника, выразить отношение к увиденному уже в собственном опыте. Выставка стала большим событием в жизни всей «Материнской школы».
Таким образом, намеченный антропологический поход, который позволил не просто экспонировать лучшие произведения художника, но и познакомить с жизненным путём и уникальным даром мастера, ввести в его творческую лабораторию, встретил активную поддержку и интерес со стороны взрослых и детей, заставил их задуматься, припомнить и собственный опыт. Один из малышей несколько раз настойчиво пытался выяснить, встречал ли художник летающих коров. Его пришлось разочаровать. Не сразу, но благодаря наводящим вопросам всё же удалось докопаться - он имел в виду божьих коровок.
В обоих выставочных проектах сам принцип организации пространства выставки и подбор экспонатов был осуществлён таким образом, чтобы представить не только созданные произведения, но и жизненный и творческий путь самого художника - его встречи с животными, нравственную позицию, увлечённость познанием и красотой зверей, глубокую любовь к ним.
Насколько удалось передать в проектах самое главное, суть анималистической традиции? Предоставим слово взрослым и детям, посетителям выставки в ГДМ, оставившим ответы на вопросы анкеты детского конкурса.
«На выставке очень красиво». Павел Чернышёв, 9 лет.
«Меня заинтересовала уссурийская летяга. Потому что она в полёте очень красиво выглядит». Алина Кичаева, 9 лет.
«Точность передачи характера». Виктория Ма-ковецкая, 15 лет.
«Внимательное отношение к животным». Елизавета Емелькина, 11 лет.
«В.М. Смирин рисовал так, что, кажется, животные дышат». Александра Воробьёва, 9 лет.
«Он видел душу в каждом животном». Алина Кичаева, 9 лет.
«Умение видеть суть животного, передать линией повадки и характер зверя. Такое впечатление, что, глядя на рисунок, видишь и чувствуешь зверя более полно, чем если бы смотрел на него вживую. Он видел душу зверя и умел в рисунке донести своё видение до зрителя». Евгения Ильченко, 16 лет.
А вот выдержки из книги отзывов:
«Как же не хватает этой тишины, любви, уважения.
Испытываю очень мягкое, светлое, радостное чувство от увиденного.
Как это важно. Как нужна эта гениальная простота. Точность характеров, анатомии. Образность. Замечательно». Молодой художник-анималист Саша Тихонов.
«Прекрасная возможность ещё раз соприкоснуться душой и сердцем с этим замечательным человеком: большим учёным и ярким, одухотворённым художником. Атмосфера выставки наполнена любовью к жизни, к природе, удивительной добротой. Ощущение счастья и света любви...» О.Л. Тарутта, преподаватель экологии в вузе.
«Глядя на эти рисунки, люди становятся добрее» (подпись).
«Все иллюстрации, отражающие специфику зоопсихологии зверей, блестящи не только по мастерству художественного отображения, но и по многогранности психологических характеристик «портретов». Канд. арх. М.В. Виноградова.
«Рисунки Владимира Моисеевича с глубокой любовью к животным, писаны рукой художника, с пониманием учёного, с душой прекрасного человека». М. Пуличенко, архитектор.
Как уже было сказано, широкий круг исследований и разработок на основании антропологического подхода сложился сейчас в целостную программу, в отдельных проектах которой участвуют крупные учёные, талантливые художники книги и педагоги, сотрудники музеев и заповедников, учащиеся всех возрастов и даже дошкольники (см. подробнее на сайте ЦОДП (http://www.biodiversity.ru/ programs/wildlife_art.html). Рассказ об этих проектах в наших следующих публикациях.
Авторы статьи выражают признательность Б.Смирину за помощь в работе; Е. Ивановой, Е. Курнешовой, Е. Коноваловой, коллегам, вместе с которыми был осуществлён проект в «Материнской школе», оставивший яркие и тёплые воспоминания у детей и взрослых.
[1] См. подробнее: Олексенко А. Натуралист-художник // Искусство в школе. 2015. № 5. С. 8-14.
Оставить комментарий