Иллюзия глубокого пространства

Д. Позднякова, художник, член Союза художников России, г. Москва

Иллюзия глубокого пространства

Натюрморт во Флорентийской Академии Искусства

Рисование натюрморта в художественной школе – неотъемлемая часть программы. Натюрморт позволяет профессионально настроить глаз ученика на принципы композиции, вопросы колорита, объёма, плоскости, освещения. Одним из сложных вопросов в натюрморте является возможность изображения не только предметов в окружении, а изображение предметов в глубоком пространстве. Среди отечественных преподавателей мало кто занимается сознательным изучением глубокого пространства. Тем ценнее становится опыт Флорентийской Академии Искусства (The Florence Academy of Art) в Италии.

Географически Италия и Россия очень различаются по освещённости в течение времени суток. В России большинство дней учебного времени серы и блёклы и не имеют выраженного направленного освещения. Италия – страна контрастной освещённости, выраженных отношений света и тени. Таким образом, климатическая мягкость ровного освещения сказывается на отечественных учебных студенческих работах. Сравнивая отечественные учебные работы с работами итальянских студентов, можно было бы предположить, что глубина пространства создаётся спонтанно за счёт климатической яркой освещённости работ. При изучении постановочных натюрмортов от этой точки зрения пришлось отказаться, так как заданное направление света во Флорентийской Академии ставится условием постановочной задачи.

Если в художественной школе подставка для натюрморта имеет две плоскости – горизонтальную (для постановки) и вертикальную (для драпировок и фона), то во Флорентийской Академии подставка для натюрморта состоит из 5 плоскостей, представляя собой, по сути, четырёхугольный ящик со снятой передней стенкой. При этом верхняя плоскость не фиксированная, а съёмная, для возможности постановки драпировок. Фактически фиксированными остаются четыре плоскости: нижняя горизонтальная и три вертикальных, передняя отсутствует, верхняя накрывается листом фанеры или картона. Получается подобие сцены с затемнённым задником.

В натюрмортной постановке вешаются на заднюю стенку ткани, на горизонтальную ставятся предметы. Затем кладётся верхняя крышка, и натюрморт в своей глубине затеняется. А передняя часть предметов, та, что остаётся ближе к переднему краю и к зрителю, остаётся наиболее освещённой.

Предметы освещены спереди и контрастны, контуры предметов попадают в полутень, а задний план уходит в ещё более глубокую тень. И таким образом сознательно создаётся иллюзия глубокого пространства, которую могут повторить на рисунках учащиеся, сознательно или механически.

Эффект, достигаемый этим методом, создаёт иллюзию очень реалистичного глубокого пространства. Когда этот метод освоен на натюрморте, во Флорентийской Академии студенты переходят к рисованию гипсовых фрагментов скульптур, портретам и фигурам.

Стоит упомянуть о том, что на постановках натюрмортов и гипсовых слепков вешается отвес – верёвка с небольшим грузом, которая верхним концом прикрепляется к передней стенке верхней крышки постановки. Так задаётся твёрдая вертикаль в натюрморте, на которую ориентируются студенты.

Использование многовековых наработок признанных центров мировой культуры позволит обогатить отечественную культуру изобразительного искусства, расширит творческие возможности студентов, позволяя осмысленно подходить к учебным и творческим работам.

Иллюстрации помещены на 4-й стр. вклейки.  

Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 60.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.