Рыцарь с душою скитальца

В. Перепелица, кандидат педагогических наук, режиссёр Образцового театрального коллектива «Балаганчик», посёлок Троицкий Губкинского городского округа Белгородской области

Рыцарь с душою скитальца

О жизни и творчестве Николая Гумилева.
Устный журнал для учащихся старших классов
И понял, что я заблудился навеки 
В слепых переходах пространств и времён,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещён.
Николай Гумилёв.   
Действующие лица: Ведущий, Ведущая, Поэт, Чтецы (1)–(6).

Страница 1.
Птицы вольные.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Рады видеть вас в нашей литературной гостиной. 3 апреля исполнится 130 лет со дня рождения Николая Степановича Гумилёва. Николай Гумилёв известен нам больше как поэт, однако он снискал себе славу не только литературной деятельностью, но и всей жизнью. В этом человеке, как и в каждой талантливой личности, сокрыто много тайн. Сегодня мы представим вам неизвестные страницы жизни и творчества поэта. (На сцену выходит Поэт.)

Поэт. Николай Гумилёв родился 3-го, а по старому стилю 14 апреля, 1886г. в Кронштадте в семье корабельного врача. Позже Гумилёвы переехали в Царское Село, а в 1900г. оказались в Тифлисе, в горах Кавказа, так что с детских лет мальчик вкусил силу двух великих стихий – моря и гор. Это ли не толчок к поэзии? Осенью 1903 года семья вновь возвращается в Царское Село, где Николай оканчивает гимназию и уезжает учиться в Сорбонну. Живя в Париже, он слушает лекции по французской литературе, изучает живопись, а ещё много путешествует. В апреле 1907 г. Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. Молодой поэт встретился со своим учителем Брюсовым и возлюбленной Анной Горенко. С нею он познакомился, когда учился в 7-м классе Царскосельской гимназии. Там же училась и Аня.

Ведущая. Николай Гумилёв, несмотря на кажущуюся холодность и надменность, нравился женщинам: красивые длинные руки, по-детски пухлые губы, чуть плоское, как на иконах, лицо и странный разрез глаз (он говорил: «…мой предок был татарин косоглазый…». А как он умел рассказывать увлекательные истории о дальних странах, путешествиях и приключениях?! Своими рассказами, похожими на сказки, способен был увлечь любую девушку. Правда, Аня Горенко слушает его с рассеянным вниманием и, кажется, вовсе не поддаётся обаянию юноши. В этой молчаливой девочке есть нечто загадочное. Родители Ани разошлись, и она уехала с матерью сначала в Евпаторию, а потом в Киев, где жила у своей тётушки и училась в женской гимназии. Николай уверял, что влюбился в Аню Горенко, даже не будучи с ней знаком, а увидав в Сочельник, на Святой неделе. Анна потом сказала об этом в четырёх строках:

Чтец (1).

Глаза безумные твои
И ледяные речи,
И объяснение в любви
Ещё до первой встречи.

Позже о начале их любви он напишет в стихотворении «Дафнис и Хлоя»:

Чтец (2).

Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя…
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

Ведущий. Они гуляли вечерами, светила луна. Аня, как всегда, с молчаливой грустью (грустить и молчать – обычное состояние её души) внимала рассказам влюблённого в неё гимназиста, который пересказывал своей избраннице истории об Африке, гусарах, старинные баллады. В 1907 г., сделав ей предложение, Гумилёв получил отказ. Год спустя, когда он снова её навестил, уже в Севастополе, они крупно поссорились. Несмотря на то что Анну давно считали невестой Гумилёва, несколько лет Гум, как называла его сама Ахматова (псевдоним Ани Горенко), добивался её согласия на брак и получал отказ. И тут неожиданно – «я согласна выйти за вас замуж».

Ведущая. Сохранились письма Анны Андреевны той поры к мужу её сестры С.В. Штейну. В одном из них она напишет: «Я выхожу за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба – быть его женой». Поскольку каждый из них был личностью, талантом, это сразу привнесло сложности в их союз. Казалось, у них нет ничего общего: он любил путешествия, она же – ничуть, его манила экзотика, её – человеческие отношения. В её стихах звучат отголоски разногласий.

Чтец (3).

И когда друг друга проклинали
В страсти, раскалённой добела,
Оба мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала…

Поэт. Согласие было дано весной 1910 года. Николай Гумилёв и Анна Ахматова венчались в Никольской слободе под Киевом, в церкви Святого Николая. Тогда же Анна Андреевна создала одно из лучших своих стихотворений.

Чтец (4).

То ли я с тобой осталась,
То ли ты ушёл со мной,
Но оно не состоялось,
Разлученье, ангел мой!
И не вздох печали томной,
Не затейливый укор,
Мне внушает ужас тёмный
Твой спокойный ясный взор.

Поэт. После свадьбы Гумилёв, как и обещал, дал жене личный вид на жительство, положил на её имя две тысячи рублей в банк и подтвердил своё слово: она не должна чувствовать себя связанной узами брака и может распоряжаться своей судьбой как хочет, по собственному усмотрению. Вероятнее всего, то было её условие. К моменту их знакомства Гумилёв - довольно-таки известный поэт, и Анна боялась его влияния, давления, того, что лишит её самостоятельного поэтического голоса.

Ведущий. Отзвенели колокола в Никольской слободе под Киевом. Николай и Анна, муж и жена, вышли из церкви: он - в белом цилиндре, в рубаш­ке с высоким воротником, подпиравшим подборо­док, она - в платье со шлейфом. Казалось, впереди их ожидало долгое семейное счастье. Молодожёны отправлялись в свадебное путешествие в Париж, в котором и решили провести медовый месяц. А ровно через год после свадьбы Ахматова одна уедет в этот "город счастья", Гумилёв же напишет первое стихотворение - "Из логова змиевая", слегка при­открыв завесу их непростой личной жизни.

Чтец (5).

Из логова змиева,
Из города Киева,
                  Я взял не жену, а колдунью.
                  А думал – забавницу,
Гадал – своенравницу,
Весёлую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
                  А выйдет луна – затомится,
                  И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, – и хочет топиться.

Ведущая. Поэты редко позволяют связать себя железными узами брака. Вот и их "семейное сча­стье" было непрочным и недолговечным. Кто в том повинен? Впечатления очевидцев о союзе Гу­милёва и Анны Ахматовой весьма противоречивы. Одни считали виноватой в разладах её, называя Анну Андреевну женщиной-птицей, не способной свить своего собственного гнезда, другие – его. В день венчания оба дали слово не ревновать друг друга. Вряд ли это было возможно, учитывая то самолюбие, с которым оба родились. И одно дело – решение, слово, другое – жизнь.

Ведущий. Писательница Надежда Тэффи гово­рила, что они были столь близки друг другу, сколь далеки и независимы. Но точнее всех об этой семье высказалась ближайшая подруга Анны Ахматовой Валерия Тюльпанова-Срезневская, по-домашнему Валя: "Они были слишком свободными и больши­ми людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков". Их отношения, скорее, были тайным единоборством.

Ведущая. 3десь надо учитывать и общую ат­мосферу Серебряного века. 3а Анной волочился целый хвост поклонников. Гумилёв отшучивался тем, что трёх-четырёх он ещё готов был терпеть, но пятеро – уже перебор. Впрочем, и сам Николай вдохновлялся девушками. Его постоянно осаж­дали обуянные поэзией девицы, так что крепкого брака не получилось. Официально они развелись в 1918 г. Тем не менее, как это часто бывает у людей творческих, ссоры, разногласия, непонима­ние и неурядицы в семейной жизни явились тем источником вдохновения, благодаря которому и рождалась их прекрасная поэзия. Оба остались главными поэтами провозглашённого Гумилёвым направления – акмеизма.

Страница 2. «Бродячая собака.

Ведущий. Артистический то ли кабачок, то ли кафе "Бродячая собака", открытый под новый 1912-й год, стал излюбленным местом поэтов, художников и всех, кто тянулся к художествен­ной богеме. Говоря современным языком, это был своего рода литературный клуб, где читали стихи, вели разговоры о творчестве, но там устраивались и различные карнавально-цирковые представления, и всякие розыгрыши. Бывая в "Бродячей собаке", Гумилёв во фраке и прадедушкином цилиндре изображал из себя директора цирка. Кто-то танце­вал на канате. Ахматова, обладавшая удивитель­ной гибкостью, выступала, как "женщина-змея": изогнувшись, она легко дотягивалась носками ног до головы. Николай Гумилёв читал не только свои стихи, с большим удовольствием рассказывал он и о своей охотничьей жизни, называя её "настоя­щей". Стройная фигура, военная выправка Нико­лая Степановича, важность и значительность во всем облике приковывали к нему общее внимание.

Поэт. Вот как описывали Гумилёва его совре­менники: "Он был высокий, выше среднего роста, худощавый, очень лёгкая походка. Голос необык­новенный, особого тембра, слегка приглушённый, поставленный от природы. Очень скупые жесты, скупая мимика. Улыбка иногда ироническая. Не­обыкновенной красоты руки – руки патриарха с узкими длинными пальцами. Был исключительно сдержан, воспитан; это была глубокая сдержан­ность и благородная сдержанность. Были ему свой­ственны тонкость, деликатность и такт. Внешне всегда предельно спокоен, умел сохранять дис­танцию. Был изящен в подлинном смысле слова. Ещё он настоящий смельчак, бесстрашно садится на любую лошадь, даже становится на седло и про­делывает головоломные трюки".

Страница 3.
«И снова туда, где медлительный Нил».

Ведущая. Начало ХХ века, первая его треть – особенное время. Каждый творец искал своё собственное, неведомое. Вот и Николай Гумилёв в прямом смысле слова жаждал путей нехоженых. Его постоянно влекли путешествия, таинственные страны – Абиссиния, Франция, Африка, которую он называл "исполинской грушей, висячей на древе Евразии". Может, он и рождён был для того, чтобы служить ей, Музе Дальних Странствий? Очарован­ный африканской пустыней и увлекшись восточной философией, он изучал трактаты всех доступных мыслителей. Объявив себя конквистадором, счи­тал, что должен нести сей крест до конца.

Чтец (1).

Как конквистадор в панцире железном,
   Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам. <...>
   И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
    И песней битв любовно зачарую.
    Я пропастям и бурям вечный брат,
Н. Гумилев. Сонет

Поэт. Никто из поэтов не увлекался тогда эк­зотикой, а Гумилёв искал и находил вдохновение именно в ней. К 1912 г. у него вышли сборники "Путь конквистадоров", "Романтические цветы", "Жемчуга". Без них невозможно понять сказоч­ный и странный мир поэта.

Чтец (2).

На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий,
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
И, войдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт...
<...> Н. Гумилёв. Капитаны

Ведущий. Гумилёву были близки пафос ры­царства, ясность мысли и формы, смелость в по­ступках. Его манили те края, "где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга". Он свято верил, что ещё "не все пересчи­таны звёзды..." по той простой причине, что "наш мир не открыт до конца". С риском для жизни он снова отправляется в Африку, в этот бедный и ни­щий край, туда, где ночной вой хищников, укусы насекомых, возможность подхватить лихорадку. Только если раньше он ездил на свои собственные деньги, на этот раз – с организованной экспедицией от Академии наук.

Ведущая. Георгий Иванов, поэт и его друг, по этому поводу вспоминал: "Он трижды ездил в Афри­ку, уезжал на несколько месяцев, и по возвращении "экзотический кабинет" в его царскосельском доме украшался новыми шкурами, картинами, вещами. Собранные коллекции отдавал Академии наук". Это были утомительные, дорогостоящие поездки, а Гумилев был не силён здоровьем и не богат. Что искал поэт в тех странах, "куда не ступала людская нога..." ? Может быть, "рыцарей добра"?

Поэт. Гумилёва с уверенностью можно назвать одним из крупнейших исследователем Африки, по­скольку он совершил несколько экспедиций по вос­точной и северо-восточной Африке. И не впустую. Он привёз в Санкт-Петербург в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) богатейшую коллекцию. Можно предположить, что Гумилёв мог бы стать и большим учёным: проникая в неисследованные иные области, Николай Степанович изучал фоль­клор. В 1921 г. опубликовал два сборника стихов, один из них – "Шатёр", написанный на основе впе­чатлений от путешествий по Африке, должен был стать первой частью грандиозного "учебника гео­графии в стихах". В нём Н.С.Гумилёв планировал описать всю обитаемую сушу.

Ведущий. Доводилось ему мирить враждовав­ших между собой туземных царьков. Случалось – давал и сражения. Сформированный им негри­тянский отряд, маршируя по Сахаре, распевал:

Нет ружья лучше Маузера!
Нет вахмистра лучше Э-Бель-Бека!
Нет начальника лучше Гумилеха!

Ведущая. Человек этот не изменил своему вы­бранному пути, ярким доказательством того – вос­поминания Георгия Иванова о последней поездке Николая Степановича, рассказывающие о том, что за день до отъезда, когда всё было готово: и багаж отправлен вперёд, и пароходные и железнодорож­ные билеты заказаны, Гумилёв, надо же было та­кому случиться, неожиданно заболел. Температура – 40 и сильная головная боль буквально свалили его с ног. Всю ночь он бредил. Доктор определил, что, вероятно, это тиф. Утром на другой день, когда Г.Иванов его навестил, состояние здоровья Гумилёва нисколько не улучшилось, жар был так же силён, а сознание не вполне ясно: перебивая разговор, он мог заговорить о каких-то белых кроликах, которые умеют читать; обрывая на по­луслове, опять говорил разумно и вновь обрывал.

Ведущий. Когда Иванов прощался, Гумилёв не подал ему руки, сказав: "Еще заразишься", и при­бавил: "Ну, прощай, будь здоров, я ведь сегодня уеду". Конечно, тогда Г.Иванов не придал значения этим словам, так как ничуть не сомневался, что фраза об отъезде – то же самое, что и читающие кролики – бред больного человека. Каково же было его удивление, когда он вновь пришёл навестить друга, а его встретила заплаканная Ахматова: "Коля уехал", поведав о том, что за два часа до отхода по­езда Николай Гумилёв потребовал воды для бритья и платье. Отговорить его от этой затеи не удалось. Он сам побрился, сам уложил то, что оставалось не уложенным, выпил стакан чая с коньяком и уехал.

Страница 4. Война.

Ведущая. В Первую мировую войну, в начале августа 1914 г., Гумилёв уйдёт добровольцем на фронт. Примечателен такой факт: почти все име­нитые поэты того времени слагали военно-патри­отические стихи, а вот в боевых действиях добро­вольцами участвовали лишь двое. Это – Николай Гумилёв и Бенедикт Лившиц. Н.С.Гумилёв был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Её Величества полк, который уже в ноябре был переброшен в Южную Польшу, где и произошло первое сражение. На войне Николай Степанович был награждён двумя Георгиевскими крестами, чем очень гордился, – за удачную ноч­ную разведку и за спасение пулемёта под артилле­рийским  огнём при отступлении.

Поэт. В конце февраля Гумилёв заболел простудой. Он вспоминает: "Мы наступали, выбивали   немцев из деревень, ходили в разъ­езды, я тоже проделывал всё это, но как во сне, то дрожа в ознобе, то сгорая в жару. Наконец, после одной ночи, в течение которой я, не выходя из халупы, совершил по крайней мере двадцать обходов и пятнадцать побегов из плена, я решил смерить температуру. Градусник показал 38,7". Проболев месяц в Петрогра­де, Гумилёв вновь возвращается на фронт, участвует в разведыва­тельных разъездах. В 1915 г. воюет на западной Украине, где прошёл самые тяжкие военные испытания, получив 2-й Георгиевский крест. Он имел право сказать о себе: 

Чтец (4).

Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь.

Ведущий. Не будем со всеми подробностями описывать "карту военных действий" Н.С.Гумилёва. Куда важнее понять, изменила ли поэта война? Нет. Она для него как праздник. Кавалерию он называет "весёлой артелью", пехотинцев – "подёнщиками войны", грохот германских пушек сравнивает с ударами "кузнечного молота", а пулемёт у него "лепечет что-то на ребячьем языке" или "тявкает, как собака". Такие сравнения не придумаешь – их надо услышать. О фронте он рассказывал забавные пустяки, точно о пикнике, читал мадригалы, сочинённые полковым дамам. А когда его поздравляли с Георгиевским крестом, он сме­ялся: "Ну что это, игрушки. К весне собираюсь заработать "полный бант". И всё же, какую на­добно иметь силу чувства, как знать войну, чтобы написать такое удивительное стихотворение, как "Наступление"!

Чтец (5).

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
             Надо мною рвутся шрапнели,
             Птиц быстрей взлетают клинки.
             Я кричу, и мой голос дикий.
             Это медь ударяет в медь.
             Я, носитель мысли великой,
             Не могу, не могу умереть.
             Словно молоты громовые
             Или волны гневных морей,
             Золотое сердце России
             Мерно бьется в груди моей.
             И так сладко рядить Победу,
             Словно девушку, в жемчуга,
             Проходя по дымному следу Отступающего врага.
              Н.Гумилёв. Наступление

Страница 5. «Снитесь вы мне почти каждую ночь».

Ведущий. Удивительны бывают изломы судьбы. Анна Ахматова была женой Гумилёва, а Лариса Рейснер – его возлюбленной. Ей Николай Степанович посвятил немало стихов.

Много лет спустя Анна Андреевна при­зналась: "Лариса Рейснер увела у меня Гумилёва". Да и сама Лариса, будто в подтверждение этих слов, позже тоже напишет о том, что никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть. Вообще отношения Ларисы Рейснер и Николая Гумилёва – редкая и удивительная тема. Долгое время ни у нас,  ни в зарубежной прессе в самых полных изданиях никто не касался этой страницы жизни поэта.

Ведущая. Впервые Лариса, сту­дентка Психоневрологического института знаменитого Бехтерева и вольнослу­шательница в Петербургском университете сразу на двух факультетах, куда не принимали женщин при царе, увидела Николая Гумилёва в "Бродячей собаке", куда однажды её пригласили знакомые студенты. Не заметить Рейснер было просто невоз­можно: она была очень хороша собой. Рискнув, Лариса всё же прочла свои стихи, которые никто не понял, а Гумилёв сделал вывод: "Красива, но бездарна".

Поэт. Их роднило многое: авантюрный дух, це­леустремлённость, отсутствие страха, отношение к смерти, жадность к жизни. Кульминация любви Ларисы Рейснер и Николая Гумилёва приходится на 1916 год. Существует переписка Гумилёва и Рейснер. Правда, сохранилась она не полностью. Но и по тому, что осталось, можно представить силу молнии, пронзившей их. Вот, к примеру, стихотворное письмо Гумилёва, датированное 23 сентября 1916 года.

Чтец (6).

              Я был у Вас, совсем влюблённый,
Ушёл, сжимаясь от тоски,
Ужасней шашки занесённой
Жест отстраняющей руки.
Но сохранил воспоминанье
               О дивных и тревожных днях,
Моё пугливое мечтанье
               И Ваших сладостных глазах.
Ужель опять я их увижу,
Замру от боли и любви
              Я к ним сияющим приближу
Татарские глаза мои?!
               И вновь начнутся наши встречи,
Блужданья ночью наугад,
               И наши озорные речи,
               И Острова, и Летний сад?!
Н.Гумилев

Ведущая. Н.Гумилев – Л.Рейснер: "Лера, Лера, надменная дева, ты как прежде бежишь от меняя. Больше двух недель как я уехал, а от Вас ни одного письма. Не ленитесь и не забывайте меня так скоро, я этого не заслужил. Я часто скачу по полям, крича навстречу ветру Ваше имя, снитесь Вы мне почти каждую ночь... Мне непременно нужно ощущать другое существованье – яркое и прекрасное. А что Вы прекрасны, в этом нет сомненья... Ваш Газиф". Гумилёв, любитель восточной поэзии, подписыва­ется именем персидского поэта.

Поэт. 8 декабря 1916 года. Н.Гумилёв – Л.Рейснер. 4Лера моя, приехав в полк, я нашёл оба ваши письма. Какая Вы милая в них... в моей голове уже складывается план книги, которую я мысленно напишу для себя одного (подобно моей лучшей трагедии, которую я напишу только для Вас). Её заглавие будет огромными красными, как зимнее солнце, буквами: "Лера и Любовь", "Лера и персидская лирика", "Лера и мой детский сон об орле". "На всё, что я знаю и что люблю, я хочу посмотреть, как сквозь цветное стекло, потому что она действительно имеет особый цвет... Я помню все Ваши слова, все интонации, все движенья... Я написал Вам сумасшедшее письмо, это оттого, что я вас люблю... Вспомните, Вы обещали прислать Вашу карточку... Ваш Газиф".

Ведущий. Письма Рейснер так же дышат по­эзией. В них Лариса предстаёт отнюдь не фурией революции, как её часто называли, а человеком больших интеллектуальных запросов, сложного духовного мира, многообразных стремлений. Вспыльчивая, прямолинейная, она часто плакала в своей комнате. Но в письмах к любимому – это несчастная, слабая женщина. Она пишет: 4Га­зиф, милый, я Вас жду к первому. Пожалуйста, постарайтесь быть. Мне сегодня так бесконечно больно. А другое письмо заканчивает фразой : 4Пожалейте обо мне, надо мной посмеялись.

Писательница Лидия Сейфулина говорила, что Рейснер обладала самостоятельным умом, раз­носторонними знаниями, которые неутомимо по­полняла. Революцию Лариса воспринимала как Возрождение в Италии, связанное, прежде всего с духовным обновлением. Это был очень сложный период в истории страны. Неудивительно, что взгляды каждого из них на происходящее разо­шлись, и вскоре они расстались.

Чтец (1).

Застонал я от сна дурного
                 И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне – ты любишь другого,
                 И что он обидел тебя.
                 Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей.
                И смотрел, как тускло блестели
                Фонари глазами зверей.
Ах, наверно таким бездомным
Не блуждал ни один человек
                 В эту ночь по улицам тёмным,
                 Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.
Н.Гумилёв. Сон

Ведущая. Лариса Рейснер была очень краси­вой и смелой женщиной, журналисткой с острым пером. Забегая вперёд, скажем, что с годами тучи вокруг неё лишь сгущались, а ранняя смерть, в 30 лет, 9 февраля 1926 г. всем показалась противо­естественной. По одной из версий в дом советской партийной элиты приносила молоко некая мо­лочница, и кто-то подсыпал яд в бидон Ларисы, а по другой – она умерла в Москве от брюшного тифа. Её жизнь была короткой, но яркой. Одно из стихотворений Б.Пастернака посвящено Рейснер.

Чтец (2).

Нас воспитала красота развалин,
Лишь ты превыше всякой похвалы.
Лишь ты, на славу сбитая боями,
Вся сжатым залпом прелести рвалась.
Не ведай жизнь, что значит обаянье,
Ты ей прямой ответ не в бровь, а в глаз.
Ты точно бурей грации дымилась.
Чуть побывав в её живом огне,
Посредственность впадала вмиг в немилость,
Несовершенство навлекало гнев.
Б.Пастернак. Памяти Рейснер

Страница 6. Прощанье муз.

Поэт. Имея специальное задание, Н.С.Гумилёв последний год мировой войны проживал то в Англии, то в Париже. В 1918 г., осведомлённый обо всём происходящем в России, Николай Сте­панович вернулся домой. Анна Ахматова потре­бовала развода, так как собиралась выйти замуж за Шилейко1. Гумилёв почти тут же женился на Анне Энгельгардт, дочери профессора. занялся литературной студией, читал стихи учеников и писал свои. С весны 1921 г. он руководил студи­ей кзвучащая раковина, где делился опытом и знаниями с молодыми поэтами, читал лекции о поэтике. А что же Лариса? Образ её по-прежнему мелькал в его стихах.

Чтец (3).

                 В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами –
Самофракийская Победа
                 С простёртыми вперёд руками...
Тогда я воскликну: «Где ты?
Ты, созданная из огня,
Ты помнишь мои обеты
                 И веру твою в меня?..»

Ведущий. Лариса Рейснер живёт в гуще поли­тических событий. По существующей легенде, в глухую осеннюю ночь 25 октября 1917 г. именно ей было дано задание взмахнуть белым платком,

чтобы подать знак "Авроре": всё готово к штурму зимнего. В Гражданскую войну Лариса уйдёт на фронт, избороздит всю Волгу с флотилией, станет, как и Гумилёв, настоящим разведчиком. Главная её заслуга – умение справляться с бандитами, с анархистами. Именно Рейснер является прототи­пом женщины-комиссара в знаменитой "Оптими­стической трагедии" Вс. Вишневского, женщи­ны, которая с помощью нагана и красоты наведёт порядок на корабле, укротит главного анархиста.

Поэт. Две Музы Николая Гумилёва, две кра­сивые женщины, каждая по-своему, отдалялись от него и оставляли его. Отношения между пре­красными дамами не сопровождались мелочными озлоблениями и обидами. Чёрная кошка между ними не пробегала. Лара искренне восхищалась Ахматовой. Они откровенно разговаривали о сво­ём герое. После гибели Гумилёва Лариса Рейснер говорила: "Если бы я была в Петрограде, он бы остался жив".

Страница 7. О поэте – великом и храбром.

Ведущая. Революцию 1917 г. Николай Степано­вич старался не замечать. Будучи за границей, где в тот период находился при отряде русских войск во Франции, вполне мог остаться там, но вернулся в Россию. Первые годы советского режима и Гражданской войны прожил в красном Петербурге. Был близко знаком даже с некоторыми представи­телями новой власти. До самой смерти поэт жил литературным трудом, изданием новых и переиз­данием старых стихов. занимался и переводами. Сколько им сделано для "Всемирной литературы"! Помимо того, были ещё и лекции в Пролеткульте, Балтфлоте и всевозможных студиях, где платили натурой – хлебом, крупой. Это очень нравилось Гумилёву – насущный хлеб в обмен на духовный.

Ведущий. В советском Петербурге Н.С.Гумилёв даже большевикам открыто заявлял: "Я монархист". Его уговаривали быть осторожнее, но он лишь отшу­чивался. Говорят, что Гумилёва предупреждали об опасности и предлагали бежать, на что он ответил: 4Благодарю вас, но бежать мне незачем.

Ведущая. В ночь с 3 на 4 августа 1921 г. Гумилёв был арестован по подозрению в заговоре "Петро­градской боевой организации В.Н.Таганцева". В тюрьму Николай Степанович взял с собой Евангелие и Гомера. Он был совершенно спокоен при аресте, на допросах и, вряд ли можно сомневаться, в минуту казни. Так же спокоен, как и тогда, когда охотился на львов, водил улан в атаку, говорил о верности "своему государю" в лицо матросам Балтфлота. Уже зная, что его ждет, он писал жене: "Не беспокойся. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы...". Не­сколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп2 пытались выручить товарища, но уже 25-го августа поэта расстреляли. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестны. Н.С.Гумилёв был реабили­тирован лишь в 1992 г.

Поэт. 3а полгода до смерти Н.С.Гумилёв сказал своему другу художнику Юрию Петровичу Аннен­кову, что самое страшное в жизни – одиночество. Он действительно был очень одинок. Бесстрастная, поч­ти надменная маска сноба, "африканского охотника" на самом деле скрывала очень русскую, беспокойную и взволнованную, не находящую удовлетворения душу. Всю свою короткую жизнь Гумилёв был окру­жен холодным и враждебным непониманием. И по этому поводу он то злился, то иронизировал:

Чтец (5).

...О нет, я не актёр трагический,
             Я ироничнее и суше.
             Я злюсь, как идол металлический
            Среди фарфоровых игрушек.

Ведущая. Николая Гумилёва часто называли снобом, "важным" человеком, склонным к играм. Так ли это? Скорее, это был рыцарь без страха и упрёка, последний романтик Серебряного века. Игра? Что ж с того? Возможно, как раз она и помогала поэту справляться со столь жестоким временем.

1 Владимир Казимирович Шилейко (настоящее имя Вольдемар Казимирович (1891–1930) – востоковед, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой.

2 Михаил Леонидович Лозинский (18861955) – один из соз­дателей советской школы поэтического перевода. Николай Авдеевич Оцуп (18941958) – русский поэт и переводчик.

Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 50-56.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.