Рыцарь с душою скитальца
В. Перепелица, кандидат педагогических наук, режиссёр Образцового театрального коллектива «Балаганчик», посёлок Троицкий Губкинского городского округа Белгородской области
Рыцарь с душою скитальца
Устный журнал для учащихся старших классов
В слепых переходах пространств и времён,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещён.
Николай Гумилёв.
Страница 1.
Птицы вольные.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Рады видеть вас в нашей литературной гостиной. 3 апреля исполнится 130 лет со дня рождения Николая Степановича Гумилёва. Николай Гумилёв известен нам больше как поэт, однако он снискал себе славу не только литературной деятельностью, но и всей жизнью. В этом человеке, как и в каждой талантливой личности, сокрыто много тайн. Сегодня мы представим вам неизвестные страницы жизни и творчества поэта. (На сцену выходит Поэт.)
Поэт. Николай Гумилёв родился 3-го, а по старому стилю 14 апреля, 1886г. в Кронштадте в семье корабельного врача. Позже Гумилёвы переехали в Царское Село, а в 1900г. оказались в Тифлисе, в горах Кавказа, так что с детских лет мальчик вкусил силу двух великих стихий – моря и гор. Это ли не толчок к поэзии? Осенью 1903 года семья вновь возвращается в Царское Село, где Николай оканчивает гимназию и уезжает учиться в Сорбонну. Живя в Париже, он слушает лекции по французской литературе, изучает живопись, а ещё много путешествует. В апреле 1907 г. Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. Молодой поэт встретился со своим учителем Брюсовым и возлюбленной Анной Горенко. С нею он познакомился, когда учился в 7-м классе Царскосельской гимназии. Там же училась и Аня.
Ведущая. Николай Гумилёв, несмотря на кажущуюся холодность и надменность, нравился женщинам: красивые длинные руки, по-детски пухлые губы, чуть плоское, как на иконах, лицо и странный разрез глаз (он говорил: «…мой предок был татарин косоглазый…». А как он умел рассказывать увлекательные истории о дальних странах, путешествиях и приключениях?! Своими рассказами, похожими на сказки, способен был увлечь любую девушку. Правда, Аня Горенко слушает его с рассеянным вниманием и, кажется, вовсе не поддаётся обаянию юноши. В этой молчаливой девочке есть нечто загадочное. Родители Ани разошлись, и она уехала с матерью сначала в Евпаторию, а потом в Киев, где жила у своей тётушки и училась в женской гимназии. Николай уверял, что влюбился в Аню Горенко, даже не будучи с ней знаком, а увидав в Сочельник, на Святой неделе. Анна потом сказала об этом в четырёх строках:
Глаза безумные твои
И ледяные речи,
И объяснение в любви
Ещё до первой встречи.
Позже о начале их любви он напишет в стихотворении «Дафнис и Хлоя»:
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя…
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
Ведущий. Они гуляли вечерами, светила луна. Аня, как всегда, с молчаливой грустью (грустить и молчать – обычное состояние её души) внимала рассказам влюблённого в неё гимназиста, который пересказывал своей избраннице истории об Африке, гусарах, старинные баллады. В 1907 г., сделав ей предложение, Гумилёв получил отказ. Год спустя, когда он снова её навестил, уже в Севастополе, они крупно поссорились. Несмотря на то что Анну давно считали невестой Гумилёва, несколько лет Гум, как называла его сама Ахматова (псевдоним Ани Горенко), добивался её согласия на брак и получал отказ. И тут неожиданно – «я согласна выйти за вас замуж».
Ведущая. Сохранились письма Анны Андреевны той поры к мужу её сестры С.В. Штейну. В одном из них она напишет: «Я выхожу за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба – быть его женой». Поскольку каждый из них был личностью, талантом, это сразу привнесло сложности в их союз. Казалось, у них нет ничего общего: он любил путешествия, она же – ничуть, его манила экзотика, её – человеческие отношения. В её стихах звучат отголоски разногласий.
Чтец (3).
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскалённой добела,
Оба мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала…
Поэт. Согласие было дано весной 1910 года. Николай Гумилёв и Анна Ахматова венчались в Никольской слободе под Киевом, в церкви Святого Николая. Тогда же Анна Андреевна создала одно из лучших своих стихотворений.
Чтец (4).
Поэт. После свадьбы Гумилёв, как и обещал, дал жене личный вид на жительство, положил на её имя две тысячи рублей в банк и подтвердил своё слово: она не должна чувствовать себя связанной узами брака и может распоряжаться своей судьбой как хочет, по собственному усмотрению. Вероятнее всего, то было её условие. К моменту их знакомства Гумилёв - довольно-таки известный поэт, и Анна боялась его влияния, давления, того, что лишит её самостоятельного поэтического голоса.
Ведущий. Отзвенели колокола в Никольской слободе под Киевом. Николай и Анна, муж и жена, вышли из церкви: он - в белом цилиндре, в рубашке с высоким воротником, подпиравшим подбородок, она - в платье со шлейфом. Казалось, впереди их ожидало долгое семейное счастье. Молодожёны отправлялись в свадебное путешествие в Париж, в котором и решили провести медовый месяц. А ровно через год после свадьбы Ахматова одна уедет в этот "город счастья", Гумилёв же напишет первое стихотворение - "Из логова змиевая", слегка приоткрыв завесу их непростой личной жизни.
Чтец (5).
Ведущая. Поэты редко позволяют связать себя железными узами брака. Вот и их "семейное счастье" было непрочным и недолговечным. Кто в том повинен? Впечатления очевидцев о союзе Гумилёва и Анны Ахматовой весьма противоречивы. Одни считали виноватой в разладах её, называя Анну Андреевну женщиной-птицей, не способной свить своего собственного гнезда, другие – его. В день венчания оба дали слово не ревновать друг друга. Вряд ли это было возможно, учитывая то самолюбие, с которым оба родились. И одно дело – решение, слово, другое – жизнь.
Ведущий. Писательница Надежда Тэффи говорила, что они были столь близки друг другу, сколь далеки и независимы. Но точнее всех об этой семье высказалась ближайшая подруга Анны Ахматовой Валерия Тюльпанова-Срезневская, по-домашнему Валя: "Они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков". Их отношения, скорее, были тайным единоборством.
Ведущая. 3десь надо учитывать и общую атмосферу Серебряного века. 3а Анной волочился целый хвост поклонников. Гумилёв отшучивался тем, что трёх-четырёх он ещё готов был терпеть, но пятеро – уже перебор. Впрочем, и сам Николай вдохновлялся девушками. Его постоянно осаждали обуянные поэзией девицы, так что крепкого брака не получилось. Официально они развелись в 1918 г. Тем не менее, как это часто бывает у людей творческих, ссоры, разногласия, непонимание и неурядицы в семейной жизни явились тем источником вдохновения, благодаря которому и рождалась их прекрасная поэзия. Оба остались главными поэтами провозглашённого Гумилёвым направления – акмеизма.
Страница 2. «Бродячая собака.
Ведущий. Артистический то ли кабачок, то ли кафе "Бродячая собака", открытый под новый 1912-й год, стал излюбленным местом поэтов, художников и всех, кто тянулся к художественной богеме. Говоря современным языком, это был своего рода литературный клуб, где читали стихи, вели разговоры о творчестве, но там устраивались и различные карнавально-цирковые представления, и всякие розыгрыши. Бывая в "Бродячей собаке", Гумилёв во фраке и прадедушкином цилиндре изображал из себя директора цирка. Кто-то танцевал на канате. Ахматова, обладавшая удивительной гибкостью, выступала, как "женщина-змея": изогнувшись, она легко дотягивалась носками ног до головы. Николай Гумилёв читал не только свои стихи, с большим удовольствием рассказывал он и о своей охотничьей жизни, называя её "настоящей". Стройная фигура, военная выправка Николая Степановича, важность и значительность во всем облике приковывали к нему общее внимание.
Поэт. Вот как описывали Гумилёва его современники: "Он был высокий, выше среднего роста, худощавый, очень лёгкая походка. Голос необыкновенный, особого тембра, слегка приглушённый, поставленный от природы. Очень скупые жесты, скупая мимика. Улыбка иногда ироническая. Необыкновенной красоты руки – руки патриарха с узкими длинными пальцами. Был исключительно сдержан, воспитан; это была глубокая сдержанность и благородная сдержанность. Были ему свойственны тонкость, деликатность и такт. Внешне всегда предельно спокоен, умел сохранять дистанцию. Был изящен в подлинном смысле слова. Ещё он настоящий смельчак, бесстрашно садится на любую лошадь, даже становится на седло и проделывает головоломные трюки".
Страница 3.
«И снова туда, где медлительный Нил».
Ведущая. Начало ХХ века, первая его треть – особенное время. Каждый творец искал своё собственное, неведомое. Вот и Николай Гумилёв в прямом смысле слова жаждал путей нехоженых. Его постоянно влекли путешествия, таинственные страны – Абиссиния, Франция, Африка, которую он называл "исполинской грушей, висячей на древе Евразии". Может, он и рождён был для того, чтобы служить ей, Музе Дальних Странствий? Очарованный африканской пустыней и увлекшись восточной философией, он изучал трактаты всех доступных мыслителей. Объявив себя конквистадором, считал, что должен нести сей крест до конца.
Чтец (1).
Поэт. Никто из поэтов не увлекался тогда экзотикой, а Гумилёв искал и находил вдохновение именно в ней. К 1912 г. у него вышли сборники "Путь конквистадоров", "Романтические цветы", "Жемчуга". Без них невозможно понять сказочный и странный мир поэта.
Чтец (2).
Ведущий. Гумилёву были близки пафос рыцарства, ясность мысли и формы, смелость в поступках. Его манили те края, "где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга". Он свято верил, что ещё "не все пересчитаны звёзды..." по той простой причине, что "наш мир не открыт до конца". С риском для жизни он снова отправляется в Африку, в этот бедный и нищий край, туда, где ночной вой хищников, укусы насекомых, возможность подхватить лихорадку. Только если раньше он ездил на свои собственные деньги, на этот раз – с организованной экспедицией от Академии наук.
Ведущая. Георгий Иванов, поэт и его друг, по этому поводу вспоминал: "Он трижды ездил в Африку, уезжал на несколько месяцев, и по возвращении "экзотический кабинет" в его царскосельском доме украшался новыми шкурами, картинами, вещами. Собранные коллекции отдавал Академии наук". Это были утомительные, дорогостоящие поездки, а Гумилев был не силён здоровьем и не богат. Что искал поэт в тех странах, "куда не ступала людская нога..." ? Может быть, "рыцарей добра"?
Поэт. Гумилёва с уверенностью можно назвать одним из крупнейших исследователем Африки, поскольку он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке. И не впустую. Он привёз в Санкт-Петербург в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) богатейшую коллекцию. Можно предположить, что Гумилёв мог бы стать и большим учёным: проникая в неисследованные иные области, Николай Степанович изучал фольклор. В 1921 г. опубликовал два сборника стихов, один из них – "Шатёр", написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке, должен был стать первой частью грандиозного "учебника географии в стихах". В нём Н.С.Гумилёв планировал описать всю обитаемую сушу.
Ведущий. Доводилось ему мирить враждовавших между собой туземных царьков. Случалось – давал и сражения. Сформированный им негритянский отряд, маршируя по Сахаре, распевал:
Ведущая. Человек этот не изменил своему выбранному пути, ярким доказательством того – воспоминания Георгия Иванова о последней поездке Николая Степановича, рассказывающие о том, что за день до отъезда, когда всё было готово: и багаж отправлен вперёд, и пароходные и железнодорожные билеты заказаны, Гумилёв, надо же было такому случиться, неожиданно заболел. Температура – 40 и сильная головная боль буквально свалили его с ног. Всю ночь он бредил. Доктор определил, что, вероятно, это тиф. Утром на другой день, когда Г.Иванов его навестил, состояние здоровья Гумилёва нисколько не улучшилось, жар был так же силён, а сознание не вполне ясно: перебивая разговор, он мог заговорить о каких-то белых кроликах, которые умеют читать; обрывая на полуслове, опять говорил разумно и вновь обрывал.
Ведущий. Когда Иванов прощался, Гумилёв не подал ему руки, сказав: "Еще заразишься", и прибавил: "Ну, прощай, будь здоров, я ведь сегодня уеду". Конечно, тогда Г.Иванов не придал значения этим словам, так как ничуть не сомневался, что фраза об отъезде – то же самое, что и читающие кролики – бред больного человека. Каково же было его удивление, когда он вновь пришёл навестить друга, а его встретила заплаканная Ахматова: "Коля уехал", поведав о том, что за два часа до отхода поезда Николай Гумилёв потребовал воды для бритья и платье. Отговорить его от этой затеи не удалось. Он сам побрился, сам уложил то, что оставалось не уложенным, выпил стакан чая с коньяком и уехал.
Страница 4. Война.
Ведущая. В Первую мировую войну, в начале августа 1914 г., Гумилёв уйдёт добровольцем на фронт. Примечателен такой факт: почти все именитые поэты того времени слагали военно-патриотические стихи, а вот в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое. Это – Николай Гумилёв и Бенедикт Лившиц. Н.С.Гумилёв был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Её Величества полк, который уже в ноябре был переброшен в Южную Польшу, где и произошло первое сражение. На войне Николай Степанович был награждён двумя Георгиевскими крестами, чем очень гордился, – за удачную ночную разведку и за спасение пулемёта под артиллерийским огнём при отступлении.
Поэт. В конце февраля Гумилёв заболел простудой. Он вспоминает: "Мы наступали, выбивали немцев из деревень, ходили в разъезды, я тоже проделывал всё это, но как во сне, то дрожа в ознобе, то сгорая в жару. Наконец, после одной ночи, в течение которой я, не выходя из халупы, совершил по крайней мере двадцать обходов и пятнадцать побегов из плена, я решил смерить температуру. Градусник показал 38,7". Проболев месяц в Петрограде, Гумилёв вновь возвращается на фронт, участвует в разведывательных разъездах. В 1915 г. воюет на западной Украине, где прошёл самые тяжкие военные испытания, получив 2-й Георгиевский крест. Он имел право сказать о себе:
Чтец (4).
Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь.
Ведущий. Не будем со всеми подробностями описывать "карту военных действий" Н.С.Гумилёва. Куда важнее понять, изменила ли поэта война? Нет. Она для него как праздник. Кавалерию он называет "весёлой артелью", пехотинцев – "подёнщиками войны", грохот германских пушек сравнивает с ударами "кузнечного молота", а пулемёт у него "лепечет что-то на ребячьем языке" или "тявкает, как собака". Такие сравнения не придумаешь – их надо услышать. О фронте он рассказывал забавные пустяки, точно о пикнике, читал мадригалы, сочинённые полковым дамам. А когда его поздравляли с Георгиевским крестом, он смеялся: "Ну что это, игрушки. К весне собираюсь заработать "полный бант". И всё же, какую надобно иметь силу чувства, как знать войну, чтобы написать такое удивительное стихотворение, как "Наступление"!
Чтец (5).
Страница 5. «Снитесь вы мне почти каждую ночь».
Ведущий. Удивительны бывают изломы судьбы. Анна Ахматова была женой Гумилёва, а Лариса Рейснер – его возлюбленной. Ей Николай Степанович посвятил немало стихов.
Много лет спустя Анна Андреевна призналась: "Лариса Рейснер увела у меня Гумилёва". Да и сама Лариса, будто в подтверждение этих слов, позже тоже напишет о том, что никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть. Вообще отношения Ларисы Рейснер и Николая Гумилёва – редкая и удивительная тема. Долгое время ни у нас, ни в зарубежной прессе в самых полных изданиях никто не касался этой страницы жизни поэта.
Ведущая. Впервые Лариса, студентка Психоневрологического института знаменитого Бехтерева и вольнослушательница в Петербургском университете сразу на двух факультетах, куда не принимали женщин при царе, увидела Николая Гумилёва в "Бродячей собаке", куда однажды её пригласили знакомые студенты. Не заметить Рейснер было просто невозможно: она была очень хороша собой. Рискнув, Лариса всё же прочла свои стихи, которые никто не понял, а Гумилёв сделал вывод: "Красива, но бездарна".
Поэт. Их роднило многое: авантюрный дух, целеустремлённость, отсутствие страха, отношение к смерти, жадность к жизни. Кульминация любви Ларисы Рейснер и Николая Гумилёва приходится на 1916 год. Существует переписка Гумилёва и Рейснер. Правда, сохранилась она не полностью. Но и по тому, что осталось, можно представить силу молнии, пронзившей их. Вот, к примеру, стихотворное письмо Гумилёва, датированное 23 сентября 1916 года.
Чтец (6).
Ведущая. Н.Гумилев – Л.Рейснер: "Лера, Лера, надменная дева, ты как прежде бежишь от меняя. Больше двух недель как я уехал, а от Вас ни одного письма. Не ленитесь и не забывайте меня так скоро, я этого не заслужил. Я часто скачу по полям, крича навстречу ветру Ваше имя, снитесь Вы мне почти каждую ночь... Мне непременно нужно ощущать другое существованье – яркое и прекрасное. А что Вы прекрасны, в этом нет сомненья... Ваш Газиф". Гумилёв, любитель восточной поэзии, подписывается именем персидского поэта.
Поэт. 8 декабря 1916 года. Н.Гумилёв – Л.Рейснер. 4Лера моя, приехав в полк, я нашёл оба ваши письма. Какая Вы милая в них... в моей голове уже складывается план книги, которую я мысленно напишу для себя одного (подобно моей лучшей трагедии, которую я напишу только для Вас). Её заглавие будет огромными красными, как зимнее солнце, буквами: "Лера и Любовь", "Лера и персидская лирика", "Лера и мой детский сон об орле". "На всё, что я знаю и что люблю, я хочу посмотреть, как сквозь цветное стекло, потому что она действительно имеет особый цвет... Я помню все Ваши слова, все интонации, все движенья... Я написал Вам сумасшедшее письмо, это оттого, что я вас люблю... Вспомните, Вы обещали прислать Вашу карточку... Ваш Газиф".
Ведущий. Письма Рейснер так же дышат поэзией. В них Лариса предстаёт отнюдь не фурией революции, как её часто называли, а человеком больших интеллектуальных запросов, сложного духовного мира, многообразных стремлений. Вспыльчивая, прямолинейная, она часто плакала в своей комнате. Но в письмах к любимому – это несчастная, слабая женщина. Она пишет: 4Газиф, милый, я Вас жду к первому. Пожалуйста, постарайтесь быть. Мне сегодня так бесконечно больно. А другое письмо заканчивает фразой : 4Пожалейте обо мне, надо мной посмеялись.
Писательница Лидия Сейфулина говорила, что Рейснер обладала самостоятельным умом, разносторонними знаниями, которые неутомимо пополняла. Революцию Лариса воспринимала как Возрождение в Италии, связанное, прежде всего с духовным обновлением. Это был очень сложный период в истории страны. Неудивительно, что взгляды каждого из них на происходящее разошлись, и вскоре они расстались.
Чтец (1).
Ведущая. Лариса Рейснер была очень красивой и смелой женщиной, журналисткой с острым пером. Забегая вперёд, скажем, что с годами тучи вокруг неё лишь сгущались, а ранняя смерть, в 30 лет, 9 февраля 1926 г. всем показалась противоестественной. По одной из версий в дом советской партийной элиты приносила молоко некая молочница, и кто-то подсыпал яд в бидон Ларисы, а по другой – она умерла в Москве от брюшного тифа. Её жизнь была короткой, но яркой. Одно из стихотворений Б.Пастернака посвящено Рейснер.
Чтец (2).
Страница 6. Прощанье муз.
Поэт. Имея специальное задание, Н.С.Гумилёв последний год мировой войны проживал то в Англии, то в Париже. В 1918 г., осведомлённый обо всём происходящем в России, Николай Степанович вернулся домой. Анна Ахматова потребовала развода, так как собиралась выйти замуж за Шилейко1. Гумилёв почти тут же женился на Анне Энгельгардт, дочери профессора. занялся литературной студией, читал стихи учеников и писал свои. С весны 1921 г. он руководил студией кзвучащая раковина, где делился опытом и знаниями с молодыми поэтами, читал лекции о поэтике. А что же Лариса? Образ её по-прежнему мелькал в его стихах.
Чтец (3).
Ведущий. Лариса Рейснер живёт в гуще политических событий. По существующей легенде, в глухую осеннюю ночь 25 октября 1917 г. именно ей было дано задание взмахнуть белым платком,
чтобы подать знак "Авроре": всё готово к штурму зимнего. В Гражданскую войну Лариса уйдёт на фронт, избороздит всю Волгу с флотилией, станет, как и Гумилёв, настоящим разведчиком. Главная её заслуга – умение справляться с бандитами, с анархистами. Именно Рейснер является прототипом женщины-комиссара в знаменитой "Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского, женщины, которая с помощью нагана и красоты наведёт порядок на корабле, укротит главного анархиста.
Поэт. Две Музы Николая Гумилёва, две красивые женщины, каждая по-своему, отдалялись от него и оставляли его. Отношения между прекрасными дамами не сопровождались мелочными озлоблениями и обидами. Чёрная кошка между ними не пробегала. Лара искренне восхищалась Ахматовой. Они откровенно разговаривали о своём герое. После гибели Гумилёва Лариса Рейснер говорила: "Если бы я была в Петрограде, он бы остался жив".
Страница 7. О поэте – великом и храбром.
Ведущая. Революцию 1917 г. Николай Степанович старался не замечать. Будучи за границей, где в тот период находился при отряде русских войск во Франции, вполне мог остаться там, но вернулся в Россию. Первые годы советского режима и Гражданской войны прожил в красном Петербурге. Был близко знаком даже с некоторыми представителями новой власти. До самой смерти поэт жил литературным трудом, изданием новых и переизданием старых стихов. занимался и переводами. Сколько им сделано для "Всемирной литературы"! Помимо того, были ещё и лекции в Пролеткульте, Балтфлоте и всевозможных студиях, где платили натурой – хлебом, крупой. Это очень нравилось Гумилёву – насущный хлеб в обмен на духовный.
Ведущий. В советском Петербурге Н.С.Гумилёв даже большевикам открыто заявлял: "Я монархист". Его уговаривали быть осторожнее, но он лишь отшучивался. Говорят, что Гумилёва предупреждали об опасности и предлагали бежать, на что он ответил: 4Благодарю вас, но бежать мне незачем.
Ведущая. В ночь с 3 на 4 августа 1921 г. Гумилёв был арестован по подозрению в заговоре "Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева". В тюрьму Николай Степанович взял с собой Евангелие и Гомера. Он был совершенно спокоен при аресте, на допросах и, вряд ли можно сомневаться, в минуту казни. Так же спокоен, как и тогда, когда охотился на львов, водил улан в атаку, говорил о верности "своему государю" в лицо матросам Балтфлота. Уже зная, что его ждет, он писал жене: "Не беспокойся. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы...". Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп2 пытались выручить товарища, но уже 25-го августа поэта расстреляли. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестны. Н.С.Гумилёв был реабилитирован лишь в 1992 г.
Поэт. 3а полгода до смерти Н.С.Гумилёв сказал своему другу художнику Юрию Петровичу Анненкову, что самое страшное в жизни – одиночество. Он действительно был очень одинок. Бесстрастная, почти надменная маска сноба, "африканского охотника" на самом деле скрывала очень русскую, беспокойную и взволнованную, не находящую удовлетворения душу. Всю свою короткую жизнь Гумилёв был окружен холодным и враждебным непониманием. И по этому поводу он то злился, то иронизировал:
Чтец (5).
Ведущая. Николая Гумилёва часто называли снобом, "важным" человеком, склонным к играм. Так ли это? Скорее, это был рыцарь без страха и упрёка, последний романтик Серебряного века. Игра? Что ж с того? Возможно, как раз она и помогала поэту справляться со столь жестоким временем.
1 Владимир Казимирович Шилейко (настоящее имя Вольдемар Казимирович (1891–1930) – востоковед, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой.
2 Михаил Леонидович Лозинский (1886–1955) – один из создателей советской школы поэтического перевода. Николай Авдеевич Оцуп (1894–1958) – русский поэт и переводчик.
Оставить комментарий