Специальные, комбинированные съёмки и другие хитрости
Л. Сикорук
Специальные, комбинированные съёмки и другие хитрости
Часть 2. Необычные диафрагмы (окончание, начало в №3, 2015)
Как мы знаем, диафрагма – это отверстие в объективе, которое может уменьшать количество света на матрице, если света слишком много. Диафрагмы имеют различную форму: круга, пяти - или шестиугольника, иногда форму ромбика (рис.19).
Так вот, когда вы снимаете что-нибудь крупным планом с помощью длиннофокусного объектива, например лицо, а сзади на фоне имеются вне резкости блики, например на поверхности реки, что эти блики приобретают форму диафрагмы, они становятся кружками, пятиугольниками или ромбиками. Это нетрудно объяснить, но сразу перейдём к делу. Воспользуемся этим явлением, применим его. Например, в фильме «Что такое физика» из серии «Физика в забавах» мальчик в роли пирата поёт морскую песенку.
Он снят на фоне Обского водохранилища. Сзади него бегут яркие солнечные блики. Мы максимально открыли диафрагму длиннофокусного объектива камеры и перед объективом поместили диафрагму в виде парусного корабля. В результате блики приобрели форму парусных корабликов. На фотографии виден только один блик, а на экране их бежит множество (рис.20).
В фильме «Академия детских наук. Музыка» тётя Лида никак не может понять, как можно играть «Осеннюю песнь» Чайковского на лопате и ведре. Её крупный план у пруда сняли с диафрагмой в форме вопросительного знака. Результат виден на рис.21.
Динамические (подвижные) макеты
Для фильма «Зачем кораблю паруса» из серии «Мир вокруг нас» мы построили небольшой парусный корабль. В основе была обычная лодкашпонка. Изготовление мачт и парусов не составило большого труда. Но была одна неприятность: на волнах корабль покачивался слишком быстро, как и полагается небольшой лодке, и волны бежали не морские, а маленькие, речные. В подобных случаях поступают так: снимают сцену не с обычной частотой кадросмен 25 кадров в секунду, а больше – например со скоростью 60 кадров в секунду. Благо, сейчас появились цифровые фотоаппараты, позволяющие вести видеосъёмку с такой частотой. Если вы уже начали изучать физику, то знаете формулу свободного падения тел. Она выглядит так: H=9.8t2/2 Это всем известная формула «жэ.тэ. в квадрате пополам». Чем больше высота (Н), с которой падает предмет, тем больше ему требуется времени (t) для падения. И наоборот, чем медленнее на экране происходит действие, тем высота падения кажется больше. Поэтому, увеличив время падения предмета на экране, мы создаём у зрителей впечатление большой высоты падения. Если вам приведённая выше формула незнакома, запомните простое правило: при увеличении частоты съёмки в 2 раза кажущийся масштаб подвижного макета и волн в нашем случае возрастает в 4 раза; при увеличении частоты в 3 раза масштаб возрастает в 9 раз. Значит, при частоте кадросмен 60 кадров в секунду масштаб возрастет в 5,76 раза, или приблизительно в 6 раз. Это значит, что наша лодка длиной 4 метра и высотой 2,5 метра будет выглядеть длиной почти 24 метра и высотой 15 метров. Волны на поверхности водохранилища высотой 20 см «вырастут» до высоты 120 см или 1, 2 метра. Это уже серьёзное волнение. Таким образом в кино снимают макеты кораблей, макеты автомобилей, разрушение макетных зданий и т.п.
Метод перспективных совмещений.
На рис.22 – кадр из фильма «Как в кино делают лилипутов». Кадр специально снят так, чтобы зрители хорошо поняли принцип съёмки Мальчика-с-Пальчик. Из этого простого опыта видно, что, чем дальше мы расположим предмет, тем он будет казаться меньше. И наоборот, предмет, установленный близко к камере, будет очень большим. Этот метод довольно прост и широко применяется как в дорогостоящем кино, так и в фильмах с малым бюджетом.
Рассмотрим несколько примеров. На рис.23–24 изображён кадр из фильма «Неуловимый горизонт». Девочка-героиня фильма видит на горизонте маяк и решает сбегать к нему. Разумеется, никакого маяка на горизонте у нас не было. Мы поступили просто. Перед камерой установили деревянную раму с хорошим оконным стеклом. Перед стеклом я держал заранее нарисованный и вырезанный из бумаги рисунок маяка. Перед съёмкой кинооператор Борис Борисович Травкин смотрел в видоискатель камеры и говорил мне, куда перемещать рисунок, чтобы он совместился с горизонтом. Когда это место нашли, рисунок приклеили к стеклу.
В этом же эпизоде девочка подбегает к маяку. В этом случае вместо стекла с бумажным маяком установили стекло с рисунком, который я сделал накануне съёмки масляными красками прямо на стекле. Чтобы низ маяка лучше совместился с землей, я осторожно бритвочкой соскоблил подсохшую к утру краску в виде торчащей полыни. На рисунке это хорошо видно. Когда подул ветер, настоящая трава немного закачалась. И получилось замечательно. А девочку, чтобы она рядом с маяком казалась маленькой, поставили подальше от камеры. Обратите внимание на то, что свет солнца на девочку и на пейзаж падает справа. Я знал, что эту сцену мы будем снимать во второй половине дня, когда солнце будет склоняться к западу, и освещение кадра будет справа. Исходя из этого, я и рисовал этот маяк. Рисунок выполнен так, что маяк освещён справа. Это очень важно, чтобы освещение на актёрской сцене и на дорисовке было одинаковым, иначе зрители не поверят. Обратите внимание на то, что голова девочки видна на светлом фоне песчаного карьера. Это не случайно. Иначе изображение девочки слилось бы с тёмным фоном. Так поступают опытные операторы-профессионалы: тёмная голова на светлом фоне, а светлое платьице – на тёмном. Следите за такими мелочами (рис.25).
В одном научно-популярном журнале когда-то поместили фотографию неопознанного летающего объекта (НЛО). Даже при беглом взгляде было видно, что пейзаж освещен сзади и слегка справа, а сам НЛО красивой и замысловатой формы освещён слева и спереди. Моментально стало ясно, что перед нами – примитивный фотомонтаж: пейзаж сам по себе, а НЛО сам по себе! Так что в комиссии по расшифровке фотографий НЛО нужно приглашать не научных работников, а кинооператоров комбинированных съёмок и иллюзионистов из цирка.
В фильме "Наша круглая Земля" (рис. 2б) понадобился старинный аэроплан, на котором дети после путешествия в Южную Америку возвращаются домой. Как и в кадре с маяком на горизонте, я нарисовал на ватмане старинный аэроплан с учётом освещения во второй половине дня, когда планировалась съёмка. Аккуратно вырезанный самолётик наклеили на стекло, укреплённое на раме. Самолёт и стекло установили с таким расчётом, чтобы облака летели навстречу рисунку самолёта. Но облака летели слишком медленно. Поэтому съёмку вели покадрово (цейтрафером, или, как теперь говорят, с помощью «time lарs). В результате облака летят в несколько раз быстрее, чем во время съёмки. На экране ощущение, что летит самолет, а камера следит за ним так, что он остаётся в центре кадра (рис. 2б). В заключение звукооператор «подложил~ звук настоящего летящего самолета. В результате ни у кого не возникает сомнений относительно того, что на экране – подлинный самолёт. Кстати говоря, сейчас совсем нетрудно приобрести СВ-диски с записью огромного количества звуков и в природе, и в городе. Использование этих качественно записанных звуков украшает любой комбинированный кадр и придаёт ему настоящую достоверность.
В фильме "Вечное движение" из серии «Астрономия для малышей есть эпизод, где главный герой ремонтирует механизм старинных башенных часов. Чтобы не строить сложный механизм, я сделал его рисунок на ватмане и попросил женщин-художниц тщательно его вырезать, что они сделали с превеликим усердием. Рисунок аккуратно наклеили на стекло. Мне хотелось, чтобы герой оказался "внутри" механизма. Поэтому сзади него установили стойку "механизма" (простую крашеную доску). Дальше нужно было совместить дорисовку с этой стойкой. Это было делом нескольких минут. Обратите внимание на то, что освещение актёрской сцены и механизма на рисунке согласовано (рис. 27).
В фильме «Случай на Севере, по сценарию, парусный корабль вмёрз во льды. Мы привезли на съёмку наш макет парусника, сняли с него паруса, поставили его на лёд Обского водохранилища и перед парусником лопатами сделали большой "торос" из снега (рис.28). Макет корабля расположен приблизительно на расстоянии б мет ров, а актёры значительно дальше, на расстоянии 12–15 метров. Всё это снято короткофокусным, широко-угольным объективом.
В серии фильмов "Академия детских наук. Музыка" нужна была старая мельница, на которой происходили события фильма. Для этой цели пришлось сделать объёмный макет мельницы. Обычно старые деревянные мельницы опирались на "подклет" из брёвен. Он представлял собой несколько брёвен поставленных пирамидой. В нашем случае высота подклета была примерно 1,5 метра. Макет мельницы располагался на расстоянии примерно 1 метр перед камерой. А подклет – на расстоянии примерно 20 метров от камеры. Макет устанавливался таким образом, чтобы казалось, что он опирается на подклет. Так как макет расположен близко к камере, то герои не могут пройти перед ним. Именно поэтому сделали подклет в натуральную величину (рис. 29), чтобы дети могли пройти перед подклетом, а макет при этом оставался выше и не перекрывал их головы во время их прохода.
В другом фильме «Ночные тени старого замка~ из серии "Геометрия для малышей" мы изготовили макет замка шириной примерно 50 см и высотой около 30 см. Макет имел арочный проём, через который во время съёмки были видны "ворота", сделанные из фанеры. Эти "ворота" герои, если нужно, могли открывать и закрывать. (рис.30, 31. Наташа Колбасова в фильме «Ночные тени старого замка»).
Фильм "Ночные тени старого замка" был снят специально для того, чтобы объяснить детям, как в кино используется метод перспективных совмещений. Поэтому в конце этого маленького фильма в кадр неожиданно вбегает девочка, которая берёт в руки макет, и сразу видно, что холм пустой, и никакого замка там нет, на холме остались герои.
Один из них кричит: "Эй, постойте, я-то не успел выйти из замка!" (рис.31). После этого девочка ставит макет на место, и герои благополучно выходят из 4Замкая (рис. 32). Обратите внимание на то, что с холма актёры спускаются точно вдоль прямой линии с таким расчётом, чтобы не оказаться перекрытыми макетом, ведь актёры расположены далеко позади макета замка!
В фильме "Вечное движение" из серии "Астрономия для малышей" макет старинного замка располагался на расстоянии 1 метр от камеры, ворота, на фоне которых виден идущий мальчик – на расстоянии приблизительно 20 метров, а сам мальчик – на расстоянии 15 метров. Взрослый актёр стоит на расстоянии 50 см от камеры, едва не касаясь лицом макета (рис. 33).
В фильме "Неуловимый горизонт" ("Астрономия для малышей") Кассиопея, мать Маленькой Андромеды, сидит на ступеньках стилобата. Стилобат – нижняя часть здания или колоннады, иногда эту часть здания называют "цоколь" (рис.34). В нашем случае в стилобате есть несколько ступеней, на которых и сидит Кассиопея. Как это сделано, ведь вся беседка – макет высотой всего 70 см? Поступили довольно просто. В стилобате макета был сделан вырез, сквозь который во время съёмки виднелась лёгкая лестница со ступеньками, сделанными из досок, на ступеньках и сидела Кассиопея. Ступеньки покрасили в белый цвет, как и весь макет. Муж Кассиопеи, отец Андромеды, Персей ходит внутри беседки и время от времени оказывается на фоне одной из колонн. Кроме того, сама Кассиопея видна на фоне этой дальней колонны. В макете эта колонна полностью отсутствует. Её пришлось сделать в натуральный размер в виде конуса из белого рулонного картона. Эта "колонна" стоит далеко позади макета. Она совмещалась с капителью, выполненной в макете. Капитель – верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент, верхняя часть всей беседки. Цефей может свободно ходить по площадке, расположенной приблизительно в 12 метрах от камеры и макета. Кронштейн, на котором держится макет, виден, и чтобы его спрятать, на первом плане пришлось разместить веточку дерева. Так как день был очень жарким, веточка быстро засохла.
Мы в суматохе этого не заметили, а жалко!
Метод перспективных совмещений применяется и в павильонных съёмках Мы применили этот метод на съёмках фильма "Как оживить картинки", чтобы не строить большую и дорогостоящую декорацию замка (рис. 35).
Потолок, левая и правая части декорации – макет. Свет в окне слева – это освещённое окно макета. Но самое интересное в этом кадре – свет от колонн на полу. Без этих теней было ощущение, что весь макет висит в воздухе. Поэтому поступили так. Вне декорации, справа, установили прожектор, направили его луч на пол декорации и поставили вертикально два картонных листа. Так что тени на полу – это в действительности тени от этих картонных листов. Перемещая эти листы, мы добились того, что их тени совпали с макетными колоннами. Как видим, метод перспективных совмещений может широко применяться в работе над фильмами малого бюджета. Пламя камина совмещено с декорацией самого камина с помощью стекла. Пламя в этом кадре – отражение небольшого костра, расположенного вне декорации. Подробнее об этом можно прочесть в первой части этой статьи в четвёртом номере журнала. Подобным образом получено пламя факела в глубине кадра. Ореол от пламени на стене – это пятно света от небольшого прожектора.
Оставить комментарий