Специальные, комбинированные съёмки и другие хитрости

Л. Сикорук

Специальные, комбинированные съёмки и другие хитрости

Часть 2. Необычные диафрагмы (окончание, начало в №3, 2015)

Как мы знаем, диафрагма – это отверстие в объективе, которое может уменьшать количество света на матрице, если света слишком много. Диафрагмы имеют различную форму: круга, пяти - или шестиугольника, иногда форму ромбика (рис.19).

Так вот, когда вы снимаете что-нибудь крупным планом с помощью длиннофокусного объектива, например лицо, а сзади на фоне имеются вне резкости блики, например на поверхности реки, что эти блики приобретают форму диафрагмы, они становятся кружками, пятиугольниками или ромбиками. Это нетрудно объяснить, но сразу перейдём к делу. Воспользуемся этим явлением, применим его. Например, в фильме «Что такое физика» из серии «Физика в забавах» мальчик в роли пирата поёт морскую песенку.

Он снят на фоне Обского водохранилища. Сзади него бегут яркие солнечные блики. Мы максимально открыли диафрагму длиннофокусного объектива камеры и перед объективом поместили диафрагму в виде парусного корабля. В результате блики приобрели форму парусных корабликов. На фотографии виден только один блик, а на экране их бежит множество (рис.20).

В фильме «Академия детских наук. Музыка» тётя Лида никак не может понять, как можно играть «Осеннюю песнь» Чайковского на лопате и ведре. Её крупный план у пруда сняли с диафрагмой в форме вопросительного знака. Результат виден на рис.21.

Динамические (подвижные) макеты

Для фильма «Зачем кораблю паруса» из серии «Мир вокруг нас» мы построили небольшой парусный корабль. В основе была обычная лодкашпонка. Изготовление мачт и парусов не составило большого труда. Но была одна неприятность: на волнах корабль покачивался слишком быстро, как и полагается небольшой лодке, и волны бежали не морские, а маленькие, речные. В подобных случаях поступают так: снимают сцену не с обычной частотой кадросмен 25 кадров в секунду, а больше – например со скоростью 60 кадров в секунду. Благо, сейчас появились цифровые фотоаппараты, позволяющие вести видеосъёмку с такой частотой. Если вы уже начали изучать физику, то знаете формулу свободного падения тел. Она выглядит так: H=9.8t2/2 Это всем известная формула «жэ.тэ. в квадрате пополам». Чем больше высота (Н), с которой падает предмет, тем больше ему требуется времени (t) для падения. И наоборот, чем медленнее на экране происходит действие, тем высота падения кажется больше. Поэтому, увеличив время падения предмета на экране, мы создаём у зрителей впечатление большой высоты падения. Если вам приведённая выше формула незнакома, запомните простое правило: при увеличении частоты съёмки в 2 раза кажущийся масштаб подвижного макета и волн в нашем случае возрастает в 4 раза; при увеличении частоты в 3 раза масштаб возрастает в 9 раз. Значит, при частоте кадросмен 60 кадров в секунду масштаб возрастет в 5,76 раза, или приблизительно в 6 раз. Это значит, что наша лодка длиной 4 метра и высотой 2,5 метра будет выглядеть длиной почти 24 метра и высотой 15 метров. Волны на поверхности водохранилища высотой 20 см «вырастут» до высоты 120 см или 1, 2 метра. Это уже серьёзное волнение. Таким образом в кино снимают макеты кораблей, макеты автомобилей, разрушение макетных зданий и т.п.

Метод перспективных совмещений.

На рис.22 – кадр из фильма «Как в кино делают лилипутов». Кадр специально снят так, чтобы зрители хорошо поняли принцип съёмки Мальчика-с-Пальчик. Из этого простого опыта видно, что, чем дальше мы расположим предмет, тем он будет казаться меньше. И наоборот, предмет, установленный близко к камере, будет очень большим. Этот метод довольно прост и широко применяется как в дорогостоящем кино, так и в фильмах с малым бюджетом.

Рассмотрим несколько примеров. На рис.23–24 изображён кадр из фильма «Неуловимый горизонт». Девочка-героиня фильма видит на горизонте маяк и решает сбегать к нему. Разумеется, никакого маяка на горизонте у нас не было. Мы поступили просто. Перед камерой установили деревянную раму с хорошим оконным стеклом. Перед стеклом я держал заранее нарисованный и вырезанный из бумаги рисунок маяка. Перед съёмкой кинооператор Борис Борисович Травкин смотрел в видоискатель камеры и говорил мне, куда перемещать рисунок, чтобы он совместился с горизонтом. Когда это место нашли, рисунок приклеили к стеклу.

В этом же эпизоде девочка подбегает к маяку. В этом случае вместо стекла с бумажным маяком установили стекло с рисунком, который я сделал накануне съёмки масляными красками прямо на стекле. Чтобы низ маяка лучше совместился с зем­лей, я осторожно бритвочкой соскоблил подсохшую к утру краску в виде торчащей полыни. На рисунке это хорошо видно. Когда подул ветер, настоящая трава немного закачалась. И получилось замеча­тельно. А девочку, чтобы она рядом с маяком каза­лась маленькой, поставили подальше от камеры. Обратите внимание на то, что свет солнца на девочку и на пейзаж падает справа. Я знал, что эту сцену мы будем снимать во второй половине дня, когда солнце будет склоняться к западу, и освещение кадра будет справа. Исходя из этого, я и рисовал этот маяк. Ри­сунок выполнен так, что маяк освещён справа. Это очень важно, чтобы освещение на актёрской сцене и на дорисовке было одинаковым, иначе зрители не поверят. Обратите внимание на то, что голова девоч­ки видна на светлом фоне песчаного карьера. Это не случайно. Иначе изображение девочки слилось бы с тёмным фоном. Так поступают опытные операторы-профессионалы: тёмная голова на светлом фоне, а светлое платьице – на тёмном. Следите за такими мелочами (рис.25).

В одном научно-популярном журнале когда-то поместили фотографию неопознанного летающего объекта (НЛО). Даже при беглом взгляде было видно, что пейзаж освещен сзади и слегка справа, а сам НЛО красивой и замысловатой формы освещён слева и спереди. Моментально стало ясно, что перед нами – примитивный фотомонтаж: пейзаж сам по себе, а НЛО сам по себе! Так что в комиссии по рас­шифровке фотографий НЛО нужно приглашать не научных работников, а кинооператоров комбиниро­ванных съёмок и иллюзионистов из цирка.

В фильме "Наша круглая Зем­ля" (рис. 2б) понадобился старин­ный аэроплан, на котором дети после путешествия в Южную Аме­рику возвращаются домой. Как и в кадре с маяком на горизонте, я нарисовал на ватмане старинный аэроплан с учётом освещения во второй половине дня, когда пла­нировалась съёмка. Аккуратно вырезанный самолётик наклеили на стекло, укреплённое на раме. Самолёт и стекло установили с та­ким расчётом, чтобы облака летели навстречу рисунку самолёта. Но облака летели слишком медленно. Поэтому съёмку вели покадрово (цейтрафером, или, как теперь говорят, с помощью «time lарs). В результате облака летят в не­сколько раз быстрее, чем во время съёмки. На экране ощущение, что летит самолет, а камера следит за ним так, что он остаётся в центре кадра (рис. 2б). В заключение звукооператор «подложил~ звук настоящего летящего самолета. В результате ни у кого не возникает сомнений относительно того, что на экране – подлинный самолёт. Кстати говоря, сейчас совсем не­трудно приобрести СВ-диски с записью огромного количества звуков и в природе, и в городе. Ис­пользование этих качественно за­писанных звуков украшает любой комбинированный кадр и придаёт ему настоящую достоверность.

В фильме "Вечное движение" из серии «Астрономия для малышей есть эпизод, где главный герой ремонтирует механизм старинных башенных часов. Чтобы не строить сложный механизм, я сделал его рисунок на ватмане и попросил женщин-художниц тщательно его вырезать, что они сделали с превеликим усердием. Рисунок аккуратно наклеили на стекло. Мне хотелось, чтобы герой оказался "внутри" механизма. Поэтому сзади него установи­ли стойку "механизма" (простую крашеную доску). Дальше нужно было совместить дорисовку с этой стойкой. Это было делом нескольких минут. Обрати­те внимание на то, что освещение актёрской сцены и механизма на рисунке согласовано (рис. 27).

В фильме «Случай на Севере, по сценарию, парусный корабль вмёрз во льды. Мы привезли на съёмку наш макет парусника, сняли с него пару­са, поставили его на лёд Обского водохранилища и перед парусни­ком лопатами сделали большой "торос" из снега (рис.28). Макет корабля расположен приблизи­тельно на расстоянии б мет ров, а актёры значительно дальше, на расстоянии 12–15 метров. Всё это снято короткофокусным, широко-угольным объективом.

В серии фильмов "Академия детских наук. Музыка" нужна была старая мельница, на которой происходили события фильма. Для этой цели пришлось сделать объёмный макет мельницы. Обыч­но старые деревянные мельницы опирались на "подклет" из брёвен. Он представлял собой несколько брёвен поставленных пирамидой. В нашем случае высота подклета была примерно 1,5 метра. Макет мельницы располагался на рас­стоянии примерно 1 метр перед ка­мерой. А подклет – на расстоянии примерно 20 метров от камеры. Макет устанавливался таким об­разом, чтобы казалось, что он опи­рается на подклет. Так как макет расположен близко к камере, то герои не могут пройти перед ним. Именно поэтому сделали подклет в натуральную величину (рис. 29), чтобы дети могли пройти перед под­клетом, а макет при этом оставался выше и не перекрывал их головы во время их прохода.

В другом фильме «Ночные тени старого замка~ из серии "Геоме­трия для малышей" мы изготовили макет замка шириной примерно 50 см и высотой около 30 см. Макет имел арочный проём, через кото­рый во время съёмки были видны "ворота", сделанные из фанеры. Эти "ворота" герои, если нужно, могли открывать и закрывать. (рис.30, 31. Наташа Колбасова в фильме «Ночные тени старого замка»).

Фильм "Ночные тени старого замка" был снят специально для того, чтобы объяснить детям, как в кино используется метод перспективных совмеще­ний. Поэтому в конце этого маленького фильма в кадр неожиданно вбегает девочка, которая берёт в руки макет, и сразу видно, что холм пустой, и никакого замка там нет, на холме остались герои.

Один из них кричит: "Эй, по­стойте, я-то не успел выйти из замка!" (рис.31). После этого де­вочка ставит макет на место, и герои благополучно выходят из 4Замкая (рис. 32). Обратите вни­мание на то, что с холма актёры спускаются точно вдоль прямой линии с таким расчётом, чтобы не оказаться перекрытыми макетом, ведь актёры расположены далеко позади макета замка!

В фильме "Вечное движение" из серии "Астрономия для малы­шей" макет старинного замка рас­полагался на расстоянии 1 метр от камеры, ворота, на фоне которых виден идущий мальчик – на рассто­янии приблизительно 20 метров, а сам мальчик – на расстоянии 15 метров. Взрослый актёр стоит на расстоянии 50 см от камеры, едва не касаясь лицом макета (рис. 33).

В фильме "Неуловимый гори­зонт" ("Астрономия для малы­шей") Кассиопея, мать Маленькой Андромеды, сидит на ступеньках стилобата. Стилобат – нижняя часть здания или колоннады, иногда эту часть здания называ­ют "цоколь" (рис.34). В нашем случае в стилобате есть несколько ступеней, на которых и сидит Кас­сиопея. Как это сделано, ведь вся беседка – макет высотой всего 70 см? Поступили довольно просто. В стилобате макета был сделан вырез, сквозь который во время съёмки виднелась лёгкая лестни­ца со ступеньками, сделанными из досок, на ступеньках и сидела Кассиопея. Ступеньки покрасили в белый цвет, как и весь макет. Муж Кассиопеи, отец Андромеды, Пер­сей ходит внутри беседки и время от времени оказывается на фоне одной из колонн. Кроме того, сама Кассиопея видна на фоне этой даль­ней колонны. В макете эта колонна полностью отсутствует. Её пришлось сделать в натуральный размер в виде конуса из белого рулонного картона. Эта "колонна" стоит далеко позади макета. Она совмещалась с капителью, выполненной в макете. Капитель – верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент, верхняя часть всей беседки. Цефей может свободно ходить по площадке, расположен­ной приблизительно в 12 метрах от камеры и макета. Кронштейн, на котором держится макет, виден, и чтобы его спрятать, на первом плане пришлось разместить веточ­ку дерева. Так как день был очень жарким, веточка быстро засохла.

Мы в суматохе этого не заметили, а жалко!

Метод перспективных совме­щений применяется и в павильон­ных съёмках Мы применили этот метод на съёмках фильма "Как оживить картинки", чтобы не строить большую и дорогостоя­щую декорацию замка (рис. 35).

Потолок, левая и правая части декорации – макет. Свет в окне слева – это освещённое окно ма­кета. Но самое интересное в этом кадре – свет от колонн на полу. Без этих теней было ощущение, что весь макет висит в воздухе. Поэто­му поступили так. Вне декорации, справа, установили прожектор, направили его луч на пол декора­ции и поставили вертикально два картонных листа. Так что тени на полу – это в действительности тени от этих картонных листов. Пере­мещая эти листы, мы добились того, что их тени совпали с ма­кетными колоннами. Как видим, метод перспективных совмещений может широко применяться в работе над фильмами малого бюд­жета. Пламя камина совмещено с декорацией самого камина с по­мощью стекла. Пламя в этом кадре – отражение небольшого костра, расположенного вне декорации. Подробнее об этом можно про­честь в первой части этой статьи в четвёртом номере журнала. По­добным образом получено пламя факела в глубине кадра. Ореол от пламени на стене – это пятно света от небольшого прожектора.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 46-49.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.