Свободная стихия

Т. Ветрова, г. Лесной Свердловской области

Свободная стихия

Уроки развития речи в вопросах и ответах

Вопрос 5. Кролик из шляпы, или как извлекать сочинения из воздуха?

Слово трудно подержать в руках. Невозможно подбросить, как мячик. Его не оближешь, как чупа-чупс. Между тем знающие люди (к примеру, писатель Даниил Хармс) уверяют, что стихотворной строчкой можно разбить стекло. Не потому, что это так уж почётно – разбивать стекла. А просто в строке заключена огромная сила.

Итак, не забудем: обучая ребёнка владению словом, мы имеем дело с весьма специфическим материалом. Невидимым и неощутимым. Именно из этого странного вещества нам предстоит научиться лепить зримый и чувствительный мир. Отныне мы будем рисовать – словами, лепить персонажей – из слов, извлекать из окружающего пространства, как фокусник из шляпы – кроликов. И чем точнее и ярче будут наши слова, тем натуральнее кролик. И тем симпатичнее… Добавим, что именно такие кролики нередко бывают оснащены часами в жилетном кармашке…

Но мы забегаем вперёд.

А пока давайте попросту оглядимся. Вокруг нас множество предметов и явлений. Окно, за которым можно разглядеть засыпанный снегом двор. На окне кактус, колючий и молчаливый. За окном, если посчастливится, мы увидим вечернюю луну. Или рожок месяца – качели для звёзд…

В комнате тоже много всего… К примеру, часы, кресло, настольная лампа. Игрушки – на столе и под столом… Фломастеры, затолканные в квадратный пластмассовый футляр как попало. Иные, которым не повезло, – вверх ногами… Книги в шкафу (допустим, что книги всё-таки есть)…

А теперь – внимание. Тему для сочинений (сочинялок) выискивать необязательно. Нет смысла устраивать между предметами конкурс – кто больше подходит на роль героя сказки? Кто угодно. Иначе говоря, любой предмет или явление. Рыбка в аквариуме. Кошка, которая не отводит глаз от рыбки. Луковица на доске для разрезания. Морковка (нечищенная тоже сойдёт, не исключено, что она недавно выбралась из грядки)...

Да и в учебном помещении достаточно предметов. Карандаш в карандашнице. Ножницы, цветок на окне, немного увядший… Большой жёлтый мяч – на всякий случай.

А улица? Сколько всего на улице! Лужа под ногами – довольно глубокая. Или лужа, затянутая льдом… Облако над домом – огромное… Величиной с диван… Интересно, удобно было бы на нём посидеть? Понарошку, естественно; потому что по правде облако не годится для сидения.

Итак, подходит любой предмет, попавший в наше поле зрения.

Теперь остаётся сделать так, чтобы этот предмет стал персонажем нашего сочинения.

Это очень просто. Используем простой сказочный ключ. Этот ключ – слова «жил-был» или «жили-были». Они-то и есть первый шаг, удивляться этому не приходится. Неспроста ими оперировали сказители в течение многих-многих лет. И ничего, полу чалось ! И действительно : стоит прои знести этот сказочный пароль, как предмет – это происходит само собой – на наши х гла зах словно меняет свою природу. Переходит в другой пласт бытия. А наш голос обретает особое дыхание…

И ребёнок начинает рассказывать сказку…

Давайте её послушаем и постараемся обойтись без комментариев. Без так называемых объективных оценок. А может, и вообще без оценок… Ведь, как это ни странно, он рассказывает сказку не для родителей, не для воспитателей, не для учителей. Он рассказывает её для себя, и, вполне вероятно, даже сам не замечает, что расска зывает! Ска зка рассказывается сама собой – удивительное, между нами говоря, свойство настоящих сказок…

Жила-была лужа. Она была мокрая на дороге. В лужу смотрелась принцесса. У лужи было лицо, как у бегемота. Ей не нравилось. Один длинный дядька в неё смотрелся, а лужа плесКнулась в него. Лужа говорила: «Ужас, какие люди неприятные. Они все время шагают по мне». Лужа превратилась в море, и люди уехали.

Жил-был котёнок в таком месте, где вместо грибов росли рыба и мясо…

Жили-были семь кошек. Три были волшебные… Жил-был великан, и вот однажды он пошёл съесть капельку людей.

(Всем авторам – 5 лет.)

Итак, усвоим наш простой первый урок. Слова "жили-были" не простые. Они дают возможность любого человека, животное или предмет переме­стить в пространство сказки. Остаётся эту сказку рассказать. И неважно, кто там будет орудовать – прожорливый великан или сердитая лужа. Важно, что ребёнок начнет говорить, причём легко, без напряжения, без страха ошибиться и не оправдать ожидания взрослого. Можно сказать, он перейдёт из вашей взрослой комнаты – в свою, детскую.

"Жили-были" – волшебные слова. После них неизбежно начинается сказка.

Вопрос 6. Допустимо ли нарушать границу между реальностью и вымыслом?

Мне, как, вероятно, и вам, неоднократно при­ходилось слышать: "Ребёнок живёт в мире фан­тазий!" Или: "Детство – это вера в чудеса". Ну и тому подобное.

Однако простые жизненные наблюдения убеж­дают в обратном. У детей хватает здравого смысла и жизненной стойкости, чтобы чётко разводить своём сознании возможное и невозможное, ре­альное и волшебное, правдивое и вымышленное. Иначе говоря, ребёнок не склонен путать сказку и жизнь. (Не путать с примером К.И.Чуковского акулов не бывает!. Речь тут идёт о ребёнке, кото­рый в принципе не склонен воспринимать то, чего не видит тут и сейчас, что не укладывается в его так называемый житейский опыт...)

Ну а мы говорим о здравом смысле. А его на­личие, между прочим, никогда не мешало творче­скому воображению. И даже наоборот...

  • Есть ли Дед Мороз?
  • Баба Яга по правде живёт в лесу?
  • Избушка-на-курьих-ножках бывает?

Не будем смущённо отводить глаза. И постара­емся ответить прямо на конкретные вопросы. кДа, бывает. И Баба Яга, и Курьи ножки... Не говоря уже о Деде Морозе. Но мы живём – в городе, а они – в волшебной сказке.

- То есть в книжке?

- В книжке. И в нашей собственной сказке, если мы сумеем придумать её. (Потому я лично с большим уважением отношусь к детскому слову "понарошку". Ребёнок гораздо раньше нас, взрос­лых, определил для себя границы реальности и вы­мысла. Развёл по разным территориям. При этом ухитрился сохранить дипломатические отношения с обеими сторонами...) В этом случае (как и в не­которых других) нам не мешает поучиться у детей.

Вопрос 7. Книжка или мультик?

Я-то лично предпочитаю книжку. Но я – пример так себе, не самый убедительный (я вообще очень многому предпочитаю книгу)... Ну а ребёнка перед таким выбором ставить не стоит. И именно в силу присущего ему (уже упомянутого) здравого смыс­ла. Да и поставьте себя на место ребёнка! Книжка, пусть и с картинками, всё равно не двигается, не поёт и не скачет. Не совершает стремительных

перелётов. Не может соперничать яркостью и беспрерывным потоком развлечений и радостей с любимым мультфильмом. Выключить мультик и подсунуть книжку – наказать ребёнка. Спраши­вается – за что?

Кажется, мы зашли в тупик. Даже самые мало просвещённые родители (не говоря уже о педаго­гах) знают: без книжки не проживёшь. Во-первых, им всем придётся учиться в школе и так или иначе, с охотой или без охоты всё равно придётся читать. Хоть учебники – хотя это вроде бы и не совсем книжка... Во всяком случае, не та, о которой идёт речь.

Надо ли перечислять преимущества чтения и острую необходимость развивать читательский вкус? Об этом написана целая литература. Я огра­ничусь замечанием – возможно, и не особенно убедительным для кого-то. Быть может, легко­весным... А потому прошу просто поверить мне на слово. Читать – интересно. Не много в жизни есть удовольствий, которые сравнятся с этим. И оставим пока в стороне разговоры о пользе и об источнике знаний... А примем на веру этот един­ственный тезис.

Как, однако, убедить наших детей в том, что книжка не менее интересна, чем мультик? Хотя бы – не менее... Думаю, для этого нам придётся научиться читать – играя, а играя – читать.

Вопрос 8. Как читать – играя?

Алиса (из сказки Л.Кэрролла), помнится, го­ворила, что книжка без картинок – книжка не интересная. Должна заметить, что умница Алиса была права. Тем более, пока мы не научились чи­тать сами, мы вполне можем почитать картинки (которые вообще-то называются иллюстрациями).

Ну а до рассматривания иллюстраций, до этого перелистывания-разглядывания-опять перели­стывания по порядку и обратно, – нужно вообще поближе познакомиться с книжкой. Повертеть её в руках. Погладить обложку ладонью...

Нередко можно наблюдать, как ребёнок делает из книги домик. То есть ставит её таким образом, что внутрь можно войти (понарошку, само собой).

Наиболее ответственные родители одернут малыша:

– Не балуйся. Это книга.

Иначе говоря – напомнят о серьёзном отноше­нии к серьёзному предмету...

Но в том-то и дело, что ребёнок тут прав (а оши­баются, соответственно, родители). Ребёнок прав, поскольку интуитивно чувствует в книге те воз­можности, которые ускользают от нас, взрослых. Он чувствует, что с книжкой можно поиграть. Например, в дом...

...Итак, мы сделали из книги импровизиро­ванный домик. Как и во всякий дом, туда можно войти. Вон черепашка-ниндзя из "киндер-сюрпри­за" – вошла... И ведёт себя довольно смирно. Огля­дывается, надо полагать, в незнакомом месте. А за ней вошли паук, лошадка и солдатик. Всё, больше места нет. Что ж, теперь самое время осмотреться в книге-домике... Любой взрослый без труда может принять участие в такой экскурсии (и времени мно­го это не займёт, допустим – пока что-то жарится на плите, или пока ваш сериал прерван рекламой).

Перелистываем страницы книги, на страницах – лошадь, паук и черепашка-ниндзя. Первые по­сетители, так сказать... Пусть побродят по книжке– домику, пусть перейдут со страницы на страницу... Кого они встретили? Каких животных, птиц или насекомых? А вещи знакомые им попадались? Да сколько угодно! Вон замок, к примеру... Или репка размером с дом...

Так-так. Ну а какое время года за окошком? Лето, судя по всему: вон и небо синее, и трава зе­лёная. И прочие приметы... О, а вот интересно: не повстречался ли им, когда они вышли из домика на улицу, муравей? Нет, не встретили. Странно. Муравей определённо должен был встретиться. Вон сколько травы... Скорее всего, он там и сидит. Просто мы его не видим... (Прошу заметить, что такие ловушки очень важны. Ведь мы сейчас неза­метно учимся весьма важной вещи: разглядывать не только видимое, но и не видимое! Нам, будущим читателям книг, этот навык ещё не раз пригодится).

В общем, мы вошли в книжку-дом. Выглянули в окошко этого домика. Поглядели, что там – на улице... Погуляли по этой улице, или царству, или по дорожке около реки...

Конечно, это не так легко, как посмотреть муль­тик. Ведь делать приходится всё самому. Рисовать мир (который в мультфильме отлично нарисовал художник)... А иногда – и сочинять самим этот мир, додумывать. Представлять...

По-моему, есть смысл продолжить наше путеше­ствие по книжке-дому. Тем более, книга незаметно выросла до размеров целого царства...

Отступление: "Народ-народ, кто в прятки идёт?" Размышления учителя словесности о пользе игры.

Надо ли сегодня убеждать кого-либо в том, что игра – важнейшая составляющая жизни ребёнка; условие его роста, развития, и – более того – ве­ликолепный тренинг будущей "взрослой" жизни? С этим как будто никто не спорит; однако игры, именно игры, становится, если можно так вы­разиться, всё меньше и меньше; она сжимается, точно шагреневая кожа, и скоро, надо думать, сделается совсем невидимой. Острая ностальгия по "казакам-разбойникам", или по "вышибалам", или, к примеру, по "пряткам" – со стремитель­ным бегом по летнему двору, с необходимостью действовать по установленным игрой правилам, действовать, принимать решения, брать ответ­ственность на себя – и при этом получать удоволь­ствие – эта ностальгия осталась, кажется, только у тех, кто играл в эти игры лет сорок назад, а теперь уж игрок никакой... н-да...

Прошу понять меня правильно. Я не приглашаю читателя к обсуждению темы 4Компьютерные игры: польза и вредя. Я и вообще склоняюсь к мыс­ли, что как раз компьютерные игры сами за себя постоят– чего не скажешь о других их собратьях...

Короче говоря, совсем коротко: игра умерла. Она скончалась настолько внезапно, что скорбеть поздно. Просто ушла из нашей жизни (из жизни наших детей), оставив по себе смутные призраки: учащённое дыхание разгорячённых ребятишек, которые как будто только что были здесь, рядом; да боевой клич "Народ, народ, кто в прятки идёт!" – диковинным образом заблудившийся в лабиринтах старых дворов... И вот теперь, как говорил классик, какие, спрашивается, нужны телеграммы? Кому? Когда уже в детском саду – в детском саду! – у ребёнка на игру практически не остаётся време­ни! Чем же, интересно знать, занимают педагоги 4-5-летних детишек? Каждый родитель вам объ­яснит без запинки: ребёнка готовят к школе. Так что, сами видите, тут не до игрушек...

В общем, песня без конца, начинай сначала...

...На уроке первоклассники рассказывали сказ­ки. Урок так и назывался "Расскажи сказку". Какую сказку? Любую. Ту, которую ты читал. Или которую тебе читали. Или рассказывали. Или которую показывали по телевизору, а ты успел посмотреть... Или – серединка на половинку – из­вестную сказку (прочитанную, увиденную), но рассказанную по-своему.

Хочу заметить, что такой минимум ограниче­ний, как мне представляется, абсолютно оправдан. Едва ли рассказчики – в какие бы времена они ни жили – задавались вопросом, откуда именно взялась сказка; и каково её точное авторство; тем более – достаточно ли скрупулёзно, в своём расска­зе, рассказчик следует известному сюжету. Живая ткань устного повествования потому и жива, что всякий раз наполняется дыханием очередного автора истории... Всё это хорошо известно, только вот в школе, по-моему, об этом часто забывают... И вот ребёнок получает в высшей степени неспра­ведливый упрёк: оказывается, в его пересказе заданной сказки он отступил от сюжета... Чуть-чуть, но всё же!

Так что, повторяю, мы играем по другим пра­вилам: отступление – очко в пользу рассказчика. Два отступления – два очка.

(Не могу удержаться от замечания: через год-другой, когда ученик подрастёт, учитель будет огнём и мечом выжигать пространство для ученического сочинения, не подозревая, что это место пустынно давным-давно, и что кровь, уж извините, давно ушла в землю! Потому что – чего же вы хо­тите? Когда у ребёнка были все возможности для настоящего сочинительства, когда он – в качестве рассказчика – сочинял себе свою сказочную вер­сию, без комплексов, без внутренних барьеров, – вы добивались правды, и ничего, кроме правды!

Добились. Теперь получайте своё сочинение по заявкам.)

...Я наблюдала за их рассказами несколько уроков. Каждый имеет право на свою сказку и на своего слушателя... Они вдохновенно наматывали круги. Не сводили концы с концами. Отвлекались от основной нити повествования. Легко создавали новую нить, а заодно и новое повествование. Они вошли в азарт, говорили громко и размахивали руками. Отдельного поощрения заслуживали рас­сказчики, уснащающие повествование рычанием, воем, топотом, хлопками; те, кто рискнул залезть под парту либо вскочить на стул, получали пятёрки.

Поворот сюжета, можно сказать, произошёл с их подачи.

Нетерпеливый мальчик Женя (из тех учеников, кто любит отвечать на вопрос, не дождавшись, ког­да учитель наконец задаст его) выхватил из недр портфеля сломанный карандаш и принялся в ходе рассказа ожесточённо манипулировать им. Это, как легко догадаться, был больше не карандаш; это был меч!

Я охотно учусь у умных людей. Поэтому я сказала:

- А давайте все достанем из портфелей полез­ные для сказки предметы. Потому что сломанный карандаш имеется не у одного только Жени...

Предложение имело успех. На партах оказа­лись фломастеры, кисточки, книжки, а также запасные ручки различных цветов, колпачки от ручек, прихватки для волос, ножницы, расчёски, фонарики и неисчислимое множество других по­лезных предметов.

  • Не забудьте! – испытывая воодушевление, на­помнила я. – У вас ещё есть ваши руки – две! – и де­сять пальцев. Из них тоже многое можно сделать!

Проверили. Можно. И акулу, и крокодила, и зайца, и волка, и осьминога!

Итак, сказка.

Встретились как-то Королева и Нищенка (ки­сточка и карандаш).

  • Меня зовут Элизабет, - говорит Королева.
  • А меня Элиза, - говорит Нищенка.
  • Пойдем гулять, - позвала Королева.

И они пошли.

Гуляли-гуляли, и встретили сороконожку (пра­вая рука побежала по парте). Сороконожка полезла на Нищенку, и та упала. Королева её подняла, и они стали подружками.

~ ~ ~

Шли Карандаш и Лиса (Карандаш - это каран­даш, а Лиса - брелок Лисичка). Карандаш чихнул, а высморкать нос нечем, нет платка. Они пошли к Пауку (из пальчиков); тот сплел паутинку (тоже пальуы) и подарил вместо платка Карандашу.

~ ~ ~

Солдат гуляет по лесу (солдат - фломастер). Встречает Птичку (сооружение из точилки и двух карандашей).

  • Ты почему один?
  • Мне грустно, я потерял Попугая. (Попугай с обложки дневника).

Что тут скажешь? Что за прелесть эти сказки, наверное. А больше ничего не скажешь... Помимо этого, как мне кажется, бесспорного вывода, сле­дует всё же прибавить кое-что ещё. А именно:

  1. Дети получают от этого занятия несомненное удовольствие.
  2. Это "удовольствие" имеет несколько след­ствий. Во-первых, детская речь словно сбрасывает с себя стальные обручи напряжения и ужаса 4ска­зать неправильном. Дети говорят свободно, легко, с воодушевлением.

Ещё одно следствие – это необходимость подчи­няться правилам игры (раз уж они ступили на эту территорию). В нашем случае эти правила заранее не оговорены, но их опыт подсказывает, что пред­мет, когда "понарошку" изображает кого-либо, должен иметь, пусть отдалённое, пусть прибли­зительное сходство с персонажем! И это сходство надо суметь отыскать.

Но есть и ещё одно следствие – быть может, важ­нейшее. В нашей игре дети получают удовольствие от того, что творят собственный мир! Придумывают и создают то, чего до них не было. Иначе говоря, играют так, как играли в детской комнате, когда были помладше, а рядом не было взрослых...

Теперь "взрослые" здесь. Как быть дальше?

Понятно, что игра самоценна. И что даже само по себе подобное конструирование сказки – через озвучивание, наделение предметов (подручных предметов) дополнительными свойствами, обо­значение их роли в истории, которая произойдет тут и сейчас; придумывание их реплик, действий, реакций! – действительно важно. Но! Школа игры имеет, как мне кажется, ещё одно необыкновенно ценное качество: игра провоцирует ребёнка на опре­делённое отношение к окружающему миру. Для человека, способного играть, жизненное простран­ство никогда не станет плоским; такому ребёнку "не грозит" жизнь в чёрно-белом цвете; книга для него никогда не станет измеряться количеством страниц поскольку неизбежно окажется "шире" и "глуб­же". Хочу предположить, что "игра" – если наши опыты будут успешны – "подстережёт" человека повсюду; я вовсе не склонна передавать ей функции палочки-выручалочки; но то, что это – прививка против умственного плоскостопия, эмоциональной тупости, – лично у меня не вызывает сомнений.

Провокаций "на игру" существует неисчисли­мое множество. О некоторых – самых доступных я уже упоминала. Например, рассказать сказку из-под стола. Нечего и говорить: под столом всё другое (наш голос – в первую очередь!). К тому же под столом темно...

Или – наполнить звуками рассказанную исто­рию: воем ветра... стоном деревьев... кваканьем старой жабы...

А можно сделать так: поискать сказку в пустом школьном коридоре. Исследовать, шаг за шагом, знакомый путь. (4В углу жил Веник, – говорят мне. А я не спорю! Почему бы и нет? В конце кон­цов, все имеют право на жизнь...)

(Между прочим, именно игра подготовила усло­вия для появления на уроках словесности "Сказки в сказке". Уже не с первоклассниками, а с уче­никами VI класса мы читали сказочные повести Н.В.Гоголя и рассказывали собственные истории в заданных (заданных Гоголем) границах. Расска­зывали, как, допустим, играли русалки на берегу реки; или как страшно было ночью в избе, когда с неба исчезли Луна и звёзды; или, к примеру, как вареник величиной со шляпу превратился в шля­пу!). Но об этом я расскажу в другой раз. Поскольку игра втягивает нас в своё пространство и таким образом тоже: она разветвляет наши возможные пути, превращает одну дорожку – в десять. И по этому – не нами придуманному – саду ветвящихся тропинок можно бродить и бродить; ибо этот сад – тоже игра, возможно, интереснейшая из игр! Кто играл, знает...

Вопрос 9. Кто в домике живет?

Недавно я сделала маленькое открытие. Многие дети – пяти примерно лет – не умеют перелисты­вать книжки. Не читать, а всего-навсего перели­стывать! Притом что иные знают буквы. А кто-то пытается – и не безуспешно – складывать звуки в слова.

А вот перелистывать – не умеют. И не любят со­ответственно... Картинки в книжках для современ­ных детей давно перестали быть той приманкой, какой были для девочки Алисы.

Кто-то возразит: подумаешь, перелистывать странички! Не велика и наука. Это правда, рас­сматривать книжку – дело не хитрое... Но, к со­жалению, без этого простого навыка (вернее, без любви к этому простому действию) ребёнок уж точно не полюбит читать. Научится – само собой (попробовал бы не научиться! А техника чтения?!)... Короче говоря, читать научится, а вот применять этот навык сможет только в ситуации острой не­обходимости. Допустим, прочитать правило в учебнике. Или объявление на стенке...

Другое дело – разглядывать книжку вместе с мамой. Вечером, вдвоем, – и водить при этом пальцем по странице...

Кто в книжке живёт? Царь-царевич-король-­королевич живут. И царский дворец. И облака над башнями дворца. И тёмный лес кругом. И море, а в море – рыба-кит.

При этом каждый – каждый! – заслуживает своей собственной сказки.

Да ведь сказка в книжке уже написана? "Ко­нёк-горбунок", к примеру. Написана, и прочитана почти...

Всё так. Но не менее интересно, разглядывая иллюстрации, придумать для каждого персонажа свою собственную маленькую сказку. Или очень маленькую – возможно, длиной в одно предложе­ние...

Жил-был хрустальный башмачок, и вот однажды он направился на бал. И так стучал каблуком, что все солдаты стали смирно.

Жило-было облачко над дорогой, и вот один раз оно поехало кататься по небу, и встретило молнию, и сказало: очень страшная молния, я поеду в другой город. И облако уехало.

Жила-была лошадка по имени Мороженка, и её все любили.

И так далее.

Вы спросите: в чём польза от таких сочинений? И правда – какой смысл? Читали умную сказку – про Золушку, или про Конька-горбунка, или про Кота-в-сапогах, – а получили Лошадку по имени Мороженка?

Отвечу по возможности коротко. Польза от та­ких сочинений в том, что они – есть. А ещё в том, что ребёнок, попробовавший поиграть в такую игру, скорее всего, не отвернётся равнодушно от книжки. А как минимум заглянет внутрь. Ведь там, внутри, – новые сказки. Не нарисованные и не написанные. А невидимые. Которые можно сочинить самому.

Вопрос 10. Как войти в книжку, а потом из неё выйти?

Много лет назад был фильм по названию одно­имённой повести – 4Королевство кривых зеркал. Советским детям, не избалованным волшебными историями, сказка понравилась. До сих пор пом­ню, как по стеклу волшебного зеркала побежали волны, а потом раздался хрустальный звон. Лично я больше всего любила именно этот момент – по­падания внутрь сказки.

Получив некоторый опыт совместного разгля­дывания книги, вы можете предложить своему ребёнку выбрать иллюстрацию, но такую, внутрь которой ему хотелось бы попасть. Войти, очутить­ся... Понарошку, естественно, а как же ещё?

Ну вот, картинка выбрана. Это может быть что-то предсказуемое, к примеру, бал, на котором танцуют Золушка с принцем; а может быть и не­что неожиданное. Допустим, древний лес, полный динозавров, если вы смотрели выбранную ребенком энциклопедию про доисторические времена.

Не мешает поинтересоваться: почему ему хо­телось бы туда попасть? Именно в это сказочное место? Ответят вам быстро и легко.

  • Потому что там бал и красивый дворец. И на Золушке красивое платье.
  • Потому что я очень люблю динозавров!
  • Потому что на картинке лошадка...

И так далее.

Самая важная часть разговора, однако, впереди. Предложите своему ребёнку погулять в том месте, где он очутился. Осмотреться вокруг. Рассказать, что он увидел. Лес, речку и большой камень? А если пойти дальше вдоль речки? Да, этого не видно на иллюстрации, но представить-то можно... (Как в 4="Алисе в 3азеркалье" – когда девочка мысленно представляет ту часть коридора, которая не отра­жается в зеркале: "Ведь там всё может быть совсем другим!")

Хочу пояснить: подобного рода задачи – на вы­рост. Они годятся и для пятилетнего ребёнка, и для младшего школьника, с которым занимается не мама, а педагог. Всем полезно оглядеться в во­ображаемом мире. Тогда и в реальной жизни дет­ская наблюдательность получит дополнительную остроту...

...А пока – пусть посмотрят вокруг. Интересно, какая там, в сказке, погода? А как ворочается рыба-кит? Медленно? И при этом волны, наверное, разбегаются во все стороны? Волны разбегаются, а на голове каждой волны – корона из белой пены! Волны – как морская царица...

Поняли? Каждое новое наблюдение, каждая фраза или слово могут быть началом новой сказки! Такое путешествие всё равно что прогулка по саду расходящихся дорожек: во-первых, никогда не наскучит, а во-вторых – не закончится (в особен­ности если вы не побоитесь ступить на такую тропу. Потому что ребёнок не побоится точно).

Итак. Очутиться внутри картинки (внутри на­рисованной сказки) – значит не только разглядеть всё, что нарисовано, но и представить, вообразить НЕ нарисованный мир. Не нарисованный, но воз­можный.

Я уже сказала и повторю: это упражнение на вырост. На те случаи и ситуации, когда человеку потребуются воображение и интеллект (а они, если вы не знали, обычно идут рядом). Воображение, интеллект, умение конструировать то, чего нет. Не случайно Джанни Родари говорил, что вооб­ражение необходимо не только художнику, но и инженеру (добавим: и менеджеру, и экономисту, и юристу – нужное, как говорится, подчеркнуть).

Примем к сведению это важное замечание.

Вопрос 10. Читать быстро или медленно?

В конце концов, вы приметесь за книжку. От­кроете сказку и начнёте читать...

Надо ли говорить, что чтение сказки – своего рода искусство? Которое требует не только овладе­ния определёнными навыками, но и – как всякое искусство – нуждается в любви?

Однако не стоит пугаться. Всякий, кому достав­ляет радость забраться с ногами на диван (а рядом будет сидеть ваш мальчик или ваша девочка), иначе говоря, всякий любящий родитель (и умный педагог) легко овладевает этим искусством.

В сущности, существует два правила, которые может применить каждый:

  1. Не читайте сказку равнодушным голосом.
  2. И не спешите. Медленное чтение (о котором подробный разговор впереди) – удел настоящих читателей.

Имеется ещё и правило №3 – оно заключается в том, что имеет смысл прерывать чтение на раз­говоры. О нет, не проверять, что он там запомнил в книжке... А просто – поделиться впечатлениями. Ну вот примерно, как если бы вы ехали вместе в по­езде и смотрели в окно, показывая друг другу что-то интересное... Видишь – водонапорная башня? А с другой стороны озеро... Не озеро, а болотце... вон как заросло... И так далее.

Но не будем спешить.

Итак, вы открыли книжку. Позвольте сделать очередное отступление.

Представьте себе: просторный коридор школы (чтобы быть точной – Школы искусств). На стенах картины учеников, вдоль стен – скульптурные изо­бражения мифологических персонажей. Хорошо идти по сумрачному коридору, под желтоватым светом настенных фонарей, а на тебя посматрива­ют фавны... или вон лукавый какой-то античный персонаж с флейтой...

В общем, идёт урок, а потому в школе тихо.

И вдруг из-за двери доносится голос пожилого человека. Это мой коллега, ответственный и пре­данный своему делу педагог, решил подготовить детей к выполнению задания по композиции и вот читает им книгу. Мерный голос пробивается из-за двери:

– "Стали те камешки из мёртвой Степановой руки доставать, а они и рассыпались в пыль. Так и не дознались в ту пору, откуда они у Степана были. Копались потом на Красногорке...".

Ну, и так далее.

В классе – уважительная тишина. Мёртвая Степанова рука... Так и не дознались... Камешки – в пыль...

Ловлю себя на мысли: ужасно жаль – нет, не Степана, чего уж тут... Жалко красивой сказки Бажова. А в особенности – детей, которые навер­няка содержание сказки – усвоили, а главного не приметили. Блеска исчезнувших камней не уви­дели... Не ощутили марева короткого уральского лета – со сдержанными красками, с дрожанием бледного воздуха, с голубоватой дымкой, которая вьётся над заросшей лесом горой...

И вот получается: педагог искренно хотел рас­ширить возможности детского восприятия. Он, художник, счёл возможным обратиться на своём уроке к художественному тексту. Однако они разо­шлись. Я имею в виду, дети и текст разошлись. Пошли по разным дорожкам...

Почему? Да потому что сам по себе текст про­никает только в искушённого читателя. Рассчи­тывать на то, что чтение – само по себе – тут же произведёт волшебный эффект – всё равно, что заучивать урок, положив учебник под подушку. И родители, и педагоги, мне кажется, должны пом­нить об этом. Ведь, читая ребёнку, мы не просто передаём информацию – мы вводим его (входим с ним!) в новый, с собственными законами, со своими красками, ритмами, ароматами и звуками мир! Не вталкиваем его туда (захлопнув за ним дверь) – а вводим... Мир, остров, планета – назовите как угодно, только не забудьте!

Итак, между медленным и быстрым чтением мы выбираем медленное. При этом категориче­ски отказываемся от нейтральной (равнодушной) интонации.

Вопрос 11. Нужно ли отвлекаться во время чтения на разговоры?

Вот мы и подошли к правилу №З. К вопросу: нужно ли отвлекаться во время чтения на разго­воры? Мой ответ: да, да, да!

Ещё бы. А поделиться впечатлениями? А по­глядеть по сторонам? А спросить, что означает слово "какойбытонибыло"? Да мало ли. Просто отдохнуть от впечатлений. Нет смысла, думаю, внушать ребёнку (впоследствии – ребёнку-уче­нику), что чтение – трудная работа. И там, мол, не до разговоров... Тем более, в школьной прак­тике понятие "отвлекаться" несёт на себе отте­нок крамолы и недозволенности. Пренебрежём сложившимися традициями и будем отвлекаться. Вопрос – как?

Для начала, как уже сказано, вы просто на­чинаете читать. Будьте уверены: чтение – даже в случае, если сказка оказалась немного "не по росту" и ребёнок не всё понимает – всё равно заво­раживает. В том, конечно, случае, если вы будете читать сказку как сказку, а не как учебник по технике безопасности. Поиграйте! Придайте свое­му голосу таинственное, волшебное звучание... 3а полями, за лесами, за широкими морями...

Итак, вы читаете. И вот первая остановка. Предложите ребёнку послушать сказку с закры­тыми глазами. Чуть-чуть продвиньтесь в своём чтении, а он потом пусть расскажет, что предста­вил себе. Пусть порисует словами поля и широкие моря... Как получится – быть может и совсем не похоже на прочитанное. Не страшно. Ведь важ­но, что чтение помогает создавать в воображении собственные картины, рисовать свой мультик... (Вообще, должна заметить, что зажмуренными глазами можно увидеть не так уж мало. Ребёнок поразит вас чередой картин и персонажей! Про­верьте и убедитесь.)

Читаем дальше. О, кто там в книжке так гром­ко чирикает? А что это за грозный гул? Неужели море, а в соседнем лесу о чём-то болтает воробей?

Очередную остановку мы предпримем, чтобы послушать сказку. Мы уже не мало прочитали, знаем, что младший сын Иванушка пошёл в дозор. И вот теперь лежит в стогу сена да звёзды на небе считает... Тихо, наверное, кругом, ни звука, ни шороха... И всё же прислушаемся. Ваш ребёнок на­верняка захочет проделать этот опыт и для чистоты эксперимента, скорее всего, приложит к книге ухо. Что ж, послушаем... Оказывается, в сказке тихо, да не совсем. Помогите ему, подскажите – как едва заметно шелестит под ветром трава. Как укладываются спать полевые мышки и тихонько ворочаются... А вот и стук копыт – это уже он сам расслышал! Ну, естественно: кобылица молодая, очью бешено сверкая... И стук копыт, и ржание, и Иванушка, наверное, охнул от удивления...

Смотреть и слушать книгу – полезное занятие. Оно превратит книжку из чужого и отвлечённого предмета – в знакомый и небезынтересный. К тому же, обострит зоркость и наблюдательность. Да и любопытство, пожалуй... Книга, смотри-ка, не так проста, как кажется... Она полна картин и звуков, полна жизнью! Ощущать эту жизнь и означает быть настоящим читателем.

Другое упражнение во время чтения – поиграть в эхо. Откликнитесь на голоса и звуки сказки. Да­леко-далёкое эхо...

(А если вообще попробовать рассказать сказку одними звуками? Но это уж для особых поклон­ников эксперимента. Хотя – тоже не лишено интереса...)

Читаем дальше. Читаем, читаем – вдруг стоп. Остановка. Книжка захлопнулась, и как обычно на самом интересном месте. Все буквы вдруг исчезли. Попрятались? Или их запихал в карман безграмотный великан? (О том, как вдруг сбежали буквы, кстати говоря, можно придумать отдельную сказку.) В общем – буквы ушли, а сказка не до­сказана. Следовательно...

Да, следовательно, нужно предпринять смелую попытку рассказать сказку дальше. Причём ребё­нок должен понять: его задача – не отгадать, что в точности произошло. Не пересказать знакомый мультик по сказке. А именно продолжить сказку по-своему. Во всяком случае, это самый интерес­ный опыт (и, между прочим, самый безопасный: ведь в этом случае любое продолжение годится! Когда мы сочиняем собственную сказку, ошибка исключена! Нам нечего опасаться сказать не так, значит, будьте уверены, история польётся бес­препятственно и свободно).

Рассматривая иллюстрации, мы уже пробовали войти понарошку внутрь и осмотреться на месте – там, в сказочной картинке. Теперь возможностей у нас прибавилось: ведь мы читаем книжку, а значит, можем представить сказочный мир зна­чительно подробнее.

Войдём же в сказку – вот сейчас, на этом самом месте, на котором мы прервали чтение. Что там внутри?

Наш небольшой опыт уже подготовил нас к тому, что мы можем увидеть не только то, о чём прочитали, но и то, что представили. НЕ нарисо­ванное и НЕ написанное... Не механический пере­сказ прочитанного нам интересен, а способность додумать, довообразить, домыслить.

(Продолжение следует.)

 

(Начало: 2015 №5. С. 25-28.)  -  (Продолжение: 2016 №1. С. 12-28., 2016 №2. С. 11-25.)

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 3-9.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.