Кто назовёт это случайностью?

Кто назовёт это случайностью?

Евгения и Владимир Рудневы

Почти 25 лет назад, переименовав «Музыку в школе» в «Искусство в школе», мы упомянули, что во второй половине 20-х годов недолго существовал журнал с таким названием и что мы, в определённом смысле, возобновляем то издание. Публикуя в 1991 году предисловие к первому изданию, написанное, по-видимому, Луначарским, мы не без грусти увидели, что дело искусства в школе 60 лет назад сталкивалось с тем же непониманием и пренебрежением, что и в дни возобновления издания. Сегодня, в канун нашего 25-летия, мы не можем не видеть, что дело обстоит ещё хуже. Что тут скажешь? «Делай, что должно, и будь что будет.» Но сейчас речь о другом.

Во втором номере 1991 года мы напечатали несколько сочинений детей одного из классов одной из бесчисленных московских школ. И одна из учениц этого класса оказалась правнучкой первого редактора старого «Искусства в школе» Евгении Товиевны Рудневой, о которой мы ничего не знали. Кто решится назвать это случайностью?

И сама девочка, Настя Доброчаева, впервые узнала о деятельности своей прабабушки, когда рассказала дома, что есть такой журнал «Искусство в школе». Настя училась литературе по программе Кудиной и Новлянской и к тому времени уже прекрасно владела пером. Её очерк о судьбе Евгении Товиевны, написанный по рассказам отца, мы напечатали в №2 за 1992 год.

И вот, четверть века спустя, мы снова услышали о Евгении Товиевне. Вы знаете, наверное, о набирающем силу движении «Последний адрес»: его участники восстанавливают историю жизни репрессированных людей и отмечают скромными знаками памяти те дома, откуда их увезли навсегда.

25-го октября этого года на доме 25 по Новому Арбату закрепили знак с именем Евгении Рудневой, преданного работника отечественной культуры и образования. Людей было немного, да в таких случаях и не должно быть много. Родственники нескольких поколений: внук Евгений, его супруга Эмма Доброчаева, которую наши читатели знают по интересным публикациям о выдающемся художнике-фотографе Юрии Холдине; девочка Настя, ставшая замечательным детским врачом, кандидатом наук, и давно уже носящая фамилию Руднева, её соученицы и педагоги той самой школы, работники «Мемориала», известный журналист Сергей Пархоменко – один из основателей движения «Последний адрес» (он и прикрепил собственноручно памятный знак) и другие люди, так или иначе связанные с жизнью семьи Рудневой, с её работой…

Нам раздали сделанную с большой любовью брошюру о Евгении Товиевне, о её муже, видном философе и учёном, известном под псевдонимом Базаров, об их времени и окружении. А я, стоя с номером нынешнего «Искусства в школе» в руках, думал о том, что замыслы людей начинают воплощаться в делах, потом, кажется, исчезают навсегда, а потом вдруг возрождаются в новом обличье, хотя могут и не помнить своего родства. Как в стихотворении Мандельштама, цитированном в брошюре о Рудневой: «И не одно сокровище быть может,/ Минуя внуков, к правнукам уйдёт, / И снова бард чужую песню сложит,/ И , как свою, её произнесёт».

Ещё вспоминалась мудрая мысль Бахтина о том, что не бывает «мёртвых смыслов», всех их ждёт праздник возрождения! И ещё думалось, что относится это не только к идеям и смыслам, но и к самим людям.

Евгения Товиевна

Евгения Товиевна много работала в области образования, переводила художественную литературу. Она была хорошей дочерью, женой, матерью, бабушкой, сестрой – мудрым, добрым и благородным человеком. Достойно и мужественно вела себя на допросах в НКВД. Ни один человек не был арестован по её показаниям. Евгения Товиевна погибла в пересыльной тюрьме Соль-Илецка. Как и у многих жертв репрессий, у неё нет могилы, и негде написать «будем помнить», но мы – её внук и его семья до четвёртого колена – спустя 70 лет помним её и хотим, чтобы свет её жизни дошёл и до вас. «Ибо время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своём бесправии...»

Из книги «Последний адрес Евгении Товиевны Рудневой (Базаровой)». М., 2015.
Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 2.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.