Конференция памяти Сулержицкого
Конференция памяти Сулержицкого
С 2б по 30 ноября 2012 года в Москве прошла Первая Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Инициатором проведения конференции стала кафедра эстетического образования и культурологи Московского института открытого образования. В организации и проведении помогали Школа-студия МХАТ и Музей МХАТ, Союз театральных деятелей РФ, Московский Дом Актёра, Московский детский музыкальный театр А-Я, московские школы, "Учительская газета", журнал "Искусство в школе" и многие другие учреждения образования и культуры
Леопольд Антонович Сулержицкий – удивительная фигура, которая объединяет магию игры и магию профессионального искусства, мир детей и мир взрослых. На рубеже XIX и ХХ веков миры детей и взрослых ещё не существовали в совершенно разных измерениях. С.Я.Маршак переводил великую мировую поэзию и писал для детей, Л.А.Сулержицкий и К.С.Станиславский искали художественное решение пьесы Леонида Андреева "Жизнь человека", нашли эффект
чёрного кабинета и поставили на этом эффекте "Синюю птицу" М.Метерлинка – может быть, первый великий спектакль для детей. Не было такой пропасти между игрой и искусством – были игры, в которые играл с детьми Сулержицкий, были домашние спектакли, в которых профессиональные мамы и папы играли с детьми друзей, были игры-импровизации в Первой студии МХАТ. Одно как-то органично перетекало в другое...
Когда возникла Школьная секция ТЕО НАРКОМПРОСА, ею занимались А.Блок, В.Мейерхольд, К.Голейзовский и другие великие деятели культуры. И в программу её работы входило всё: устройство детских творческих лагерей, создание профессиональных детских театров, обучение школьных педагогов. С тех пор между миром детей и взрослых, миром профессионального театра и театра, где играют дети, как будто разверзлась пропасть. Не существовало и такого чудовищного разрыва между большой наукой и искусством, между большой наукой и школой, как это, увы, мы видим сегодня. Учёные – страстные театралы, художники интересуются наукой. Открытия К.С.Станиславского во многом опираются на открытия И.П.Павлова. Л.С.Выготский пишет о детской психологии и психологии искусства. А.В.3апорожец исследует реакции юных театральных зрителей и детей, играющих в театр. Большие учёные нередко являются гимназическими учителями. И нам очень хотелось, чтобы конференция хотя бы отчасти помогла восстановить все эти стремительно утрачиваемые связи.
Конференция получилась огромная, многослойная и нетрадиционная. В ней приняли участие более 2000 человек: детей и взрослых, рядовых учителей и директоров школ, студентов и академиков, руководителей самодеятельных коллективов и народных артистов России. В рамках конференции прошло более 20-ти крупных комплексных мероприятий, а внутри них более 80-ти локальных событий. Среди них – мастер-классы, тренинги, открытые уроки и репетиции, лаборатории, спектакли, гостиные размышлений и воспоминаний. Материалы, накопленные в дни работы конференции, ещё только предстоит по-настоящему осмыслить.
От редакции. Содержательный рассказ о конференции – в ближайших номерах.
Оставить комментарий