Сделать мир добрее
Сделать мир добрее
Из опыта детского театрального коллектива «Гном и Дом»
Родители принимают решение привести своего ребенка в творческий коллектив. знания о его деятельности и о сущности занятий у них достаточно поверхностные: на танцах - учат танцевать, на вокале - петь, в театре - выступать. Такие знания очень часто идут вразрез с реальным содержанием обучения и системой развития: ведь это не только выступление как результат но и целостная работа по развитию и формированию личности, трудная тренинговая и репетиционная работа, разные дополнительные дела и внеурочная жизнь. У родителей, ведущих детей на занятия, есть определённые ожидания и требования, которыми они руководствуются. У каждого свои запросы: доступность, близость к дому, качество обучения, профессионализм преподавателей и т.д. Уровень ожидаемых результатов тоже разный. Одни мечтают, что ребёнок далее изберёт это направление деятельности, как свою профессию, другим дополнительное образование нужно для развития ребенка, а некоторые просто пытаются чем-то его занять. Дети же приходят в творческий коллектив с отсутствием осознанной мотивации и могут лишь поверхностно судить о том, что их ждёт. Когда при поступлении мы спрашиваем их, почему они решили заниматься именно в нашем коллективе, дети либо отвечают эмоциональным "хочу", либо приводят в пример тех, кто добился высоких результатов в данном направлении творческой деятельности.
В наш коллектив приходят дети с 7 до 12 лет и занимаются в течение семи лет. Интересные изменения мотивации детей наблюдаются в течение первого года. Именно первый год является критическим. В течение этого периода либо у детей формируется потребность обучения и продолжения занятий в нашем коллективе, либо они принимают решение прервать обучение. Дети, отказывающиеся от дальнейшего обучения, обычно не имеют склонности к деятельности, которая является ведущей в том или ином виде творчества. В нашем случае отказы большей частью связаны с неприятием коллективной деятельности и потребностью в индивидуальной самореализации, а это противоречит театральной направленности, где процесс организуется единой "командой", с учетом ответственности каждого. Многое здесь зависит и от преподавателя, который, учитывая особенности вновь пришедших детей, должен приложить максимум сил для формирования комфортной психологической обстановки в коллективе, где каждый воспринимается как уникальная личность, а все вместе образуют единый творческий коллектив.
Если рассматривать занятия театральной деятельностью поверхностно, то можно сказать, что они позволяют ребенку использовать опыт ролевой игры, знакомый с дошкольного возраста, и удовлетворить тем самым потребность в творческой самореализации. Сюда же можно отнести и мотивацию родителей, испытывающих желание увидеть своего ребёнка на сцене. Однако процесс погружения в 4актёрствоя гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дети наряжаются в костюмы, запоминают мизансцены и учат текст. Но вместе с этим они погружаются в специфику актёрского анализа образа, вырабатывают систему видения мира и социальных явлений, учатся "работать" с действием и собственным телом.
В течение пяти лет мы проводили ежегодный опрос родителей и детей с целью выявить их понимание сущности театральной деятельности. Результаты опроса показали прямую связь между продолжительностью посещения занятий и мотивацией. Родители вновь пришедших детей видели в занятиях театральным искусством способ реализации актёрских задатков своего ребёнка: возможность в будущем стать известным актёром; или средство направленного выплеска активности; или возможность через ребёнка воплотить своё нереализованное желание актёрской деятельности. Дети же при поступлении указывали на желание выступать и наряжаться в красивые костюмы. Для тех и для других изначальное представление о театральной деятельности сводилось к сцене, как объекту воплощения желаний.
Через месяц ответы этих же детей кардинально менялись и показывали наличие потребности в обучении: 4Чтобы научиться быть актёром. Изменения же в восприятии театральной деятельности родителями прослеживалось только через полгода обучения детей, причём большая часть ответов также указывала на развитие и обучение ребёнка. Основным педагогическим средством изменения мотивации детей были пояснения результатов того или иного упражнения (зачем мы делаем это упражнение, и что в результате получится?), а также беседы на тему 4Театр может изменить человека. Постепенно у детей менялось понимание театральной деятельности, их увлекал процесс, а тот или иной результат достигался на каждом занятии: при подведении итогов преподаватель уделял внимание каждому, подчёркивая его рост и достижения за сегодня. Работа с родителями шла по двум направлениям: через всестороннее информирование (через собрания, записки, индивидуальные беседы, переписку через сайт театра в Интернете) и через детей, которые рассказывали о том, что происходит на занятиях. Увлечённые процессом театральной деятельности, испытывающие желание посещать занятия, дети делятся этим с мамой и папой, формируя у них дополнительную грань положительного восприятия коллектива. Особо действенным педагогическим приёмом здесь является "переадресация похвалы". Ребёнка просят передать родителям мнение о его достижениях, особых успехах и т.д. В свою очередь, ребёнку говорят о его родителях как об особенных людях, у которых замечательный сын или дочь, переадресовывая похвалу родителей ребёнку. Естественно, что похвала должна быть искренней и заслуженной, а не лестью или намеренным преувеличением.
Главная задача преподавателя - включить родителей в процесс жизнедеятельности коллектива, вызвать интерес и уважительное отношение к тому виду творческой деятельности, которым занимается их ребенок. Из своего опыта мы знаем, что работа с родителями очень важна именно в первый год обучения.
На втором году дети проявляли интерес к возможности через актёрский анализ образа лучше понимать окружающий мир и говорили о том, что средствами театра можно помочь зрителям понять те или иные социальные явления и ситуации. Родители указывали на формирование у детей социально-нравственных качеств и говорили о возможности средствами театральной деятельности формировать гармоничную личность ребёнка.
Значимую роль в этом процессе они отводили преподавателю.
После пяти лет посещения занятий детьми их родители понимали театральную деятельность как всесторонний процесс развития, формирующий качественно новые навыки социального взаимодействия и повышающий уровень нравственности ребенка. Подчёркивали ощущение личного участия в жизни коллектива. Дети воспринимали театр как целостное взаимодействие с другими участниками, в процессе которого происходит реализация своего опыта и познание нового.
Таким образом, можно говорить об изначальном отсутствии понимания значения театральной деятельности как у детей, так и у родителей. И о формировании представления о театре как о средстве целостного развития личности ребёнка только после погружения в театральную деятельность. Мечтая играть на сцене, дети пытаются реализовать себя и не задумываются о сложностях и увлекательном мире актёрской работы. Это желание позволяет заинтересовать ребенка и мотивировать на изучение новых для него способов, средств и техник актерской работы. Родители же, осознавшие театральную деятельность как средство гармоничного развития и нравственного воспитания ребенка, будут заинтересованы и в его занятиях, и в оказании помощи театральному коллективу. Так формируется целостный театральный коллектив, участники которого - дети, преподаватель и родители. Такое триединство - оптимальный вариант жизнедеятельности коллектива. Связующим звеном здесь является преподаватель (руководитель коллектива), который организует работу с учётом индивидуальных особенностей каждого участника.
Наши наблюдения показали, что родители по особенностям их поведения и мотивации делятся на несколько групп. Первая группа - "заинтересованные". Они изначально воспринимают обучение ребенка как средство его развития и стремятся участвовать в этом процессе. Такая группа родителей будет помощниками и поддержкой преподавателю в первый год обучения. Они не требуют дополнительного воздействия и сразу отзываются на просьбы о помощи. Вторая группа - "контролирующие". Основная цель данной группы - знать и проверять. Такие родители пытаются узнать всё, что происходит в коллективе как в обучении, так и в досуговой деятельности. Они контролируют продолжительность занятий и самочувствие ребенка, изменения в расписании и средства работы преподавателя. Очень любят стоять у дверей кабинета во время урока. Обычно их участие в развитии коллектива на этом заканчивается. Работа преподавателя с данной группой родителей основана на предупреждении отсутствия информации.
Предвосхищая их потребности, он даёт полную и развёрнутую информацию по всем вопросам, первым вступая в диалог при каждой возможности. Такой ход даёт возможность скорому "насыщению" родителей информацией и ведёт к тому, что от контроля они переходят к участию в жизни коллектива. Из таких родителей со временем получаются хорошие организаторы коллективных дел и исполнители дополнительных поручений. В случае неучастия в жизни коллектива представители данной группы родителей будут существовать по принципу "знаю и спокоен".
Требующая особого внимания третья группа - "недовольные", существующие по принципу "я не верю, что всё хорошо, и найду то, что плохо". Эти родители изначально приходят в коллектив недовольными. Их мотив - найти ошибки. Невербальные посылы, реплики и отношение родителей этой группы ставят преподавателя в тупик и влияют на его психологическую комфортность. Их очень легко узнать на родительском собрании: они всеми силами показывают усталость от темы разговора, кидают пренебрежительные взгляды и, поджимая губы, закатывают глаза. Если преподаватель заострит внимание на этом, у него может создаться ощущение отсутствия заинтересованности и собственной несостоятельности как педагога. Воздействие на таких родителей идёт через "первичное игнорирование". Нужно понимать, что это не личное отношение к преподавателю, а общая тенденция восприятия нового. Они пытаются быть умнее, выше, лучше через намеренное занижение их значимости. В отличие от контролирующих родителей, они изначально настроены на конфликт и на указание промахов преподавателя. От таких родителей можно ждать жалоб и разбирательств по надуманным поводам, агрессии и некорректного поведения. Работа преподавателя с такими родителями должна быть построена по принципу "сделай из врага друга". Поиск виноватых говорит о попытке списать на других свои неудачи. У них, как правило, ярко выражено желание получить подтверждение собственной значимости. Преподаватель в данном случае может превратить данную группу в союзников, способных отстаивать интересы коллектива. Сделать это просто - нужно подчеркнуть их уникальность. Постоянно обращаться с просьбами, делиться неудачами и просить о помощи. Как только такой родитель почувствует потребность коллектива в нём, он переориентирует агрессию и превратится в 4борца за процветание коллектива, причем преподаватель и дети станут для него ценностью, которую он будет оберегать и прилагать все усилия для их роста и развития. При грамотно построенной работе руководителя с родителями можно добиться целостного взаимодействия уже через несколько месяцев после появления новых участников. Самое главное - помнить о цели: создание целостного коллектива детей, родителей и преподавателя, объединённых потребностью развития и желанием сделать этот мир добрее и лучше. (Цв. иллюстрации помещены на 4 стр. вклейки.)
Оставить комментарий