Полихудожественность как принцип эстетического развития учащихся На примере групп раннего эстетического развития
Полихудожественность как принцип эстетического развития учащихся
На примере групп раннего эстетического развития
«Здравствуй, маленький Человек! Какими бы ни были твои способности – мы готовы» быть с тобой рядом, нам это нужно и интересно! Мы готовы помочь тебе найти себя в искусстве, научиться и понимать его, и созидать в нём, стать добрее и защищённее в этом мире!» [1]
Какой должна быть школа искусств сегодня? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет. Ясно одно - школа должна быть многоликой и родной. Школы не могут и не должны быть одинаковыми, похожими друг на друга, тем более в одном районе, регионе, стране; каждой из них нужно иметь своё собственное лицо, занять свою культурную нишу. И здесь приходится исходить из запросов детей и их родителей и, конечно, из кадровых возможностей.
Детская школа искусств «Паруся - единственное муниципальное образовательное учреждение такого рода в посёлке Лесном. здесь обучаются в среднем 500 детей. В школе 5 специализированных отделений (музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, общеэстетическое), дающих возможность ребёнку соприкоснуться с миром искусства в его разных проявлениях. В наше время, когда средства массовой информации обрушивают на детей с самого раннего возраста шквал агрессивной информации, деформирующей его эмоциональный мир, это имеет особый смысл.
Детские учебные заведения организованы ради ребёнка. Ребёнок - существо "энергетичное", - считает заслуженный работник культуры, преподаватель по классу скрипки Тверского музыкального училища С.Мильтонян. "Аналогом может служить стебелёк, пробивающий в своей тяге к солнцу асфальт. Если созданы условия, развитие ребёнка будет гармоничным, полноценным. Дошкольный возраст имеет огромное значение для всего последующего развития человека". Это - "старт" развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека; это период формирования универсальных способностей, без которых не может состояться человек как таковой [2]. Именно в учреждениях дополнительного образования, через сочувствие и сопереживание в общении с искусством, ребёнок с раннего детства получает недостающую часть воспитания.
Преподаватели нашей школы идут своим путём комплексного (интегрированного) приобщения детей к искусству, решают разные воспитательные задачи, которые порой мы безуспешно пытаемся решить по отдельности, декларативными средствами (воспитание толерантности, патриотизма, экологическое воспитание, ценность здорового образа жизни и т.д.). занятия искусством развивают "не только чувства как сферу внутренней жизни человека, но и чувства как органы восприятия окружающего мира" [3]. Искусство восполняет опасную односторонность современного рационализированного образования, возвращая ребёнка к реалиям и ценностям жизни. Такая коррекция особенно необходима сегодня, когда дети вовлекаются в так называемую виртуальную реальность, условную, легко обратимую и не взывающую к чувству ответственности. Человек наделён творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато непредсказуемыми и часто отрицательными последствиями в дальнейшей жизни.
"Именно в искусстве ребёнку легче всего приобрести ранний опыт полноценного успешного творчества – зарождения и осуществления собственного замысла, развить творческое воображение... Это – условие психологического здоровья ребёнка и залог будущей самореализации в любой сфере деятельности" [4].
Как можно раньше нужно начинать занятия с детьми дошкольного возраста. Большой опыт работы с детьми раннего возраста накоплен во многих странах мира. Так, в Японии первый президент компании "Сони" Мисару Ибука в 1950-е годы задумался над тем, что талантливых и умных работников для компании, да и просто одарённых в какой-либо области людей можно "выращивать" с раннего возраста. Его идею подхватили другие энтузиасты, в том числе замечательный скрипач и педагог Шиничи Сузуки. Он как раз обучал совсем маленьких детей игре на скрипке. И все эти люди организовали Японскую Ассоциацию раннего развития. Они собрали ценный материал, который переворачивает представление о раннем развитии, об образовании. "Оказывается, ребёнок в период от года до трёх лет проходит путь развития, равный пути развития от 4 до 17 лет, в этот период стремительно развиваются клетки мозга, и в это время можно вложить в голову ребёнка любую информацию в любом количестве – то есть практически можно вырастить гения" [5]. (заметим – вложить информацию в любом количестве – вовсе не значит вырастить гения).
Получается, что мы теряем самый благодатный возраст. У администрации Лесновской ДШИ есть задумка о сотрудничестве с младшими группами детского сада. В этом направлении есть большие перспективы развития. Также в Ассоциации доказали, что главную роль в развитии личности и интеллекта ребёнка играет среда, в которой ребёнок находится. Маленькие дети всё впитывают без каких-либо усилий, как магнитофон, который записывает абсолютно всё. И это решающий аргумент в пользу раннего развития, которое нужно начинать ещё до того, как ребёнок научится ясно мыслить. Тут не так важно, понимает он или нет – всё равно он всё воспринимает. Понимая значимость этого, учитывая психологические особенности детей в возрасте от 4 и до б лет, в 1990 году в Лесновской ДШИ была открыта группа раннего эстетического развития.
Первостепенные задачи обучения в группах раннего эстетического развития – выявление способностей и возможностей ребёнка, обогащение его духовного мира, преодоление трудностей развития. 3а 3 года, которые дети проводят в подготовительных группах, преподаватели могут хорошо их узнать и дать достаточную подготовку и рекомендации по дальнейшему обучению на одном из специализированных отделений школы. Может встать вопрос: если ребёнок посещает детский сад, где есть и музыкальные, и художественные занятия, к праздникам готовятся танцы, так ли ему необходима подготовительная группа раннего эстетического развития в школе искусств? Анализ последних четырёх лет работы отделения раннего эстетического развития показывает, что в 2008– 2009 учебном году 9 учащихся из 9, в 2009–2010 б учеников из б, в 2010–2011 3 ученика из б, в 2011–2012 году 4 ученика из 5 поступили на основные отделения школы искусств. А ведь эти дети могли бы после детского сада не прийти в нашу школу, если бы не прямое общение с преподавателями школы и непосредственное влияние личности педагога на каждого ребёнка. Предоставить как можно больший выбор для детей: хореография, музыка, изобразительное искусство, театр – такая модель достаточно универсальна и притягательна. Родилась она не сразу. Постепенно открывались в школе новые отделения, и сейчас они все в равной степени востребованы.
Учебный план и комплекс предполагаемых предметов могут варьироваться в зависимости от кадровой обеспеченности: "Развитие музыкальных способностей" – 2 часа в неделю; "Азбука театра" – 1 час в неделю; "Рисование и лепка" – 1час в неделю; "Ритмика" – 1 час в неделю. По рекомендации преподавателей и желанию родителей отдельные учащиеся отделения обучаются игре на музыкальных инструментах, большей частью это фортепиано. Протяжённость урока – 30 минут. Группы комплектуются по возрасту, в среднем в группах занимается от б до 12 человек.
На начальном этапе становления подготовительных групп раннего эстетического развития предметы существовали как бы раздельно, преподаватели работали независимо друг от друга. Но на определённом этапе, когда школа пошла по пути интеграции, преподаватели поняли, что именно в интеграционном пространстве более эффективна творческая деятельность участников образовательного процесса - взрослых и детей.
Интеграция позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности. Вместе с тем мы считаем, что развитие художественно-творческих способностей и одарённости в одном виде деятельности может оказывать влияние на более успешное развитие в другом виде, что определяется общностью основных психических процессов.
Наши преподаватели находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм преподавания и развивают свой педагогический арсенал. Многие работают по своим дополнительным образовательным программам, которые объединяет идея использования игровых методик, активной творческой деятельности детей, соблюдение баланса эмоционального и интеллектуального развития. При работе в группах раннего эстетического развития, - считают преподаватели, - особенно важно максимальное взаимопроникновение изучаемых дисциплин по темам, приёмам подачи материала. Такие занятия, конечно, требуют от преподавателя определённой подготовки, подбора иллюстративного, литературного и музыкального материала. При этом ни в коем случае нельзя на малыша давить. "Как только начинается "прессинг" со стороны педагога, - замечает Н.Петрова, педагог по классу фортепиано ДМШ им. М.Глинки, - у малыша возникает внутренний зажим. Ребёнок - существо свободное. Надо очень осторожно относиться к детской психике, следить за собой, чтобы ни в коем случае не сломать, что называется, ребёнка" [б].
Наша задача - раскрыть ребёнку глаза на открывшуюся возможность общения с искусством. Вспомните: что мы любили, ценили, чего боялись, когда нам было 4-5-б лет? В этом возрасте дети ощущают себя частью семьи с её ценностями, традициями, праздниками. Дети такого возраста уже достаточно независимы и строят свои отношения друг с другом, совершают первые самостоятельные поступки. Их интересуют явления природы и животные, игрушки и мультфильмы, очевидное и загадочное, реальное и сказочное. Причём все это существует в сознании ребёнка неразрывно, синкретично.Понимая возрастные особенности, преподаватели нашей школы убеждены, что наиболее эффективной формой внеклассной работы с детьми является театрализованное музыкальное представление (сказка) с элементами игры. Каким бы ни был сюжет сказки, он должен, во-первых, учить малышей сочувствию, доброте, смелости, отзывчивости; во-вторых, объединять отдельные сольные и ансамблевые номера кон церта. И здесь важно, чтобы ребёнок был активным участником происходящих событий, включающих материал, выученный ранее на разных уроках в единое синтетическое действие со сквозным развитием; а, испытывая творческое волнение - преодолевал внутренние барьеры и в полной мере предощущение праздника, в котором каждый играет главную роль. Вместе с персонажами сказок дети переживают множество чувств и выражают их танцем и пантомимой...
Игра - всегда удовольствие и чистое творчество; играя, ребёнок творит. Постоянная свободная импровизация на заданную тему растит творчески активную, интересную личность. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. И поэтому не случайно в работе с подготовительной группой раннего эстетического развития театрализация используется как основная форма творческого взаимодействия.
Большое значение имеет разнообразие форм концертно-выставочной деятельности - ведь это необходимая для детей "прикладная" составляющая его ученичества. Так за последние годы в стенах нашей школы были подготовлены и проведены следующие театрализованные праздники и представления: музыкальная сказка "Айболит и воробей", новогодняя сказка "Проделки нечистой силы", праздник-конкурс "Юная жемчужинка", выпускной вечер "Где живёт царица знаний?", музыкальная сказка "Ру-ду-ду"), выставка "Птичка-невеличка", вечер-развлечение "Осенняя фантазия", театрализованный концерт "Самый добрый урок", выпускной вечер "Добрые друзья" и другие.
Публика, а в основном это родители и педагоги, с большим восторгом принимают каждое выступление малышей, которые раскрепощены, эмоциональны и получают огромное удовольствие от самого процесса игры в театр. Наибольшим успехом и у зрителей, и у самих выступающих пользуются детские музыкальные спектакли, в которых музыка, движение и слово взаимно дополняют друг друга.
Известна огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. При этом театральная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, удовлетворения желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации прекрасно закаляют характер ребёнка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни! Театральные игры можно рассматривать и как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях таких игр тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Театр решает широкий спектр задач: от снятия младенческих страхов и лечения заикания до освобождения старших подростков и юношества от наркозависимости [7].
Дети любят отражать свои впечатления в рисунках на уроках «Рисование и лепка». Это свидетельствует о сильном воздействии, оказанном на них театральной постановкой. Рисование даёт возможность ещё раз пережить изображаемые события, а значит, глубже усвоить художественный образ произведения. По мнению Т.Комаровой, интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Работая над конкретными навыками, важно не упрощать и не принижать воздействие театра на духовно-нравственное развитие детей. Следует помнить, что дети этого возраста ищут в театре героя, на которого им хотелось бы быть похожими, и, если такой встречи не происходит, они обращаются к фильмам-боевикам, вынужденно перенимают повадки «супергероев» и активно им подражают. Театрализованная игра в школе искусств должна дать ребёнку положительного героя, которому хотелось бы подражать и верить.
Одной из основных задач обучения дошкольников является обучение, обеспечивающее максимальную включённость ребёнка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности. Для реализации этой задачи как нельзя лучше подходит наша школа искусств. Её возможности в становлении личности дошкольника очень велики, тем более что в современных условиях растёт количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (по статистике, в настоящее время уровень охвата детей дошкольными учреждениями по стране составляет в среднем 59 °/о).
Наша главная задача – внимательно относиться ко всему талантливому, что заключено в детском творчестве. Для нас важна художественная ценность того, что делает ребёнок, и его индивидуальность, личность как таковая. Цель – не просто «найти талант»: важно помочь ему расти. Не все из маленьких дарований становятся выдающимися музыкантами и художниками. Однако мы твёрдо убеждены, что ребёнок, которому дана возможность проявить свои способности, который получил достаточно внимания, одобрения со стороны взрослых, который желает и умеет трудиться, вырастет в успешного профессионала на любом поприще.
«Пусть малыш попробует себя в разных сферах, – говорит психолог Анна Барыбина. – Так он поймёт, что ему подходит» [8].
Литература:
- Бутаков В.В. здравствуй, человек // Играем с начала. – 2006. – 3e7-8 (34).
- Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития //Играем с начала. – 2007. – 3e4 (42).
- Бычихина О. Эстетическое восприятие как фактор гармонизации внутреннего мира ребёнка // Искусство в школе. – 2000. – 3e5.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2000. – 3e1.
- Смирнова Т. Развитие личности посредством искусства //Играем с начала. – 2007. – 3e4 (42).
- Петрова Н.А. Ребёнок – существо свободное // Играем с начала. – 2006. – 3e7-8 (34).
- Завьялова Т. В волшебном зеркале «Рязанских смотрин» // Играем с начала. – 2007. – 3e10 (48).
- Добробольская Г.И. Мы слушаем и играем //Играем с начала. – 2006. – 3e9 (35).
Оставить комментарий