Арттерапия: мобилизация творческого потенциала

С.Зорин, кандидат педагогических  наук, ГГПИ, г. Глазов

Арттерапия: мобилизация творческого потенциала

Термин "арттерапия" стал использоваться в на­шей стране сравнительно недавно. Относительно молодо и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка этот термин можно перевести как "лечение, основанное на занятиях художественным творчеством...".

Творчество – самовыражение личности в дея­тельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В основе творчества лежат такие свойства лично­сти, как воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Существует много примеров применения арттерапии как сред­ства гармонизации психики и развития творческо­го потенциала личности, как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Во многих случаях "арттерапевтическими" на­зывают оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, музыки, поэзии, чтением сказок и т.д. Понятие арттерапия, как правило, подразумевает психотерапию посредством визуальных, пластических искусств. При обозна­чении других частных форм терапии творчеством говорят о драмотерапии (психотерапии посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкаль­ной терапии, танцедвигательной терапии и т.д. Современное понимание арттерапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (во многих случаях в арттерапевтиче­ской работе могут использоваться музыка, драмати­ческое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека; при этом, однако, изобразительная деятельность является основопо­лагающей). Во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.

Наши многолетние исследования показывают, что занятия тем или иным видом искусства само по себе является своеобразной терапией души, ка­тарсисом. В процессе творчества человек выводит во внешний план свои чувства, материализуя их. В силу этого происходит освобождение и катарсис – очищение переполняющих человека чувств.

Наша концепция основывается на том, что каж­дый человек должен заниматься тем или иным ви­дом искусства, в зависимости от его способностей, интересов, склонностей, чтобы быть психически здоровым человеком. Искусство и творчество должны быть средством профилактики и коррек­ции психического здоровья, духовного развития личности – но и средством лечения нашей души.

Наиболее значимыми факторами являются ори­ентация арттерапии на присущий каждому челове­ку внутренний потенциал здоровья и силы, её ак­цент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме того, арттерапия не навязывает человеку внешних, механических средств лечения или разрешения его проблем (как, например, медикаментозное лечение или внушения врача-психотерапевта).

В определённой мере арттерапия выступает в качестве реального противовеса "технократи­ческим" средствам врачевания, образования и решения социальных противоречий, все чаще об­наруживающим свою несостоятельность. Интерес к арт-терапевтическим методам отражает потреб­ность современного человека в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к самонаблюдению и активному действию.

Терапия искусством и творчеством осущест­вляется в двух вариантах: активном и пассивном. В первом случае это задания на определённую тему при работе с предложенными материалами и занятия на произвольную тему с произвольным материалом (когда человек сам выбирает тему, материал, инструменты). Во втором случае для лечения используются уже существующие про­изведения; это эстетическое восприятие, анализ и интерпретация своих чувств и эмоций. Чаще всего терапия искусством должна осуществляться комплексно, и через творческие занятия, и через восприятие произведений искусства. Возможны такие варианты, как творчество самого психо­терапевта (рисование, лепка, фото, дизайн и др.), направленное на взаимодействие с клиентом; изо­бражение и анализ снов, ассоциаций, галлюцина­ций, фантазии, воображения и.т.д.

В своей практике я применяю интегрирован­ные формы арт-изотерапии; так, например, фото- кино-изотерапию сочетаю с ландшафтотерапией и эстетотерапией, когда дети не только созерцают пейзажи известных художников в музее или репродукции, но и сами выходят на пленэр с этюдником пишут этюды с натуры. Это очень важно, когда ребёнок находится в гармонии с природой, видит её красоту в "трёхмерном пространстве". Слышит пение птиц, шум ветра, воды, дождя; чувствует запах цветов, травы, тепло лета или холод зимы; ощущает вкус земляники, малины, яблок...

Живописный пейзаж поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, от­влекает от тяжелых переживаний. Те, кто живет среди природы, используют этот лечебный фактор, хотя нередко и не подозревают о нём. Они менее подвержены явлениям, от которых страдает более половины населения земного шара, – расстройствам сна, стрессам, вызывающим преждевременное ста­рение организма.

Красота, в том числе красота природы, вдохнов­ляет и возвышает, пробуждает лучшие человеческие чувства, приобщает к высокому и вечному и одно­временно отвлекает от мелочного и пошлого. Она об­лагораживает людей, делает их добрыми и чуткими, счастливыми и милосердными. Красота успокаива­ет и бодрит, врачует тело и душу. Любуясь красотой природы, ища отдохновения от повседневной суеты и невзгод, человек инстинктивно находит лекар­ство от мрачных мыслей, подавленного состояния, раздражения, стрессы, бессонницы, утомления и других расстройств. Умение поддерживать хорошее настроение также необходимо человеку, как умение пользоваться предметами личной гигиены.

Проведение профилактики, коррекции, психоте­рапии посредством изобразительной деятельности является методом творческого самовыражения человека как личности. Диапазон выбора того или иного вида изодеятельности будет прежде всего зависит от интересов, способностей и склонностей самого человека.

Можно предложить следующие виды деятель­ности:

  • живопись; рисунок; скульптура;
  • прикладное искусство – керамика, художе­ственная обработка материалов – металла, дерева, ткачество, батик, гобелен, плетение, макраме, вы­шивка и т.д.;
  • художественное конструирование (дизайн) тех­нических средств, окружающей среды, интерьера, мебели, дизайн ландшафта, оригами, киригами, фитодизайн и т.д.;
  • фотоискусство – 4фотоохотам (телесъёмка, микросъёмка, макросъёмка), фотопортрет, фото-пейзаж, фоторепортаж, спортивная съёмка, сю­жетная съёмка.
  • кино-видеоискусство – киносъёмка и видео­съёмка игровых и документальных фильмов, муль­типликация.

Арттерапия обладает очевидными преимуще­ствами перед другими формами психотерапевтиче­ской работы. Ниже приведены некоторые наиболее значимые из этих преимуществ.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и соци­ального положения) может участвовать в арт­терапевтической работе, которая не требует от него специальных способностей к изобразительной дея­тельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арттерапия практически не имеет ограничений в ис­пользовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

  1. Арттерапия является средством преимуще­ственно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая "речь" является одной из основ изобразительного искус­ства, позволяет человеку зачастую более точно вы­разить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
  2. Изобразительная деятельность является мощ­ным средством сближения людей, своеобразным мостом между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т.д.) и клиентом. Это особен­но ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при за­труднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
  3. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить "цензуру сознания", поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации скрытых идей и со­стояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые "вытеснены" либо слабо проявлены в по­вседневной жизни.
  4. Арттерапия является средством свободного са­мовыражения и самопознания. Она предполагает ат­мосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека; в большинстве случаев она вызывает у людей положительные эмоции, по­могает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

б. Продукты изобразительного творчества яв­ляются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной оценки состояния и его изме­нения, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

7. Арттерапия основана на мобилизации твор­ческого потенциала человека, внутренних меха­низмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.

Превращение больных детей в практически здоровых с развитием у них творческих способностей – эта благородная задача без всякого преуве­личения имеет общегосударственное значение. Вот почему для её решения должны быть подключены специалисты разных профессий – врачи, педагоги, психологи, психофизиологии, логопеды, дефекто­логи, психотерапевты и мастера различных видов искусства, владеющие современными методами диагностики, коррекции, лечения и реабилитации.

Артпедагогические и арттерапевтические мето­дики дают возможность использовать групповую и индивидуальную формы работы, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по соз­данию новых мотивов личности, закреплять их в реальной жизни с помощью искусства.

Ребёнок с проблемами в развитии проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетиче­ского чувства, приносящего удовольствие, радость, заинтересованность, к возникновению оценочного отношения – основы формирования эстетического вкуса. Но чувство прекрасного формируется у ре­бенка не только путем созерцания; оно интенсивно развивается в условиях активной деятельности в разных видах искусства. В ней создаются благо­приятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, а также предпосыл­ки для формирования у ребёнка творческой актив­ности и художественных способностей.

К каждому проблемному ребёнку нужен инди­видуальный подход. Включение ребенка в творче­ский процесс должен осуществляться постепенно, с учетом того, что мир ребенка – это не мир взросло­го. Этот мир маленького человека обусловливается пусть небольшим, но лично его жизненным опытом и присущими только ему психофизиологическими возможностями. А вот какие они – это должен понять и правильно оценить учитель, работающий в тесном контакте с психологом, дефектологом, психотерапевтом, психиатором, детским врачом.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
  2. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. – Глазов, 2002. 463с. Т.1; 2008. 500с. Т.2.
  3. Практикум по арттерапии / Под редакцией Копытина А.И. – М., 2000.
  4. Романова Е.С. и др. Графические методы в психоло­гической диагностике. – М., 1992.
  5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
  6. Кейз К. Об эстетическом моменте переноса // Исце­ляющее искусство, 1998. Т. 1. 3e3. – С. 17-30.
  7. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.

От редакции.

  • Приобщение к искусству может служить средством не только терапии, но и профилактики.
  • Эти цели лучше достигаются, если человек, взрослый или ребенок, вовлекается в собственное творчество, а не только повергается воздействию художественного произ­ведения.
  • Художественное творчество нужно каждому, чтобы быть здоровым человеком.
  • Это – задача общегосударственного значения.

Таковы положения, на которых основана многолетняя деятельность автора статьи, и они полностью созвучны идее артпрофилактики, которую мы стараемся сделать достояни­ем общественного сознания и образовательной практики.

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№5.
С. 42-44

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.