Художественные студии А. Рукавишникова

Е.Медкова,
кандидат педагогических наук, искуствовед

Художественные студии А. Рукавишникова

Художественные студии при скульптурных "Ма­стерских" АЛЕКСАНДРА ИУЛИАНОВИЧА РУКАВИШНИКОВА одного из ведущих отечествен­ных скульпторов, академика, профессора художе­ственного института имени В.И.Сурикова, являются уникальным учебным проектом.

Созданный им в центре Москвы, на Земляном валу, Дом – арт-студия "Рукав", арт-мастерские "Рукав", арт-кафе "Рукав", арт-пространство "Рукав", арт­-музей династии четырёх поколений Рукавишниковых (Митрофана Сергеевича, Иулиана Митрофановича, Александра Иулиановича и Филиппа Александровича) – это его личный почин, задел в будущее пространство скульптуры русской культуры. Это поистине "про­странство скульптуры" (определение искусствоведа И.Седовой), в котором возникает впечатление, что истинно живым и настоящим является именно мир из­ваяний. Плотность и сила силовых полей скульптуры такова, что происходит полное погружение человека в среду, живущую по законам пластики.

В студиях Рукавишникова всё оборудовано для комфортного проведения занятий, мастер-классов и лекций: светлые, просторные мастерские, хорошие инструменты, качественные материалы, натурщики, живые образцы (не чучела) для занятий анималисти­кой и даже собственная производственная база, кото­рая даёт возможность перевести модель в материал.

На начальной стадии занятий воссоздана уникаль­ная обстановка ренессансной мастерской скульптора, когда ученик работает бок о бок с мастером. На за­нятиях анималистикой, привлекательной для всех возрастов, дети 5-6 лет и подростки занимаются вместе со своими родителями, учащимися художественной школы, МАХЛ РАХ, студентами института имени В.Сурикова, молодыми скульпторами – учениками А.И.Рукавишникова.

Обучающие курсы основаны на нескольких принципах, сформулированных мастером. Это,
прежде всего, единство разных составляющих обучающего процесса, частности рисунка и скульптуры (лепишь рисуешь один и тот же объект одновремен­но, сверяя образность работах, исполнен­ных в разных техни­ках). Метод переноса форм в разные области пластики способствует развитию гибкости пла­стического мышления, формированию представления о мире как арене пластических метаморфоз. Значимым для А.Рукавишникова является также расширение образной исторической базы скульптуры, включение в учебный процесс пластики неклассиче­ских культур – скульптуры Мезамерики, Дального Востока, Месопотамии и Древнего Египта, африкан­ского примитива, пластики неолитических культур, русского язычества и др.

Принцип "от натуры к абстракции и от абстракции к натуре" даёт возможность не только взаимообога­щать классическую и современную систему видения пластики, но и совершенствовать мастерство будущих скульпторов, готовить их к любым вызовам современ­ности.

На настоящее время функцию первичного привле­чения всех желающих заниматься скульптурой и вы­явления перспективных детей и подростков выполняет курс "Анималистика" для детей и взрослых, начиная с 5-6 лет и кончая 60 годами. Главной особенностью это­го курса является непосредственный контакт с живы­ми животными. Цели занятий формируются каждым учащимся исходя из уровня поставленных им перед собой задач. Это может быть первичное знакомство с приёмами скульптурных работ или совершенствование навыков работы в жанре анималистики. На занятиях предполагается как работа в пластилине, шамоте или глине, так и в разных графических техниках. Сочета­ние лепки и параллельного рисования одного и того же объекта способствует лучшему постижению натуры. Каждый из участников свободно выбирает технику, свой ритм и конфигурацию работы. Смешанные дет­ско-взрослые группы способствуют сложению творче­ской обстановки по типу работы в мастерской, когда младшие учатся у старших, а старшие заражаются творческой свободой младших.

Курс «Анималистика для продвинутых» пред­полагает знакомство с образцами анималистики раз­ных исторических эпох и способствует развитию "насмотренности" и расширению культурного кругозора детей и подростков в этой области.

«Основы скульптуры» – это курс базового уров­ня для начинающих. Его целью является постановка руки и глазомера, выработка основных навыков ра­боты с натурой и точного воспроизведения натуры. Отработка навыков происходит на воспроизведении в объёме простейших предметов из повседневного оби­хода – овощей, фруктов, мелких бытовых предметов. Применяется методика сличения сечений – сечение реального фрукта должно совпадать с сечением слепка. Постановки строятся на контрасте мягкого и жёсткого, органических и строго геометрических форм, симме­тричных и ассиметричных структур, разнообразных фактур. Итогом работы является скульптурный на­тюрморт. В ходе обучения происходит знакомство с работой в пластилине на запененном каркасе и в шамоте. При желании можно произвести формовку и перевод окончательного варианта портретов в мате­риал (гипс, бронза).

Курс «Скульптурный портрет для начинаю­щих» предназначен для тех, кто начинает с нуля. Его цель – за четыре месяца научить лепить портрет с на­туры. Методика пошагово строится на движении *от абстрактного к конкретному": от лепки яйца, через маску и копирование деталей, к узнаваемому индивидуальному лицу.

"Скульптурный портрет для продвинутых" - предназначен для тех, кто знаком со скульптурной работой. Целью курса является усовершенствование знаний и навыков в области натурного портрета. Курс может быть полезным для подготовки к поступлению на отделение скульптуры в художественный ВУЗ. Итогом обучения является портрет с натуры и усложненный вариант портрета - портрет лежащего человека. Применяется интенсивная методика отработки основных приёмов построения  головы  на основе лепки кубистической манеры и портрета, обернутого марлей. Пошагово происходит переход от базовых объёмов к конкретике натуры. 

Также для продвинутых учащихся предназначен курс "История скульптуры", в который помимо лекций входят занятия по копированию исторических образцов и созданию вариаций на исторические модели скульптуры в духе постмодернизма.

- Адрес: 109004, Москва, Земляной вал, 59/2.

- Тел.: +7 (499) 271-88-70; сайт  art-rukav.ru.

- Время работы: с  12-00 до 23-00. 

От редакции.

Многие дети любят изображать животных, а некоторые словно рож­даются *анималистамия. С самых ранних лет животные безраздельно господстуют в мечтах, фантазиях и рисунках москвички Кати Фёдо­ровой, хотя никаких "домашних питомцев" у неё долго не было. В одиноких и коллективных играх девочка вживалась в образы разных  животных. представляла их; она приобрела разнообразные знания о животном мире, а себя в будущем видит защитницей зверей; в более реалистичном варианте – ветери­наром. Катя не училась специально изобразительному искусству, но её рисунки животных с самого начала отличались характерностью и вы­разительными акцентами.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 32-33

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.