Легенда о «добром гении»
Г. Топоров, И. Топоров
Легенда о «добром гении»
И скуден, и неукрашен
Мой древний град
В венце Генуэзских башен,
В тени аркад;
|
Среди иссякших фонтанов,
Хранящих герб
То дожей, то крымских ханов: Звезду и серп.
«Молитва о городе». М.Волошин. 1918 г.
|
Жизнь иногда выкидывает потешные коленца», – так писал о необычных эпизодах в своей длинной и насыщенной биографии советский писатель, публицист и просветитель А.М.Топоров1.
И в самом деле, что, например, могло связывать его судьбу с судьбой гениального российского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовскогох, который умер в Феодосии в 1900 году, когда пытливому крестьянскому мальчонке с Белгородщины ещё не исполнилось и 9-ти лет?!
Предлагаемая вниманию наших читателей легенда возникла, естественно, чуть позже – в 1936 году, когда доведшие А.М.Топорова до нервного истощения очерские3 "отцы просвещения" пожаловали Адриану Митрофановичу в виде компенсации путёвку на курорт в Феодосию.
Феодосия! Своего рода Мекка, и мы знаем почему. Вот выписка из советских времён очерка-путеводителя В.Балахонова об этом городе (Крымиздат, 1959 г.):
«Могила Айвазовского находится во дворе старинной армянской церкви на углу улиц Айвазовского и Тимирязева. На могиле установлен мраморный памятник с надписями на русском и армянском языках:
«РОЖДЁННЫЙ СМЕРТНЫМ, ОСТАВИЛ ПО СЕБЕ БЕССМЕРТНУЮ ПАМЯТЬ».
Тут же похоронена жена художника Анна Никитична Айвазовская.
В городе имеется памятник-фонтан, сооружённый в сквере между кинотеатром «Крым» и генуэзской башней. Его построили горожане в знак благодарности художнику за водопровод, проложенный в Феодосию из его имения Субаш. В 1959 году фонтан реставрирован, и теперь мы его видим таким, каким он был при жизни Айвазовского».
Повеяло на нас непреходящей любовью и гордостью феодосийцев, повеяло настоящей легендой. Но лишь страницы дневниковых записей, хранящиеся в архиве А.М.Топорова, да одна памятная открытка позволяют узнать кое-какие её подробности...
Нет надобности описывать чувства Адриана Митрофановича, попавшего в один из самых примечательных крымских городков. Он сразу же ощутил себя в Феодосии паломником, которому предстоит прикоснуться к святыням этих мест. Конечно, Топоров поспешил осмотреть город и прежде всего места, связанные с личностью И.К.Айвазовского. Нечто возвышенное, освящённое человеческой памятью, он ожидал встретить здесь...
Увы! Адриан Митрофанович был ошеломлен кощунственным отношением феодосийцев к памяти великого земляка. Тошно было смотреть на превращённые в мусорные свалки, даже в уборные, безнадёжно высохшие мемориальные фонтаны, на развалины дома, где родился И.К.Айвазовский, на его захламленную могилу за оградой армянской церквушки. Без прежней восторженности, с гнетущим тревожным чувством шёл А.М.Топоров к знаменитой Картинной галерее, зная, что там хранятся сотни подлинных полотен живописца. Топоров встретил у дверей большого зала глубокого старичка со слезящимися глазами, спросил его:
- Мне сказали, что жива ещё жена Айвазовского, Анна Никитична, что живёт при галерее. Меня возмутило оскорбительное отношение местных властей к памяти Ивана Константиновича. Хочу об этом написать в московскую газету. А вы кто, дедушка?
- Я-то? Фома Дорменко. До самой смерти Ивана Константиновича был при нём, сам малевать кое-что стал. В городе много картин, написанных мною... Теперь вот охраняю галерею... Анну Никитичну нынче обижают: всё облезло, печи дымят, зимой холодно. Пойдёмте к ней.
Там, куда он привёл А.М.Топорова, всё было действительно в запущенном состоянии. В кресле сидела старая женщина в тёмном платье, с кружевной наколкой на голове, всё ещё сохранявшая следы редкой красоты. Адриан Митрофанович представился и своим негодованием по поводу виденного в городе сразу же расположил к себе Анну Никитичну.
- Трудно мне от всего этого, – горько и просто стала жаловаться она. – Ну да всё бы ничего... А вот последнее – смертельно обидело, потрясло, хоть не живи. Сняли статую с фонтана "Доброму гению". Сказали мне, горсовет постановил. Вы знаете, почему так дорога мне эта статуя? Раньше город страдал без питьевой воды. А в моём имении Субаш, за 25 вёрст отсюда, питьевой воды было вдоволь, артезианской, чистой. И проложили оттуда на наши с Иваном Константиновичем деньги трубы до самой Феодосии. здесь знали, что вода пришла из моего имения, и в память об этом построили красивый, самый большой в городе фонтан с изваянием, который и назвали "Доброму гению". Посмотрите.
Анна Никитична нашла в семейном альбоме фотографию и подала А.Топорову. На фотографии был снят озарённый солнцем фонтан, посередине которого стояла бронзовая статуя прекрасной молодой женщины. У ног фигуры была помещена украшенная лаврами палитра с надписью "Доброму гению". В протянутой городу руке она держала чашу, из которой рассыпались вниз в каменный бассейн щедрые хрустальные струи. Несколько ребятишек, вытянувшись через борт и закинув головы, ловили их ртами.
- Таким был этот фонтан со статуей "Доброму гению" ...
Время как будто сдёрнуло маску старости с просветлённого, растроганного лица Анны Никитичны, и потрясённый Адриан Митрофанович, ещё раз взглянув на фотографию, только и смог проговорить:
- Это Вы!..
- Да ... Для скульптуры позировала я: меня уговорили.
- Где же эта прекрасная статуя? На фонтане её нет.
- Свергли же её. Пойдемте, я покажу.
На полу подвала, куда привела А.М.Топорова Анна Никитична, валялась та самая статуя с фонтана "Доброму гению".
- Это ведь она на фонтане кажется такой воздушной, почти прозрачной, – виновато стала как бы оправдываться Анна Никитична. – А так нам с Фомой её даже не сдвинуть ... Нелегко живётся мне. Приходится продавать даже вещи Ивана Константиновича, которым место в музее. Продала – что же делать? – и кровать, на которой он умер...
Сказано было сквозь слёзы, через платок...
Провожая А.М.Топорова, А.Н.Айвазовская подарила ему фотографию фонтана с изваянием "Доброму гению".
- Возьмите на память. У меня ещё есть...
С тяжёлым чувством покинул Топоров галерею, пообещав, что светлая память о "Добром гении" будет восстановлена в её истинном смысле, как и память о великом художнике...
Нетрудно представить, каким яростным возмущением дышала его большая статья "Толстокожие", написанная по следам поездки в Феодосию. Но трудно, совершенно невозможно, представить, как всё же вняли этому гневному гласу руководящие работники столичных искусствоведческих организаций и издательств. Обратимся к самой статье, опубликованной после долгих "хождений по мукам" в "Комсомольской правде" (№ 37 за 1937 год).
Вот что писалось тогда в примечании "От редакции": «Тов. Топоров принёс свою статью сначала в редакцию газеты «За коммунистическое просвещение». Оттуда её переправили в Наркомпрос, тот переслал в музейный сектор Комитета по делам искусств при СНК СССР. Музейный сектор передал в газету «Советское искусство», которая в пятое посещение Топоровым редакции вернула статью, заявив: «Мало ли таких дел, как в Феодосии?»
Вся эта отвратительная история показывает, что в некоторых московских учреждениях находятся бездушные чиновники, которые в культурном отношении ничуть не выше феодосийских горсоветчиков...»
После статьи "Толстокожие" А.М.Топоров получил много благодарственных писем: от Анны Никитичны, её родных, рабочих Феодосии. Крымское правительство быстро устранило все бесчинства феодосийских властей. Анне Никитичне увеличили пенсию, привели в порядок её квартиру и фонтаны, связанные с именем И.К.Айвазовского...
К сожалению, немало прекрасных легенд имеют печальный конец. Уже живя в Николаеве, Топоров задумался: 4А каков же финал истории с изваянием "Доброму гению"? И он пишет дирекции Картинной галереи имени И.К.Айвазовского:
«...Я вспоминаю своё пребывание в Феодосии в 1936 году, аудиенцию у Анны Никитичны. В очерке-путеводителе «Феодосия» тов. В.Балахонов, между прочим, пишет, что теперь мы видим его (главный фонтан) таким, каким он был при жизни художника. Жена моего внука Юлия Плюснина, уроженка Феодосии, часто ездит туда к родным. Так вот она говорит, что статуи фонтана «Доброму гению» в Феодосии нигде не видела. Убедительно прошу ответить мне на вопросы:
- Где сейчас свергнутая статуя фонтана «Доброму гению»?
- Кто был её автором?»
А.М.Топоров получил такой ответ: «Уважаемый Адриан Митрофанович!
На поставленные Вами вопросы отвечаю:
- Статуя фонтана «Доброму гению» пропала в период оккупации фашистскими захватчиками города Феодосии в 1941–1944 гг.
- автор скульптуры фонтана «Доброму гению» нам неизвестен.
С уважением
Директор Д.Г.Трушин».
Неутешительный ответ дирекции галереи стал одной из чувствительных ран для Топорова. Адриан Митрофанович безоглядно был влюблён в любой вид истинного, высокого искусства и болезненно воспринимал обиды, нанесённые ему.
Он видел великолепную статую на фонтане 4Доброму гению», он укорял себя, что не дознался у Анны Никитичны, кто автор прекрасного изваяния. И лишь теперь, после письма из Феодосии, с болью понял: не мог И.К.Айвазовский, уже всемирно известный, баловень в кругах искусства, допустить, чтобы с его жены изваял статую для фонтана "Доброму гению" какой-либо заурядный мастер. Несомненно, это был скульптор, равный по таланту И.К.Айвазовскому или близкий к тому. К несчастью, погибло одно из замечательных творений искусства. Не до конца оценил Адриан Митрофанович в те тридцатые годы кощунственное решение Феодосийского горсовета. Погибла во время войны в Старом Осколе и фотография, подаренная А.М.Топорову Анной Никитичной...
Ныне – слава Богу! – фонтан восстановлен в соответствии с авторским замыслом скульптуром Валерием 3амеховским недалеко от места его первоначального расположения. И зелёный сквер в самом центре Феодосии, рядом с улицей Итальянской (ныне ул. Горького), где он находится теперь, вот уже 5 лет является одним из самых любимых мест отдыха феодосийцев и гостей города. Прекрасный образ "Доброго гения" стал по праву одним из символов древнего крымского города, чья история насчитывает уже более 25-ти столетий. Так давайте же запомним, если нам не суждено узнать имена создателей первоначального фонтана, фамилию автора его реконструкции – феодосийского скульптора Валерия 3амеховского.
А память о беспокойном и неравнодушном человеке А.М.Топорове сохранена в той самой довоенной статье из "Комсомолки", в документальной повести о нём, принадлежащей перу его младшего сына Германа', и в обычной почтовой открытке с перепиской двух учителей – николаевца Ф.Андреенко и феодосийца Г.Анисимова:
«9 октября 1978 г., г. Феодосия.
Глубокоуважаемый Федор Семенович!
Сердечно и душевно благодарю Вас за присланную статью А.М.Топорова «Толстокожие», которую Вы своей рукой переписали в 1937 году. Спасибо Вам огромное. Статья ставит множество проблем, которые актуальны в наши дни! Статья побуждает к поиску! – во многих направлениях. Когда её читаешь, то становится ясно, кто её писал! Её писал, прежде всего, человек кристальной честности, не идущий на сговор со своей совестью!
Еще раз благодарю за присланное.
Здоровья Вам, Вашей семье. Благополучия. Здоровья и творческих удач Адриану Митрофановичу Топорову!
Г.Анисимов»5. Фотографии Александра Селезнева.
1 А.М. Топоров (1891-1984) – писатель, публицист, народный учитель. автор легендарной книги «Крестьяне о писателях». Журнал «Искусство в школе» публиковал материалы, связанные с его именем в №6, 2013; №1, 2014. – И. Топоров.
2 И.К. Айвазовский (1817–1900) – выдающийся русский живописец, мастер морского пейзажа. Многие его произведения («Девятый вал», «Буря у мыса Айя», «Чёрное море» и др.) принадлежат к вершинам мировой пейзажной живописи. Родился и скончался в г.Феодосия (Украина, Крымская АР).
3 г.Очер – районный центр Пермского края. Речь идёт о конфликте между А.М.Топоровым и районными бюрократами. – И. Топоров.
4 Топоров Г.А. О чем рассказал архив. Документальная повесть. Опубликована в старейшем литературном журнале России «Сибирские огни» (г. Новосибирск) – №№7, 8 за 2007 год. – И. Топоров.
5 Ныне эта открытка хранится в фондах Белгородского литературного музея. – И. Топоров.
Оставить комментарий