Художники о вере и об искусстве
А.Мелик-Пашаев
Художники о вере и об искусстве
Тексты двух художников, публикуемые ниже, непреднамеренно и чрезвычайно отчётливо ставят
некоторые важные вопросы, касающиеся духовного воспитания, художественного развития и даже современной культуры в целом.
И прежде всего они напоминают нам, насколько сложны бывают отношения церковной и так называемой светской культуры. Это и непонимание значимости церковных таинств со стороны как бы верующего современного интеллигента, у которого, как он полагает, "Бог в душе". Это и "запреты" на творчеством, непонимание значимости творческой свободы человека со стороны узко мыслящих людей церкви. Сшибаясь, эти две крайности могут вызывать взаимное отторжение там, где могло бы быть согласие.
Митрополит Антоний Сурожский вспоминал случай, когда художник, приближавшийся к вере и церкви, подчинился запрету на творческую самореализацию и в результате просто сломался как личность, не получилось ни веры, ни творчества.
При этом творчество, религиозное по сути своей, вовсе не обязательно должно быть посвящено религиозной тематике или воспроизводить образцы церковного искусства. Так, осознанно верующая Лилия Ратнер понимает, что писать иконы – не её дело, что она должна изображать то, что 4рвёт сердцем, и делать это органичным именно для неё способом, а не воспроизводить канон. А Игорь Орлов, который считает себя недостаточно верующим (а какой нормальный человек скажет о себе, что верует "достаточно"?) наполняет любовью и молитвенным чувством опоэтизированные, но вполне узнаваемые образы окружающего мира, простой жизни.
В связи с этим, вспомним, что, по убеждению многих глубоких мыслителей и педагогов-воспитателей, исток неподдельного и прочного религиозного опыта ребёнка – это любовь и живой интерес к окружающей жизни, чувство родства с нею, отношение ко всему как к живому, таящему в себе внутреннюю жизнь, душу. Такое отношение к миру, бесконечно ценное само по себе для психологического здоровья растущего человека, может стать основанием осознания Божьего присутствия в мире, понимания вероучения, неформального следования определённой конфессиональной практике и т.д.
Такое отношение к миру, во-первых, свойственно детям и требует лишь нашей поддержки для своего проявления и расцвета, а во-вторых, оно же лежит в основании художественного развития человека. Поэтому ранний опыт художественного творчества, целительный и благотворный буквально во всех отношениях, важен и с точки зрения религиозного воспитания.
Как говорил М.Пришвин, "только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и находим своё же личное в людях другого образа жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах. Это рождает и способность, и потребность в художественном творчестве". Кстати, далеко не случайно оба наши автора любят и вспоминают М.Пришвина! Этот далеко ещё не оцененный писатель и мыслитель ничего впрямую не писал о Боге и религии. Думаю, не только из цензурных соображений – ведь он столь же сдержан и своих дневниковых записях, которые вёл регулярно в течение длинной жизни. В одной из них он прямо пишет, что считал бы неестественными и фальшивыми попытки прямо "смотреть на солнцем и описывать его" – своё дело он видит в том, чтобы показывать, как отвечают на солнечный свет все маленькие существа и предметы окружающей жизни.
Может быть, таково и различие, и взаимное дополнение религиозно-церковного и "светского" искусства? Одно из них показывает образы солнца (вечного "Солнца правды"); другое – как преображается, или мог бы преобразиться, в Его свете временный мир, в котором мы живём.
Трудно удержаться ещё от одного краткого замечания. И.Орлов говорит, что свойственная ему преданность и устремлённость к творчеству компенсировала ограниченность данного ему Богом таланта. Не имея в виду подвергнуть испытанию скромность художника, напомню афоризм Томаса Манна: "Талант – это потребность"! Многократно сказано, что выдающиеся люди отличаются, в первую очередь, не какими-то особыми отдельными способностями, а именно всепоглощающей устремлённостью к творчеству в определённом направлении.
Когда говорят о ком-то, что он был исключительно талантлив, но не проявил достаточного усердия и потому достиг меньшего, чем менее талантливые коллеги, это вызывает сомнение. Возможно, блеск каких-то отдельных способностей поначалу создавал иллюзию таланта, но не было его главного признака – того, что Пришвин определил как потребность "переводить всерьёз жизнь свою в слово" (или в живописные образы, в музыкальные созвучия...)
Впрочем, жизнь, конечно, сложнее и многообразнее всех наших схем и предположений.
Оставить комментарий