Интерпретация произведений искусства

О.Морозова,
зав. отделом эстетического воспитания детей и юношества, кандидат искусствоведения, ГМИИ им. А.С.Пушкина

Интерпретация произведений искусства

На примере выставки «Голландский групповой портрет Золотого века»

С позиций традиционного подхода задача интер­претатора памятников искусства сводится к реконструкции авторского замысла, постижению и воссозданию авторской идеи, что достигается анализом творчества художника, условий, в ко­торых данное произведение было создано и т.д. Однако на практике интерпретация художествен­ных произведений прошлого, отразивших в свою очередь, авторское видение, является своего рода «интерпретацией интерпретации, где сверхза­дачей становится обнаружение "смычек", свя­зывающих культурную традицию прошлого с со­временностью. Особую актуальность такой подход приобретает на выставках, где произведения имеют скорее культурологическую, чем художественную значимость.

С 21 сентября 2013 по 19 января 2014 в рамках "Года Голландии в России" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пуш­кина проходила выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея. До нашего времени сохранилось около 125 групповых портретов, исполненных голландски­ми живописцами в середине XVI и XVII веке для общественных и профессиональных организаций. Почти все они находятся в собраниях городских магистратов и музеев страны и крайне редко по­кидают их стены. Большеформатные портреты членов стрелковых корпораций, гражданской милиции, попечителей благотворительных учреж­дений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей, работных домов) – уникальное явление в истории европейского искусства. Художники использовали различные варианты композиционных схем: перед выступлением в поход, когда стрелки изображены сплочёнными группами, или во время официаль­ного собрания, или за праздничным столом. По сложившейся традиции, каждый портретируемый сам оплачивал художнику свое изображение; после завершения полотно преподносили в дар соответствующей гильдии. Главным считалось не столько художественное достоинство произве­дения, сколько убедительное внешнее сходство, а также размещение фигур в строгом соответствии с их статусом. Нарушение этих правил Рембрандтом в знаменитом "Ночном дозоре" (1642), вызвало серьезные претензии заказчиков.

Художники, представленные на выставке в ГМИИ, включая ученика Рембрандта Говерта Флинка ("Групповой портрет стрелков роты ка­питана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена", 1648), создавали произведения, соответствующие ожиданиям общества. И хотя динамичная картина Флинка, написанная через шесть лет после «Ночного дозора, напоминает ра­боту учителя, Флинк, видимо, сумел "утвердить" подобную композицию ещё на начальных стадиях: его эскиз маслом, также представленный на выстав­ке, является единственным известным в настоящее время наброском группового портрета стрелков.

Десять огромных полотен с изображением боль­ших и значительных людей – документальные сви­детельства героической эпохи в истории Голландии золотого века. Следуя традиционному подходу к задачам интерпретации, посетителя выставки нуж­но прежде всего ввести в исторический контекст, в который "впишутся" произведения, созданные на разных этапах существования страны. Для со­временного человека эти портреты, помимо всего прочего, – исторические памятники, позволяющие заглянуть в далекое прошлое; наглядное свидетель­ство голландского самоуважения, несокрушимого духа и национального единства, гордости от завое­вания независимости (которая была окончательно признана в 1648 году).

Начиная с середины XVI столетия изображения трех стрелковых корпораций Амстердама – лучни­ков, арбалетчиков и аркебузиров, становятся важ­ной темой живописи. Среди заказчиков групповых портретов особое место принадлежало гражданской милиции, следившей за безопасностью населения Амстердама. Историческими свидетельствами становятся оружие, одежда, выписанные на пор­третах стрелков с редкостной тщательностью и мастерством. На картине Якоба Лиона "Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питер­са Хогкамера и лейтенанта Питера Якобса ван Рейна" (1628) можно бесконечно разглядывать интерьер зала амстердамской корпорации арба­летчиков: выложенный черно-белыми плитками пол, камин с гербом города Амстердама, висящий на стене «"ортрет стрелков роты О" работы Дир­ка Барендса. Ещё больший интерес представляет вооружение и одежда мушкетёров, возглавляемых капитаном и лейтенантом (оба они были торгов­цами шёлком). Ленты с подвешенными порохов­ницами, туфли с бантами, воротники: огромные гофрированные испанские горгеры и отложные рабаты, по французской моде эпохи Людовика XIV; мушкеты, алебарды...

Разнообразные предметы в руках, характерные детали внешности подчеркивают индивидуальные особенности каждого. К примеру, кружка с пивом и красное лицо аркебузира, изображенного спра­ва внизу на «Групповом портрете корпорации амстердамских стрелков (семнадцать стрел­ков роты f)» (1557) Мастера антверпенского семейного портрета, или штаны в густых рюшах и косички, заплетённые красными ленточками на картине Говерта Флинка «Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» (1648). Желание запечатлеть конкретное время и реаль­ных героев, внесших свою лепту в образование свободной республики, ощущается в каждом из произведений.

Авторская интенция, замысел художественного произведения – это уже интерпретация, субъек­тивное отражение идеалов и идей, рожденных обществом конкретного исторического времени. Однако смысл художественного произведения не­изменно «превышает авторское понимание» (Га­дамер Х.-Г.); следовательно, задачей современного специалиста становится обнаружение этих смыс­лов и последовательное раскрытие их в процессе общения с посетителями.

Для того чтобы понять произведение искусства, его нужно прочувствовать, пережить, что дости­гается путем проведения аналогий с собственным опытом. При разговоре с публикой на выставке «Голландского группового портрета» необходимо коснуться тех «струн души», которые найдут от­клик у российского зрителя. В первую очередь это «национальная идея», проявившаяся в гордости голландцев за свою маленькую, но свободную стра­ну. Подчеркивая своеобразие именно этого уголка земли, разместившегося на осушенных болотах, где триста дней в году идет дождь, голландские пейзажисты изображали на своих картинах небо в тучах. В соответствии с этой традицией написан фон «Группового портрета корпорации амстердам­ских стрелков (двенадцать стрелков роты е)» Дирка Якобса (1563). На этом же портрете присут­ствует и изображение «национального достояния» – двух довольно невзрачных селедок. В XVI веке просоленную селедку, обретшую исключительные вкусовые качества благодаря изобретательности рыбака Виллема Якоба Беккельса, голландцы на­чали поставлять самым известным дворам Европы.

Отклик у российского зрителя найдет голланд­ская идея защиты, обеспечения безопасности на­селения, которую гарантировали жителям окрест­ных домов стрелковые корпорации, а также идея усердия в выполнении общественного долга – руководство многочисленными богоугодными заведени­ями. И, наконец, сама причастность изображённых людей к своим профессиональным группам: кор­порациям стрелков и регентов-благотворителей, из которых строилось голландское общество золотого века. «Само слово "корпорация" сразу вызывает ассоциацию с современностью. И это не случайно. Именно тогда и складывался европейский капи­тализм с его объединением индивидуальностей в компании ради единой целия1.

Расцвет портрета как самостоятельного жанра живописи в Северных Нидерландах совпал с общим подъемом экономики и национального самосо­знания, обусловленного житейскими и морально-философскими принципами, заложенными в нидер­ландском обществе протестантской этикой. Регенты на голландских портретах изображены правдиво, без каких бы то ни было прикрас.

«Их не смущало, что с холста глядело не особо красивое и не очень одухотворенное лицо, что фигу­ра не отличалась изяществом, а костюм – элегант­ностью. Важно было, чтобы изображенный на пор­трете человек имел характер, чтобы в чертах лица сквозила решимость и энергия, в руках чувство­валась цепкая деловая хватка, в фигуре – силая2. Облаченные в строгие черные одежды попечители, исполненные благочестия и достоинства, изображе­ны за служебными занятиями. Протестантская тру­довая этика – религиозно обоснованная доктрина о необходимости работать добросовестно и усердно, о ведении коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом протестантам чужда показная роскошь, а богатство рассматривается лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом, подтверждение наличия его дара.

Неудивительно, что в протестантской Голландии рождается идея исправления трудом. Как эта идея осуществлялась на практике – наглядно демон­стрирует картина Бартоломеуса ван дер Хелста «Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома» (1650), на заднем плане которой смотрительница бьет туфлей одну из женщин, за­нятых пряжей льна. В работные дома помещали бродяжек, побирушек, лень в работе наказывалась. Не случайно над воротами этого исправительного за­ведения, существовавшего в реальности, была изо­бражена сцена, где одна женщина угрожает другой плетью и начертаны слова поэта Питера Корнелиса Хофта: «Не пугайся. Я не несу зла, но склоняю к до­бру. Наказует моя рука, но чисты мои намерения.

На картине видна характерная деталь работного дома: высокая, до потолка, решетка, отделяющая воспитанниц от посетителей. Сквозь деревянное ограждение посетители наблюдали за процессом перевоспитания, заплатив за это два стюйвера – небольшую сумму, за которую можно было купить кружку пива. здесь со всей очевидностью возни­кает параллель с современными телевизионными реалити-шоу.

Вглядываясь в полотно ван дер Хелста, мы отказываемся от традиционного подхода к интер­претации и переводим ее с личности художника на смыслы, о которых эта личность размышляла. Следовательно, задачей становится не реконструк­ция авторского замысла; истолкованию подлежит не то, что хотел сказать автор картины, а то, что в этой картине «хотело сказаться.

Интерпретация не может и не должна полностью повторять авторский замысел. «Конструирование смысла определяется опытом, имеющимися у него предрассудками, а интерпретация всегда является незаконченной и полностью зависит от горизонта интерпретирующего сознания, его открытости к «слиянию~ с авторским горизонтом и способностью аппликации текста к наличной ситуациияа. Различ­ная по своему составу, возрасту, образованию и т.д. аудитория обладает разнящимся опытом. Поэтому говорить о единственно возможной интерпретации произведений не вполне корректно. Но в любом слу­чае интерпретация художественного произведения всегда шире авторского замысла.

Общение с публикой выражается не в том, что «субъект передает некую информацию (знания, идеи, фактические сведения и т.п.), которую по­лучатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель инфор­мации и является в подобных случаях объектом, и отправитель на него смотрит как на пассивный <...> приемник, хорошо настроенный, точно и на­дежно работающий. <...> Глубинное общение~ есть радикально иное положение, когда «информация адресуется такой системе, которая индивидуаль­но своеобразна, активна в соответствии со своей уникальной природой и соответственно должна переработать получаемую информацию, становясь партнером ее отправителя в их общем деле – со­вместной выработке результирующей информации. Иначе говоря, в общении нет отправителя и полу­чателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего делая'.

1 Пиотровский М.Б. Люди в черном.// «Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея». Каталог выставки. – СПб, 2013. – С. 7.
3 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988. – С. 354.
4 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988. – С. 145-146.
 
 
Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 16-18

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.