Искусство вырезания из бумаги: сохранение традиции
Искусство вырезания из бумаги: сохранение традиции
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве завершил работу очередной международный фестиваль "Древо жизни". Разъехались мастера, разобрана выставка, но остались самые радостные воспоминания. Как всегда, в фестивалях, которые организует Детский центр музея, участвовал и Домодедовский детский экологический центр, который проводит большую работу по сохранению и распространению традиции почти забытого в России искусства вырезания из бумаги.
В рамках фестиваля прошла уже восьмая, организованная автором, международная выставка вырезных работ. Неслучайно именно в Домодедове возникла идея проводить международные симпозиумы и выставки. Дело в том, что в Домодедовском историко-художественном музее хранится коллекция художественных вырезок из бумаги, собранная академиком, доктором технических наук А.М.Петриченко. В неё входят произведения художников-вырезальщиков из разных республик бывшего Советского Союза, Польши, Германии, Японии, Вьетнама, Мексики и других стран. Большую часть коллекции, насчитывающей около 20 тысяч листов, составляют работы китайских мастеров из разных провинций.
На первой международной выставке "Бумажные вырезки мира-89", проходившей в г.Вильнюсе, коллекция была отмечена специальным дипломом ЮНЕСКО и призом. Созданная в Домодедовском музее галерея стала первой и пока единственной в России постоянной экспозицией этого искусства. Однако работы русских как народных, так и профессиональных мастеров представлены в ней крайне скудно.
Между тем традиция вырезания из бумаги в России насчитывает не одно столетие. В экспозиции Государственного Исторического музея в Москве мы видим первые, очень простые симметричные кустодии, прикрывающие большие государственные печати на документах времён царя Фёдора Алексеевича Романова, Петра Первого. Кустодии середины XVIII века, имеющие более сложное обрамление, демонстрируют существование уже развитой традиции симметричного вырезания из бумаги ножницами.
В Евангелии (из Суздальского музея), напечатанном в 1644 году на государевом печатном дворе, тонкая шелковая ткань, оберегающая раскрашенную иллюстрацию, вклеена в бумажную рамку с вырезанными в углах листиками. Каждый листик имеет особый симметричный узор. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что первые вырезные композиции в России были сделаны писарями и печатниками в середине XVII века.
Принято считать, что вырезание из бумаги в нашей стране было не столь распространено, как в Беларуси, Украине или, например, Литве. Но на самом деле это далеко не так. К сожалению, отечественные этнографы и искусствоведы никогда не уделяли должного внимания этому виду народного искусства и самодеятельного творчества. Интересно, что в собрании этнографического музея в Петербурге есть довольно значительная коллекция украинских вытынанок. Однако неизвестно, хранятся ли там резные бумажные подзоры с посудных и иконных полок, которые встречались в России повсеместно. Вырезанием узоров из бумаги, а также силуэтных изображений занимались жители городов и деревень, принадлежащие к разным слоям населения. Искусство силуэта, впервые появившись в кругу приближённых императрицы Екатерины II, постепенно стало модным увлечением. Миниатюрные силуэтные портреты – вырезанные, рисованные, сделанные в технике эгломизе на зеркальном или золотом фоне – были очень распространены в первой половине XIX в. и очень часто встречаются в собраниях художественных и краеведческих музеев. Только позднее вырезание из бумаги входит в быт небогатых людей. здесь оно служит в основном декоративным украшением.
Таким образом, это искусство постепенно расслаивается на две традиции. Одну из них, сформировавшуюся в дворянской и городской среде, можно назвать "учёной", культурной . Другая – низовая – возникла позже в мещанских, и ещё позже – в рабочих и крестьянских слоях населения. История "культурной" традиции русского силуэта известна благодаря книге Надежды Полуниной и Александра Фролова "Приятнейшая тень", исследованиям творчества Георгия Нарбута, Елизаветы Кругликовой, Мстислава Добужинского, художников Ефимовых и других мастеров русского искусства. Имена самодеятельных художников-силуэтистов нам практически неизвестны, но любителей вырезать портреты своих родных и друзей было довольно много.
Первой известной женщиной-художницей, работавшей в этой технике в России, была императрица Мария Фёдоровна, жена Павла I. С вырезанием из бумаги её познакомил Иоганн Фридрих Антинг, который в свои альбомы вместе с автографами известных людей, представителей высшего света, российских учёных, членов Академии наук, помещал их силуэтные портреты. С лёгкой руки этого талантливого художника, вырезание из бумаги стало модным видом домашнего художественного творчества, которое можно сравнить с рисованием в альбомах, вышивкой или кружевоплетением. Из чёрной или белой бумаги вырезали портреты, пейзажи, жанровые сценки. Они могли быть вырезаны и наклеены в один слой. Но встречались многослойные, объёмные композиции. Постепенно в быт зажиточных семей вошли бумажные куклы, домашний теневой театр, бумажные солдатики, толчком к созданию которых были промышленные немецкие и французские картонные и бумажные настольные игры и театры, во множестве продававшиеся в московских и петербургских магазинах .
Те, кто был беден, оживляли свой скудный быт бумажными подзорами для посудных полок, божниц и газетными занавесками. Известно, что во многих странах иконы украшали бумажными цветами и кружевами. Такие цветы, сделанные ещё в начале XIX века, есть в коллекции известного швейцарского художника-вырезальщика Уелли Хофера. В России в разных местностях также бытовала такая традиция. Она сохранилась и поныне. Путешествуя по Калуге и близлежащим сёлам, по Нижнему Новгороду и Арзамасу, по Ярославской области, мне довелось увидеть во многих церквах иконы, украшенные самодельными бумажными цветами. Некогда такие же бумажные цветы приносили на кладбище, а бумажными кружевами обрамляли край гроба.
На Юге Российской империи вырезными орнаментами было принято украшать беленые стены хат-мазанок, печи и окна. В Беларуси, Литве были очень распространены занавески на окнах и разного рода фиранки, имитирующие вышитые рушники над иконами. Позднее возникла традиция делать бумажные абажуры. Мария Александровна Бурганова – известный скульптор, искусствовед, вспоминала, что в 1970-е годы она обновляла на даче бумажный абажур. Несмотря на то что мы не располагаем собранием старых образцов вырезных орнаментов, в Домодедовском музее они представлены в виде реконструкций. На основе устных свидетельств, рисунков мы создаём реконструкции подзоров и занавесок предвоенного и послевоенного времени, чтобы восполнить недостающие страницы истории развития вырезания из бумаги в России.
Недавно мне довелось совершить небольшое путешествие по Швейцарии и Германии. Я посетила несколько частных собраний и музеев Швейцарии, а также присутствовала на традиционной выставке Союза вырезальщиков в музее Беллерив в Цюрихе. В Союз входит около 400 мастеров, работающих в самых разных жанрах, использующих разные материалы, инструменты, приёмы работы. Выставка ошеломила разнообразием направлений, жанров, техник, приёмов и вариантов дизайнерских решений. Союз проводит выставки, помогает в реализации работ: в городе Аарау работает небольшой магазин, где можно приобрести работы художников, членов Союза.
Большая экспозиция традиционных швейцарских вырезных пейзажей и вазонов с цветами представлена в частном музее в Шато д’Окс, который ведёт большую работу по сохранению и распространению традиционного искусства в Швейцарии. Один из лучших художников-вырезальщиков мира Уелли Хофер в своей мастерской в Тримстейне выставляет коллекцию художников разных стран Европы XVII–XX вв.
Уникальное собрание бумажных немецких, голландских и французских вырезных иконок XVII-XIX вв., пейзажных и жанровых композиций демонстрируется в галерее Ганса-Юргена Глатца в Бланкенбурге. В неё включено довольно большое собрание русских силуэтных портретов начала XX века. В основном это мужские профильные портреты в военном обмундировании. Если в швейцарской провинции мы видим большое количество русских силуэтов, то сколько их должно быть в России? Это заставило меня ещё раз задуматься о том, что отечественные искусствоведы непрофессионально пренебрегли этой темой в своих исследованиях.
Путешествуя по Германии, мне удалось познакомиться с великолепной немецкой художницей Урсулой Кирхнер, увидеть её коллекцию старых немецких силуэтов и бумажных иконок. А также побывать в одном из самых интересных музеев Северной Германии в старинном городе Вреден. В нём собраны вырезки художников разных стран мира, в том числе имеется небольшое китайское собрание.
Необходимо отметить опыт, широко распространённый в Литве, Беларуси и Украине, где вырезать учатся в общеобразовательных и художественных школах, кружках и объединениях. Все народные фестивали и праздники сопровождаются выставками народного искусства, и среди мастеров обязательно есть вырезальщики. В настоящее время в Союзе народных мастеров Литвы активно действует секция художников-вырезальщиков. Многие известные мастера активно ведут преподавательскую деятельность. Некоторые из них преподают в школах. Другие ведут досуговые кружки и объединения. Лаймуте Федосеева руководит студией в воскресной школе при костеле св. Игнатия в Вильнюсе. На открытии фестиваля "Древо жизни" она давала мастер-классы. В выставке участвовали пять её учениц, работы которых вызвали неподдельное восхищение зрителей. И никто не мог предположить, что эти дети не имеют никакого специального художественного образования.
Ещё в 20-х годах прошлого столетия в Украине вырезанию из бумаги учили не только в начальных и средних школах, но и в различных творческих объединениях . Здесь возникли и развиваются местные и авторские школы. Работают сотни мастеров – как профессиональных маститых художников, так и любителей самодеятельного творчества. Здесь регулярно проводятся фестивали, издаются книги и пособия. В 2011 году в Могилеве-Подольском прошел Первый международный фестиваль вытынанки.
Интереснейший материал по истории этого искусства в Украине и России можно прочитать зайдя на созданный недавно сайт "Украинская вытынанка". Он имеет русскоязычную версию и потому сразу стал интернациональным. Здесь представлены не только ведущие художники всех областей Украины, но также мастера из Беларуси, Литвы, России, Молдовы и Грузии. На сайте опубликованы биографии многих национальных мастеров, а также статьи и книги по вырезанию из бумаги, которые трудно найти в библиотеках и книжных магазинах. Сайт – лучшее подтверждение тому, что народная традиция вырезания из бумаги продолжает бытовать в разных странах, в изготовлении различного рода гирлянд на елку, бумажных кружев, открыток, закладок иллюстраций, мультфильмов, сувениров, и, может быть самого распространенного вида самодеятельного творчества – снежинок.
В России также есть художники, отдающие предпочтение этому виду искусства. Наиболее известны Александр Гусев, Виктор Нечаев, Людмила Ярославцева из Москвы; Анна Спарышкина из Малаховки, Игорь Бабаянц из Подольска и Валентина Лебедева из Клина Московской области; Наталья Лазарева и Ирина Зубер-Яникум (доктор физико-математических наук, самобытный художник) из Петербурга, Инна Шабунина из Новосибирска. Наталия Дигор, живущая недалеко от Хабаровска, свои бумажные композиции строит на основе традиционных нанайских орнаментов и сюжетов, которые использовались в вышивке и аппликации из рыбьей кожи и также занимается традиционной нанайской аппликацией из рыбьей кожи.
В начале 2000 годов в Домодедовском музее создавалась галерея художественной вырезки из бумаги. Возникла идея объединить всех интересующихся этим искусством людей вокруг уникальной коллекции музея. С этой целью был проведен первый международный симпозиум по искусству вырезания из бумаги, на котором были сформулированы цели и задачи нашей деятельности. Среди которых важнейшая – сохранение и распространение традиций искусства вырезания из бумаги в России. С 2006 по 2012 гг. прошли четыре Международных симпозиума, были опубликованы сборники материалов всех симпозиумов, в настоящее время идет подготовка к пятому симпозиуму, который состоится в декабре 2013 года в Москве и Домодедово .
Интересно, что в учебные программы общеобразовательных и художественных школ входит изучение рисунка, живописи, разных видов декоративно-прикладного искусства. Но нигде нет преподавания вырезания из бумаги, как особой техники изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Между тем ещё в XIX веке художники ценили ее простоту, доступность материала, выразительность, символичность, декоративность и ставили вопрос о преподавании вырезания в школах. Художница Екатерина Евгеньевна Лебедева посвятила себя редкому искусству вырезания. Художница охотно показывала приёмы вырезания детям и взрослым в садах и парках столицы в 1936 году вышла книжка по вырезанию из бумаги – "Ножницы-художницы". Позднее она была переиздана в несколько изменённом виде и стала настольной книгой любителей вырезать на многие десятилетия. Активно занимается внедрением в образовательный процесс искусства вырезания из бумаги Ирина Лыкова, доктор педагогических наук, доцент Института художественного образования. С 2013 года вырезание из бумаги входит в программу художественного воспитания детей "Ладошки", которая широко используется воспитателями детских садов во всех регионах нашей страны.
Детский экологический центр являлся одним из организаторов Первого Международного детского фестиваля по искусству вырезания из бумаги 4Черное на белом, который состоялся в мае 2010 года в Москве и Домодедово, а также большой выставки в библиотеке Иностранной литературы, где были представлены работы педагогов, детей и даже родителей. После этого было проведено еще несколько международных детских выставок в Адлере, Сочи и Хосте, в Пскове и Москве. Последняя большая выставка прошла в рамках фестиваля "Древо жизни" во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в мае-июне 2013 года. Фестиваль "Древо жизни" продолжает давнюю традицию фестивалей декоративно прикладного искусства, учителя представляли работы своих учеников, и многие ведущие мастера давали мастер-классы для посетителей музея. Насколько мне известно, это единственный фестиваль, который имеет такую большую и продуманную программу возрождения интереса к народному искусству в Москве и России. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в наше время стирания национальной самобытности, особенно в таких мегаполисах, как Москва, остается единственным хранителем русской народной культуры. И он не только хранит, но и пропагандирует ее, проводя столь значимые для всех фестивали, которые показывают насколько важно теперь возрождение интереса к своим истокам. Фестиваль – детище детского центра музея, и потому большинство его посетителей – дети и их родители, которые с огромным интересом посещают различные мастер-классы.
Представленные на фестиваль детские работы на тему Птица-радость демонстрируют удивительное разнообразие школ, приёмов и техник вырезания и новые возможности детского творчества. Открывают экспозицию работы "Птицы у древа жизни" и "Павлины", они созданы по мотивам тверских вышивок. Первая работа повторяет вышивку свадебного полотенца 1890 года из деревни Филино Иворовской волости (Старицкого района). Вторая – вышивку полотенца из Новоторжокской волости XIX в. Работы самых маленьких участников выставки – Наташи Лукьяновой (пяти лет), Егор Хроменко и Егора Волина (им по шесть лет) – соседствуют с работами тех, кто не первый год занимается вырезанием. Лалетина Лиза, Ракчеева Соня и Нюлюфер Кабилова вырезали симметричные композиции с птицами. Оригинальные композиции Нины Панченко и Насибы Сейфатовой могут украсить любой интерьер.
Дети – наши "дитяти", наши птенчики, птички, птицы счастья и птицы радости. Возникла идея использовать известную всем тему детской ладошки как птички. На эту тему сделаны работы Максима Маркова, Ирины Макаровой, Кати Государевой, Насти Кравцовой, Наргели Сейфатовой, Исмаила Мухамбетова и других.
Нам хотелось привлечь внимание художников и педагогов к неповторимым декоративным свойствам рваной аппликации, "вырыванки", как называют ее на Украине. В этом году к участию в нашей программе фестиваля и в выставке удалось привлечь двух замечательных украинских художниц, которые много и плодотворно работают в этой технике: Ольгу Шинкаренко из Киева и Ирину Покиданец из Николаева. Вместе с работами украинских мастеров и их учеников мы показываем работы маленьких домодедовцев – "Павлина" Наташи Лукьяновой и "Утицу" Маши Царевой.
Цветовую симметрию, или, как её ещё называют, "антисимметрию", где изображение меняет цвет, использует как выразительный прием Консулова Татьяна, ученица Татьяны Леонидовны Яворской из Адлера. Ее педагог в своих простых по цвету и лаконичных по форме работах демонстрирует тонкое понимание техники и специфических изобразительных свойств этого искусства, свободное владение приемами силуэта, изготовления многослойных вырезок, которые подчеркивают объем и усиливают эффект рельефного изображения.
Вазон с цветами и птицами, райские птицы – излюбленный сюжет многих украинских вырезальщиков. Людмила Бабич и ученицы ее народной студии из посёлка Царичанка создают букеты, символизирующие вечно цветущее райское древо, Древо жизни с птицей на нём – в традициях многослойной и разноцветной «петриковской вытынанки». Имея возможность делать несимметричные композиции, так как картины создаются из отдельных элементов методом аппликации, петриковские художники стремятся достигнуть симметрии, равновесия и порядка, которое так свойственно идее Мирового древа.
Марианна и Валерий Любас из Кривого Рога преподают декоративно-прикладное искусство в одной из музыкальных школ. Известные на Украине художники-вырезальщики создали свою самобытную, не похожую на другие, «криворожскую школу» вытынанки.
В Литве сложилась очень узнаваемая национальная школа вырезания из бумаги. Мастер народного искусства Лаймуте Федосеева со своими ученицами демонстрирует высочайший уровень владения техникой, традиционную для Литвы приверженность простым контрастным черно-белым цветовым решениям, максимальную выразительность образов при использовании минимума средств.
Так, постоянно работая совместно с Домодедовским музеем, создавая совместные проекты международных выставок и фестивалей, мы находим единомышленников в разных регионах нашей страны. Музей декоративно-прикладного искусства всегда поддерживает нашу работу по возрождению искусства вырезания в нашей стране.
Оставить комментарий