Воспитывать театром

Воспитывать театром

С заслуженным работником культуры Российской Федерации Евгением Юрьевичем САЗОНОВЫМ, председателем орг­комитета Открытого петербургского форума «Образование средствами театра» беседует Михаил Юрьев.

Корр. Евгений Юрьевич, почему про эту встре­чу говорят, что она – вторая?

Сазонов. Потому что первая состоялась в Мо­скве в ноябре 2012 года. Это была Всероссийская конференция памяти Леопольда Антоновича Сулер­жицкого, знаменитого "Сулера", ученика великого Станиславского, удивительного человека и одного из первых российских театральных педагогов. Именно Сулержицкий, творчески восприняв откры­тия Станиславского в области театра, его систему, впервые задумался не только о её театральной сути, но и о её педагогическом, воспитывающем значе­нии. Посудите сами – одно из главных требований системы, созданной великим реформатором театра, было требование воспитать человека. Можно даже написать это слово с большой буквы – Человека. Не актёра или режиссёра, что само собой разумеется, а именно Человека! Потому что с Человека начинает­ся всё – театр, искусство, вообще жизнь.

Корр. И им заканчивается...

Сазонов. Можно сказать и так. В каком-то смысле – безусловно. Сулержицкий раньше других понял эту важную роль театральной педагогики, создал свою студию, где учил своих учеников не только театральной профессии, но и жизни. Должен сказать, что одной из ключевых тем петербургской встречи станет именно тема ученичества, понятая не только как возможность передавать и усваивать те или иные знания или навыки (в нашем случае – театральные), но более широко – как творческое и человеческое взаимодействие учителя и ученика, как взаимообогащение, если хотите – как искусство.

Корр. Это сложное искусство!

Сазонов. И прекрасное! Вспомните, у Экзюпери: "Главная роскошь – это роскошь человеческого общения". В подзаголовок нашего форума мы вы­несли слова: "Великие Учителя". Речь не только о Сулержицком?

Сазонов. Есть ещё два имени, два великих имени, о которых нам хотелось бы поговорить. Это Матвей Дубровин и Зиновий Корогодский. Мне выпало счастье лично знать их обоих, учиться у них. Мат­вей Григорьевич Дубровин в середине прошлого века создал в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, уникальную систему воспитания детей театром. Это очень сложная система, философская, но если го­ворить простым языком, она предполагает полное, целостное, как говорят ученые, погружение ребенка в театральное пространство, в театр как таковой.

Зиновий Яковлевич Корогодский, можно ска­зать, открыл новую страницу в истории детского театра.

Корр. А о чём ещё, кроме знакомства с твор­ческим наследием великих учителей, шла речь на форуме?

Сазонов. О важнейшем явлении, которое мы объ­единяем под одним названием: школьная театраль­ная педагогика. Она необыкновенно разнообразна в своих формах, методах, проявлениях. Начнём хотя бы с того, что "ШТП" (так ласково мы называем это вполне научное и серьёзное направление) корнями уходит в далёкое прошлое, вглубь веков. Уже в XV~ веке были школьные театры! А сегодня их количе­ство увеличивается день ото дня. И это ещё не всё: речь ведь идёт о том, чтобы сделать театр одним из предметов, который изучают в школе, ввести его в школьную программу. И о том, чтобы разные ме­тоды театральной работы – этюды, ролевые игры, освоение предлагаемых обстоятельств и многое другое – использовать при изучении самых разных школьных предметов: не только литературы и ино­странных языков, но даже математики, физики, географии и тому подобного. Так давно уже сделано во многих европейских странах. И, поверьте, польза от этого – великая!

Корр. Воспитание квалифицированного зрителя?

Сазонов. И это тоже. Но главное – человека! Культурного, современно мыслящего человека XX~ века. Мы с вами об этом уже говорили.

Корр. Можно повторить еще раз.

Сазонов. Много раз можно и нужно повторять: Театр и Образование – две вещи неразрывные. Радостно сознавать, что наше общество стало это понимать. Судите сами – в попечительском совете нашего форума – выдающиеся деятели российского и мирового театра: Лев Додин, Александр Галибин, Вениамин Фильштинский. Педагогическая наука представлена такими крупными именами, как пре­зидент научно-образовательного комплекса 4Сураоя профессор Г.М.Иманов, президент Петровской ака­демии наук и искусств, профессор Л.А.Майборода, Генеральный директор Санкт-Петербургского Двор­ца творчества юных М.Р.Катунова.

Корр. Ну что же... Как говорится, удачи и счастливого пути детскому театру!

Сазонов. Я уверен, что он таким и будет.

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 15

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.