Предмет «Изобразительное искусство в средней школе в системе развивающего обучения
Предмет «Изобразительное искусство в средней школе
в системе развивающего обучения
(Концепция Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)
В течение ряда лет в своей педагогической практике я использую программы "Изобразительное искусство и художественный труд для начальных классов" и "Изобразительное искусство для V-VI классов", разработанные Ю.А.Полуяновым рамках концепции развивающего обучения (системы Д.Б.Эльконина–ВВ.Давыдова). Однако последние годы конкретные условия нашего образовательного учреждения не позволяли использовать эти программы в том виде, как они были созданы автором. Дело в том, что программы Ю.А.Полуянова предусматривали последовательное и целенаправленное воздействие на ученика, формирование у него учебных действий, развитие способностей и т.п., начиная с I класса. Наше же образовательное учреждение – гимназия. Дети приходят к нам в V класс из разных школ, где обучались по разным программам и имели разный опыт изобразительной деятельности. Попытка продолжить обучение их по программам V класса не увенчалась успехом. У них не были сформированы необходимые навыки. В частности, они не могли работать самостоятельно, с трудом справлялись с выбором индивидуального творческого замысла, а также с его реализацией, предпочитая работать по образцу. Художественные произведения воспринимались и понимались ими в основном на уровне сюжета, собственно изобразительных особенностей они просто не видели. Кроме того, многие из них были плохо знакомы даже с основными изобразительными инструментами и материалами (краски гуашь, акварель, тушь, кисти разной величины т.п.) и соответственно не владели способами работы с ними. Поэтому при помощи и поддержке кандидата психологических наук Т.А.Матис был разработан вариант программы, позволяющий сформировать у детей действия и навыки, необходимые для активного освоения данной программы и художественной деятельности вообще.
В связи со сказанным выше возник вопрос: 4А стоит ли в V классе стремиться работать именно по программе Ю.А.Полуянова?
Для нас выбор именно этой программы был принципиален. Прежде всего потому, что она направлена на развитие ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения [1, 5б]. Воображение – способность универсальная. Сформировавшись в художественной деятельности ребёнка, она проявляется не только в искусстве, но и в любой другой человеческой деятельности: в новаторстве, изобретениях, научных открытиях и т.д. Кроме того, по нашему мнению, эта программа в наибольшей степени соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам, в ней детально проработано и методически обеспечено формирование универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных).
Познавательный аспект обеспечивается отбором и последовательностью изучаемого материала. То, "чему учить", было взято нами из программы Ю.А.Полуянова практически без изменений (некоторые сокращения были обусловлены возрастом учеников). На изобразительном материале дети осваивали структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии (мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие, согласованность форм, цветов и т.д.) детально проработанные в эстетике [2]. Это позволило построить учебный предмет от общего к частному [3], то есть наиболее экономичным способом задать общий способ действия с предметным материалом [4]. Так введение меры, связанное с установление смысловых и выразительных связей между изображениями, позволяет ученикам не только соединить эти изображения в целостный и выразительный рисунок, но и учит детей учитывать мерность по величине, форме, цвету, фактуре (хотя и в самых простейших градациях) в собственных действиях с инструментами и материалами. Например, краски гуашь: густые – средней густоты и жидкие; цвета: светлые – средней светлоты – тёмные; кисти: плоские (круглые) широкие – среднего размера – тонкие; линии, пятна, силуэты: крупные и средней величины – маленькие; формы: плоские и объёмные. Различие форм зависит от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц) и от движения руки с инструментом. Полученные линии, пятна, силуэты из цветной бумаги, различных тканей, объёмные формы из пластилина дети по-разному соединяют в различные изображения людей, животных, зданий т.д. Введение действий чередования и повторения переводит отношения мерности в ритм. Способы построения ритмов осваиваются в ходе решения учебных задач по поиску вариантов орнамента в полосе, на прямоугольной и неограниченной площади, при использовании одинаковых фигур (комбинаторные задачи). Мерой при этом служат сначала уже известные ученикам отношения величин и форм, потом отношения цветов. Деление ритма на отрезки делает понятной детям симметрию. Способы построения ритма и симметрии ученики реализуют в различных орнаментальных и декоративных работах гуашью, из фольги, цветной и чёрной бумаги, в коллаже, скульптуре, чеканке из тонкого металлопластика, в конструировании, изготовлении декоративных масок, а также в тематических живописных и графических работах. Нарушения симметрии дают возможность сформировать такие сложные представления, как равновесие в композиции и конструкции, движение в изображении, соразмерность величин и т.д.
Освоение этих понятий происходит в результате специальным образом организованного взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой. Причём это не «разговоры на определённую тему, а полноценная совместная учебная деятельность, когда между участниками происходит распределение учебных действий и операций с последующим обменом ими при выполнении учебных заданий. Иными словами, на занятиях в полном объёме реализуется коммуникативные учебные действия.
Регулятивные учебные действия формируются при целенаправленном формировании учебного действия оценки. (В программе Ю.А.Полуянова этому придаётся особое значение.) В ситуацию оценивания дети ставятся не только при выполнении учебных заданий и освоении новых способов художественной деятельности, но и на особо выделенной части урока, где по специальной методике происходит обсуждение собственных работ и произведений искусства.
Всё вышеописанное относится к процессу передачи знаний ученикам. Но изобразительное искусство – предмет специфический. Освоение только технологической стороны его просто уничтожает. Ведь творчество требует создания особых условий. Проблема единства учения и творчества в программе Ю.А.Полуянова решена за счёт особой структуры занятия. Практически каждое из них завершается самостоятельной работой, в которой должны реализовываться освоенные на уроках способы действия. Но эта работа выполняется по собственному индивидуальному замыслу ученика, то есть является творческой. Таким образом происходит формирование личностных универсальных учебных действий.
В заключение хотелось бы отметить, что, работая по программам развивающего обучения с младшими подростками, учитель может пользоваться пособиями и методическими публикациями Ю.А.Полуянова [5-10], делая незначительные поправки, связанные с возрастом учащихся. Сделать это ему поможет разработанное нами тематическое планирование для V, VI, VII классов. Программа каждого класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, в расписании желательно поставленных подряд. (Это связано со структурой занятия.) Данное планирование используется в течение многих лет в работе гимназии. Результаты обучения нас очень радуют. Главное – у детей сохраняется интерес и к предмету, и к искусству.
Литература
- Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии //Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.
- Посев А.Ф., В.П.Щербаков. История эстетических категорий. М.: «Искусством, 1965.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: «Педагогикам, 1986.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд: Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. М.: «Вита Пресс, 2001. С 248-263.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита Пресс, 2003.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. Пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита Пресс, 2004.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. Пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита Пресс, 2005.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. Пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита Пресс, 2007.
- Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Конструкция – пропорции – экспрессия. Изобразительное искусство в 5 классе // «Искусство в школен, 2008. Ы 1, 2, 3, 4.
- Матис Т.А., Сотникова С.С. «Я – другой, Искусство маски //«Искусство в школен, 2007. з3.
Тематическое планирование по курсу
«Изобразительное искусство и художественный труда.
V КЛАСС
Введение.
Цель: диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. знакомство с культурными способами начертания различных линий.
Задачи: познакомить с работой красками гуашь и различными кистями, с приёмами наложения красок. Пятно – след движения кисти по бумаге; показать ученикам, как можно создать живую выразительную фигуру, соединяя различным образом пятна.
Тема 1. Стартовая работа. «Город художников. 2 ч. Тема 2. Линии и пятна. "Соедини пятна во что-нибудь интересное". 2 ч.
Раздел I. Цветоведение. Раздел II. Отношение тепло-холодности.
Цель: сформировать у детей основу колористической способности – умение соподчинять друг другу формальные и содержательные признаки отношений между цветами.
Задачи: сформировать способ создания и восприятия цветовой целостности; критерий согласованности цветов, основанный не на отдельных признаках цвета (светлотность, насыщенность, яркость), а на цветовой гармонии; понятие тепло-холодности – формальные (для отдельных цветов), относительные (для цветов в сочетании).
Тема 3. Найди середину. Проведи прямую линию. Светлотный ряд цвета. 2 ч.
Тема 4. Сделай разные цвета из одной краски. Соедини пятна в картину. 2 ч.
Тема 5. Цветовое равновесие на картине. Как увидеть чужой цвет? Сближение по светлотности. 2 ч. Тема 6. Оптическое смешение цветов. Группировка по цветовому тону. Мозаичная картина. 2 ч.
Тема 7. Декоративное рисование "Моя рука гуляет по..." 2 ч.
Тема 8. Декоративное рисование "Сказочные цветы" 2 ч.
Тема 9. Теплые и холодные цвета. Композиция "О жарких и холодных странах". 4 ч.
Тема 10. Кто живёт летом в траве, в воде, на земле. 2 ч.
Раздел III. Ритм.
Раздел IV. Симметрия.
Цель: Ввести общий способ построения композиции и конструкции в художественной деятельности через ритм и симметрию.
задачи: научить общим способам построения разных ритмов; познакомить с общими способами построения симметрии; продолжить освоение приёмов декоративного рисования.
Тема 11. Ритм в жизни и в искусстве. Основа ритма – повторение и чередование. Начертание схем ритмичного орнамента в полосе. Поиск разных вариантов построения ритма. Комбинаторная задача. 2 ч.
Тема 12. Что такое симметрия. Рисуем двумя руками. Симметричная фигура. 2 ч.
Тема 13. Оттиски. 2 ч.
Тема 14. Декоративные плоские маски. Зеркальная симметрия. Аппликация из бумаги. 2 ч.
Тема 15. Что такое контраст. Световой контраст. Градации смешения чёрного и белого. Монохромный рисунок по наблюдениям. 2 ч.
Тема 16. Цветовой контраст. Найди сочетание контрастных и родственных цветов. Декоративный рисунок. 2 ч.
Раздел V. Обобщённые очертания предметов и изображений. Пропорции изображения и композиции.
Цель: сформировать у детей способность обобщённого видения и изображения очертаний предметов.
задачи: ввести способ рисования различных изображений, используя понятие обобщённого очертания изображения; донести до учеников главные эстетические принципы построения изображения – красота формы очертаний и пропорций (для очертаний – согласование форм, линий; для пропорций – это соразмерность величин общих и между частями изображения.)
Тема 17. Обобщённые очертания предметов. Форма очертаний – главный признак узнавания предметов. 2 ч.
Тема 18. Изображение животных. Пропорции при изображении животных. 2 ч.
Тема 19. Рисование животных, учитывая обобщённые очертания. 2 ч.
Тема 20. Многофигурная композиция "Животные и их детёныши". 2 ч.
Тема 21. Скульптура из пластилина. Животные. 2 ч. Тема 22. Графика. Пробы пера. 2 ч.
Тема 23. Фантастическое животное. 2 ч.
Раздел VI. Равновесие композиционное и конструктивное.
Раздел VII. Динамичное и статичное равновесие композиции и конструкции.
Цель: ввести в художественную деятельность учеников зрительное представление о структуре пространства рабочего поля рисунка, чтобы они легко в нём ориентировались, размечая композицию своей творческой работы. Опираясь на физические понятия веса и равновесия, ввести в художественную деятельность учеников представление о равновесии композиционном. Показать, что тяжесть и лёгкость изображений зависит от их величины и места в пространстве картины.
Задачи: дать ученикам первичное представление о композиционном равновесии и о способах его построения на картине; показать, что любые изображения на картине будут выглядеть подвижными или неподвижными, в зависимости от того, в каком месте листа они находятся, как связаны друг с другом.
Тема 24. Структура рабочего поля картины. Диктант 2 ч.
Тема 25. Композиционное равновесие на картине. Силуэтная картина. 2 ч.
Тема 26. Цветовое равновесие на картине. Коллаж. Букет. 4 ч.
Тема 27. Как уравновесить фигуру. 2 ч.
Тема 28. Подвижные и неподвижные фигуры. 2 ч. Тема 29. Композиция "На школьном дворе" (краски гуашь). 2 ч.
Тема 30. Эскизы на пленэре. 4 ч.
VI КЛАСС
Раздел I. Наблюдение и изображение деревьев.
Цель: научить учеников замечать и передавать красоту и выразительность деревьев.
Задачи: научить передавать на своих рисунках различную форму очертаний, конструкцию составных частей (кроны, ствола, ветвей и т.д.), присущих всем деревьям и характерных для строения нескольких видов. Показать в очертаниях разных деревьев признаки симметрии, а в расположении веток – ритма.
Тема 1. Зарисовка с натуры. Пейзаж с деревьями. 4 ч. Тема 2. Портрет дерева (графика). 2 ч.
Раздел II. Объёмные изображения.
Цель: научить учеников видеть в жизни конструктивную основу любого объекта, то есть не только ту его часть, которая непосредственно видна наблюдателю, но и скрытую от глаз основу его строения.
Задачи: нарисовать коробок так, чтобы на рисунке были показаны не только видимые его стороны, но и те, что скрыты за ним. Пробуя различные соединения коробков, познакомить учеников с конструкцией объёмных предметов прямоугольной формы.
Тема 3. Объёмное изображение одного и двух коробков в разных положениях. Три коробка. Соединение прямоугольных конструкций. 4 ч.
Раздел III. Пространственные планы и композиции.
Цель: учить передаче изображения пространства на картине.
Задачи: ввести понятие глубины пространства на плоских изображениях; отношение величин изображений каждого плана, соединение и загораживание изображений; познакомить с основными архитектурными стилями; учить изображению с натуры городского пейзажа; познакомить с новым способом создания графических картин (линеарно-тональным).
Тема 4. Как передать глубину пространства на картине. 2 ч.
Тема 5. Три улицы. Пространственные планы, величина, пропорции, очертания и загораживание изображений. 2 ч.
Тема 6. Городской или сельский пейзаж. Рисунок пером по зарисовкам с натуры. 4 ч.
Раздел IV. знакомство с акварельной живописью. Цель: показать красоту и своеобразие акварельной живописи.
Задачи: показать основное отличие акварельной живописи от других живописных техник (прозрачность, смешивание красок); учить работать в различных акварельных техниках.
Тема 8. Пробуем акварель. Разметка рисунка под акварель. 2 ч.
Тема 9. Восточные подарки. Способы декоративной работы акварелью на цветном фоне. 2 ч.
Тема 10. Наш город. Оптическое смешение цветов. Акварельная живопись приёмами точечного изображения несмешанными красками. 2 ч.
Тема 11. Ещё один городской пейзаж. Двухслойная акварельная живопись. 2 ч.
Тема 12. Зимний пейзаж. Солнечный день. 2 ч. Тема 13. Зимний пейзаж. Пасмурный день. 2 ч. Тема14. Букет цветов и яблоко. Акварельная живопись "по сырому". 2 ч.
Раздел V. Конструирование объёмных форм из плоского листового материала.
Цель: познакомить с общими способами превращения плоского материала в объёмные формы. задачи: ввести действия сгибания и скручивания, как основу общего способа превращения плоского в объёмное; ввести приёмы надрезов и креплений; продолжать обучение чтению схем. Тема 15. Преврати плоское в объёмное. 2 ч. Тема 16. Выпуклая рамка. 2 ч.
Тема 17. Оригами. 2 ч.
Тема 18. Маски из листового материала. 4 ч.
Раздел VI. Нерегулярный ритм в живописи, графике и скульптуре.
Цель: органично ввести в художественную деятельность учеников новый для них вид ритма так, чтобы они поняли: нерегулярный ритм, хотя внешне и не похож на регулярный, ему не противоречит, а наоборот, расширяет богатые возможности построения живописных, скульптурных и графических картин.
Задачи: объяснить ученикам роль и способы построения нерегулярного ритма при рисовании; показать, что выразительность силуэта создаётся общей формой очертаний; показать как используя нерегулярные ритмы выразительно передать различные движения животных на земле, птиц в небе, рыб в воде т.д.
Тема 19. Ритм в живописи, графике и скульптуре. Поиск новых необычных ритмов. 2 ч.
Тема 20. Искусство силуэта. 2 ч.
Тема 21. Животные на земле, птицы в небе, рыбы в воде. Силуэтная картина с использованием нерегулярных ритмов. 4 ч.
Тема 22. Декоративная чеканка. 2 ч.
Тема 23. Наш город в разное время года.
VII КЛАСС
Цель курса: Теоретически и практически познакомить учеников с такими переломными явлениями в развитии изобразительной деятельности, которые могли бы настолько их заинтересовать, чтобы вызвать у них желание и стремление самостоятельно узнать об этом побольше. Это – во-первых. А во-вторых, дать подросткам средства понимания произведений искусства разных эпох через восприятие не только темы, сюжета и предметного содержания, а, прежде всего, через строение художественной формы картины, скульптуры и графики великих художников прошлого и нашего времени.
Раздел I. "Утро искусства"
Цель: путём содержательного анализа научных фактов привести учеников к самостоятельным выводам о происхождении изобразительного искусства, как вызванного потребностью в учении, где учение стало важным фактором развития сознания людей.
Задачи: Показать, что в таком развитии сознания учение охоте и учение умению изображать зверей были неразделимы и потребовали выработать общий способ, одинаково применимый и к охоте, и к рисованию. Этот общий способ художественного изображения будет называться ~соотношение конструкция – пропорции – экспрессия».
Тема 1. Загадка "Великого ледникового чуда". Изображение животных (конструкция, пропорции). 2 ч. Тема 2. Узнаваемость и выразительность изображений. Экспрессия при изображении животных. 2 ч. Тема 3. Сделай модель выразительной. 2 ч.
Тема 4. Как сделать животное смешным, забавным, потешным. Творческая работа в стиле гротеск. 2 ч. Тема 5. Эстетика природных материалов. Скульптура из природных материалов. 2 ч.
Раздел II. "Искусство маски".
Цель: Создать условия для освоения общего способа разных изобразительных искусств – соотношение конструкции-пропорций экспрессии – на примере плоского и объёмного изображения лица человека или мифического существа или морды животного. Моделями этого способа будут форма для маски из папье-маше.
Тема 6. Карнавальные маски. Эскиз и замысел карнавальной маски. 2 ч.
Тема 7. Лепка обобщённой формы выразительного образа маски. 2 ч.
Тема 8. Проработка формы частей маски. Наложение на форму папье-маше. б ч.
Тема 9. Обработка и окраска маски из папье-маше. 2 ч. Тема 10. Роспись красками и декорирование маски различными природными материалами. 2 ч.
Раздел III. "Человек – мера всех вещей". Искусство Древней Греции.
Цель: Рассмотреть вместе с учениками показательный для античного искусства феномен – канон Поликлета. Пропустив через собственную изобразительную практику, ученики должны осознать эстетическую и гуманистическую ценность учения Поликлета. Через принцип "золотого сечения" показать роль пропорций в гармоничном изображении человека.
Задача: создать модель общего способа построения конструкции и пропорций фигуры человека. Тема 11. Великое наследие Эллады. 2 ч.
Тема 12. Модель строения фигуры человека. 2 ч. Тема 13.Экспрессия фигуры человека. 2 ч.
Тема 14. Творческая работа *Встреча человека и животного». 4 ч.
Раздел IV. "Духовное и телесное". Искусство Средних веков.
Цель: на материале византийского и готического канонов рассмотреть приоритет духовного над телесным и вещественным в изображении людей и архитектуре Средних веков. Показать своеобразие искусства Средних веков, как искусства переходного периода между античностью и Возрождением.
Тема 15. Средние века. Византийский канон. Искусство иконы. 2 ч.
Тема 16. Древнерусские храмы. Отражение "Византийского канона" в архитектуре. Приоритет духовного над вещественным. Внешний вид и составные части древнерусских храмов. 2 ч.
Тема 17. Готический канон. Архитектура Готики. Универсальность готического канона. Его отличия от норм древнерусского искусства. Типичные построения готических храмов. 2 ч.
Тема 18. Постройте "свой" храм. Задание на различение стилей архитектуры. Технология обводки очертаний храмов Древней Руси и Западной Европы (готики). 2 ч.
Тема 19. События из жизни людей Средних веков. Замысел. Выбор вида и техники изображения. Эскиз увеличение или уменьшение рисунка. План работы. Заготовка материалов. 4 ч.
Раздел 5. Великое открытие художников Ренессанса.
Цель: Познакомить учеников с новым приёмом выражения экспрессии, который в совокупности оказываются композицией картинного пространства – построением не натурального, а именно художественного пространства, выражающего замысел художника.
Тема 20. Значение эпохи Ренессанса. Возрождение античных идеалов. Рождение теории и практики гуманизма. Единство эстетики духовного и телесного. Героический энтузиазм Ренессанса. Последние каноны пропорций человека. 2 ч.
Тема 21. Великое открытие художников Ренессанса. Чего не было на картинах античных и средневековых художников, но стали разрабатывать учёные и художники Возрождения. Зарисовка пейзажа с натуры. 2 ч.
Тема 22. Поиск единых правил изображения пространства. Точка, которая ничего не изображает. Единые правила изображения пространства. Обсуждение зарисовок пейзажа с домами. Поиск положения точек в пространстве и на изображении. 4 ч.
Тема 23. Точка в пустоте недостроенной комнаты. Последовательный поиск конструкции линейной перспективы (упрощённый способ). Учебная задача. Рисунок-чертёж интерьера. 4 ч.
Тема 24. Противоречия между линейной перспективой и зрением человека. Искажение и неточности ренессансной перспективы. Механизмы зрительного восприятия человека. Обсуждение рисунка-чертежа комнаты. 2 ч.
Тема 25. Другие способы изображения пространства. Художественное черчение в Древнем Египте. Аксонометрия – королева перспективных систем. 2 ч.
Тема 26. Закончи построение перспективы на картине художника. Перспектива косоугольного изображения интерьера ("две точки схода"). Учебное задание. 2 ч.
Тема 27. Перцептивная перспектива. Общий способ изображения пространства: конструкция – пропорции – экспрессия. Художественное изображение пространства. Экспрессия – композиция картинного пространства. 2 ч.
Тема 28. Люди в интерьере или пейзаже. Творческое изображение событий в пространстве интерьера или пейзажа. 2 ч.
Оставить комментарий