Жизнь и Житие

Продолжая знакомить читателей с практикой преподавания религиозной культуры в учебных заведениях разного типа, обратим внимание на то, что ученики православной школы «Образ» знакомы и с античной культурой, с её основной направленностью и стараются осознать особенности христианского идеала в контексте мировой культуры, которая без идеала никогда не обходилась. Полагаем, что в светской общеобразовательной школе такой подход ещё более оправдан и даже необходим.

Т.Подъяблонская,
учитель литературы, заслуженный учитель РФ,
И.Свинарчук,
учитель литературы и МХК,
НОУ «Школа «Образ», пос. Малаховка Московской обл.

Жизнь и Житие

Конспект бинарного урока по литературе и мировой художественной культуре

Тема урока: «Образы первых русских святых Бориса и Глеба в литературе и живописи».

Продолжительность урока в VIII классе: 2 ака­демических часа.

Цель урока: проанализировать «Сказание и страдание и похвалу святым мученикам Борису и Глебу», выделив в анализе черты нравственного и духовного идеала, показать в произведении жи­тийной литературы черты канона и отступления от него; при знакомстве с произведениями иконо­писи увидеть совпадение в искусстве Древней Руси духовно-нравственного идеала и идеала эстетиче­ского (идеал красоты как идеал святости).

Методическая задача: обучение коллективно­му анализу художественного текста и произведе­ний изобразительного искусства.

Воспитательные задачи: воспитание культу­ры общения, культуры ведения беседы, культуры устной речи; привлечение внимания учащихся к духовно-историческим проблемам эпохи, создание условий для понимания учащимися духовного смысла её событий.

Оборудование урока: тексты "Сказания о Борисе и Глебе" у учащихся, компьютерная пре­зентация.

Оформление доски:

левое крыло:

«Святой – в христианстве благочестивый и добро­детельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели, пребывающий после кончины на небесах и молящийся перед Богом за живущих на земле.

Добродетель – положительное нравственное ка­чество человека.

Порок – недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине, добру». правое крыло: «ЖИЗНЬ – ЖИТИЕ БИОГРАФИЯ – АГИОГРАФИЯ» центр: тема урока и цитата:

«Велико значение дивного подвига свв. кн. Бориса и Глеба, явившихся первым цветом русского право­славия, первыми угодными жертвами, которые вы­ставила Богу Русская земля...»

Опережающее задание: перечитать "Сказание Борисе и Глебе", внести в таблицу "Христиан­ские добродетели и противостоящие им пороки" качества героев-антагонистов: Бориса и Глеба – с одной стороны, Святополка – с другой.

Ход урока.

Учитель литературы. Курс литературы в этом году знакомит вас с идеалами разных эпох. А что такое идеал?

Ответы. Это образец совершенства в какой-либо области. То, что превыше всего ценили. То, ради чего готовы были идти на жертвы. Идеал может быть нравственным и эстетическим: идеал нравственности и идеал красоты.

У.л. Каковы идеалы античности? Вспомните, ведь мы с вами изучали культуру Древней Греции и Рима на уроках МХК и литературы в течение первого триместра.

О. В античности мерой всех вещей является человек. Идеал человека – гармоническое со­вершенство, сочетание телесной красоты, силы, физической тренированности с благородством черт характера, мужеством.

В качестве иллюстраций к ответу демон­стрируются слайды. Слайд–вывод – формулиров­ка эстетического идеала античности.

Идеал классической эпохи Древней Гре­ции – калокагатия, единство «прекрасного и хорошего» как идеал воспитания человека, гармонически развитой личности. Гармония внешнего и внутреннего является условием красоты человека.

У.л. Древняя Греция и Древний Рим многое дали мировой культуре. Завершилась великая античная эпоха. На пороге нового времени жил Вергилий, предсказавший рождение Христа1. Он не дожил 19 лет до этого, Гораций умер через 8 лет.

Народы вступили в новую эпоху, приняли хри­стианство, а значит, совсем по-другому начали оценивать жизнь, деяния людей. Изменились пред­ставления о правильном и неправильном, о добре и зле. Совсем иным стал идеал. Новая эпоха создала новую культуру – храмовый синтез искусств: ар­хитектуру, монументальную (мозаика и фреска) и станковую (иконопись) живопись, христианскую литературу.

В качестве иллюстраций демонстрируются слайды по искусству Византии и Древней Руси.

У.л. Важнейшим жанром древнерусского искус­ства стали жития святых. Дайте определение жан­ра. Почему именно этот жанр стал так популярен?

Выводы из ответов. Житие святого – это об­разец жизни во Христе, пример идеальной жизни, образец для подражания. Цель жития – наглядно, на примере жизни отдельного человека, показать, что всё, чего требуют от человека заповеди, не только исполнимо, но не раз и исполнялось, стало быть, обязательно для совести, ибо для совести необязательно только невозможное. Житие – это назидание в живых лицах, а потому живые лица являются в нём поучительными типами.

У.л. Вдумаемся в слова. ЖИТИЕ – ЖИЗНЬ (на­писано на доске). Похожи слова? Есть разница? Как вы её понимаете? (Возможно обращение к словарю.)

Можно ли о любом человеке сказать, что у него житие ? Если нет – почему?

А у кого может быть житие? Чем человек может заслужить, чтобы написали его житие?

Сопоставьте ещё два слова: БИОГРАФИЯ – АГИОГРАФИЯ. (Житие – не биография, а нази­дательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии не портрет, а икона.)

По каким канонам писались жития?

Выводы из ответов. Житие – повествование о жизни святого, созданием которого обязатель­но сопровождается официальное признание его святости (канонизация). Как правило, в житии сообщается об основных событиях в жизни свя­того, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также об особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к  ним относятся, в частности, прижизненные и по­смертные чудеса). Житийная литература вместе с православием пришла на Русь из Византии. Там к концу I тысячелетия выработались каноны этой литературы, выполнение которых было обязатель­ным. Они включали следующее: излагались только исторические факты; героями могли быть только православные святые; житие имело стандартную сюжетную структуру, включавшую:

а) вступление;

б) благочестивые родители героя, детство;

в) уединение героя и изучение Священного Писания;

г) духовный подвиг;

д) предсказание собственной кончины;

е) благочестивая кончина или мученическая смерть;

ж) посмертные чудеса;

з) похвала святому.

Эти каноны были выработаны многовековой историей агиографического жанра и придавали житиям отвлечённый риторический характер.

У.л. Канон агиографического жанра подобен закону иконописи: он требует подчинения част­ного общему, растворения человеческого лица в небесном прославленном лике.

Первые жития, пришедшие на Русь, были пере­водными, рассказывали о раннехристианских мучениках и подвижниках. Какие из них вам известны?

О. Житие великомученицы Варвары, житие Алексия – человека Божия.

У.л. После принятия Русью христианства по­требовалось показать, что русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед Богом. Князья Борис и Глеб стали первыми святыми, кано­низированными русской церковью, признанными византийской церковью, признанными небесными молитвенниками "за новые люди христианские". Крестный подвиг Христа-страстотерпца лежит в основании Вселенской церкви. В основании рус­ской церкви – подвиг страстотерпчества князей Бориса и Глеба.

Специально для церковной службы в 80-е годы XI века Нестор создал «Чтение о житии и о погу­блении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба в соответствии с требованиями церковного канона. Опираясь на византийские образцы, он открывает "Чтение" обширным риторическим вступлением, которое приобретает публицистический характер, перекликаясь в этом отношении со "Словом о за­коне и благодати" митрополита Иллариона. Цент­ральная часть "Чтения" посвящена агиографии Бориса и Глеба. В отличие от "Сказания" Нестор опускает конкретные исторические подробности и придаёт своему рассказу обобщённый характер: мученическая смерть братьев – это торжество хри­стианского смирения над дьявольской гордыней, которая ведёт к вражде, междоусобной борьбе. Без всяких колебаний Борис и Глеб "с радостию" принимают мученическую смерть. Завершается "Чтение" описанием многочисленных чудес, сви­детельствующих о славе страстотерпцев, похвалой и молитвенным обращением к святым. Нестор со­хранил основную политическую тенденцию "Ска­зания": осуждение братоубийственных распрей и признание необходимости младшим князьям беспрекословно повиноваться старшим.

"Сказание о Борисе и Глебе" создано, по-видимому, в конце XI – начале XII вв. Оно не во всём следует канонам жанра, композиционной схеме. В чём отступления от канона? Что в центре внимания автора?

О. Нет подробностей детства. Выбран один эпи­зод из жизни.

У.л. Какой и почему?

О. Злодейское убийство их Святополком. Как приняли они мученический венец. Это и делает их святыми страстотерпцами. Это их путь ко Христу.

У.л. Но прославление этого христианского под­вига выдержано в духе агиографической литерату­ры. автор вводит в повествование монологи-плачи героев, их молитвословия. Эти монологи образны, лиричны, драматичны. Найдите их в тексте. Что они помогают понять?

О. Плач Бориса по отцу, внутренний монолог "На уме си помышляя", "Глаголаше в сердце своем".

У.л. Найдите приёмы церковной риторики – об­ращения к Библии, цитаты из посланий апостолов. здесь же и черты народных плачей – риторические восклицания и вопросы.

О. "Сказание" показывает читателю противо­речивость и сложность чувств героев. Они нелегко приходят к мысли о необходимости жертвы. В этом аналогия со Священным Писанием – моление о чаше в Гефсиманском саду. Борис, как и Христос, прощает своих убийц.

У.л. зачитайте эпизод гибели Глеба. Он тоже следует путём Бориса – и путём Христа.

О. Глеб молит о пощаде, но готов к мучениче­скому венцу.

У.л. С чем сравнивает себя Глеб?

О. С колосом, с виноградной лозой. И здесь па­раллель со Священным Писанием.

У.л. автор "Сказания", дабы ярче высветить подвиг святых, их путь к Господу, обращается к антитезе. (Вспомнить смысл термина). Где анти­теза? Чей это образ?

О. Святополк.

У.л. Какими эпитетами характеризует его автор? О. "Окаянный", "треклятый".

У.л. Что означает слово "окаянный"? (Обраще­ние к словарю.) Почему именно такими словами характеризует автор этого персонажа?

О. «От греха и злой плод бывает. (Вспомина­ется история рождения Святополка.) Святополк – олицетворение пороков!

У.л. Кто ведёт его? (Найти в тексте – дьявол.) Какому библейскому персонажу уподоблен?

О. Каину. Братоубийце.

У.л. Как наказан он?

О. Сошёл с ума и погиб. От его тела – смрад, контраст с благоуханием мощей.

Демонстрируется слайд «Христианские добро­детели и противостоящие им пороки».

Борис и Глеб:

  • блаженные, святые
  • упование на Бога
  • кротость, смирение, любовь
  • правда, честность
  • нестяжание, презрение к земным благам Святополк:
  • окаянный, треклятый
  • сатанинские помыслы
  • злоба, ненависть, жестокость
  • лживость, лицемерие
  • зависть, властолюбие

У.л. Посмотрите на левую колонку таблицы. Это христианские добродетели, и они представляют собой духовный идеал христианина. Наиболее полно он выражен в заповедях блаженства.

На экран проецируются девять заповедей блаженства в русском переводе:Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Цар­ство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуй­тесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. [Ев.от Матфея, гл.5, ст.3-12.]

У.л. Покажите, что святые Борис и Глеб соответствуют им и нет такой заповеди, которую не нарушил бы Святополк. О. (..)

У.л. Мы видим, что Борис и Глеб – идеальные герои жития, они воплощают в себе идеал святости. Ещё раз подумаем, почему именно Борис и Глеб – первые русские святые?

О. Борис и Глеб следуют при­меру святых предшественников. Перед смертью они вспоминают об убийстве родными других свя­тых и сознательно идут на крест.

У.л. Летописные своды по­зволили древнерусским книж­никам вписать историю родной земли во всемирный контекст, связать её судьбу с судьбами других христианских наро­дов. А жития, в которых про­славлялась праведная жизнь святых, давали читателю вы­сокий пример любви к Богу, самопожертвования и победы над человеческими слабостями и грехами. Сравнивая собственную жизнь с образцовым поведением святого, человек Древней Руси ужасался – и восхищался. Ужасал­ся, понимая, насколько сам он греховен и слаб; восхищался, убеждаясь, что есть, были и будут духовно крепкие люди, которые сумели одолеть в себе земное и просияли небесным светом. значит, нужно постараться изменить и свою собственную жизнь, веровать и каяться, стать лучше. Это важно всегда, но на первом этапе становления новой рус­ской цивилизации было важно вдвойне. Разрывая с прежними нравами, жестокими языческими обычаями, кровавой враждой, русичи нуждались в идеале, образце, примере. И чем более буйным и бесчеловечным был привычный им опыт выжи­вания в диких условиях, тем смиреннее и тише должен был оказаться идеал святости.

Чем житие так важно для нас в XXI в.? Может ли оно служить примером?

О. (..)

У.л. На выставке Ильи Глазунова у картины "Борис и Глеб" В.В.Путин сказал, что да, они, конечно, святые, но для нас они не могут служить примером. Они ведь просто легли и ждали, когда
их убьют, отказавшись от борьбы. А ведь они князья, они отвечают не только за себя, а и за страну.
Этим В.В.Путин подчеркнул коллизию между путём государственного и государева служения путём христианского подвига. Первые русские святые отказались от борьбы (как впоследствии семья Николая II). Хорошо ли это? Светская точка зрения – нет. Мы знаем, что последний византийский император Константин сражался с турками на развалинах Кон­стантинополя даже тогда, когда его все покинули и он остался один. Он был убит, и его тело нашли потом изрубленным в проломе стены. И его церковь тоже считает святым. Но есть высший голос, голос, который расслышали Борис и Глеб и пошли по другому пути. Много было князей, которые сража­лись до последнего, только сча­стья это никому не принесло. А христианский подвиг Бориса и Глеба, даже с точки зрения историко-политической, оказал­ся плодотворен: Русь прекратила усобицы и на Руси утвердилась христианская вера. То есть в прямом смысле русская право­славная церковь стоит на крови страстотерпцев, как Вселенская церковь стоит на крестном под­виге Христа. Действительно, что было бы, если бы Борис и Глеб оказали Святополку вооруженное сопротивление? Они были племянниками визан­тийского императора и могли рассчитывать на его военную помощь. Даже если бы они победили, то их победа воспринималась бы как завоевание, а утвержденная с помощью оружия православная вера – как вера захватчиков. Дальше – междоу­собная резня и откат в язычество.

Выразить идеал можно не только в словесном искусстве, но и в зримых образах. Как?

О. На иконе.

У.мхк. Что такое икона и для чего она?

О. Икона пишется для реальной встречи со свя­тыми. Она отражает духовную реальность.

Как зримо передать то, что ускользает от взгляда (духовное, не имеющее материального воплощения)?

Как выявить духовную красоту при помощи материальных средств?

Как вообще человеку в его земном творчестве вознестись к небу?

У.мхк. С помощью каких художественных средств она решается?

О. С помощью иконописного канона. Называ­ются черты канона:

  1. Условность изображения (не земной облик человека, а высота его духа в Царствии Небесном).
  2. Фронтальность, неподвижность (покой – со­стояние души в Царствии Небесном).
  3. Взгляд прямо на зрителя.
  4. золотой фон и нимб (сияние святости).
  5.  Ассист (светоносность).

б. Отвлечённость от индивидуальных черт, без­личная одухотворённость (не лицо, а лик).

7. Обратная перспектива.

У.мхк. Мешает ли канон проявлению индиви­дуальности иконописца?

О. Нет. Это традиция, внутри которой иконо­писец чувствовал себя свободным. Канон – это достижения предшественников, которые осваива­ются и используются. Икона отражает духовную реальность, а не внутренний мир художника, а для того чтобы её написать, изограф берёт благо­словение духовника, постится, молится, совершает аскетический подвиг, позволяющий ему хотя бы отчасти прикоснуться к Царствию Небесному. И только потом он пишет.

У.мхк. Найдите черты иконописного канона на иконах XIV века.

Демонистрируются слайды. См. илл. на 2­й и 3­й страницах обложки.

О. Статичные позы, фронтальность, взгляд на зрителя. Нет архитектурного фона...

У.мхк. Борис и Глеб не стоят на земле, а как бы парят в воздухе, чудесным образом являясь верующему. Лики сосредоточенны и печальны. Иконописец сохранил в этих ликах то индивиду­альное начало, которое, возможно, лежит в основе древнейших изображений Бориса и Глеба. Помимо крестов, являющихся знаком мученической смер­ти братьев, в их руки вложены мечи – атрибуты княжеской власти. Фигуры даны неподвижными и почти совершенно плоскими, ведущая роль при­надлежит линии – строгой и сдержанной. Преоб­ладают спокойные вертикали, подчёркивающие стройность фигур.

У.мхк. Что скажем о колорите? При всём осле­пительном богатстве красок иконы её колорит отличается редким лаконизмом и удивительной последовательностью, поскольку любой цвет с неотвратимостью вытекает из другого, который он дополняет и усиливает (показать на слайде). Найдите цветовую и орнаментальную «рифмуя.

О. (..)

У.мхк. О чём она говорит?

О. На иконе очень близкие друг другу люди, они существуют нераздельно, хотя и неслиянно.

У.мхк. Цвет доведён до такой чистоты зву­чания, а плоскостной силуэт приобрёл такую графическую выразительность, что эту икону можно рассматривать как своеобразный пролог ко всей дальнейшей русской иконописи. Эта икона ещё близка к памятникам XIII века. Лишь более сочная и объёмная трактовка ликов с помощью плавей указывает на XIV столетие. [Плавь – жидкое письмо с использованием тонкого слоя краски, накла­дываемого на все элементы композиции.]

У.мхк. А теперь мы посмотрим житийную икону Бориса и Глеба. Вот оно – житие в живописи. Эта икона написана около середины XIV столетия. Те же черты, но лики даны в ракурсе (полуоборот друг к другу). И фигуры уже не парят, а стоят на земле.

Самой сильной частью иконы являются лики. В ликах – подкупающая доброта и мягкость. Борис – образ русского витязя. В обрамляющих централь­ные фигуры клеймах рассказана печальная повесть о злодейском убийстве обоих братьев, рассказана сжато и ясно.

Слайд. Клеймо «Борис видит сон о смерти своей».

Что происходит в этом эпизоде?

О. Спящий в шатре Борис видит пророческий сон о своей гибели. Ему является черный зверь, напоминающий волка.

У.мхк. С этим образом в Древней Руси связы­валось представление о близости смерти. Сравните эпизод клейма со "Сказанием". Есть ли в нём этот эпизод?

О. Буквально нет. Вероятно, иконописец поль­зовался не "Сказанием", а каким-то другим ис­точником, может быть, устным преданием, даже не церковным, а фольклорным. Но в "Сказании" повествуется, что душа князя наполнилась «печа­лью крепкой, тяжкой и страшной. Над Борисом участливо склонился отрок, оберегающий его сон. В "Сказании" он, несколько позднее, утешает свое­го объятого скорбью «милого господина.

У.мхк. Ограничившись лишь самым необходи­мым, художник сделал акцент на фигуре зверя, чей чёрный силуэт зловеще выделяется на белом фоне шатра. При взгляде на этого зверя зрителю сразу становится ясно, что над князем нависла великая беда. Таков лаконичный язык русской иконы, в лучших своих образцах понятный с полуслова, с полунамёка.

Слайд. Клеймо «Убиение Бориса и Георгия Угрина».

У.мхк. Что изображено? Сравните со "Сказанием".

О. Фон, как и в предыдущем случае, – шатёр и горка. Один из убийц наносит удар копьём, другой пронзает мечом отрока, княжеского слугу Георгия Угрина. Тот пытается прикрыть своим телом поверженного князя и произносит при этом трогательные слова: "И не оставлю тебя, господин мой дорогой. Где красота тела твоего увядает, там и я положу живот свой".

У.мхк. Иконописец так расположил фигуры, что они все направлены к лежащему на земле Борису. Их склонённые головы размещены по диагонали, как бы подводящей взгляд зрителя к лику умирающего князя. И этой диагонали вторит силуэт шатра. Такими простыми средствами ико­нописец достигает образности и ясности рассказа.

Слайд. Клеймо «Тело Глеба в пустыне между двумя колодами».

У.мхк. Что изображено? Сравните с текстом "Сказания".

О. Это эпизод с брошенным в пустыне телом убитого князя, покоящимся между двумя колодами. (Так назывались выдолбленные стволы дерева, в которых славяне хоронили покойников.) В «Ска­заниия есть рассказ о внезапно появившемся огненном столпе, горящей свече и пении ангелов, которые привлекли внимание про­ходивших охотников и пастухов. Те подобрали тело и увезли его к Ярославу. На иконе изображается только первая часть эпизода, то есть тело между двух колод, ог­ненный столп и ангелы.

У.мхк. Разреженная асимме­тричная композиция поражает той внутренней собранностью, которая особенно характерна для икон XIV века.

А вот чудотворная икона XV века – века расцвета русской иконописи. Чем отличается она от предыдущих икон по живопис­ному языку?

О. Фигуры не фронтальны, а повернуты друг к другу, более нарядны одежды, складки драпи­рованы. Фигуры стоят на земле. Перекрёстная рифма цвета, да ещё контрастные цвета – красный и зелёный. И опять киноварь – цвет мученичества. Лик Глеба – свет­лый, нежный, почти детский.

У.мхк. Более поздний канони­ческий сюжет – Борис и Глеб на конях. Братья изображены так, как они являлись русским воинам для помощи в битвах. Это икона новгородской школы 1337 г. Чем подчёркнуто их братство?

О. Два силуэта наложены друг на друга. Сохраняется перекрёст­ная рифма цвета.

У.мхк. Отметим черты новго­родской школы иконописи: тяже­ловесность коней, их богатырство, попытки сделать их объёмными. Фон закрыт окладом. Скорее всего, оклад наложен в XVII веке.

Слайд иконы XIV века «Борис и Глеб на конях».

Как передана их святость?

О. Кони парят, а не ступают по горке. Более тонкая и богатая рифма цвета. (Рассмотреть подробно.) Двое как бы сплетаются в один образ. Светоносный золотой фон. Глеб смотрит на Бориса, как бы вопрошает – младший у стар­шего. У старшего – взгляд мимо зрителя на что-то, нам неведомое (мученичество?).

У.мхк. Придумаем эпитеты по ассоциации с изображённым на иконе. (Слова по мере произнесе­ния записываются на доске.)

О. Изумрудный, праздничный, изящный, юный и др.

У.мхк. Теперь существительные.

О. Светоносность, лёгкость, бесплотность, победа, воинство, братство, гармония, благослове­ние, любовь, единство, власть, смирение, кротость, опора и т.д.

У.мхк. Глаголы?

О. Парят, приходят на помощь, сияют святостью и юностью, ле­тят, скачут, благословляет, на­правляет.

У.мхк. Теперь каждый в тетра­ди напишет небольшой фрагмент текста, может быть, несколько фраз, отражающих ваше впечат­ление от иконы (не более 5 минут).

Обобщим наши наблюдения.

Так в чём же эстетический идеал древнерусского искусства? Почему мы любуемся иконой? Что создаёт её красоту?

О. Святость.

У.мхк. Идеал красоты в древ­нерусском искусстве – это идеал святости. Святая Русь – не реальность, а идеал! (Ср. с древнегрече­ским идеалом.) Эстетический идеал совпадает с духовным. Прекрасно то, что свято. Идеал красоты – это идеал святости.

На следующем уроке читаются и обсуждаются творческие рабо­ты; используя слайды, учащиеся уясняют, как в течение XVII века разрушается художественная си­стема русской иконописи. Даётся понятие о разнице между карти­ной и иконой.

Домашнее задание по лите­ратуре: ориентируясь на разли­чия иконы и картины, письменно сформулировать разницу между житием и биографическим пове­ствованием.

1 Имеется в виду эклога IV, где поэт предрекает скорое рождение божественного младенца, которое обновит весь мир.

Вергилия называют «пророком язычников», одним из «христиан до Христа». Его изображения встречаются в христианских храмах. В «Божественной комедии» Вергилий сопровождает Данте до самых райских врат, но дальше идти не может.

Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 36-41

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.