«Звучащие картины»

Н.Курочкина,
учитель музыки Вологодского многопрофильного лицея

«Звучащие картины»

Урок Но музыке в V классе (2-й урок 2 четверти)

На  предыдущем уроке дети подробно знако­мились с фрагментами симфонии-действа

В.А.Гаврилина "Перезвоны" (учебно-методический комплект (УМК) к Программе «Музыка». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2012) и получили домашнее задание: подобрать из учебника по ли­тературе отрывки прозы или стихотворения рус­ских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке.

Ход урока.

У. Ребята, на прошлом уроке мы говорили об из­вестном писателе, актёре и режиссёре. Вспомните его имя. (Показ портрета на слайде.)

Д. Василий Макарович Шукшин.

У. Молодцы! Найдите в учебнике (с.30) ту мысль Шукшина, которая произвела на вас наибольшее впечатление, и объясните свою точку зрения.

Д. (Могут быть варианты.) "Дело, наверное, в том, что даёт родина каждому из нас в дорогу..." Главная мысль в том, что судьба человека – это трудная дорога.

У. Я думаю, что музыка, которая сейчас про­звучит, поможет вам вспомнить имя композитора, нашего земляка, который родился в городе Кадни­кове Вологодской области и детские годы которого прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. (Звучит   Вечерняя музыка» из симфонии-действа "Перезво­ны" В.Гаврилина.)

Д. Композитор Валерий Александрович Гав­рилин.

У. С каким произведением В.А.Гаврилина мы познакомились на прошлом уроке?

Д. Симфония-действо "Перезвоны".

У. Перечислите названия знакомых вам фраг­ментов.

Д. "Молитва", "Весело на душе", "Вечерняя музыка". Открываются названия на слайде.

У. Хорошо. Молодцы! Откройте стр.32 в учеб­нике и прочитайте тему нашего урока. (Название темы "Звучащие картины" дублируется на слайде.) Посоветуйтесь друг с другом и сформулируйте цель урока с помощью учебника с.32-33.

Дети работают в парах. звучат варианты ответов. Учитель выслушивает варианты, помогает сформули­ровать цель: выявить взаимосвязь музыки и изобрази­тельного искусства. (Цель дублируется на слайде.)

У. Какие задачи нам нужно решить, чтобы до­стичь цели?

Д. Проанализировать фрагменты музыки Валерия Гаврилина и предложенные картины художников; провести сравнение музыки и картин; привести примеры из литературы, которые помогут глубже прочувствовать настроение  музыки и картин. задачи дублируются на слайде: сопоставить средства выразительности музыкального и  изобразительного искусства на основе анализа фрагментов симфонии-действа В.Гаврилина "Перезвоны" и  репродукций картин; закрепить умение анализировать расшифровывать язык искусства, которое помо­гает размышлять о жизни человека.

У. Как нам поможет музы­ка в достижении цели?

Д. Мы можем сопоставить свои чувства, возникающие при прослушивании музыкиии рассматривании созвучной с ней картины.

У. Давайте послушаем фрагменты из симфонии-дей­ства "Перезвоны" и опреде­лим, какие картины художни­ков – Кустодиева, Левитана, Джогина – созвучны настроению и характеру му­зыки. (Дети слушают, советуются в парах и вы­сказывают свои варианты: какие картины наиболее созвучны музыке.)

У. Скажите, ребята, что мы ещё не знаем? Д. Мы не знаем названия картин.

У. Что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?

Д. Мы можем найти эти названия в Интернете.

У. Давайте вспомним порядок действий, ко­торый поможет нам быстро и правильно найти ответ. (Учащиеся вырабатывают план действий, работают в парах на ПК. План дублируется на слайде. Учитель контролирует работу ребят.) Назовите ваши варианты.

Ответы детей: Б.Кустодиев 4Осенний сельский праздники – "Весело на душе"; И.Левитан "Над вечным покоем" – "Молитва"; П.Джогин "На Валааме" – "Вечер­няя музыка". (Дети контролируют результат выбора. Могут быть и спорные варианты.)

У. Какую форму работы вы може­те предложить для решения задач?

Д. Объединимся в группы и про­анализируем музыку и картины.

У. Как нам может помочь учеб­ник?

Д. На 32 стр. учебника пред­ложены вопросы, которые помогут составить план анализа музыки и картины.

У. Какую помощь нам может оказать подготовленное на сегодня домашнее задание?

Д. Примеры из литературы по­могут глубже прочувствовать на­строение музыки и картин.

Для выбора работы каждой из трёх групп учитель может сам предложить пару (музыка–карти­на). Учитель контролирует работу групп. Дети в группах работают с учебником и с примерами домаш­него задания.

У. Какая цель была поставлена в начале урока?

Д. Понять и выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

У. Какая главная задача реша­лась в группе?

Д. Анализ музыки и картины по самостоятельно составленному плану.

У. Сейчас мы послушаем, ка­кой результат получился в каждой группе. Какие критерии работы мы возьмём для оценки?

Считается, что дети уже знают эти критерии и систему замера результата. С целью экономии времени критерии выведены на слайде: 1) чётко составленный план анализа с выводом, который вытекает из поставленной цели. 0–5б; 2) эмоцио­нальность подачи результата работы группы. 0–5б; 3) Творческое использование домашнего задания. 0–5б. Каждая группа представляет результат рабо­ты и оценивает работу двух других.

Далее приведены обобщённые примеры ответов обучающихся.

1) На картине И.Левитана "Над вечным по­коем" мы видим высокий берег озера и одинокую церквушку. Возможно, здесь живёт главный герой. Он одинок. Рядом – старое кладбище. Диа­лог с самим собой – это молитва. Приглушённые краски на картине дают ощущение глубоких раздумий, тучи – это мысли главного героя. Картина Левитана заставляет задуматься о смысле жизни каждого человека. "Молитва" А Гаврилина похожа на настоящую молитву, словно находишься в церк­ви, солист не поёт, а произносит свой монолог на фоне колокольного звона и сдержанной мелодии мужского хора, возникает ощущение чего-то очень личного, искренности высказываний. У Н. Рубцова есть одноимённое стихотворение "Над вечным покоем". 

2) На картине П.Джогина "На Валааме" мы видим храм. Он окружен вечерней природой. Спокойствие передаётся через синее небо, лишь слегка подёрнутое облачками; диалог с природой, человек через природу познаёт себя. Полотно, полное тишины и спокойствия. В "Вечерней му­зыке" из симфонии-действа В.Гаврилина – музыка душевная, умиротворённая, трогает сердце, душа уносится куда-то вдаль, слышен звук отдалённых колоколов, чувствуется тишина природы. К этой картине может подойти стихотворение "Вечерний звон".

3) На картине В.Кустодиева "Сельский празд­ник" мы видим людей, которые ждут, когда нач­нётся праздник. Зеленоватое небо и яркое осеннее солнце, деревянные избы, выкрашенные в голубой цвет, золотые листья на деревьях. Возникает чув­ство волнения и ожидания. Совсем скоро начнётся веселье. В произведении Гаврилина "Весело на душе", несмотря на то что настроение музыки минорное, ритм скачки придаёт ей активность, взволнованность. Поёт смешанный хор. Музыка очень яркая, но напряжённая и тревожная. К этой картине может подойти стихотворение С.Есенина "Гой, ты Русь моя родная!" (Варианты литератур­ных примеров могут быть самые разные.)

У. Скажите, ребята, мы достигли цели урока? Все поставленные перед нами задачи выполнили? Кого вы хотите похвалить за работу? (Подводят итог урока.) Молодцы! Спасибо за работу!

От редакции.

Обращение к произведениям изобразительного ис­кусства на уроке музыки становится тем художественным приёмом, который, с одной стороны, позволяет глубже её воспринимать, открывая для себя многоплановость музы­кального образа (подтекст), а с другой – уйти от предметной, ситуативной реальности живописного полотна, сконцен­трировав внимание на том эмоциональном тоне, который тождественен или контрастен музыке.

В учебнике предложены три репродукции, о которых и идёт речь в статье. Вопрос о том, что объединяет музыку Гаврилина и репродукции картин, нацелен на то, чтобы за деталями впечатлений дети смогли открыть для себя осо­бенности художественных образов, которые воплощают состояния души человека, связанные с разными этапами его жизни. Но предполагается ли однозначное «приписыва­ние» каждой из картин к определённому фрагменту музыки

Гаврилина? Нередко произведение изобразительного искус­ства становится своего рода иллюстрацией музыкального образа, как бы впрямую соотносится с музыкой на основе её программного содержания, названия или поэтического текста. (В какой-то степени это произошло на представлен­ном выше уроке при сопоставлении картины Б.Кустодиева и музыкального фрагмента «Весело на душе» из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.)

Избежать этого можно было бы на основе интонацион­ного подхода, который ориентирует на восприятие эмоци­онального тона произведения, его пафоса, что позволяет за звуками, а точнее за интонациями, «увидеть» человека. А это значит понять чувства, выраженные в музыке, постичь многогранность и глубину её характера. Не случайно в учебнике даются задания вспомнить и напеть народные песни, созвучные картинам, исполнить импровизацию (во­кальную, поэтическую, пластическую), близкую по настрое­нию картине «Осенний сельский праздник» Б.Кустодиева. И если задать классу вопросы: «Можем ли мы услышать эту картину? Какая в ней звучит музыка?», – то, вероятнее всего, дети назовут такие произведения, которые контрастны 1-й части симфонии-действа «Весело на душе».

Слушая эту часть, пятиклассники, наверняка, заметят, что многократно повторяющиеся слова «Весело на душе» звучат на фоне ритмического остинато, что создаёт ощуще­ние внутреннего напряжения, усиленного декламационным характером интонации. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу, смысл которой кон­кретизируется текстом: «Ходом! Водом! Ходом! Водом!.. Э-гей!.. «Весело на душе... Знаем благую весть, Любушка с нами есть. Весело! ... Вожжи натянуты, весело на душе... Сели, поехали, весело на душе,.. Силы небесны, глазки твои прелестны... Горько заплакали, весело на душе... слёзы за­капали, весело на душе... Кони дарёные, весело на душе... Кони дарёные, слёзы солёные, весело на душе... Души па­лёные, руки калёные, весело на душе...» Слова «весело на душе» можно истолковывать по-разному. И сама музыка, её развитие подводят детей к мысли о многозначности образа: в сочинении композитора есть второй план, подтекст. И его постижение составляет ядро понимания глубинного, об­разно-символического смысла музыки – образ дороги как пути жизни со всеми её радостями и печалями, по которой проходит каждый человек. Вот тот иносказательный смысл, подтекст музыкального образа «Весело на душе», который может открыться детям на уроке.

По замыслу Гаврилина, «Перезвоны» – это действительно рассказ о судьбе человека, о трудной дороге, по которой идут люди, поколение за поколением, о жизни, в которой всегда есть свет, «и всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть и надежда». Эти слова композитора несут в себе те ценностные установки, которые открываются в его музыке. И чтобы эти установки обрели личный смысл для учащихся, важно углубиться в само музыкальное звучание. А обращение к произведениям разных искусств помогает фило­софски осмысливать жизнь, как основу образно-интонацион­ного содержания музыки, искусства в целом.

Е.К.

Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 54-56

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.