«Звучащие картины»
«Звучащие картины»
Урок Но музыке в V классе (2-й урок 2 четверти)
На предыдущем уроке дети подробно знакомились с фрагментами симфонии-действа
В.А.Гаврилина "Перезвоны" (учебно-методический комплект (УМК) к Программе «Музыка». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2012) и получили домашнее задание: подобрать из учебника по литературе отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке.
Ход урока.
У. Ребята, на прошлом уроке мы говорили об известном писателе, актёре и режиссёре. Вспомните его имя. (Показ портрета на слайде.)
Д. Василий Макарович Шукшин.
У. Молодцы! Найдите в учебнике (с.30) ту мысль Шукшина, которая произвела на вас наибольшее впечатление, и объясните свою точку зрения.
Д. (Могут быть варианты.) "Дело, наверное, в том, что даёт родина каждому из нас в дорогу..." Главная мысль в том, что судьба человека – это трудная дорога.
У. Я думаю, что музыка, которая сейчас прозвучит, поможет вам вспомнить имя композитора, нашего земляка, который родился в городе Кадникове Вологодской области и детские годы которого прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. (Звучит Вечерняя музыка» из симфонии-действа "Перезвоны" В.Гаврилина.)
Д. Композитор Валерий Александрович Гаврилин.
У. С каким произведением В.А.Гаврилина мы познакомились на прошлом уроке?
Д. Симфония-действо "Перезвоны".
У. Перечислите названия знакомых вам фрагментов.
Д. "Молитва", "Весело на душе", "Вечерняя музыка". Открываются названия на слайде.
У. Хорошо. Молодцы! Откройте стр.32 в учебнике и прочитайте тему нашего урока. (Название темы "Звучащие картины" дублируется на слайде.) Посоветуйтесь друг с другом и сформулируйте цель урока с помощью учебника с.32-33.
Дети работают в парах. звучат варианты ответов. Учитель выслушивает варианты, помогает сформулировать цель: выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. (Цель дублируется на слайде.)
У. Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели?
Д. Проанализировать фрагменты музыки Валерия Гаврилина и предложенные картины художников; провести сравнение музыки и картин; привести примеры из литературы, которые помогут глубже прочувствовать настроение музыки и картин. задачи дублируются на слайде: сопоставить средства выразительности музыкального и изобразительного искусства на основе анализа фрагментов симфонии-действа В.Гаврилина "Перезвоны" и репродукций картин; закрепить умение анализировать расшифровывать язык искусства, которое помогает размышлять о жизни человека.
У. Как нам поможет музыка в достижении цели?
Д. Мы можем сопоставить свои чувства, возникающие при прослушивании музыкиии рассматривании созвучной с ней картины.
У. Давайте послушаем фрагменты из симфонии-действа "Перезвоны" и определим, какие картины художников – Кустодиева, Левитана, Джогина – созвучны настроению и характеру музыки. (Дети слушают, советуются в парах и высказывают свои варианты: какие картины наиболее созвучны музыке.)
У. Скажите, ребята, что мы ещё не знаем? Д. Мы не знаем названия картин.
У. Что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?
Д. Мы можем найти эти названия в Интернете.
У. Давайте вспомним порядок действий, который поможет нам быстро и правильно найти ответ. (Учащиеся вырабатывают план действий, работают в парах на ПК. План дублируется на слайде. Учитель контролирует работу ребят.) Назовите ваши варианты.
Ответы детей: Б.Кустодиев 4Осенний сельский праздники – "Весело на душе"; И.Левитан "Над вечным покоем" – "Молитва"; П.Джогин "На Валааме" – "Вечерняя музыка". (Дети контролируют результат выбора. Могут быть и спорные варианты.)
У. Какую форму работы вы можете предложить для решения задач?
Д. Объединимся в группы и проанализируем музыку и картины.
У. Как нам может помочь учебник?
Д. На 32 стр. учебника предложены вопросы, которые помогут составить план анализа музыки и картины.
У. Какую помощь нам может оказать подготовленное на сегодня домашнее задание?
Д. Примеры из литературы помогут глубже прочувствовать настроение музыки и картин.
Для выбора работы каждой из трёх групп учитель может сам предложить пару (музыка–картина). Учитель контролирует работу групп. Дети в группах работают с учебником и с примерами домашнего задания.
У. Какая цель была поставлена в начале урока?
Д. Понять и выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
У. Какая главная задача решалась в группе?
Д. Анализ музыки и картины по самостоятельно составленному плану.
У. Сейчас мы послушаем, какой результат получился в каждой группе. Какие критерии работы мы возьмём для оценки?
Считается, что дети уже знают эти критерии и систему замера результата. С целью экономии времени критерии выведены на слайде: 1) чётко составленный план анализа с выводом, который вытекает из поставленной цели. 0–5б; 2) эмоциональность подачи результата работы группы. 0–5б; 3) Творческое использование домашнего задания. 0–5б. Каждая группа представляет результат работы и оценивает работу двух других.
Далее приведены обобщённые примеры ответов обучающихся.
1) На картине И.Левитана "Над вечным покоем" мы видим высокий берег озера и одинокую церквушку. Возможно, здесь живёт главный герой. Он одинок. Рядом – старое кладбище. Диалог с самим собой – это молитва. Приглушённые краски на картине дают ощущение глубоких раздумий, тучи – это мысли главного героя. Картина Левитана заставляет задуматься о смысле жизни каждого человека. "Молитва" А Гаврилина похожа на настоящую молитву, словно находишься в церкви, солист не поёт, а произносит свой монолог на фоне колокольного звона и сдержанной мелодии мужского хора, возникает ощущение чего-то очень личного, искренности высказываний. У Н. Рубцова есть одноимённое стихотворение "Над вечным покоем".
2) На картине П.Джогина "На Валааме" мы видим храм. Он окружен вечерней природой. Спокойствие передаётся через синее небо, лишь слегка подёрнутое облачками; диалог с природой, человек через природу познаёт себя. Полотно, полное тишины и спокойствия. В "Вечерней музыке" из симфонии-действа В.Гаврилина – музыка душевная, умиротворённая, трогает сердце, душа уносится куда-то вдаль, слышен звук отдалённых колоколов, чувствуется тишина природы. К этой картине может подойти стихотворение "Вечерний звон".
3) На картине В.Кустодиева "Сельский праздник" мы видим людей, которые ждут, когда начнётся праздник. Зеленоватое небо и яркое осеннее солнце, деревянные избы, выкрашенные в голубой цвет, золотые листья на деревьях. Возникает чувство волнения и ожидания. Совсем скоро начнётся веселье. В произведении Гаврилина "Весело на душе", несмотря на то что настроение музыки минорное, ритм скачки придаёт ей активность, взволнованность. Поёт смешанный хор. Музыка очень яркая, но напряжённая и тревожная. К этой картине может подойти стихотворение С.Есенина "Гой, ты Русь моя родная!" (Варианты литературных примеров могут быть самые разные.)
У. Скажите, ребята, мы достигли цели урока? Все поставленные перед нами задачи выполнили? Кого вы хотите похвалить за работу? (Подводят итог урока.) Молодцы! Спасибо за работу!
От редакции.
Обращение к произведениям изобразительного искусства на уроке музыки становится тем художественным приёмом, который, с одной стороны, позволяет глубже её воспринимать, открывая для себя многоплановость музыкального образа (подтекст), а с другой – уйти от предметной, ситуативной реальности живописного полотна, сконцентрировав внимание на том эмоциональном тоне, который тождественен или контрастен музыке.
В учебнике предложены три репродукции, о которых и идёт речь в статье. Вопрос о том, что объединяет музыку Гаврилина и репродукции картин, нацелен на то, чтобы за деталями впечатлений дети смогли открыть для себя особенности художественных образов, которые воплощают состояния души человека, связанные с разными этапами его жизни. Но предполагается ли однозначное «приписывание» каждой из картин к определённому фрагменту музыки
Гаврилина? Нередко произведение изобразительного искусства становится своего рода иллюстрацией музыкального образа, как бы впрямую соотносится с музыкой на основе её программного содержания, названия или поэтического текста. (В какой-то степени это произошло на представленном выше уроке при сопоставлении картины Б.Кустодиева и музыкального фрагмента «Весело на душе» из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.)
Избежать этого можно было бы на основе интонационного подхода, который ориентирует на восприятие эмоционального тона произведения, его пафоса, что позволяет за звуками, а точнее за интонациями, «увидеть» человека. А это значит понять чувства, выраженные в музыке, постичь многогранность и глубину её характера. Не случайно в учебнике даются задания вспомнить и напеть народные песни, созвучные картинам, исполнить импровизацию (вокальную, поэтическую, пластическую), близкую по настроению картине «Осенний сельский праздник» Б.Кустодиева. И если задать классу вопросы: «Можем ли мы услышать эту картину? Какая в ней звучит музыка?», – то, вероятнее всего, дети назовут такие произведения, которые контрастны 1-й части симфонии-действа «Весело на душе».
Слушая эту часть, пятиклассники, наверняка, заметят, что многократно повторяющиеся слова «Весело на душе» звучат на фоне ритмического остинато, что создаёт ощущение внутреннего напряжения, усиленного декламационным характером интонации. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу, смысл которой конкретизируется текстом: «Ходом! Водом! Ходом! Водом!.. Э-гей!.. «Весело на душе... Знаем благую весть, Любушка с нами есть. Весело! ... Вожжи натянуты, весело на душе... Сели, поехали, весело на душе,.. Силы небесны, глазки твои прелестны... Горько заплакали, весело на душе... слёзы закапали, весело на душе... Кони дарёные, весело на душе... Кони дарёные, слёзы солёные, весело на душе... Души палёные, руки калёные, весело на душе...» Слова «весело на душе» можно истолковывать по-разному. И сама музыка, её развитие подводят детей к мысли о многозначности образа: в сочинении композитора есть второй план, подтекст. И его постижение составляет ядро понимания глубинного, образно-символического смысла музыки – образ дороги как пути жизни со всеми её радостями и печалями, по которой проходит каждый человек. Вот тот иносказательный смысл, подтекст музыкального образа «Весело на душе», который может открыться детям на уроке.
По замыслу Гаврилина, «Перезвоны» – это действительно рассказ о судьбе человека, о трудной дороге, по которой идут люди, поколение за поколением, о жизни, в которой всегда есть свет, «и всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть и надежда». Эти слова композитора несут в себе те ценностные установки, которые открываются в его музыке. И чтобы эти установки обрели личный смысл для учащихся, важно углубиться в само музыкальное звучание. А обращение к произведениям разных искусств помогает философски осмысливать жизнь, как основу образно-интонационного содержания музыки, искусства в целом.
Е.К.
Оставить комментарий