«Волшебный мир аппликации»

Л.Кашапова,
педагог дополнительного образования
Дома детского творчества, г. Ханты-Мансийск

«Волшебный мир аппликации»

Общеразвивающая программа для детей от 7 до 17 лет
Окончание. Начало в N1/2015

Учебно-тематический план
Второй год обучения

Тема

Теория

Прак- тика

Всего

Введение

2

10

12

Аппликации из природно- го материала

2

26

28

Аппликации из ткани

2

30

32

Аппликации из кожи

2

30

32

Аппликации из бросового материала

2

18

20

Проектная деятельность

2

10

12

Экскурсии

 

4

4

Посещение выставок при- кладного творчества

 

4

4

Всего

12

132

144

Учебно-тематический план
Третий год обучения

Тема

Теория

Прак- тика

Всего

Введение

2

8

10

Аппликации из природно- го материала

2

24

26

Аппликации из ткани

2

30

32

Аппликации из кожи

2

30

32

Аппликации из бросового материала

2

18

20

Проектная деятельность

2

22

24

Экскурсии

 

4

4

Посещение выставок при- кладного творчества

 

4

4

Всего

12

132

144

Учебно-тематическое планирование и содержание программы
Второй год обучения

Ne заня- тия

Тема занятий

Цели и задачи занятия

ВВЕДЕНИЕ

1

Вводное занятие. Повторение об истории создания аппликаций. Инструменты и материалы. Правила безопасности. Вводный инструктаж по ПБ, ТБ, ПДД.

Теория. Повторение об истории создания аппликаций и ее видах. Правила работы с инструментами и материалами. Проведение ин­структажа по ТБ, ПБ, ПДД

2

Уроки аппликаций (повторе- ние).

Теория. Повторение: технологиии создания аппликаций и её виды. Изучение рисунков и образцов. Практика. Изготовление несложной аппликации из фетра.

3-4

Аппликация. Художественное оформление изделия.

Теория. Ознакомление с аппликацией из различных материалов и её актуальность в художественном оформлении изделия. Просмотр презентации «Аппликация». Практика. Выполнение простой ап­пликации из ткани.

5-6

Аппликация как способ декора интерьера: аппликация из тка- ни, бумаги, меха, кожи, пленоч- ные аппликации и наклейки.

Теория. Раскрыть основные понятия аппликации из различных ма-
териалов, как одной из вариантов декора и оформления интерьера.
Практика. Изготовление простой аппликации (материал на выбор).

 

АППЛИКАЦИИ И3 ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

7

Страна аппликации.

Теория. Повторение технологий и приёмов работы в технике аппликаций из различных материалов. Изучение образцов изделий художников-прикладников в игровой форме. Практика. Изготовление несложной аппликации из готовых заготовок по парам, угадать какой сказочный герой спрятался в аппликации.

8-9

Силуэты и вытынанки на мор- скую тему.

Теория. Дать понятие термину *Силуэт» и многослойному выре­занию. Подготовка шаблонов на морскую тематику. Практика. Изготовление шаблонов. Вырезание. Оформление готовой работы.

10-11

Аппликация из рекламных проспектов.

Теория. знакомство с техникой. Подбор материалов. Выбор ри­сунка. Практика. Используя бумагу (журналы, рекламные про­спекты), картон, создаем многоцветную аппликацию. Вырезаем и оформляем различные композиции.

12-13

Схемы аппликации цветы.

Теория. Продолжить работать в технике аппликации из различных материалов. Практика. Рисуем эскиз. Клеим лоскуты ткани. Из­готовление простой аппликации (материал на выбор).

14-15

Дельфиниум.

Теория. История создания цветов из бумаги. Изучаем готовые рабо­ты. Подбор материала для выполнения работы. Практика. Выпол­няем детали цветка из различных видов бумаги. Сборка деталей. Оформляем готовый букет.

16-17

Сладкоежка.

Теория. История создания сувениров и подарков. Выбор схемы и материала. Практика. Подбор материала и цветовой гаммы для оформления упаковки конфет для подарка. Приклеивание деталей. Оформляем готовое изделие в подарочную упаковку.

18-20

Кофейный переполох.

Теория. Продолжить работать с техникой объемной и плоскостной аппликации из кофейных зёрен. Практика. Подбор тематики ри­сунка и работы из кофе на выбор.

АППЛИКАЦИИ И3 ТКАНИ

21-22

Аппликация из ткани. Инкру- стация.

Теория. Продолжить работу с техникой и с видами крепления аппликаций из ткани. Методы и способы инкрустации ткани раз­личными предметами. Практика. Подбор и инкрустация ткани с использованием различных по фактуре и цвету предметами. Оформление композиций.

23-24

Аппликация.

Теория. Работать в объемной и плоскостной аппликации. Подбор цветовой гаммы. Практика. Рисуем эскиз. Клеим лоскуты ткани. Оформление готовой работы.

25-26

Яркая морская аппликация.

Теория. Учимся вырезать и оформлять различные композиции по шаблону. Практика. Используя ткани различной фактуры, созда­ем простые детские аппликации на морскую тематику.

27-28

Отделка кармана аппликацией.

Теория. Продолжать вырезать и оформлять различные композиции по готовым шаблонам. Практика. Используя ткани различной фактуры, создаем простые детские аппликации на свободную тема­тику.

29-30

Составление коллекции – ап- пликаций хлопчатобумажных тканей.

Теория. Познакомить с производством и свойствами хлопчатобу­мажных тканей. Составить коллекцию-аппликацию хлопчатобу­мажных тканей. Практика. Используя хлопчатобумажные ткани, вырезаем и оформляем различные композиции для коллекции.

31-32

закладка для книги из фетра..

Теория. Продолжить работать в технике аппликации из фетра. Подбор тематики рисунка. Практика. Приготовить закладку для книг путем вышивания изображения нитками обметочными стеж­ками. оформляем шелковой ленточкой середину закладки.

33-34

Технология выполнения ап- пликации.

Теория. Продолжить работать в технике аппликации из различ­ных материалов. Практика. Рисуем эскиз. Изготовление простой аппликации (материал и тематика на выбор).

 

35-36

Аппликация из жатой ткани «Гриб».

Теория. Учимся делать жатую ткань и изучаем ее свойства. Рассма­триваем образцы работ прикладников. Практика. Прикладываем шаблон и вырезаем различной величины шляпки грибов. Итоговое оформление.

АППЛИКАЦИИ И3 КОЖИ

37-39

Плетение из кожи.

Теория. Раскрыть основные понятия темы. Ознакомление с видами и способами плетения браслетов из кожи. Практика. Изготовле­ние простых по сложности плетений из кожи.

40-42

Кожаный браслет на руку.

Теория. Ознакомление со способом плетения браслета из кожи или кожзама. Практика. Изготовление из кожи браслета путём плете­ния и вырезания бабочек.

43-44

зимняя сказка.

Теория. Ознакомление с материалами для аппликации. научить детей создавать коллективную работу в технике аппликация - коллаж. Выбор сюжета будущей работы. Практика. Рисуем схему для работы. Изготовление основных и мелких деталей из кусочков ткани. Подбор цветовой гаммы и композиции. Оформление работ.

45-46

Цветы.

Теория. История создания и приемы работ цветов из кожи. Под­бор материала для работы. Практика. Вырезаем детали цветка из кожи при помощи шаблонов различной величины и форм. Сборка деталей при помощи клея момент в круг и вокруг серединки цвет­ка. Оформляем готовый букет в композицию.

47-49

Роза из кожи.

Теория. Продолжать работу над созданием цветов из кожи и раз­нообразными приемами работ. Подбор материала для работы. Практика. Вырезаем детали цветка из кожи при помощи шабло­нов различной величины и форм. Вокруг серединки цветка собира­ем детали при помощи клея момент. Оформляем готовый букет в композицию.

50-52

Букет лилий.

Теория. Продолжать работу над созданием различных цветов из кожи более усложненной форме. Подбор материала для работы. Практика. Вырезаем детали цветка из кожи при помощи шабло­нов различной величины и форм. Вокруг серединки цветка собира­ем детали при помощи клея момент. Оформляем готовый букет в композицию.

АППЛИКАЦИИ И3 БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

53-54

Красота из ненужного...

Теория. Продолжать работать с необычной техникой из бросовых материалов. Учить работать с разнообразными по форме, фактуре и структуре обыкновенными мелочами, накопившихся дома. Практика. Подбор разнообразных по величине и цвету декоратив­ных пуговиц, бисера, лент, ниток и кусочков карандашей. Состав­ление из них интересных композиции по сюжету.

55-56

Картина «Рыбки».

Теория. Раскрыть об особенностях работы над данной картиной- панно из спила деревьев. Практика. Со срезов веточек создать необычное панно на тему «Рыбки».

57-58

Изготовление аппликации из пряжи.

Теория. Научить обучающихся выполнять аппликацию из пряжи. Практика. На определенной жесткой основе располагается и потом клеится мелко резаная масса шерстяных ниток по рисунку. Сюжеты таких аппликаций могут быть разнообразными: целые композиции (пейзажи) или отдельные предметы (птицы, животные и т.п).

59-60

Аппликация на варежках.

Теория. Научить выполнять аппликацию для своих варежек. Практика. По эскизу вырезаем и клеим лоскуты ткани по форме. Изготовление простой аппликации для оформления варежек.

61-62

Куклы из ткани.

Теория. Продолжаем работу над техникой коллаж с использовани­ем различных материалов. Выбор рисунка. Практика. Используя различные по фактуре и цветовой гамме ткани и шерстяные нити создаем многоцветную аппликацию в образе куклы для рюкзачка.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

63-64

Кофейный баобаб своими руками.

Теория. Раскрыть об особенностях работы над проектом. Рассмо­треть основные цели, задачи и проблемы и значимость проекта, как итог второго года обучения. Практика. Подбор сюжета для кофейного баобаба на выбор.

65-66

Аппликация из мешковины.

Теория. Раскрыть об особенностях работы над данным проектом. Рассмотреть основные цели, задачи и проблемы и значимость про­екта. Ознакомление с новым материалом для аппликации – меш­ковиной. Научить детей создавать коллективную работу в технике аппликация – коллаж. Выбор сюжета будущей работы коллектив­но. Практика. Рисуем схему для работы. Изготовление основных и мелких деталей из кусочков различных материалов. Подбор цветовой гаммы и композиции. Оформление работ в раму.

67-68

Роспись по стеклу в мароккан- ском стиле.

Теория. Рассмотреть основные цели, задачи и проблемы и значи­мость проекта. Практика. Подбор разнообразных по величине

и цвету декоративных бутылок. По эскизу составить восточные узоры при помощи расписывания бутылки витражными красками в марокканском стиле.

69-70

Экскурсии.

Повторение о ПДД, правила безопасности и поведения в лесу. Рас­сказ о предстоящей экскурсии в лес или город. Ежегодное посеще­ние природного парка «Самаровский чугас», «Самаровское Урочи­ще» и.т.п.

71-72

Посещение выставок приклад- ного творчества.

Повторение о ПДД, проведение инструктажа. Рассказ о предстоя­щий поездке по городским достопримечательностям или выставке ДПИ. Посещение выставок.

Учебно-тематическое планирование и содержание программы
Третий год обучения

ВВЕДЕНИЕ

1

Вводное занятие. История создания аппликаций. Инстру- менты и материалы.

Ознакомление с историей создания аппликаций. Правила работы с инструментами и материалами. Проведение инструктажа по ТБ, ПБ, ПДД.

2

История возникновения ап- пликаций» (повторение).

Теория. Продолжать ознакомить с аппликацией из различных материалов и доказать её актуальность в прикладном искусстве. Практика. выполнить несложную аппликацию (материал и сюжет на выбор).

3

Аппликация и её виды.

Теория. Повторение с технологиями создания аппликаций и ее ви­дами. Изучение рисунков и образцов народных мастеров. Практика. Изготовление несложной аппликации из фетра.

4-5

Цветочный орнамент.

Теория. Повторение о видах аппликации Просмотр презентации «Аппликация». Практика. Вырезать из ткани детали апплика­ции, приклеить флизелином, и приколоть булавкой к фону, при­шить аппликацию петельным швом к полотенечной ткани.

АППЛИКАЦИИ И3 ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

6-7

Петух из осенних листьев.

Теория. Продолжить развитие навыков работы с технологией выполнения аппликации из засушенных листьев, цветов и трав. Практика. Подготовка крупных и мелких деталей, подбор цвето­вой гаммы и сюжета о Волшебном петушке. Крепление деталей. Оформление готовых работ в паспарту.

8-9

Обрывная аппликация.

Теория. Ознакомление с техникой «рваная» аппликация. Подбор цветовой гаммы и материала (бумага, газеты или журналы). зари­совка работы. Практика. Сборка аппликации из подготовленных материалов. Оформление готовой работы.

 

 

10-11

Сказочная птица.

Теория. Продолжить развитие навыков работы с природным мате­риалом и инструментами в технике аппликация. Практика. Сбор крупных и мелких деталей. Подбор цветовой гаммы и сюжета о Сказочной птице. Крепление деталей. Оформление готовых работ в паспарту с рамой.

12

Какой котик не любит пои- грать с бабочками?

Теория. Организация рабочего места. Подбор материалов. Работа с шаблонами. Практика. Нарисовать на кальке Кота и бабочек и перевести с помощью шаблона на бархатную бумагу разной плот­ности, цвета и фактуры, затем вырезать. Оформление композиций в рамку без стекла.

13-14

Осенний листопад.

Теория. Продолжить работать в технике аппликации из бумаги разной плотности, цвета и фактуры. Практика. Рисуем и вырезаем осенние листья на картоне приклеенной разноцветной бумагой. Деко­рируем края витражной краской золотистого или серебряного цвета.

15-16

Шесть портретов кошек.

Теория. Продолжать работать с разнообразными по форме, фактуре и структуре предметами и материалами. Подбор разнообразных по цвету и фактуре ткани, бумаги, кружев, ниток, фольги. Практика. На любой из шести работ перевести выкройку туловища и мордочки

кота и вырезать с изнаночной стороны картона, затем приклей бумагу с изображением цветов, вырежи бабочек и приклей к фону.

17-18

Ёлочковый лес.

Теориа. Выбор аппликации, подбор материалов на новогоднюю тематику. Практика. Вырезаем шаблоны ёлок, делаем заготовки и приклеиваем на фон различных оттенков, затем декорируем работу бисером и витражными перламутровыми красками.

АППЛИКАЦИИ И3 ТКАНИ

19-20

Таинственный мир животных.

Теориа. Продолжить освоение простой техники аппликации из ткани. Ознакомить с техническими условиями и приемами выпол­нения накладной аппликации. Практика. Предложить работу на выбор. Прикрепление аппликации ручными стежками.

21

Ёлочка в полосочку.

Теориа. Выбор аппликации, подбор материалов на новогоднюю тематику. Практика. Вырезаем шаблоны елок, делаем заготовки и приклеиваем друг за другом полоски из разноцветных атласных лент. Оформляем работу бисером и витражными перламутровыми красками.

22-23

Аппликация: новые идеи.

Теория. Продолжать работу над созданием новых и интересных идей аппликаций из ткани. Подбор материала для работы на выбор.

Практика. Вырезаем детали цветка из ткани при помощи шаблонов различной величины и форм. Оформляем аппликации на любой по­верхности путем нашивания, приклеивания и т.д.

24-25

Кот Саймон.

Теория. знакомство с техникой шитья объемных игрушек из флиса, фетра. Подбор материалов по цветовой гамме. Практика. Используя базовую выкройку кота пошить из ткани игрушку, наполнив внутрь холофайбером для придания объема. Оформить мордочку витражными красками.

26-27

Милые овечки.

Теориа. Продолжить работу с техникой шитья объемных игрушек из остатков флиса, фетра, кружев. Подбор материалов по цветовой гамме. Практика. Используя базовую выкройку овечек пошить из ткани игрушку, наполнив внутрь холофайбером для придания объема. Оформить мордочку витражными красками.

28-29

Кукла – ангелочек «Манюня».

Теориа. Продолжить работу с техникой шитья объемных игрушек из остатков флиса, фетра, кружев, пряжи. Подбор материалов по цветовой гамме и фактуре. Практика. Используя базовую выкрой­ку овечек пошить из ткани игрушку, наполнив внутрь холофайбе­ром для придания объема. Оформить личики витражными краска­ми: глазки, носик, ротик и.т.п.

30-31

Идеальный лепесток.

Теория. Выбор аппликации, подбор материалов из ткани,кожи пла­стика. Практика. Вырезанные пластиковые заготовки лепестков и листьев приклеиваем по цвету на ткань, присборив края лепест­ков при помощи нитки и приклеиваем на фон, создав композицию сюжета работы.

32-34

Прорезная аппликация.

Теория. Понятие многослойное вырезание в аппликации. Подготов­ка шаблона. Практика. Переносим рисунок на основную ткань. Вырезаем по контору и обметываем края рисунка, кладем с из­нанки второй слой и повторяем, так несколько слоев. Оформление готовой работы.

АППЛИКАЦИИ И3 КОЖИ

35-36

Украшения из кожи хэнд мэйд.

Теория. Продолжить освоение простой техники аппликации из кожи, усложняя ее инкрустацией и декорированием при помощи различных предметов и красок. Практика. Из различных кусоч­ков кожи составить узор или орнамент. Декорировать витражными и акриловыми красками, различными по фактуре предметами.

37-39

Кожаный кошелёк.

Теория. Научить расписывать кожаный кошелек витражными кра­сками и инкрустировать узоры бисером. Выбор сюжета на выбор. Практика. Рисуем схему для работы. Подбор цветовой гаммы и композиции. Расписываем поэтапно.

40-43

Делаем розы из старой кожи.

Теория. Продолжать работу над созданием цветов из старой кожи и разнообразными приемами работ. Подбор материала для работы. Практика. Вырезаем детали цветка из кожи при помощи шабло­нов различной величины и форм. Вокруг серединки цветка собира­ем детали при помощи клея момент. Оформляем готовый букет в композицию.

44-47

Букет лилий.

Теория. Продолжать работу над созданием различных цветов из кожи более усложненной форме. Подбор материала для работы. Практика. Вырезаем детали цветка из кожи при помощи шабло­нов различной величины и форм. Вокруг серединки цветка собира­ем детали при помощи клея момент. Оформляем готовый букет в композицию.

48-50

Украшение из кожи комплект «Бирюзовый вечер».

Теория. Раскрыть основные способы и методы изготовления укра­шений из кожи и их функциональное значение в мире моды. Практика. Изготовление сложного декоративного украшения из кожи поэтапно.

АППЛИКАЦИИ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

51-52.

зимняя ночь.

Теория. Продолжать работать с необычной техникой из бросовых материалов. Учить работать с разнообразными по форме, фактуре и структуре обыкновенными мелочами, накопившимися дома. Практика. Составить панно – картину из них о зимней ночи, использовав остатки фетра, тканей холодных оттенков, бисера, стекляруса, проволоки, нитки с металлическим блеском.

53-55

Панно из круп.

Теория. Продолжить развитие навыков работы с бросовыми мате­риалами и инструментами. Практика. Рисуем схему для панно из разнообразных по величине и цвету круп на плотном картоне или фанере. Приклеивание по схеме композиции клеем ПВА, подобрав цветовую гамму. Оформление работы.

56-57

Самодельные часы «Кот».

Теория. Продолжить развитие навыков работы с бросовыми мате­риалами и инструментами. Практика. Рисуем кота с часами на плотном картоне или фанере и вырезаем. затем расписываем кота акриловыми и витражными красками. Имитируем часики на туло­вище объёмной витражной росписью.

 

58-60

Кофе +макароны +картон = рамка.

Теория. Продолжить развитие навыков работы с бросовыми мате-риалами и инструментами. Практика. Рисуем на плотном картоне три рамы и вырезаем. Обклеиваем их тканью, мешковиной, бума­гой ... окрашиваем их коричневой краской и приступаем к оклейке рамочек кофейными зернами. Делаем подложки для рамок , соеди­няем при помощи шпагатов между собой и украшаем макаронами различной формы.

61-62

Аппликация – рисуем без красок.

Теория. Продолжить развитие навыков работы с бросовыми матери-алами и инструментами в технике «Коллаж». Практика. Рисуем по схеме сюжет и начинаем «разукрашивать» – приклеивать дета­ли, всем, что оказалось под рукой: тесьму, кусочки ткани и кожи, пробку, сухие веточки и камешки и.т.п. Оформление работы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

63-64

Роспись кружки с осенними листьями.

Теория. Раскрыть об особенностях работы над проектом. Рассмо­треть основные цели, задачи и проблемы и значимость проекта, как итог третьего года обучения. Практика. Разработать проект на тему «Роспись кружки с осенними листьями».

65-66

Браслеты из полимерной глины.

Теория. Раскрыть об особенностях работы над данным проектом. Рассмотреть основные цели, задачи и проблемы и значимость про­екта. Практика. Разработать проект на тему.

67-68

Роспись в технике point-to- point.

Теория. Раскрыть об особенностях работы над данным проектом. Рассмотреть основные цели, задачи и проблемы и значимость про­екта. Практика. Разработать проект на тему «Роспись в технике point-to- point» (роспись бутылки кругами из разноцветных точек).

69-70

Эускурсии

Повторение о ПДД, правила безопасности и поведения в лесу. Рассказ
о предстоящей экскурсии в лес или город. Ежегодное посещение при-
родного парка «Самаровский чугас», «Самаровское урочище» и т.п.

71-72

Посещение выставок приклад- ного творчества.

Повторение о ПДД, проведение инструктажа. Рассказ о предстоящий поездке по городским достопримечательностям или выставке ДПИ. Посещение выставок.

Условия реализации программы.

Учебно-методическое обеспечение и техниче­ское оснащение образовательного процесса:

Оборудование: столы, стулья, интерактивная доска настенная, шкафы, стеллажи для хранения материалов и демонстрация выполненных работ.

Инструменты: карандаши, ручки, линейки, ножницы, шило, ножи канцелярские.

Материалы: картон, цветная бумага, лоскуты из натуральной и искусственной кожи, ткани, шер­стяные нитки, пластмассовая (металлическая) бан­ка, бутылка, поролон, мел, клей ПВА, резиновый, «Момент», свечи, фломастеры, карандаши, гуашь, масляные, акриловые и витражные краски, бросо­вый материал (пуговицы, бусины, стразы, спилы деревьев и т.п.)

Наглядные пособия: альбом с фотографиями и иллюстрациями изделий из кожи, ткани, бросово­го материала, открытки с видами традиционных русских орнаментов, плакаты: художественная отделка с видами кожи, тканей, бумаги; работы, выполненные ребятами; методические альбомы (технологические карты, схемы и шаблоны деталей изделий).

Характеристика образовательного процесса.

В данной программе используются следующие методы: по источнику знаний (словесный, прак­тический, объяснительно-иллюстративный, ис­следовательский, эвристический, наглядный); по характеру познавательной деятельности (частич­но-поисковый, репродуктивный, деятельностный, метод проектов).

Преобладающими методами для изучения ре­зультативности учащихся являются:

  • наблюдение в процессе занятий (эффективность выполнения и контроля творческих заданий);
  • тематические беседы с детьми и родителями (выявление увлечённости и оценивание резуль­тата своего труда);
  • фиксирование творческих работ, участвующих в выставках, конкурсах городских и окружных (награждённых грамотами, дипломами, благо­дарственными письмами и призами) в оформлении кабинетов и коридоров дома детского творчества;
  • защита проектов – проектный метод, кото­рый позволяет формировать и демонстрировать активную жизненную позицию и познавательную деятельность;
  • разработка мониторинга для проверки художествен­но-эстетического развития с учётом модели выпускника (развитие художественно-творческих способностей, знаний, умений и навыков на начало и конец учебного года);
  • разработка мониторинга личностного роста воспитан­ника для создания банка дан­ных о способностях и оценки его результатов в образова­тельном и воспитательном процессе.

Программа предусматрива­ет использование следующих форм учебной работы:

  • фронтальная – предус­матривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся;
  • индивидуальная – предпо­лагает самостоятельную рабо­ту ученика и оказание такой помощи со стороны педагога, которая, не уменьшая актив­ности ребёнка, содействует выработке навыков самосто­ятельной работы;
  • групповая работа, в ходе которой ребятам предостав­ляется возможность само­стоятельно построить свою деятельность на основе прин­ципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возмож­ности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наибо­лее сложные и масштабные работы с наименьшими ма­териальными затратами, так как каждый ребёнок может научиться конкретному при­ёму на отдельном образце, который является частью из­делия. Особым приёмом при организации групповой фор­мы работы является ориен­тирование ребят на создание так называемых ~творческих паря или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы в студии.

Лист изменения программы.

После апробации перво­го года обучения пришла к выводу, что для ребят более интересной являются смешан­ные техники: изготовление картин из кожи и ткани с использованием контурных перламутровых и акриловых красок; изготовлении из бро­сового материала коллажа для интерьера с использованием различных пуговиц на пло­скости; приёмы наклеивания деталей аппликаций с исполь­зованием бисера, пуговиц и бус различной конфигурации.

Планируемые результаты. По окончании первого года обучения учащиеся знают:

  • правила техники безопас­ности и организации рабочего места;
  • историю развития техники каппликацияя из различных материалов;
  • основные приёмы художе­ственной грамоты (использо­вать чертёж, схему, шаблон и вносить какие-либо измене­ния в предлагаемый рисунок узора);
  • различные виды материа­лов, включая природный;
  • приёмы наклеивания де­талей аппликаций, бисера, пуговиц, бус.

умеют:

  • соблюдать технику безопас­ности при работе с ножницами и клеем;
  • изготовлять цветы из гоф­рированной бумаги, ткани, кожи;
  • мелко резать пряжу и на­клеивать её на картон;
  • изготовлять рамки и шка­тулки из различных материалов и украшать их витражными и акриловыми красками.

По окончании второго года обучения учащиеся имеют представление о технике без­опасности обработки различ­ных материалов; умеют:

  • делать эскизы, самостоя­тельно разрабатывать элемен­тарные композиции с использованием традиций народного и прикладного творчества;
  • выполнять все стадии изготовления изделий из различных материалов;
  • работать с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений;
  • изготавливать предметы интерьера (картины, панно, коллаж) из природного, бросового, ткане­вого, кожаного материала.

По окончании третьего года обучения обуча­ющиеся имеют представление о различных видах материалов в целом; умеют:

  • чётко работать с инструментами и материалами;
  • самостоятельно изготавливать предметы ин­терьера (картины, панно, коллаж) из природного, бросового, тканевого, кожаного материала
  • выполнять все стадии изготовления изделий из различных материалов
  • работать с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений;
  • самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;
  • проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных и личных работ.

Модель выпускника.

(Оценка эффективности программы)

В результате изучения программы учащиеся

  • имеют представления о видах аппликации, о богатстве и разнообразии художественных культур народов земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни через познавательную деятель­ность; знакомятся с историей развития техники «аппликация~ из различных материалов;
  • приобретают основные базовые знания и умения по предмету ИЗО, ДПИ через информационно-ком­муникационные технологии, изучение региональной культуры и искусства. знания о роли художника-прикладника в различных сферах жизнедеятель­ности человека; навыки художественной работы
  • следующих видах искусства: живопись, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы ис­кусства;
  • осваивают основные приёмы художественной грамоты; выразительные возможности художе­ственных материалов (акриловые и витражные краски, карандаш, полимерная глина); правила безопасной работы при работе с художественными материалами и инструментами;
  • овладевают опытом самостоятельной творче­ской деятельности, а также навыками коллектив­ного творчества, умением взаимодействовать в про­цессе совместной художественной деятельности;
  • разрабатывают творческие проекты и защи­щают их на публике; применяют учебные знания в защите своих проектов;
  • обрабатывают текстовую, цифровую, гра­фическую и звуковую информацию при помощи компьютерных программ; активно используют
  • учебно-воспитательном процессе различные виды деятельности, художественные термины и понятия;
  • развивают свои способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; фантазию, воображение, проявляющуюся в конкретных формах творческой художественной деятельности, и активно участву­ют в конкурсах различного уровня, во внеклассных мероприятиях объединения и учреждения.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

  1. Во время работы быть внимательным и акку­ратным.
  2. Быть осторожным с колющими и режущими инструментами: ножницами, шилом ножом. Пере­давай инструмент товарищу только ручкой вперед. Располагая его на столе, особенно на парте, следи, чтобы инструмент не упал.
  3. Инструменты применяй только по назначению и в соответствии с правилами.
  4. Посуду с клеем надежно устанавливай на ра­бочем месте.
  5. Приступай к работе только после соответству­ющего инструктажа и разрешения учителя.
  6. Во время выполнения задания работай спокой­но, без резких движений, чтобы не свалить клей, бумагу, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.
  7. Не отвлекай и не мешай сидящим рядом то­варищам.
  8. Не вытирай глаза грязными руками.
  9. После работы наведи порядок на своем рабочем месте.

Литература для педагога:

  1. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. М.: «Издательский дом МСя, 2001.
  2. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. СПб.: 000 «Издательство « детство-Пресс, 2010.
  3. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. М.: Творческий центр «Сфера~, 2000.
  4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Издательство: Ярославль: «Академия развитияя, 1997.
  5. Чибрикова О.В. Поделки из кожи своими руками. Издательство: М., Эксмо.
  6. Шахова Н.В.Кожаная пластика. М.: АСТ, 2005.

Литература для обучающихся:

  1. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон. Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: «Просвещение~, 1992.
  2. Лимос А. Чудесные поделки. Харьков: Клуб Семейного Чтения, 2006.
  3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: «Академия развитияя, 2006.
  4. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. М.: «АИРИС-пресся, 2007.
  5. Петрова О. Конструируем из бумаги. М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА, 2011.

 

  

Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 45-53

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.