Польша в рисунках детей Варшавы 1930-х годов

Н.Фомина

Польша в рисунках детей Варшавы 1930-х годов

Летом 2018 года хранителям и исследователям международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культу­рологии Российской академии образования удалось показать любителям искусства и детского рисунка одну из интереснейших её частей – собрание детских рисунков из Польши 1930-х годов, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искус­ства. Большинство работ было показано впервые. Думается, потому, что рисунки не привлекают внеш­ней эффектностью, декоративной яркостью, выста­вочными размерами. Чтобы их оценить, необходимо внимательнейшим образом вглядеться, разобраться в «тексте» и смысле рисунка, который складывается не только из изображения, но включает в себя все пометы, оставленные автором (название работы, например), учителем, организацией, отправлявшей рисунок в Москву. Понять работы нам помогли польские коллеги – директор Польского культурного центра в Москве, знаток русской культуры Дариуш Клеховский и сотрудник центра Анастасия Векшина, доктор гуманитарных наук, поэт. Она в кратчайшие сроки осуществила перевод текстов на140 рисунках с польского языка на русский.

Несколько слов об истории поступления рисун­ков из Польши. Ведь первый вопрос, который зада­ют нам коллеги из разных стран: «Откуда у вас эти работы?». Значительная часть зарубежной части коллекции сложилась в первой половине 1930-х годов, в период подготовки первой международной выставки детского рисунка, которая состоялась в Государственном музее изобразительных искусств в Москве в 1934 году; на ней было представлено творчество детей из 15 стран. Рисунки польских детей также поступили в 1934 году из Общества пропаганды польского искусства за границей при Министер­стве иностран­ных дел Польши. 250 рисунков, носящих творче­ский и учебный характер, были созданы детьми в возрасте от 6-ти до14-ти лет из Варшавы, Кра­кова, Лодзи, Ка­лиша.

На выставке в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, по желанию польских коллег, были представлены только работы детей из Варша­вы, отмеченные соответствующими печатями, так как в дальнейшем планируется её показ в Доме встреч с историей в Варшаве.

При отборе рисунков организаторы не руковод­ствовались стремлением показать методы обучения грамотному рисунку в польской школе. Напротив, нами руководило желание показать мир детства; рисунки свидетельствуют об открытиях, которые делает ребёнок самостоятельно, нередко спонтанно, входя в мир. Это забавы и игры, прогулки по городу и путешествия по родному краю, будни в школе и дома, животный и растительный мир. В рисунках отраже­ны христианские праздники, памятники истории. На выставке представлена также подборка из девяти рисунков, изображающая эпопею челюскинцев, за спасением которых с тревогой следил весь мир.

В процессе художественного развития дети ов­ладевали разнообразными техниками – акварель, гуашь, карандаш и пастель. Художественной выра­зительностью контраста чёрного и белого обладают гравюры. Они выполнены учащимися Художествен­ной студии на улице Злота в Варшаве в технике линогравюры: портреты сверстников, сценки из жизни улицы, проекты оформления книг, пригла­сительных билетов, афиш. В образном строе, кон­структивной целостности дизайн-проектов ощутимо влияние художественного стиля эпохи. Изучение проектов даёт возможность представить культурный кругозор юных авторов, знакомых с выдающимися произведениями литературы, музыки, театра. Ведь дизайнерские проекты афиши программ концертов свидетельствуют о том, какие пьесы дети читали и смотрели, какую музыку слушали.

Высоким уров­нем владения ис­кусством дизай­на отличаются произведения учащихся Шко­лы прикладной графики имени Маршала Юзе­фа Пилсудского. Проекты реклам, дипломов, обёр­ток конфет выполнены на профессиональном уровне. Нужно отметить, что высокий уровень дизайна в художественном образова­нии Польши абсолютно соответствует тому месту в образовании, которое он занимал в 1920-1930-е годы во многих странах Европы: в Англии, Чехии и в России, о чём свидетельствует наша коллекция. Сказывалось влияние У.Морриса, а затем Баухауза и Вху­темаса.

Творчество польских детей в 1930-е годы (в отличие от советских школьни­ков) было свободно от воздействия иде­ологии, ранней профессионализации. Время создания рисунков приходится на период независимости Польши, 100-летие которой отмечается в 2018 году. Дети, которые их рисовали, родились в неза­висимой стране и запечатлели Польшу и Варшаву до страшных разрушений Второй мировой войны.

Рисунки отличает историко-документальная подлинность. Смотришь нехитрые изображения и представляешь, в какой атмосфере проходила жизнь детей, какими событиями была наполнена, что читали и что видели вокруг себя совсем малень­кие и дети постарше. Рисунки производят впечат­ление самостоятельно выполненных работ. Более глубокое текстологическое изучение рисунков, предполагающее прочтение всех помет на каждом рисунке и возвращение к собранию в целом, по­казывает, что создавалось большинство из них в учебных заведениях, наверное, по определённой программе и заданиям. Свидетельство этому то, что большинство работ имеет указание на класс (год обучения) и название учебного заведения. Нужно отметить, что мы имеем некоторое количество ри­сунков, выполненных по одному заданию (посмо­трите на программки, представленные учащимися художественного центра в технике линогравюры). С уверенностью можно сказать, что воз­растные границы авторов представлен­ных на выставке работ определяются возрастом от 6-ти лет (замечательная картинка «Дети лепят из пластилина») до юношеского возраста.

Детские работы являются досто­верным источником знания об осо­бенностях приобщения к искусству в общеобразовательных школах и гимна­зиях Варшавы, а также «учреждениях дополнительного образования» – в Художественном центре на ул. Злота, 51; и специальном художественном учебном учреждении – Школе при­кладной графики имени Маршала Юзефа Пилсудского. Впечатление сво­боды, самостоятельности творчества определяется тем, что содержание образования и задания прекрасно согласовывались с интересами возраста. Ведь как интересно маленькому школь­нику нарисовать яркого клоуна, а подростку во всех подробностях изобразить события в трамвае и вокруг него! Интересно отметить творческую связь школы с дополнительным образованием. Коллек­тивная работа учеников школы №25 – ежемесяч­ное издание журнала «Звёздочки»  – выполнена в Художественном центре на ул. Злота.

Судя по реакции зрителей выставки (и школьни­ков, и коллег–учителей, художников, культуроло­гов), общение с рисунками детей Варшавы 1930-х годов, переносящими нас в атмосферу довоенной Польши, обогащает новым историческим знанием и разнообразными впечатлениями.

В планах сотрудничества организаторов выстав­ки издание научного каталога собрания польских рисунков детей 1930-х годов из международной коллекции детского рисунка Института художе­ственного образования и культурологии РАО.

(Илл. на 1-ой стр. вклейки.)

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№5.
С. ***
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.