На 83-м году ушла из жизни Елена Павловна Погодина

На 83-м году ушла из жизни Елена Павловна Погодина.

Много лет мы – сотрудники Института художественного образования – называли её между собой «Материнская школа». Своей миссией она считала продолжение дела своего наставника в области приобщения детей к искусству Галины Алексеевны Рождественской, создавшей не просто изостудию, но концепцию эстетического воспитания детей как деятельного погружения в культуру в доверительной атмосфере «материнской школы ». Кажется, и ушла Елена Павловна после того, как выполнила свой долг (так она считала ) перед памятью Галины Алексеевны. Прежде всего, её усилиями был широко отмечен 50-летний юбилей студии: издана книга, проведено несколько выставок работ воспитанников разных лет, состоялась выставка творческих работ Г.А.Рождественской в доме архитектора. До последних дней она жила памятью о наставнике и мыслями о будущем студии. Удивительно, что в наше прагматичное время Елене Павловне удалось встретить преемников и продолжателей своих идей – людей молодых, образованных, с удивительным интересом относящихся к детскому творчеству.

Навсегда запомнила её занятие с маленькими детьми. Собирались вечером, неспешно, не по звонку: ведь родителям после работы трудно в одно время ребёнка привести. Рассуждала с каждым ребёнком, занявшим своё место за мольбертом, выясняя, с чем пришёл, о чём ему думается. Стоял декоративный натюрморт. Кто -то на него взглянул. Елена Павловна объяснила, что в нём привлекательно. Но рисовать можно по своему желанию. Посмотрела художественные материалы у каждого, проверила, насколько удобно работать за мольбертом.

Вдруг появилась чрезвычайно нагруженная мама с ребёнком и клеткой. «Попугай не помешает?», – спросила она, пообещав не снимать с него покрывало. Дети отвлеклись от рисования. Покрывало было снято. Каждый с увлечением рисовал попугая, в своём воображении выпущенного на свободу, – летящего, поющего, опустившегося на натюрморт. Иногда спрашивали у Елены Павловны: «А можно так?» Ответ всегда звучал ободряюще. Все художественные советы (какой формат выбрать, как сделать ярче и наоборот) звучали под сурдинку.

Закончить занятие было сложно. Уже и все работы посмотрели, но дети не расходились: чаевничали, рассуждали. Елена Павловна виновато сказала мне: «Ведь не угадаешь, как по вернётся тема. Всегда так. По программе работать не умею, а требуют … стандарты».

Скромная, тихая, казалось бы нерешительная. Но для детей эта одинокая женщина, ни когда не имевшая своей семьи, была способна на самые решительные действия. Нес чётное количество раз в чиновничьих учреждениях разного уровня, вплоть до судов, она отстаивала студию, в помещении которой хранится целый музей детского рисунка за полвека, ведётся работа с детьми, И всегда выигрывала, веруя, что есть правда на свете. Выставки студии она организовывала в лучших детских библиотеках, в доме архитектора, в художественных музеях, в института х. Она с готовностью дарила рисунки из коллекции студии учреждениям, которым доверяла («не выбросят»); в частности , Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Институт художественного образования и культурологии РАО благодарен ей за дар, сделанный  нашему учреждению: рисунки  воспитанников «Материнской школы»  – учеников  Г.А.Рождественской и Е.П.Погодиной .

Память о множестве встреч, телефонных ра зговорах, общих просмотрах детских работ … и всегда – о планах Елены Павловны остаётся со мной.

Наталья Фомина

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 64
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.