Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…
А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская,
Психологический институт РАО, Москва
Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…
Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества.
Она подразумевает психологически важное для ребёнка признание ценности того, что он сочинил, нарисовал, изобразил, исполнил (ценности самого факта творчества, независимо от оценки его результата); признание общественного значения созданного произведения в масштабах семейной группы, кружка, класса, школы и т.д.; возможность его продуктивного обсуждения; в ряде случаев – его сохранение для будущего осмысления пути развития как самим автором, так и его учителями.
К великому сожалению, возможность презентации результатов творчества распространяется у нас на ничтожно малое количество детей и, хуже того, сводится к участию в состязаниях (что не имеет к художественному творчеству как таковому никакого отношения ) и в растлевающих супер-рейтинговых телешоу. Родительская интуиция взрослых участников этих игрищ настолько подавлена тщеславным ажиотажем, что им практически невозможно объяснить, какому разрушительному облучению они подвергают своих любимцев и как это может аукнуться в их долгой будущей жизни. Но поговорим о конструктивных вариантах презентации, которые могут существовать в повседневных, а не экстраординарных условиях.
В своё время разработчики программы развивающего обучения «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская инициировали создание в экспериментальном классе журналов детского творчества. Уже на первом году обучения появился журнал литературно-художественных произведений – как на свободную тему, так и по результатам выполнения творческих заданий учителя. Дети при тактичном руководстве взрослых активно и вполне реально участвовали в обсуждении работ, а со временем и в отборе произведений, наиболее достойных для помещения в журнал.
Таким образом, дети усваивали критерии, по которым оцениваются работы, а не просто получали ни о чём не говорящие количественные отметки или места на конкурсе. Работы, признанные достойными публикации, служили определённым ориентиром для класса, это помогало общему литературно-творческому развитию. Но авторы программы следили и за тем, чтобы каждый ученик, чаще или реже, видел в журнале свои наиболее удачные сочинения. Вскоре журнал получил своего рода общественное признание: о нём проведали и стали им интересоваться ученики параллельного класса, а у самих авторов появилось желание показывать его своим домашним.
В последующие годы, в соответствии с содержанием программы, появились и другие «издания» – литературно-критической и публицистической направленности: журналы «Читательские мнения» и «Размышления о жизни»1.
В то время, когда начиналась работа по данной программе, создателям таких журналов приходилось обходиться рукописным вариантом в единственном экземпляре. Сегодня выпуск полиграфически полноценных сборников детских работ, весьма импонирующих маленьким авторам, не составляет большого труда. В предыдущем номере мы рассказали о работе образовательного центра «Чуланчик» и привели примеры сочинений детей, начавших заниматься в этом центре. А сегодня усилиями группы родителей уже выпущен первый номер «настоящего», красивого журнала «Чуланфантаз», в который вошли детские сочинения, рисунки, фотографии маленьких авторов.
А вот – заслуживающий внимания пример другого рода. Уже в течение семи лет выходит журнал для семейного чтения «Лексикон»: издание сообщества учеников, учителей и родителей православной школы «Рождество» в подмосковных Снегирях. Здесь в качестве авторов выступают все: учителя и родители, выпускники и первоклассники. Летопись школы за 15 лет её существования, диалоги старших и младших, публицистические и философские размышления взрослых и учеников, читательские дневники школьников – всему этому находится место в «Лексиконе». Представлено, конечно, и литературное творчество детей, начиная с первоклассников.
* * *
«Жил-был Утюг. Утюг терпеть не мог мятые вещи. Когда перед ним клали мятую одежду, он тут же её разглаживал. «Работа у меня нелёгкая, но всё же полезная», – думал Утюг. Как-то раз дали Утюгу белую рубашку. Гладил он её и пыхтел: «До чего же мятая рубашка, а её ведь надо хорошо погладить». Старался Утюг, наконец, выгладил. Рубашка получилась красивая: белая, нарядная. На следующий день Гриша надел рубашку, взял рюкзак и пошёл в школу на первое сентября».
Григорий Журавлёв, 1 класс
А вот – два сочинения детей постарше на тему «Как был придуман первый музыкальный инструмент».
* * *
«Мне кажется, что первобытные люди слышали, как поют птицы. Может быть, им нравилось. И захотелось это повторить. Сначала они просто пытались свистеть или издавать какой-нибудь звук, но тщетно. А потом придумали первейший и простейший музыкальный инструмент. Мне кажется, что это кость или палочка с отверстиями. Если в неё дунуть, получится гул. А если по очереди закрывать отверстия, получатся звуки».
Анна Малкина, 5 класс
* * *
«Один Человек Разумный, охотник, нашёл сухое бревно. Он нечаянно ударился об него и услышал звук: «БУМ!».Поднял это бревно и стал стучать ещё: «БУМ-БУМ!». Человек отнёс его в свою общину, показал всем, и людям это понравилось, они начали танцевать от радости. А потом пришёл мальчик и показал,
как хрустят ветки. У них с охотником получился дуэт: «БУМ-БУМ-ХРУСТЬ!». Люди стали танцевать
ещё веселее. Потом другой человек заметил, как стучит палка о палку и присоединился : «БУМ-БУМ –
ХРУСТЬ – ТУК-ТУК!». Ещё один охотник попробовал, как звучит лук: «ПЯУ!». И заиграл с остальными. А женщины начали петь: «БУМ-БУМ – ПЯУ – ТУК-ТУК – А-А-А – ХРУСТЬ». Люди танцевали, и им нравилась эта музыка».
Александр Андрианов. 6 класс
В распоряжении редакции оказалось ещё одно примечательное издание, задуманное, подготовленное и оформленное пятиклассниками школы №10 г.Борисоглебска Воронежской области для первоклассников той же школы: «Цветочная азбука». В нём широко представлено изобразительное творчество многих юных авторов. Иллюстрации на 2-3-й страницах цветной вклейки дают представление об этом сборнике, имеющем очевидную познавательную ценность. Дети изобразили цветы, названия которых начинаются на все буквы алфавита, а один из учеников сочинил их стихотворные описания. Это результат работы детей по внеурочному курсу «Царство Флоры», о чём рассказывается в статье М.Топчий.
Такой способ презентации произведений ребёнка – не «элитарный» в опасном и порой карикатурном смысле слова, а в ряду других, предваряемый доброжелательным и конструктивным обсуждением, совместным отбором – легко может быть распространён не только на литературу и изобразительное искусство. Ни для родителей, ни для самих детей не представит большого труда систематическая аудио- и видео- фиксация, демонстрация и хранение результатов театрального или музыкально-исполнительского творчества.
Мы уверены, что примеры подобного отношения к детскому творчеству существуют и, возможно, они гораздо многочисленнее, чем можно предположить. Охотно будем рассказывать о них в нашем журнале и способствовать, по мере скромных сил, популяризации этого «экологически чистого » и дальновидного под хода к художественному развитию ребёнка.
1 С фондом творческих работ детей, занимавшихся с первого по выпускной класс по программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской в школе №91 г.Москвы, можно ознакомиться на сайте Психологического института РАО http://www.pirao.ru/science/projects/
Оставить комментарий