По-прежнему незаменим…

Н. Фомина, Институт художественного образования и культурологии, г. Москва

По-прежнему незаменим…

К юбилею Б.М. Неменского

Л. Неменская. Портрет Б.М. Неменского

24 декабря прошедшего года Борис Михайлович Неменский отметил свой 95-ый день рождения. Творческий вечер художника состоялся в Государственной Третьяковской галерее у легендарной, всегда устремлённой в будущее Башни В. Татлина (так коротко называется проект памятника III Интернационалу). В связи с юбилеем Третьяковская галерея расширила до пяти произведений экспозицию Б.М. Неменского в 27-ом зале Новой Третьяковки. Небольшая экспозиция представила этапные произведения художника. Это памятные всем «Мать» (1945), «Машенька» (1956), «Земля опалённая» (1957), «Память Смоленской земли» (1984) и вечно волнующая «Безымянная высота», получившая пятое воплощение в картине «Это мы, Господи...» в 1992 году. Институт Русского реалистического искусства предоставил ГТГ это произведение. К юбилею была издана глава из книги Б.М. Неменского «Открытая мастерская», посвящённая этой многотрудной работе.

Бориса Михайловича пришли приветствовать художники, искусствоведы, учителя, представители разных профессий, которых можно дифференцировать по ведомствам - из Российской академии художеств, из Российской академии образования, из журнала «Юный художник», издательства «Просвещение», от Международного союза педагогов-художников, Московского Института открытого образования и т.д. Но ясно было заранее, что юбиляр - совершенно особая личность, к нему невозможно обращаться, формально зачитывая приветствия. Большинство выступавших рассказывали о значении художника в своей жизни. Пронзительными были воспоминания академиков - одного из старейших наших художников Павла Федоровича Никонова, писателя Альберта Анатольевича Ли-ханова, театроведа Вадима Петровича Дёмина.

Даже наиболее официальное лицо - президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая - говорила душевно, от своего имени. И на данном юбилее было абсолютно понятно: Б.М. Неменский, выслушавший стоя большинство приветствий, не терпит фальши. В зале не было случайных людей, каждого связывала с Борисом Михайловичем личная история, преобразовавшаяся в душевную связь.

Рядом с ним, как всегда, была его супруга и сотрудница Лариса Александровна.

Известный издатель и писатель, психолог Артём Симонович Соловейчик - сын выдающегося журналиста и теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика, помнящий Бориса Михайловича с отрочества, увлечённо рассказал о том, какое влияние оказывали беседы художника с отцом, нередко в форме острых дискуссий, на становление его мировоззрения, на отношение к жизни. Его рассказ дополнила Нина Грантовна, вдова Симона Львовича, вспомнившая неожиданный визит Бориса Михайловича, который забежал в их дом между занятиями во ВГИКе очень расстроенный. На вопрос, что случилось, Неменский объяснил: «Позировал натурщик (его ученикам во ВГИКе - Н.Ф.). Молодой, красивый, совершенно сложен. Но с абсолютно пустым лицом. Противно было смотреть».

Восторженно выступали педагоги-художники. Все называли Б.М. Неменского своим учителем, хотя никто не задался вопросом, а собственно, чему научил он учителей. В результате личность Неменского, уже ставшая исторической, раздвоилась: художник, с одной стороны, с другой - учитель. Между тем личность едина. Бориса Михайловича отличает искренность, абсолютное доверие зрителю, ученику, коллеге - человеку. Пафос идеи, которую трудно выразить одним понятием, пронизывает его творчество в единстве живописи и педагогики искусства, о чём собственно и рассказала Н.Г. Соловейчик. Для меня эта идея, конечно, в очень упрощённом смысле, может быть выражена словами: искусство - диалог художника со зрителем, призванный раскрыть глубинные проблемы, связующие духовный мир представителей разных культур разных поколений. В этом и воспитывающий, преобразующий потенциал искусства, которое именно поэтому и способно гуманизировать процесс образования: сотворить человека. Сделать это средствами станковой живописи чрезвычайно трудно, не менее трудно достичь этого и в образовании. Борис Михайлович своими мыслями, выраженными в книгах и статьях, своим искусством создал «платформу», из которой вырастают разнообразные пути приобщения к искусству, о чём на примере собственного опыта рассказала замечательный учёный и педагог Ирина Эмильевна Кашекова, в последние годы - заместитель директора Института художественного образования и культурологии РАО.

Воспоминания чередовались с дифирамбами, а мне хотелось обратиться к истории союза искусства, науки и образования, который складывался в деятельности Б.М. Неменского, начиная с середины 1950-х годов. Эта дата подсказана воспоминаниями моего учителя - талантливого искусствоведа, педагога, популяризатора искусства Веры Васильевны Алексеевой, художников Петра Павловича Оссовского и Анатолия Юрьевича Никича, о творчестве которых я когда-то писала. Вера Васильевна вспоминала, как в середине 1950-х гг. в редакцию газеты «Советское искусство», в которой она работала, в военной шинели пришёл художник Борис Неменский. Положив перед ней письма зрителей, любителей искусства, он сказал: «Вот чем нужно заниматься, воспитывать зрителей». А.Ю. Никич вспоминал, какое убедительное впечатление произвела на него речь Б.М. Неменского на первом Съезде советских художников, который с этой же идеей выступил перед огромной профессиональной аудиторией. Петр Оссовский, узнав, что я работаю под руководством Б.М. Неменского, заметил: «Да, удивительный человек. Художники обычно в футбол гоняют, когда отдыхают, или. А он - всегда с книжкой, всегда умные разговоры».

Период оттепели для педагогики искусства - исторический, и в этом немалая заслуга Бориса Михайловича Неменского. Это время активной творческой деятельности педагогов, художников, искусствоведов на ниве эстетического просвещения. Создавались народные университеты культуры, школы искусств, которые развивались параллельно с художественными и музыкальными школами, студии по разным видам искусства в домах пионеров и в клубах культуры, открывались изостудии в художественных музеях. Конкурсы и выставки детского рисунка объединяли детей всего мира. Открылись первые галереи детского рисунка.

На I Всесоюзном съезде советских художников, проходившем с 28 февраля по 7 марта 1957 года в Большом Кремлёвском дворце и Колонном зале Дома союзов, выступали выдающиеся художники И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, М.С. Сарьян, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, А.Д. Гончаров, Д.А. Шмаринов, Е.А. Кибрик, С.Т. Коненков, Е.Ф. Белашова, искусствовед М.В. Алпатов. Идея Б.М. Неменского была активно поддержана художниками и искусствоведами. Ведь это было время создания новых экспозиций в художественных музеях. Из запасников извлекались произведения импрессионистов и фовистов. Шла подготовка к фестивалю молодёжи в Москве (лето 1957 года), который открыл для Советского Союза художников новых направлений, в 1958 году состоялся первый конкурс имени П.И. Чайковского. Проблема, поднятая Б.М. Неменским, была актуальна для современной культуры в целом. На первом съезде художников он был избран в Правление СХ СССР, где им была сформирована Комиссия эстетического воспитания.

Продвижению идей эстетического воспитания содействовали журналы «Искусство», «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Художник». Начиная с 1960-х годов Академией художеств СССР и обществом «Знание» в помощь Народным университетам культуры сериями издавались дешёвые научно-популярные альбомы небольших размеров и брошюры об отдельных художниках, исторических периодах и направлениях мирового и отечественного искусства. Лекции об искусстве регулярно читались для рабочих (в цехах заводов), колхозников (на полях), в научно-исследовательских институтах, музеях, концертных и выставочных залах по всему Советскому Союзу. На чествовании Бориса Михайловича И.Э. Кашекова и я вспоминали журнал «Огонёк»: публиковавшиеся в нём репродукции произведений искусства и научно-популярные статьи содействовали эстетическому просвещению детей и взрослых. Ведь журнал выходил миллионными тиражами. С «Огонька» для многих из представителей моего поколения началось и знакомство с творчеством Б.М. Неменского. Его «Мать» стала для меня первым доверительным рассказом о войне.

На рубеже 1950-1960-х гг. расширяются масштабы просветительской работы в художественных музеях страны. Я это ощутила на себе, поступив в четырнадцать лет в только что открывшийся Клуб юных искусствоведов ГМИИ имени. А.С. Пушкина, где работала с подростками В.В. Алексеева. В 1973 году она, будучи моим научным руководителем в аспирантуре, познакомила меня с Б.М. Неменским. Проработав шесть лет на телевидении, увлечённая проблемами популяризации искусства, я пыталась доказать своим исследованием, насколько важен для формирования интереса подростка к искусству личный контакт ребёнка с творцом, с процессом создания произведения искусства. В соответствии с замыслом исследования школьники 5–7-х классов встречались с выдающимися художниками – представителями трёх видов искусства – Б.М.Неменским, Л.Е.Кербелем и М.П.Митуричем в их творческих мастерских. Наиболее сложной по содержанию оказалась встреча с Б.М.Неменским.

В то время он работал над композицией «Женщины», которая имела в дальнейшем несколько вариантов. Перед уставшими после путешествия из школы в Сокольниках до мастерской на Брянской школьниками Борис Михайлович, не делая снисхождения на возраст, развернул сложнейшую историю работы над замыслом, раскрыл своё понимание русской женщины, смыслов, которые нужно выразить средствами живописи. Весь процесс сопровождался показом рисунков, эскизов, которые можно было подержать в руках. Дети с удивлением открывали содержательные возможности доступных для них средств – карандаша, акварели… Они замерли, когда художник раскрыл перед ними полотно. Так естественно, показав множество этапов работы над замыслом, он подготовил их к восприятию целостного образа. Можно сказать, что в этой встрече Б.М. раскрылся для меня и как художник, и как замечательный педагог, владеющий теми методами гуманистической педагогики, которые в борьбе приходилось отстаивать в дальнейшем.

Для педагогики искусства начало 1970-х было время действительно историческое. Усилиями художественной общественности в лице композитора Д.Б.Кабалевского, художника Б.М.Неменского и их единомышленников удалось добиться постановления Министерства просвещения СССР о пересмотре содержания эстетических дисциплин в общеобразовательной школе: музыки и изобразительного искусства. Работа поручалась творческим союзам и НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.

Б.М.Неменский, как секретарь Правления СХ СССР и председатель Комиссии эстетического воспитания, взял на себя огромную организационную и содержательную работу по осуществлению постановления, на которую отводилось 10 лет. С 1972 года проводилась систематическая работа по повышению квалификации учителей изобразительного искусства школ, включенных в список экспериментальных, во всех республиках Советского Союза. То есть работа, которой в настоящее время занимается Центр непрерывного художественного образования Б.М.Неменского, фактически началась в 1972 году. Семинары для учителей СХ СССР совместно с НИИ ХВ поначалу проводились два раза в год, с 1976 года по 1990 год – один раз. С 1981 года за проведение семинаров отвечали референт Б.М.Неменского по работе в СХ СССР А.Н.Сурская и я – от НИИ ХВ.

В личном архиве храню все программы и отчёты Всесоюзных семинаров, проведённых главным образом в Москве, а также внеочередных семинаров в республиках СССР, которые организовывались при выезде Комиссии эстетического воспитания в столицы союзных республик. Эта форма была плодотворной не только для учителей, но и для аспирантов, научных сотрудников. С первых семинаров Борис Михайлович привлекал к участию членов комиссии эстетического воспитания, среди которых были выдающиеся деятели культуры: дизайнер Е.А.Розенблюм, искусствоведы Н.А.Дмитриева, В.В.Алексеева, П.Д.Волкова, психолог В.П.Зинченко, философы Э.В.Ильенков и Ф.Т.Михайлов. Семинары носили творческий характер. Обязательная теоретическая часть, которая нередко проходила на базе музеев, научно-исследовательских институтов или творческих мастерских, сочеталась с отчётом учителей, целью которых являлось совершенствование программы. Завершалась работа знакомством со следующими разделами программы и новыми задачами. Первый вариант программы, рассчитанный на 2 часа в неделю, разрабатывался под руководством заведующего сектором изобразительного искусства НИИ ХВ, выдающегося специалиста в своей области Бориса Петровича Юсова. Его целью являлось художественно-творческое развитие учащихся в процессе восприятия и практического освоения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры, предполагавшее создание, на посильном для возраста уровне, произведений, имеющих художественно-образную природу. Вариант, разрабатывавшийся под руководством Б.М.Неменского, получил название «Изобразительное искусство и художественный труд», рассчитанный на 1 час в неделю с учётом возможности использовать время, запланированное на уроки труда; он принципиально отличался от первого своей направленностью на «приобщение к искусству как культуре духовной», в единстве всех пластических видов искусства.

Большое значение для художественно-педагогической общественности имели научно-практические конференции, круглые столы, которые регулярно проводила комиссия эстетического воспитания Правления Союза художников СССР совместно с НИИ художественного воспитания АПН СССР, привлекая Академию художеств СССР. Особо памятны конференции, организовывавшиеся в связи с приездом коллег из стран Европы, США, Японии.

Историческое значение для обобщения опыта и определения перспектив развития имел научный семинар: «Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников» 1973 года. В то время в поисках нового содержания, средств и методов организации экскурсионной и систематической работы учёные и музейные педагоги обратились к работам Л.С.Выготского, А.В.Бакушинского, Н.И.Романова. В докладе В.В.Алексеевой был представлен обширный опыт взаимодействия музеев со школами в нашей стране и за рубежом. К этому времени она опубликовала авторскую программу по искусству в книге «Изобразительное искусство и школа» (1968), преломив опыт музейной педагогики для школы. На семинаре произошло ещё одно важное событие: Жанна Агамирян выступила с докладом об открывшейся в 1970-м году в Ереване

Детской картинной галерее. Интересные мысли об особенностях художественного восприятия дошкольников прозвучали в докладе Э.И.Ларионовой, подкреплённые продолжительным исследованием воспитанников ГМИИ имени А.С.Пушкина. Она показала широту возможностей маленьких детей в области восприятия искусства, их отзывчивость на выразительность формы в искусстве разных исторических эпох и художественных стилей. Зарубежный опыт был проанализирован в докладе Б.П.Юсова, он же дал научное обоснование содержания и методики приобщения к искусству по программе «Изобразительное искусство».

Следует заметить, что доклады многих конференций издавались и до настоящего времени являются источником знаний о состоянии эстетического воспитания в стране и в мире в то время. Двухтомник «Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар )» 10-15 декабря 1973 г., изданный «Советским художником», представляет библиографическую редкость.

В 1976 году (после окончания аспирантуры ), когда Борис Михайлович предложил мне войти в проблемную группу по разработке программы «Изобразительное искусство и художественный труд», я согласилась почти без колебаний. Моя неуверенность определялась тем, что опыта работы в школе я не имела. Первые экспериментаторы и авторы программы мне представлялись асами. Это М.С.Чернявская – первая аспирантка Б.П.Юсова, разработавшая теоретические основы и принципиальные положения программы, не утратившие своей актуальности до настоящего времени; искусствовед, специалист в области архитектуры Н.А.Смурова, прекрасный художник-педагог В.А.Шимичев. Виталий Шимичев всегда увлечённо вспоминал о педагогической деятельности Б.М.Неменского на художественно-графическом факультете Московского педагогического института имени В.И.Ленина. Он и ряд других студентов встали на защиту учителя, когда на него ополчилось руководство института за то, что он знакомил своих учеников с творчеством импрессионистов.

Сбор проблемной группы проходил в мастерской Бориса Михайловича на Брянской после светового дня (световой день художник всегда посвящает творчеству) 1-2 раза в неделю, всегда приблизительно по одной схеме. Какое-то время уходило на ожидание друг друга. Затем – чаепитие, во время которого подходили учёные гости. Самым важным для обсуждения был отчёт Виталия Шимичева, к которому очень скоро присоединилась Альбина Горшкова.

Они показывали рисунки, в основном гуашью, выполненные детьми на уроках. Демонстрировались работы целого класса . Обсуждение носило оживлённый характер. Меня поражало, что за 45 минут ребёнок способен, вдохновившись произведениями искусства или явлениями природы, показанными в слайдах, сотворить такую выразительную яркую работу. Часто, конечно, они выполнялись в четыре руки. Уже в 1976–1979 гг. была создана научно-обоснованная тематическая структура программы, мало изменившаяся с тех пор. Но разработка творческих заданий с целью реализации эстетических и духовно-нравственных задач развития личности ставила множество проблем. «Застряли» на средних классах – подростках, требовавших достижения результатов, соответствующих особенностям мировосприятия этого возраста.

Борис Михайлович умел находить специалистов, которым доверял руководство группой. В течение двух лет нами очень успешно руководила кандидат филологических наук, заведующая сектором социологии НИИ ХВ, знаток искусства Екатерина Куприяновна Чухман. Будучи очень организованным человеком, она сделала процесс создания программы и её экспериментальной проверки работой, строго планируемой и подотчётной дирекции НИИ ХВ. Ей удалось собрать группу специалистов, способных обеспечить содержание программы интересными творческими заданиями , соответствующими природе искусства и возрастным возможностям подростков. Так, Н.Н.Михайлова, художник, выпускница Московского художественного института имени В.И.Сурикова, сосредоточилась на разделе, посвящённом станковым видам изобразительного искусства; Е.А.Эйзен, актриса по образованию, занималась разделами, посвящёнными работе театральных и кино-художников; Н.В.Гросул – архитектурой и синтезом искусств; Н.Н.Фомина обеспечивала искусствоведческую составляющую методик, занималась народными праздниками и декоративно-прикладным искусством, историей искусства для старших классов.

Е.К.Чухман устраивала встречи с видными представителями современной науки – философами, психологами. Так однажды в 209-ую школу к нам пришли А.А.Мелик-Пашаев и З.Н.Новлянская, чьи труды значительно укрепили научное обоснование программы и обогатили её содержание. Одно время нами руководил замечательный человек и художник Михаил Борисович Стриженов.

Обязательным являлось посещение уроков. Талантливыми учителями, которые всегда по-своему интерпретировали программу, были и Нина Гросул, и неподражаемая Елена Коротеева, и Наталия Романова, в то время студентка психологического факультета МГУ. Постоянно нами посещались уроки в 209-ой школе, которые в то время вёл молодой художник-педагог М.М.Аникеев. Этой школе придавалось особое значение, потому что наши уроки проходили параллельно с открытыми уроками Д.Б.Кабалевского, который лично проводил каждое занятие. Качеству урока Борис Михайлович придавал огромное значение, он собирал вокруг себя талантливых педагогов. Хорошо помню, как в 209-ую школу пришли Татьяна и Виктор Копцевы, тогда студенты художественно-графического факультета уже названного педагогического института. Было это в 1979 году. Пришли по совету преподавателя Миленко Марковича – философа, разделявшего взгляды Б.М.Неменского. Борис Михайлович поверил в талант молодых учителей сразу. С огромным трудом ему удалось добиться их распределения в подмосковный Зеленоград . Аналогичная история произошла с Ниной Алексеевной и Василием Григорьевичем Горяевыми – учителями из г.Шахты, о которых рассказал философ В.А.Разумный, видевший их уроки и восхищавшийся ими.

Б.М.Неменский считал, что нужно распространять свои достижения через разные ведомства, не ограничиваясь 30-тью школами Советского Союза, следует выходить на школы и Москвы, и России.

Так на протяжении 1980-х гг. были созданы кабинеты в Институте повышения квалификации учителей Москвы под руководством М.Т.Ломоносовой, в НИИ школ РФ под руководством В.П.Копцева.

В 1987 г. укрепился наш статус и в НИИ ХВ: проблемная группа была преобразована в лабораторию изобразительного искусства, в которую пришли опытные научные сотрудники А.В.Щербаков и Ю.Н.Протопопов. Меня утвердили в качестве зав. лабораторией. Наш руководитель считал очень важным научное обеспечение программы, её всестороннее обоснование. Сделать это стало возможным благодаря подготовке диссертаций по проблемам, актуальным для нашей области. В течение 1980-1990-х гг. в НИИ ХВ были защищены кандидатские диссертации, имеющие принципиальное значение для подготовки учителей изобразительного искусства и музейных педагогов в соответствии с новыми идеями В.В.Абрамовой, Н.А.Горяевой, Е.И.Коротеевой. Т.А.Копцевой, В.П.Копцевым, Н.Л.Кульчинской, Н.Н.Ковалдиной и др.

За время нашей работы под руководством Б.М.Неменского издательством «Советский художник» СХ СССР была издана ротапринтная библиотека программ, методик по каждому классу, от I до VIII. Обобщающими стали издания в «Просвещении» в 1988 и 1990 гг. программы «Изобразительное искусство и  художественный труд» с краткими методическими рекомендациями, составленными Н.В.Гросул, Е.И.Коротеевой, Н.Н.Михайловой, Н.Н.Фоминой, М.С.Чернявской под руководством Б.М. Неменского.

Несмотря на крушение Союза художников СССР, делу Б.М.Неменского удалось выжить в новых условиях, и даже подняться на новый уровень развития. В 1992 году был открыт на Арбате, в Калошином переулке, в школьном здании Центр художественной культуры и образования, являвшийся структурным подразделением Московского Института повышения квалификации работников образования. Работа проходила по концепции, разработанной нашим коллективом и утверждённой учёным советом НИИ ХВ, смысл которой состоял в идее образования учителя как педагога, исследователя и художника, что определило и структуру учреждения, сочетавшего лекции, семинары, занятия в творческих мастерских и музее художественного творчества детей. Эта работа требовала полной мобилизации сил каждого сотрудника, что трудно было сделать, работая в двух учреждениях. Сотрудники лаборатории изобразительного искусства продолжили работать в Институте, который с тех пор не раз менял название и теперь называется Институтом художественного образования и культурологии РАО. Педагоги, методисты остались с Борисом Михайловичем в Центре непрерывного художественного образования, созданном в 1994 году. О результативности работы Центра свидетельствуют её географические масштабы, охват общего и дополнительного образования, оснащённость учебных заведений страны программами и методиками школы Б.М.Неменского, активная выставочная деятельность, конкурсы и олимпиады, содействующие выявлению и развитию одарённых детей, а главное – включению творчества детей в культурную жизнь страны.

В заключение хочется напомнить о деяниях, которые могли бы не состояться без Б.М.Неменского. Активное изучение международного опыта в области эстетического воспитания происходило благодаря участию комиссии эстетического воспитания в Международном обществе художественного воспитания (International Society for Education Through Art — INSEA). При содействии комиссии были открыты первая в СССР галерея детского рисунка в Ереване в 1970-м году Ж.Агамирян и Г.Игитяном, Детская картинная галерея в Тбилиси. Одно из первых в Европе собраний детских работ, созданное заслуженным художником Северной Осетии Николаем Васильевичем Жуковым, стало доступно в качестве Международного музея детского рисунка во Владикавказе в 1972 году. Созданные галереи детского рисунка содействовали развитию интереса художественно-педагогической общественности и к новой программе по изобразительному искусству.

Огромное значение для совершенствования художественного образования в школе имело возрождение журнала «Искусство в школе», который продолжил деятельность журнала «Музыка в школе», основанного композитором Д.Б.Кабалевским в 1982 году. В 1991 году он был преобразован в журнал «Искусство в школе». В 1978 году, в значительной степени усилиями Б.М.Неменского, был возрожден журнал «Юный художник», существовавший в 1936-1941 годы.

Большое количество книг выдающихся художников-педагогов было издано благодаря поддержке Б.М.Неменского. Назову некоторые: три выпуска книги-альбома «Что такое искусство?» В.В.Алексеевой, которые рассматривались нами как первые учебники по программе Б.М.Неменского; книги С.Д.Левина, В.Н.Полуниной, Ж.С.Агамирян, итальянских художников-педагогов и многие другие.

Слушая приветствия людей , близко общающихся с Борисом Михайловичем сегодня, и его самого, я поняла, что у юбиляра огромные творческие планы – и художественные, и педагогические, и литературные. Литература Неменского особенная – он умеет об очень сложных научных и художественных проблемах говорить на языке, доступном заинтересованному читателю. Поэтому многие учителя, с которыми мне доводится общаться, говорят после прочтения «Мудрости красоты» или «Педагогики искусства»: «Я ведь сам так думал…».

Б.М.Неменский чувствует время и его проблемы. Всех деяний Б.М.Неменского не перечислить. Славно то, что он остаётся в строю и по-прежнему незаменим и в педагогике искусства, и в самом искусстве как глашатай , носитель и выразитель вечных духовных ценностей.

 

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 22-27.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.