Детская опера в Израиле
Детская опера в Израиле
Детскому музыкальному творчеству я посвятил многие годы своей жизни. Преподавал кларнет и саксофон, был дирижёром студенческого духового оркестра в ровенском институте культуры, а по приезде в Израиль работаю в консерватории города Петах-Тиквы, преподаю и руковожу детскими духовыми оркестрами. Это моя стихия и, как бы высокопарно это ни звучало, мое призвание!
Предлагаю читателю рассказ об уникальном музыкальном проекте, в котором на протяжении долгого времени участвую как дирижёр детского духового оркестра. Я расскажу о детской оперной студии при начальной общеобразовательной школе имени М.Гесс в израильском городе Петах-Тикве. И о детской опере в Израиле вообще, как таковой.
Мыслью насыщенная музыка.
Школа имени Мозес Гесс – это начальная школа с музыкальным направлением детского творчества (оперная студия), где учатся ребята от б до 12 лет. Участие в опере даёт нашим детям возможность познать образцы классической музыки через живое её исполнение. Чтобы мелодическая, мыслью насыщенная музыка стала для них не утомительной, а интересной, чтобы влилась она в их подсознание, с ранних лет мы стараемся познакомить ребят с лучшими образцами детских мировых вокальных произведений. Петь, танцевать, играть любит большинство детей, творчество присуще ребёнку с самого раннего возраста, и важно дать возможность каждому попробовать свои силы. А когда рядом увлечённые и талантливые взрослые, отличные специалисты, как в школе Гесс, – обязательно проявятся тяга к творчеству, радость открытия прекрасного в жизни и в искусстве. Что может быть замечательней!
Школа «Гесс» – начальная школа с музыкальным направлением. И преподаватели, и родители детей отмечают, что создание детской оперной студии в школе и участие в ней большинства учащихся способствовали улучшению микроклимата в коллективе, оздоровлению отношений между детьми.
Сама школа была основана б5 лет назад. В ней обучаются 855 учащихся. Директор школы Ханита Вайс. Оперная студия создана при школе только в 1991 году. Художественный руководитель студии – Ирина Ляховецкая. Хором руководит Анна Беренбойм, я – Борис Турчинский, руковожу оркестром, концертмейстер – Ирина Финкельсон, с костюмами помогают все учителя школы и родители. Также мне в музыкальной части помогает и Неля зайдман. Все ребята школы участвуют в постановке спектаклей. Мюзиклы и оперы можно считать венцом усилий наших педагогов и ребят.
Первой постановкой была опера "Золушка" Дж.Россини. Грандиозная премьера произвела огромное впечатление на всех, кто её слушал. Тогда дирекцией и родительским комитетом школы было принято решение о ежегодном продолжении хорошего начинания.
Следующим был не менее впечатляющий мюзикл "Муравей и кузнечик" – новый для детей музыкально-сценический жанр, в котором сочетаются музыка, хореография, драматическое и оперное искусство. Как жанр, мюзикл появился в Америке, в театре на Бродвее – одной из главных улиц Нью-Йорка, но корнями уходит во Францию середины XIX века с её знаменитой опереттой. Всё это рассказали мы детям.
"Муравей и кузнечик" на замечательную музыку Саши Аргова, выходца из России, и стихи П.Розенберга – своего рода притча. Близкие родственники композитора посетили постановку и были очень благодарны за удачное решение музыкальной концепции спектакля.
Муравей (впрочем, друзья называли его не так официально – просто Муравьишка) жил на краю лесной опушки. Он, пожалуй, ничем не отличался от остальных муравьёв: как и они, сновал туда-сюда, таскал различные веточки-палочки-листочки и строил свой муравейник. Единственное, что отличало Муравьишку от окружающих, так это то, что у него была Мечта. Великая Мечта!.. Огромная! Она составляла цель всей его маленькой муравьиной жизни. Вот так же и человеку нельзя без мечты – такова поучительная мораль притчи!
Далее, 1995 год. Постановка классической оперы "Кармен" Жоржа Бизе. После неё о школе заговорили во всём Израиле. Дети были приглашены в Тель-Авив выступать в кЬа, Вонетея – престижном Центре исполнительских искусств.
затем шёл целый ряд спектаклей. Опера "Орфей и Эвридика" Глюка. С этой постановкой после премьеры захотели познакомиться работники Министерства просвещения Израиля. Их отзывы превзошли все ожидания!
"Рондо" Бар Ханса – о детском гетто Терезиенштадт. История оперы взята из истории Холокоста. Опера получилась очень концептуальной. Идея – рассказать детям Израиля о жизни их сверстников в прошлом, в концлагере. Про жизнь и смерть, и опять про жизнь – с надеждой на будущее.
"Волшебная флейта" В.А. Моцарта, "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римского-Корсакова – вот далеко не весь перечень постановок, где дети проявили себя и как юные талантливые певцы, и как актёры, хорошо чувствующие условности сцены! Школу посетили Министр образования, в то время господин Йоси Сарид, и великий израильский скрипач Ицхак Перельман, с тех пор он проводит в школе мастер-классы. Оперы были показаны родителям и жителям Петах-Тиквы, а также руководителям города, а в прессе появилось много положительных, лестных откликов.
Ещё один способ самовыражения.
Принимали участие во всех наших постановках и солисты-вокалисты, и ансамбль скрипачей, и детский хор, и танцевальная группа. Школьный духовой оркестр, дети которого занимаются параллельно в консерватории, вместе с ансамблем преподавателей, которые работают в этой же школе в проекте "Бейт-сефер менаген"(играющая школа), профессионально поддержали проект.
Основная цель наших постановок – создание в школе культурного климата. Совместное творчество способствует дружбе и сплочённости в детском коллективе, а затем – и в обществе в целом. И это, пожалуй, главное! У учеников появился ещё один способ самовыражения, и мы убеждаемся, что они
в этом нуждаются. Говоря языком учебника по педагогике, дети повышают свой социальный статус.
Опера отличается высоким качеством музыки. Многие исследования показывают, что музыка затрагивает ум ребёнка, создаёт изысканную атмосферу, снимает напряжённость. Опера в школе открывает окно в новый мир для всех без исключения. Опера – жанр синтетический: кроме музыки, поэзии, танца сюда входят драматическое, театральное и изобразительное искусства.
У ребят есть возможность попробовать себя в пении и в танце, декламации или изготовлении костюмов, почувствовать в себе присутствие (или отсутствие!) того или иного призвания. Это ещё один способ самоутверждения, а человек должен прочно стоять на земле. Дети приобретают новые знания, расширяют кругозор. Именно такой – воспитанный, культурный, хорошо образованный гражданин нужен стране.
Знаменитый итальянский бас Эцио Пинца однажды сказал: "Дети рождаются с нежным чувством воображения, поэтому опера – та пища, которая им необходимая".
В школьных постановках оперы принимают участие все: и ученики, и преподаватели. Вся школа! Это способствует формированию чувства причастности к общему большому делу и гордости за общий результат. Юных музыкантов школы Гесс приглашают выступать на различных городских церемониях и благотворительных мероприятиях.
Великий итальянский режиссер Дзеффирелли был приглашён во время своего визита в Израиль еще в 1997 году на выступлении детей в "Центре искусств" в Тель-Авиве. Вот его впечатления, которыми он поделился с корреспондентом центральной израильской газеты "А-Арец": "Когда я послушал выступление детей из оперной студии школы Петах-Тиквы, я вдруг обнаружил, какое необычное музыкальное образование они получают, несравнимое даже с музыкальной, вокальной, оперной Италией".
В муниципалитете Петах-Тиквы заместитель мэра города Яков Бен-Симхон, который возглавляет городской отдел образования, говорит: "Город Петах-Тиква растёт, хорошеет, и мы надеемся, что язык музыки станет ещё одним, дополнительным связующим звеном между выходцами из различных этнических групп у нас в обществе. Мы верим в музыку как образ жизни", – говорит он.
«Школа играет и поёт».
Всегда интересно послушать рассказ об опыте коллег. Поэтому я записал интервью с художественным руководителем нашей оперной студии, режиссёром Ириной Ляховецкой, моим давним товарищем по творчеству и по работе с детьми.
– Ирина, сегодня мы поговорим об опере. И не просто об опере, а о нашей детской оперной студии школы имени М.Гесс города ПетахТиквы. Об уникальном проекте, которому, я убеждён, нет равных в мире и который ты с успехом возглавляешь уже много лет. Сколько же лет мы трудимся совместно? Если мне не изменяет память, в 1995 году я начал работать здесь ответственным за направление духовых инструментов и возглавил школьный оркестр от муниципальной консерватории. Затем дирекция послала меня на другой «фронт», в другую школу, а в 2005 году я снова вернулся, и мы продолжили опять работать вместе. Мы в содружестве с тобой поставили уже много постановок!
И.Л. Непосредственно режиссёром я являюсь уже семь лет. В эту школу я пришла в 1994 году. В этот период открывалось много новых проектов для репатриантов от Министерства культуры Израиля. Муниципалитеты искали пути, чтобы дать возможность трудоустроить огромное количество прибывших в страну учителей музыки. Решили при школах ввести проекты под названием аШкола играет и поёт. Так всё это пришло в школу "Гесс" города Петах-Тиквы. А прежде я уже три года работала в таком же проекте, так что опыт кое-какой был.
Мне пришлось в это время встретиться с новой для меня игрой на скрипке в небольших группах. Правда, слово "небольших" можно взять в кавычки, иногда я работала только с половиной класса, столько было желающих. Это был мой первый опыт в этом направлении, и он был успешным. Ты знаешь, Борис, ещё ребёнком я мечтала быть актрисой. С детства копировала всех подряд известных артистов, играла в драматическом кружке в моем родном городе Днепропетровске. Моей самой большой ролью была Земфира из "Алеко" Пушкина. Но, увы, на этом все и закончилось. Мой папа не хотел и слышать о моём желании поступать в театральное училище. Его авторитет для меня был непререкаем, и с его согласия я поступила в Днепропетровский педагогический институт на музыкальный факультет. Затем работа...
Но любовь к театру во мне жила, ещё как жила! Совершенно случайно из школы ушёл по каким-то обстоятельствам режиссёр, и надо было спасать ситуацию. А таких неожиданных знаковых поворотов немало бывает в жизни, правда? Вот так всё и началось.
– Детская оперная студия при начальной школе – это, по сути, обыкновенная школа, каких в Израиле много. Но то, что ты делаешь со своими коллегами, превратило эту школу в необыкновенную. Я бы даже сказал, очень знаменитую.
И.Л. "Оперный проект" в нашей школе существует уже 12 лет. Выбор материала для последующей постановки был всегда хаотичен. Но в последние годы учителям музыки в школах был предложен интересный план-проект на основе всемирной науки, истории, музыкальной литературы и архитектуры, начиная с XV–XVI веков: ренессанс, барокко, классика, романтизм, модернизм, и постмодернизм. И этот план воплощён в жизнь!
В завершение каждого учебного года я подключаю коллег, детей и родителей, и мы находим новую тему, а вместе с этим и постановку. Как, например, и в этом году. В июне состоялась премьера мюзикла "Алей Кинор" (в основу постановки взят рассказ Шолом-Алейхема "Скрипач") композитора-израильтянки, проживающей в США, Ципи Флайшер.
Нас потрясла история о мальчике 3емеле, который страстно хотел научиться играть на скрипке, но родители его были категорически против. Каждый день он подходит к старому домику старого учителя Нафтали, откуда доносятся волшебные звуки, очаровывающие его душу. Трудно ему справиться со своим желанием, и он заходит в дом, где видит учителя и его учеников, впоследствии ставших ему друзьями. 3емеле не стал в жизни скрипачом, но любовь к музыке у него останется на всю жизнь.
Кстати, я всегда сама придумываю умный и воспитательный финал. Стараюсь обязательно связать действие с действительностью.
- Ирина, я хочу отметить, что и в Израиле, и в других странах подобные детские театры существуют.
И.Л. В Израиле есть, например, сеть средних школ с музыкальной ориентацией. И там периодически ставят похожие спектакли, в основном мюзиклы. Есть подобное и в клубах. Но чтобы в начальной школе! Я такого ещё не слышала. Ведь речь идёт о детях с б и до 12 лет.
- Какие самые большие сложности встречаются в твоей работе?
И.Л. Хочется очень много сделать, и на хорошем уровне, чтобы было оригинально, нестандартно. Но очень мало времени на всё это. А надо многому научить участников действия. Ведь в школе нет драматического кружка, уроков танцев и так далее. Всему этому надо ребят научить, с любовью, с требовательностью – и в минимальный срок.
- А какие самые удачные постановки были у тебя за эти годы?
И.Л. Любимая и самая удачная постановка всегда впереди, будет на следующий год.
- Я уже немного затронул тему выступлений участников оперы вне школьной сцены, хотелось бы её продолжить.
И.Л. Очень много выступаем с детьми на семинарах, конференциях, конкурсах по линии Министерства просвещения. Дважды мы выступали с прославленным израильским скрипачом Ицхаком Перельманом.
- Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о технической стороне дела. Костюмы, декорации, звукотехника – откуда всё это?
И.Л. Всё субсидирует школа, и я мало интересуюсь чем-либо, кроме творчества. На мне творческий поиск в чистом виде. Очень приятно и комфортно работать в такой обстановке.
- Кроме режиссёрской работы, ты ведёшь ансамбль скрипок. Почти 50 детей. Не трудно и то и другое сразу?
И.Л. Нет! Это такая радость! Столько удовольствия! Мне, как дирижёру школьного оркестра, приходится иногда играть вместе с ребятами, и я всегда поражаюсь: это групповые занятия, скрипка, как известно, очень и очень сложный инструмент в обучении, а дети играют довольно стройно и слажено!
- Как ты этого добиваешься? Поделись!
И.Л. Момент творчества – мой самый любимый момент в жизни. Ищу свой путь, много работаю с детьми. Меня считают преподавателем строгим и требовательным. Система моего преподавания отличается от обычного обучения игре на скрипке. Много внимания с самых первых уроков уделяю умению услышать себя и других.
- И еще пару слов о последней постановке.
И.Л. В прошлом году придумала рассказ-либретто на известную музыку 20-х годов. Это американские мюзиклы. Своей задачей я поставила донести детям, что минувший ХХ век – это мощное музыкальное развитие не только американской культуры, а и вообще всей общечеловеческой.
Мне очень нравится то, что я делаю. Это творческий процесс, и он меня захватывает. Спасибо Богу, что он мне дал этот дар видеть и понимать, что необходимо делать. Я чувствую сцену и жизнь на сцене. Мне очень помогают мои коллеги, дети и их родители, руководство школы и муниципалитет. Я им всем очень благодарна. Моя задача привить моим ученикам любовь к прекрасному – к музыке, театру, слову, действию.
- Какой главный вывод ты сделала бы из всего, о чём рассказала?
И.Л. Я бы добавила: любите музыку! Прививайте эту любовь детям! Эта любовь поможет им найти себя в этой жизни!
Не успели стихнуть последние аккорды мюзикла "Алей Кинор", а Ирина Ляховецкая уже думает о следующей постановке. И на мой вопрос, какой она будет, что новенького мы увидим в ближайшее время, какие наброски есть в её режиссёрских тетрадях, она отвечает: *Пока это большой секрет! А вот в сентябре наш зритель всё узнает!»
Что ж, на то и существует в театре волнующий воображение занавес, хранящий до поры секреты. Пусть творческие планы Ирины и наши общие с детьми планы будут огромным секретом для не такой уж и маленькой *компании», куда входят все учащиеся нашей школы и все наши зрители.
Наступит сентябрь, начнётся учёба в общеобразовательной и в музыкальной школах, в наших студиях. Учёба чему? Как стать настоящим человеком. И общая педагогика, и серьёзная музыка призваны научить этому!
Оставить комментарий