Детская опера в Израиле

Б.Турчинский, г.Петах-Тиква, Израиль

Детская опера в Израиле

Детскому музыкальному творчеству я посвятил многие годы своей жизни. Преподавал кларнет и саксофон, был дирижёром студенческого духового оркестра в ровенском институте культуры, а по приезде в Израиль работаю в консерватории горо­да Петах-Тиквы, преподаю и руковожу детскими духовыми оркестрами. Это моя стихия и, как бы высокопарно это ни звучало, мое призвание!

Предлагаю читателю рассказ об уникальном музыкальном проекте, в котором на протяжении долгого времени участвую как дирижёр детского духового оркестра. Я расскажу о детской оперной студии при начальной общеобразовательной школе имени М.Гесс в израильском городе Петах-Тикве. И о детской опере в Израиле вообще, как таковой.

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше

Мыслью насыщенная музыка.

Школа имени Мозес Гесс – это начальная школа с музыкальным направлением детского творчества (оперная студия), где учатся ребята от б до 12 лет. Участие в опере даёт нашим детям возможность познать образцы классической музыки через живое её исполнение. Чтобы ме­лодическая, мыслью насыщенная му­зыка стала для них не утомительной, а интересной, чтобы влилась она в их подсознание, с ранних лет мы стараем­ся познакомить ребят с лучшими об­разцами детских мировых вокальных произведений. Петь, танцевать, играть любит большинство детей, творчество присуще ребёнку с самого раннего воз­раста, и важно дать возможность каж­дому попробовать свои силы. А когда рядом увлечённые и талантливые взрослые, отличные специалисты, как в школе Гесс, – обязательно проявятся тяга к творчеству, радость открытия прекрасного в жизни и в искусстве. Что может быть замечательней!

Школа «Гесс» – начальная школа с музыкаль­ным направлением. И преподаватели, и родители детей отмечают, что создание детской оперной студии в школе и участие в ней большинства учащихся спо­собствовали улучшению микроклимата в коллекти­ве, оздоровлению отношений между детьми.

Сама школа была основана б5 лет назад. В ней обучаются 855 учащихся. Директор школы Ханита Вайс. Оперная студия создана при школе только в 1991 году. Художественный руководитель сту­дии – Ирина Ляховецкая. Хором руководит Анна Беренбойм, я – Борис Турчинский, руковожу ор­кестром, концертмейстер – Ирина Финкельсон, с костюмами помогают все учителя школы и роди­тели. Также мне в музыкальной части помогает и Неля зайдман. Все ребята школы участвуют в постановке спектаклей. Мюзиклы и оперы можно считать венцом усилий наших педагогов и ребят.

Первой постановкой была опера "Золушка" Дж.Россини. Грандиозная премьера произвела огромное впечатление на всех, кто её слушал. Тог­да дирекцией и родительским комитетом школы было принято решение о ежегодном продолжении хорошего начинания.

Следующим был не менее впечатляющий мю­зикл "Муравей и кузнечик" – новый для детей музыкально-сценический жанр, в котором сочетаются музыка, хореография, драматическое и оперное искусство. Как жанр, мюзикл появился в Америке, в театре на Бродвее – одной из главных улиц Нью-Йорка, но корнями уходит во Францию середины XIX века с её знаменитой опереттой. Всё это рассказали мы детям.

"Муравей и кузнечик" на замечательную му­зыку Саши Аргова, выходца из России, и стихи П.Розенберга – своего рода притча. Близкие родственники композитора посетили постановку и были очень благодарны за удачное решение му­зыкальной концепции спектакля.

Муравей (впрочем, друзья назы­вали его не так официально – просто Муравьишка) жил на краю лесной опушки. Он, пожалуй, ничем не от­личался от остальных муравьёв: как и они, сновал туда-сюда, таскал раз­личные веточки-палочки-листочки и строил свой муравейник. Единствен­ное, что отличало Муравьишку от окружающих, так это то, что у него была Мечта. Великая Мечта!.. Огром­ная! Она составляла цель всей его маленькой муравьиной жизни. Вот так же и человеку нельзя без мечты – такова поучительная мораль притчи!

Далее, 1995 год. Постановка класси­ческой оперы "Кармен" Жоржа Бизе. После неё о школе заговорили во всём Израиле. Дети были приглашены в Тель-Авив вы­ступать в кЬа, Вонетея – престижном Центре ис­полнительских искусств.

затем шёл целый ряд спектаклей. Опера "Ор­фей и Эвридика" Глюка. С этой постановкой по­сле премьеры захотели познакомиться работники Министерства просвещения Израиля. Их отзывы превзошли все ожидания!

"Рондо" Бар Ханса – о детском гетто Терезиен­штадт. История оперы взята из истории Холокоста. Опера получилась очень концептуальной. Идея – рассказать детям Израиля о жизни их сверстников в прошлом, в концлагере. Про жизнь и смерть, и опять про жизнь – с надеждой на будущее.

"Волшебная флейта" В.А. Моцарта, "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римского-Корсакова – вот дале­ко не весь перечень постановок, где дети проявили себя и как юные талантливые певцы, и как актёры, хорошо чувствующие условности сцены! Школу посетили Министр образования, в то время госпо­дин Йоси Сарид, и великий израильский скрипач Ицхак Перельман, с тех пор он проводит в школе мастер-классы. Оперы были показаны родителям  и жителям Петах-Тиквы, а также руководителям города, а в прессе появилось много положительных, лестных откликов.

Ещё один способ самовыражения.

Принимали участие во всех наших постановках и солисты-вокалисты, и ансамбль скрипачей, и детский хор, и танцевальная группа. Школьный духовой оркестр, дети которого занимаются парал­лельно в консерватории, вместе с ансамблем пре­подавателей, которые работают в этой же школе в проекте "Бейт-сефер менаген"(играющая школа), профессионально поддержали проект.

Основная цель наших постановок – создание в школе культурного климата. Совместное творче­ство способствует дружбе и сплочённости в детском коллективе, а затем – и в обществе в целом. И это, пожалуй, главное! У учеников появился ещё один способ самовыражения, и мы убеждаемся, что они
в этом нуждаются. Говоря языком учебника по педагогике, дети повышают свой социальный статус.

Опера отличается высоким качеством музыки. Многие исследования показывают, что музыка затрагивает ум ребёнка, создаёт изысканную ат­мосферу, снимает напряжённость. Опера в школе открывает окно в новый мир для всех без исключе­ния. Опера – жанр синтетический: кроме музыки, поэзии, танца сюда входят драматическое, театраль­ное и изобразительное искусства.

У ребят есть возможность попробовать себя в пении и в танце, декламации или изготовлении костюмов, почувствовать в себе присутствие (или отсутствие!) того или иного призвания. Это ещё один способ самоутверждения, а человек должен прочно стоять на земле. Дети приобретают новые знания, расширяют кругозор. Именно такой – воспитанный, культурный, хорошо образованный гражданин нужен стране.

Знаменитый итальянский бас Эцио Пинца однажды сказал: "Дети рождаются с нежным чувством воображения, поэтому опера – та пища, которая им необходимая".

В школьных постановках оперы принимают участие все: и ученики, и преподаватели. Вся шко­ла! Это способствует формированию чувства при­частности к общему большому делу и гордости за общий результат. Юных музыкантов школы Гесс приглашают выступать на различных городских церемониях и благотворительных мероприятиях.

Великий итальянский режиссер Дзеффирелли был приглашён во время своего визита в Израиль еще в 1997 году на выступлении детей в "Центре искусств" в Тель-Авиве. Вот его впечатления, кото­рыми он поделился с корреспондентом центральной израильской газеты "А-Арец": "Когда я послушал выступление детей из оперной студии школы Петах-­Тиквы, я вдруг обнаружил, какое необычное музы­кальное образование они получают, несравнимое даже с музыкальной, вокальной, оперной Италией".

В муниципалитете Петах-Тиквы заместитель мэра города Яков Бен-Симхон, который возглав­ляет городской отдел образования, говорит: "Город Петах-Тиква растёт, хорошеет, и мы надеемся, что язык музыки станет ещё одним, дополнительным связующим звеном между выходцами из различных этнических групп у нас в обществе. Мы верим в музыку как образ жизни", – говорит он.

«Школа играет и поёт».

Всегда интересно послушать рассказ об опыте коллег. Поэтому я записал интервью с художе­ственным руководителем нашей оперной студии, режиссёром Ириной Ляховецкой, моим давним товарищем по творчеству и по работе с детьми.

– Ирина, сегодня мы поговорим об опере. И не просто об опере, а о нашей детской оперной студии школы имени М.Гесс города Петах­Тиквы. Об уни­кальном проекте, которому, я убеждён, нет равных в мире и который ты с успехом возглавляешь уже много лет. Сколько же лет мы трудимся совместно? Если мне не изменяет память, в 1995 году я начал работать здесь ответственным за направление ду­ховых инструментов и возглавил школьный оркестр от муниципальной консерватории. Затем дирекция послала меня на другой «фронт», в другую школу, а в 2005 году я снова вернулся, и мы продолжили опять работать вместе. Мы в содружестве с тобой поставили уже много постановок!

И.Л. Непосредственно режиссёром я являюсь уже семь лет. В эту школу я пришла в 1994 году. В этот период открывалось много новых проектов для репатриантов от Министерства культуры Израиля. Муниципалитеты искали пути, чтобы дать возмож­ность трудоустроить огромное количество прибыв­ших в страну учителей музыки. Решили при шко­лах ввести проекты под названием аШкола играет и поёт. Так всё это пришло в школу "Гесс" города Петах-Тиквы. А прежде я уже три года работала в таком же проекте, так что опыт кое-какой был.

Мне пришлось в это время встретиться с новой для меня игрой на скрипке в небольших группах. Правда, слово "небольших" можно взять в кавыч­ки, иногда я работала только с половиной класса, столько было желающих. Это был мой первый опыт в этом направлении, и он был успешным. Ты знаешь, Борис, ещё ребёнком я мечтала быть актри­сой. С детства копировала всех подряд известных артистов, играла в драматическом кружке в моем родном городе Днепропетровске. Моей самой боль­шой ролью была Земфира из "Алеко" Пушкина. Но, увы, на этом все и закончилось. Мой папа не хотел и слышать о моём желании поступать в театральное училище. Его авторитет для меня был непререкаем, и с его согласия я поступила в Днепропетровский педагогический институт на музыкальный факуль­тет. Затем работа...

Но любовь к театру во мне жила, ещё как жила! Совершенно случайно из школы ушёл по каким-то обстоятельствам режиссёр, и надо было спасать ситуацию. А таких неожиданных знаковых пово­ротов немало бывает в жизни, правда? Вот так всё и началось.

– Детская оперная студия при начальной школе – это, по сути, обыкновенная школа, каких в Израиле много. Но то, что ты делаешь со своими коллегами, превратило эту школу в необыкновенную. Я бы даже сказал, очень знаменитую.

И.Л. "Оперный проект" в нашей школе существу­ет уже 12 лет. Выбор материала для последующей постановки был всегда хаотичен. Но в последние годы учителям музыки в школах был предложен ин­тересный план-проект на основе всемирной науки, истории, музыкальной литературы и архитектуры, начиная с XV–XVI веков: ренессанс, барокко, клас­сика, романтизм, модернизм, и постмодернизм. И этот план воплощён в жизнь!

В завершение каждого учебного года я под­ключаю коллег, детей и родителей, и мы находим новую тему, а вместе с этим и постановку. Как, на­пример, и в этом году. В июне состоялась премьера мюзикла "Алей Кинор" (в основу постановки взят рассказ Шолом-Алейхема "Скрипач") композитора-израильтянки, проживающей в США, Ципи Флай­шер.

Нас потрясла история о мальчике 3емеле, кото­рый страстно хотел научиться играть на скрипке, но родители его были категорически против. Каждый день он подходит к старому домику старого учите­ля Нафтали, откуда доносятся волшебные звуки, очаровывающие его душу. Трудно ему справиться со своим желанием, и он заходит в дом, где видит учителя и его учеников, впоследствии ставших ему друзьями. 3емеле не стал в жизни скрипачом, но любовь к музыке у него останется на всю жизнь.

Кстати, я всегда сама придумываю умный и вос­питательный финал. Стараюсь обязательно связать действие с действительностью.

- Ирина, я хочу отметить, что и в Израиле, и в других странах подобные детские театры суще­ствуют.

И.Л. В Израиле есть, например, сеть средних школ с музыкальной ориентацией. И там перио­дически ставят похожие спектакли, в основном мюзиклы. Есть подобное и в клубах. Но чтобы в начальной школе! Я такого ещё не слышала. Ведь речь идёт о детях с б и до 12 лет.

- Какие самые большие сложности встречаются в твоей работе?

И.Л. Хочется очень много сделать, и на хорошем уровне, чтобы было оригинально, нестандартно. Но очень мало времени на всё это. А надо многому научить участников действия. Ведь в школе нет драматического кружка, уроков танцев и так далее. Всему этому надо ребят научить, с любовью, с тре­бовательностью – и в минимальный срок.

- А какие самые удачные постановки были у тебя за эти годы?

И.Л. Любимая и самая удачная постановка всег­да впереди, будет на следующий год.

- Я уже немного затронул тему выступлений участников оперы вне школьной сцены, хотелось бы её продолжить.

И.Л. Очень много выступаем с детьми на семи­нарах, конференциях, конкурсах по линии Мини­стерства просвещения. Дважды мы выступали с прославленным израильским скрипачом Ицхаком Перельманом.

- Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о технической стороне дела. Костюмы, декорации, звукотехника – откуда всё это?

И.Л. Всё субсидирует школа, и я мало интересу­юсь чем-либо, кроме творчества. На мне творческий поиск в чистом виде. Очень приятно и комфортно работать в такой обстановке.

- Кроме режиссёрской работы, ты ведёшь ан­самбль скрипок. Почти 50 детей. Не трудно и то и другое сразу?

И.Л. Нет! Это такая радость! Столько удоволь­ствия! Мне, как дирижёру школьного оркестра, при­ходится иногда играть вместе с ребятами, и я всегда поражаюсь: это групповые занятия, скрипка, как известно, очень и очень сложный инструмент в обу­чении, а дети играют довольно стройно и слажено!

- Как ты этого добиваешься? Поделись!

И.Л. Момент творчества – мой самый любимый момент в жизни. Ищу свой путь, много работаю с детьми. Меня считают преподавателем строгим и требовательным. Система моего преподавания от­личается от обычного обучения игре на скрипке. Много внимания с самых первых уроков уделяю умению услышать себя и других.

- И еще пару слов о последней постановке.

И.Л. В прошлом году придумала рассказ-либретто на известную музыку 20-х годов. Это американские мюзиклы. Своей задачей я поставила донести детям, что минувший ХХ век – это мощное музыкальное развитие не только американской культуры, а и вообще всей общечеловеческой.

Мне очень нравится то, что я делаю. Это твор­ческий процесс, и он меня захватывает. Спасибо Богу, что он мне дал этот дар видеть и понимать, что необходимо делать. Я чувствую сцену и жизнь на сцене. Мне очень помогают мои коллеги, дети и их родители, руководство школы и муниципалитет. Я им всем очень благодарна. Моя задача привить моим ученикам любовь к прекрасному – к музыке, театру, слову, действию.

- Какой главный вывод ты сделала бы из всего, о чём рассказала?

И.Л. Я бы добавила: любите музыку! Прививайте эту любовь детям! Эта любовь поможет им найти себя в этой жизни!

Не успели стихнуть последние аккорды мюзик­ла "Алей Кинор", а Ирина Ляховецкая уже думает о следующей постановке. И на мой вопрос, какой она будет, что новенького мы увидим в ближайшее время, какие наброски есть в её режиссёрских те­традях, она отвечает: *Пока это большой секрет! А вот в сентябре наш зритель всё узнает!»

Что ж, на то и существует в театре волнующий воображение занавес, хранящий до поры секреты. Пусть творческие планы Ирины и наши общие с детьми планы будут огромным секретом для не такой уж и маленькой *компании», куда входят все учащиеся нашей школы и все наши зрители.

Наступит сентябрь, начнётся учёба в общеоб­разовательной и в музыкальной школах, в наших студиях. Учёба чему? Как стать настоящим чело­веком. И общая педагогика, и серьёзная музыка призваны научить этому!

 

 

Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 59-62

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.