Теория музыки на путях музыкального просвещения
И.Курушина, преподаватель ДМШ им. Н.А.Алексеева, г.Москва
Теория музыки на путях музыкального просвещения
Первый конгресс Общества теории музыки, прошедший в октябре 2013 года, стал важнымсобытием музыкальной жизни последних лет. Мне кажется удивительным, что в прессе, у музыкальной общественности это вызвало слабый отклик, не адекватный самому событию, которое значимо и для учёных-музыковедов, и для музыкантов-исполнителей, и для специалистов музыкально-образовательной и педагогической системы. Организация Конгресса в России – одно из первых начинаний российского *Общества теории музыки, основанного в 2011 году. Тема конгресса «Теория музыки – многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы». Конгресс дал панораму основных проблем современного музыкального искусства. Прозвучали масштабно поставленные вопросы музыкальной науки, композиторского творчества, практического исполнительства, музыкального образования и воспитания. Круг интересов докладчиков оказался очень широк: от древнейших проблем теории музыки, музыкальной эстетики и философии, от расшифровки напевов средних веков – до животрепещущих открытий в области современного искусства и психологии его восприятия...
С просветительской миссией выступила профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Т.С.Бершадская. В её докладе на тему "Теоретики Ленинграда и Петербурга о звуковысотной структуре" дана чёткая систематизация основных положений ладовой теории с позиций новейших достижений музыкальной мысли. Т.С.Бершадская призывает к единству и упорядоченности применения музыкальных терминов. Это актуально для каждого человека, близкого музыкальному исполнительству или музыкальной педагогике. В Петербурге недавно издан словарь ключевых музыкальных терминов Т.С.Бершадской и Е.В.Титовой "Звуковысотная система музыки", который принесёт немалую пользу музыкантам-педагогам и любителям музыки.Профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского В.Н.Холопова прочитала доклад "Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия". Она изложила основные понятия молодого направления музыкальной науки, появившегося немногим более 20 лет назад, – теории музыкального содержания, некоторые положения которой уже подхвачены американскими учёными. Теория музыкального содержания позволяет заглянуть в самую суть музыкального произведения, даёт ключ к восприятию музыкального искусства, к более глубокому исполнительскому анализу и созданию осмысленной интерпретации музыки самых разных эпох – от барокко до авангардных произведений современных авторов. Особо ценным в теории В.Н.Холоповой является её адресованность практикам – исполнителям, преподавателям и слушателям музыки, что подтвердила работа секции *Вопросы смысла и содержания музыки. Теория музыкального содержания должна развиваться и быть известна каждому слушателю, всем преподавателям – от музыкального руководителя детского сада и преподавателя музыки в общеобразовательной школе до преподавателя музыкального вуза. как эстетическая первооснова восприятия музыки.
Докладчики секции *Мотив и жести подняли настолько интересные вопросы, что аудитория с трудом вместила слушателей. Вопросы касались взаимодействия театрального и музыкального искусства. Доклад Т.В.Цареградской (РАМ им. Гнесиных) о концепции музыкального жеста расставил акценты в понимании проблемы. Два доклада (А.3.Макфарланд, Университет штата Луизиана, США; Л.Д.Пылаева, Пермский гуманитарно-педагогический университет) показали историческую перспективу взаимосвязи двух видов искусства. Е.И.Чигарёва (МГК им. П.И.Чайковского) предложила доклад *Музыкальная категория мотива в организации литературного произведениям, раскрывающий общность композиционных приёмов в литературе и в музыке. Кульминационным выступлением стал доклад известного петербургского композитора И.Е.Рогалёва на тему "Театральность Бетховена". Мастерский показ музыкальных примеров, необычные смысловые акценты – доклад слушался на едином дыхании, захотелось всю знакомую музыку переосмыслить в этом плане!
И для слушателей, и для исполнителей, и для критиков всегда был актуален вопрос: как оценивать творения современников? Ценнейший опыт слушатели Конгресса могли почерпнуть на заседании секции *Аналитические техники. Несколько докладов были посвящены сложнейшим вопросам современного анализа музыкально-композиционных средств в творчестве отдельных композиторов (Р.Альмарио, Университет штата Флорида, США; М.Пальмезе, Университет Майами, США).
Больше всего докладов было связано с вопросами музыкального образования и воспитания. Восхищение слушателей вызвали фрагменты уроков сольфеджио профессора МГК им. П.И.Чайковского М.В.Карасевой, показанные в видеозаписи (доклад "Мультимедийное сольфеджио: новые возможности использования цифровых технологий"). Близкую ей тему "Сольфеджио в мультикультурном образовательном пространстве Израиля" разрабатывает Е.Г. Иоффе (Педагогический институт им. Э.Левинского, Тель-Авив). Интересную идею о создании теории музыкального образования выдвинула Р.Н.Слонимская (Петербургский университет культуры и искусства), а М.И.Шинкарева (РАМ им. Гнесиных) подвела под неё солидный теоретический фундамент в докладе "Познавательный статус современного музыковедения: от объектно-предметной сферы к метадисциплинам". Полемическая острота отличала выступление А.В.Гусевой (Петербургская консерватория) на одну из злободневных тем современности: "Теория музыки у исполнителей – что это?. Ни один преподаватель современности не может эффективно работать без ответа на этот вопрос!"
Хочется особо обратить внимание читателей на достижения музыкантов-практиков, первопроходцев в музыкальной педагогике. Большой интерес возник к видеозаписи уроков и обаятельным музыкальным фильмам Т.А.Боровик (Екатеринбургская детская хоровая школа 34). Опыт этого педагога, проверенный многими годами работы, можно и нужно использовать не только в музыкальной школе, но на всех уровнях воспитания музыкального слуха, начиная от детского сада и общеобразовательной школы до средних специальных учебных заведений. автор выбрала сложнейшую тему сольфеджио "закономерности лада" и нашла яркую форму её объяснения и ненавязчивого тренинга.
К оживленной дискуссии привёл показ открытого урока преподавателя московской ДШИ имени Н.Г.Рубинштейна Е.Б.Журовой на тему «Интеграция теории музыкального содержания в учебнообразовательный процесс как способ реформирования начального музыкального образования. Оригинальный, деликатный и очень мудрый подход к интеграции музыкальной литературы и сольфеджио показала В.Н.Боголепова (Екатеринбургская ДМШ 31О имени В.А.Гаврилина) в докладе «Формирование навыков интонационного анализа на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств.
Уникальное пособие "Тембровое сольфеджио" создала Т.А.Литвинова. Оно является первым в России и в отечественной музыкальной педагогике учебным пособием для развития тембрового слуха и даёт учащимся возможность более глубокого понимания музыки разных стилей. В современную эпоху развитие тембрового слуха более чем актуально. Композиторские поиски ХХ века интенсивно развиваются именно в области тембра. Не случайно наше время называют "эрой тембрового мышления" в музыкальном искусстве. Воспитание тембрового слуха необходимо превратить из дополнительной в обязательную часть работы над развитием музыкального слуха. Пособие позволяет адаптировать музыкальный слух к восприятию современной музыки.
При ознакомлении с программой Конгресса сильное впечатление производит многообразие затронутых тем и названия секций. Перечислим ещё несколько из них. Это секция "Ритм" и один из докладов – "Время, хаос, ритм. Парадоксальные свойства ритма музыкальной формы" профессора Петербургской консерватории Н.Ю.Афониной.
Притягательна тема секции "Русская теория музыки: взгляд с запада". Её ведущий – профессор Оксфордского Университета (Великобритания) Саймон Дебрулэ посвятил своё исследование восприятию идей С.И.Танеева на западе. Близки ему по теме доклады профессора из Австралии С.Перри и американского искусствоведа М.Д.Макфарланда из Атланты о балетах Стравинского "Петрушка" и "Жар-птица". Интригующей была постановка темы в докладе профессора Астраханской консерватории Л.П.Казанцевой «Стилевые черты русской музыки в творчестве западноевропейских композиторов. Кульминационным в заседании этой секции был мастер-класс профессора Московской консерватории И.А.Скворцовой «Стиль модерн как комплексное явление в русской музыке рубежа XIX–XX веков.
Необычной и очень прогрессивной для теоретического Конгресса была тема секции "Теория музыки и музыкальное исполнительство". Редкая теоретическая конференция или семинар включают в круг своих тем связь теории и исполнительской практики. Мало исследованные вопросы затронуло выступление В.П.Чинаева (МГК им. П.И.Чайковского) на тему «Традиции русской исполнительской школы. Тонкую работу со студентами-инструменталистами, связанную с глубокой осмысленностью исполнительской трактовки показал профессор МГК им. П.И.Чайковского А.З.Бондурянский.
Многие обобщающие моменты, открывающие перспективы в развитии музыкальной мысли, прозвучали на заседании секции "Проблемы методологии музыкознания". Трое учёных выступили здесь в жанре мастер-класса: И.Д.Ханнанов (Консерватория Пибади, Балтимор, США) – «Современная западная теория музыки: поиски новых путей в традиционных и междисциплинарных направлениях; К.В.Зенкин (Московская консерватория) – "К проблеме научности теоретического музыкознания" А.В.Денисов (Петербургская консерватория и Педагогический Университет им. А.И.Герцена) – "Математические методы в теории музыки – эвристические возможности и перспективы".
Подводя итог, можно сказать, что выступления российских музыковедов на Конгрессе дали широкий панорамный обзор и высокую степень обобщения развития отечественного музыкознания за последние несколько десятилетий. По выступлениям зарубежных исследователей слушатели получили наглядное представление о заметных различиях между русской и западной традициями в музыкознании. Если определить несколько упрощённо, то в целом русская традиция исходит из смысловых предпосылок музыкального текста, а западная традиция более опирается на формальный анализ (порой весьма тонко и изящно разработанный в деталях, сложно связанный с философией, эстетикой, литературоведением, лингвистикой и другими науками). Русское музыкознание с середины ХХ века опирается на интонационную теорию академика Б.Асафьева, в то время как на западе эта теория, как и другие ключевые работы русских и советских музыковедов, остаётся неизвестным.
Хочется привлечь внимание педагогической общественности к проблемам, поднятым Конгрессом, и надеяться на дальнейшее развитие деятельности "Общества теории музыки" в России.
Оставить комментарий