Теория музыки на путях музыкального просвещения

И.Курушина,                                                                                                                                                                                                                                                                    преподаватель ДМШ им. Н.А.Алексеева, г.Москва

Теория музыки на путях музыкального просвещения

Первый конгресс Общества теории музыки, про­шедший в октябре 2013 года, стал важнымсобытием музыкальной жизни последних лет. Мне кажется удивительным, что в прессе, у музыкаль­ной общественности это вызвало слабый отклик, не адекватный самому событию, которое значимо и для учёных-музыковедов, и для музыкантов-исполнителей, и для специалистов музыкально-образовательной и педагогической системы. Органи­зация Конгресса в России – одно из первых начинаний российского *Общества теории музыки, основан­ного в 2011 году. Тема конгресса «Теория музыки – многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы». Конгресс дал панораму основных проблем современного музыкального искус­ства. Прозвучали масштабно поставленные вопросы музыкальной науки, композиторского творчества, практического исполнительства, музыкального об­разования и воспитания. Круг интересов докладчи­ков оказался очень широк: от древнейших проблем теории музыки, музыкальной эстетики и философии, от расшифровки напевов средних веков – до животре­пещущих открытий в области современного искусства и психологии его восприятия...

С просветительской миссией выступила профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Т.С.Бершадская. В её докладе на тему "Теоретики Ленинграда и Пе­тербурга о звуковысотной структуре" дана чёткая систематизация основных положений ладовой тео­рии с позиций новейших достижений музыкальной мысли. Т.С.Бершадская призывает к единству и упорядоченности применения музыкальных терми­нов. Это актуально для каждого человека, близкого музыкальному исполнительству или музыкальной педагогике. В Петербурге недавно издан словарь ключевых музыкальных терминов Т.С.Бершадской и Е.В.Титовой "Звуковысотная система музыки", кото­рый принесёт немалую пользу музыкантам-педагогам и любителям музыки.Профессор Московской государственной консер­ватории имени П.И.Чайковского В.Н.Холопова про­читала доклад "Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия". Она изложила основные по­нятия молодого направления музыкальной науки, появившегося немногим более 20 лет назад, – теории музыкального содержания, некоторые положения ко­торой уже подхвачены американскими учёными. Тео­рия музыкального содержания позволяет заглянуть в самую суть музыкального произведения, даёт ключ к восприятию музыкального искусства, к более глубоко­му исполнительскому анализу и созданию осмыслен­ной интерпретации музыки самых разных эпох – от барокко до авангардных произведений современных авторов. Особо ценным в теории В.Н.Холоповой яв­ляется её адресованность практикам – исполнителям, преподавателям и слушателям музыки, что подтвер­дила работа секции *Вопросы смысла и содержания музыки. Теория музыкального содержания должна развиваться и быть известна каждому слушателю, всем преподавателям – от музыкального руководителя детского сада и преподавателя музыки в общеобразова­тельной школе до преподавателя музыкального вуза. как эстетическая первооснова восприятия музыки.

Докладчики секции *Мотив и жести подняли на­столько интересные вопросы, что аудитория с трудом вместила слушателей. Вопросы касались взаимодей­ствия театрального и музыкального искусства. Доклад Т.В.Цареградской (РАМ им. Гнесиных) о концепции музыкального жеста расставил акценты в понимании проблемы. Два доклада (А.3.Макфарланд, Универси­тет штата Луизиана, США; Л.Д.Пылаева, Пермский гуманитарно-педагогический университет) показали историческую перспективу взаимосвязи двух видов искусства. Е.И.Чигарёва (МГК им. П.И.Чайковского) предложила доклад *Музыкальная категория мотива в организации литературного произведениям, раскры­вающий общность композиционных приёмов в лите­ратуре и в музыке. Кульминационным выступлением стал доклад известного петербургского композитора И.Е.Рогалёва на тему "Театральность Бетховена". Мастерский показ музыкальных примеров, необычные смысловые акценты – доклад слушался на едином ды­хании, захотелось всю знакомую музыку переосмыс­лить в этом плане!

И для слушателей, и для исполнителей, и для критиков всегда был актуален вопрос: как оценивать творения современников? Ценнейший опыт слушате­ли Конгресса могли почерпнуть на заседании секции *Аналитические техники. Несколько докладов были посвящены сложнейшим вопросам современ­ного анализа музыкально-композиционных средств в творчестве отдельных композиторов (Р.Альмарио, Университет штата Флорида, США; М.Пальмезе, Университет Майами, США).

Больше всего докладов было связано с вопросами музыкального образования и воспитания. Восхищение слушателей вызвали фрагменты уроков сольфеджио профессора МГК им. П.И.Чайковского М.В.Карасевой, показанные в видеозаписи (доклад "Мультимедийное сольфеджио: новые возможности использования циф­ровых технологий"). Близкую ей тему "Сольфеджио в мультикультурном образовательном пространстве Израиля" разрабатывает Е.Г. Иоффе (Педагогический институт им. Э.Левинского, Тель-Авив). Интересную идею о создании теории музыкального образования вы­двинула Р.Н.Слонимская (Петербургский университет культуры и искусства), а М.И.Шинкарева (РАМ им. Гнесиных) подвела под неё солидный теоретический фундамент в докладе "Познавательный статус со­временного музыковедения: от объектно-предметной сферы к метадисциплинам". Полемическая острота отличала выступление А.В.Гусевой (Петербургская консерватория) на одну из злободневных тем со­временности: "Теория музыки у исполнителей – что это?. Ни один преподаватель современности не мо­жет эффективно работать без ответа на этот вопрос!"

Хочется особо обратить внимание читателей на достижения музыкантов-практиков, первопроходцев в музыкальной педагогике. Большой интерес возник к видеозаписи уроков и обаятельным музыкальным фильмам Т.А.Боровик (Екатеринбургская детская хо­ровая школа 34). Опыт этого педагога, проверенный многими годами работы, можно и нужно использовать не только в музыкальной школе, но на всех уровнях вос­питания музыкального слуха, начиная от детского сада и общеобразовательной школы до средних специальных учебных заведений. автор выбрала сложнейшую тему сольфеджио "закономерности лада" и нашла яркую форму её объяснения и ненавязчивого тренинга.

К оживленной дискуссии привёл показ откры­того урока преподавателя московской ДШИ имени Н.Г.Рубинштейна Е.Б.Журовой на тему «Интегра­ция теории музыкального содержания в учебно­образовательный процесс как способ реформирования начального музыкального образования. Оригиналь­ный, деликатный и очень мудрый подход к интегра­ции музыкальной литературы и сольфеджио показала В.Н.Боголепова (Екатеринбургская ДМШ 31О имени В.А.Гаврилина) в докладе «Формирование навыков интонационного анализа на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств.

Уникальное пособие "Тембровое сольфеджио" соз­дала Т.А.Литвинова. Оно является первым в России и в отечественной музыкальной педагогике учебным по­собием для развития тембрового слуха и даёт учащимся возможность более глубокого понимания музыки раз­ных стилей. В современную эпоху развитие тембрового слуха более чем актуально. Композиторские поиски ХХ века интенсивно развиваются именно в области тембра. Не случайно наше время называют "эрой тембрового мышления" в музыкальном искусстве. Воспитание тембрового слуха необходимо превратить из дополни­тельной в обязательную часть работы над развитием музыкального слуха. Пособие позволяет адаптировать музыкальный слух к восприятию современной музыки.

При ознакомлении с программой Конгресса сильное впечатление производит многообразие за­тронутых тем и названия секций. Перечислим ещё несколько из них. Это секция "Ритм" и один из докла­дов – "Время, хаос, ритм. Парадоксальные свойства ритма музыкальной формы" профессора Петербург­ской консерватории Н.Ю.Афониной.

Притягательна тема секции "Русская теория му­зыки: взгляд с запада". Её ведущий – профессор Ок­сфордского Университета (Великобритания) Саймон Дебрулэ посвятил своё исследование восприятию идей С.И.Танеева на западе. Близки ему по теме доклады профессора из Австралии С.Перри и американского искусствоведа М.Д.Макфарланда из Атланты о ба­летах Стравинского "Петрушка" и "Жар-птица". Интригующей была постановка темы в докладе про­фессора Астраханской консерватории Л.П.Казанцевой «Стилевые черты русской музыки в творчестве запад­ноевропейских композиторов. Кульминационным в заседании этой секции был мастер-класс профессора Московской консерватории И.А.Скворцовой «Стиль модерн как комплексное явление в русской музыке рубежа XIX–XX веков.

Необычной и очень прогрессивной для теоретиче­ского Конгресса была тема секции "Теория музыки и музыкальное исполнительство". Редкая теорети­ческая конференция или семинар включают в круг своих тем связь теории и исполнительской практи­ки. Мало исследованные вопросы затронуло высту­пление В.П.Чинаева (МГК им. П.И.Чайковского) на тему «Традиции русской исполнительской школы. Тонкую работу со студентами-инструменталистами, связанную с глубокой осмысленностью исполни­тельской трактовки показал профессор МГК им. П.И.Чайковского А.З.Бондурянский.

Многие обобщающие моменты, открывающие перспективы в развитии музыкальной мысли, про­звучали на заседании секции "Проблемы методоло­гии музыкознания". Трое учёных выступили здесь в жанре мастер-класса: И.Д.Ханнанов (Консерва­тория Пибади, Балтимор, США) – «Современная западная теория музыки: поиски новых путей в традиционных и междисциплинарных направлени­ях; К.В.Зенкин (Московская консерватория) – "К проблеме научности теоретического музыкознания" А.В.Денисов (Петербургская консерватория и Педагогический Университет им. А.И.Герцена) – "Математические методы в теории музыки – эври­стические возможности и перспективы".

Подводя итог, можно сказать, что выступления российских музыковедов на Конгрессе дали широ­кий панорамный обзор и высокую степень обобще­ния развития отечественного музыкознания за по­следние несколько десятилетий. По выступлениям зарубежных исследователей слушатели получили наглядное представление о заметных различиях между русской и западной традициями в музыкоз­нании. Если определить несколько упрощённо, то в целом русская традиция исходит из смысловых предпосылок музыкального текста, а западная традиция более опирается на формальный анализ (порой весьма тонко и изящно разработанный в деталях, сложно связанный с философией, эстети­кой, литературоведением, лингвистикой и другими науками). Русское музыкознание с середины ХХ века опирается на интонационную теорию ака­демика Б.Асафьева, в то время как на западе эта теория, как и другие ключевые работы русских и советских музыковедов, остаётся неизвестным.

Хочется привлечь внимание педагогической об­щественности к проблемам, поднятым Конгрессом, и надеяться на дальнейшее развитие деятельности "Общества теории музыки" в России.

 

 

Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 62-64

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.