Мы ещё мы, доколе помним!

Ю.Антонов,
директор объединения «Муза», г. Вильнюс, Литва

Мы ещё мы, доколе помним!

Дтское творческое объединение Литвы "Музаи" – неправительственная некоммерческая ор­ганизация, целью которой является поддержка

детского творчества в русских школах Литвы. Мы живём достаточно долго: объединение создано в 1995 году. Для детской организации, за пределами России заявившей себя носителем традиций рус­ской культуры, это большой срок!

В далеком 1993 году ученики новой школы-лаборатории №б3 г.Вильнюса впервые участвовали в международном проекте 4Малый Монмартр Ви­толыи в Македонии. Никто тогда не мог предполо­жить, как это аукнется. А отозвалось это осознанием нужности передать нашим детям понимание своих корней (после развала Советского Союза все русско­говорящие в Литве оказались "в другой стране").

Что поразило в Македонии, кроме великолеп­ного детского праздника?

А то, что, когда во время дискотеки вдруг зазву­чала характерная балканская мелодия, балканские дети встали в круг и повели хоровод с несложными движениями, вовлекая весь интернационал в свой танец. Это было просто и весело, возникало некое чувство общности, которое объединяло детей раз­ных стран и культур. Этот вроде бы незначитель­ный случай вызвал "культурный шок". Да, была детская дискотека с современной музыкой, все как всегда во всей Европе, ничего необычного, но когда зазвучала народная мелодия, оказалось, что мальчики и девочки разного возраста ее знают, под нее танцуют незатейливые хороводы, иначе гово­ря, помнят свои традиции. У наших детей ничего такого не было в помине. Они были "никакие" – хорошие современные дети, не осознающие, кто же они. Это удручало, хотелось что-то изменить ради самих детей. И пришла идея праздника народных традиций, к которому надо готовиться, знакомить­ся с этими традициями. Так в 1995 году появился первый фестиваль с названием, привезённым из мест обитания античных богов, – "Муза".

Когда-то давно, занимаясь с детьми на уроках изобразительного искусства комплексной програм­мой по Древней Греции, мечталось, что, поняв дух древних греков, познакомившись с мифологией и искусством, рисуя и лепя, мы – группа школьни­ков – посетим сказочную Элладу. Мы увидим её просвещёнными и "прочувствованными", воору­женными знаниями и любовью.

Это было уже почти реально. Но мечты не всег­да сбываются, удачный момент для поездки был упущен – неважно, по каким причинам. Дети вы­росли, не попав в Грецию. И драгоценная цепочка знаний, чувств и желаний прервалась, чуть-чуть не завершившись в живом восприятии великой культуры. Кто знает, что бы произошло в детских душах и чего они лишились, упустив живой раз­говор с древней полусказкой колыбели Европы, не увидев Олимп и не побывав в афинском Акрополе. До сих пор, уже став взрослыми, они отгадывают кроссворды на древнегреческую тематику...

Похожая ситуация возникла спустя несколько лет, когда на занятиях дети соприкоснулись уже со своими истоками: народным искусством, фоль­клором, архитектурой, историей. здесь идею под­сказал господин великий случай. После очередного детского фестиваля искусств "Музаи" группа детей из Литвы была приглашена в древний Владимир, который поразил нас живой стариной и тем, как местные школьники запросто общаются и знают эту самую старину. Происходило это общение грамотно и с размахом, на ухоженной почве любви к своему историческому прошлому. И это правильно. Если отбить у народа память, он перестаёт быть народом. Мы ещё мы, доколе помним!

К сожалению, у наших детей не было такой по­чвы, хотя мы все говорили на одном родном языке – русском. Сегодня нам ещё понятны и доступны пушкинские строки, ещё не забыт язык русской классической литературы, а истоков мы своих прак­тически не знаем. Эта удачная поездка подсказала идею знакомства вживую с культурой и искусством России, прежде всего с народным искусством.

Сразу было решено, что это будет пленэр в со­четании со всеми вариантами познания и отдыха (наши путешествия проходили в основном летом). Рисуя и осмысливая увиденное, дети оставляют след не только в своей памяти, но и в душе, это работа для ума и сердца. Наши путешествия позво­ляли ненавязчиво знакомиться с народной куль­турой в живой обстановке: с промыслами, бытом, фольклором, храмами и монастырями, словом, с тем, чем жили наши предки. Народное искусство возвышало те слои общества, которые получали образование в пределах церковно-приходской школы; они жили, ведомые нравственными ори­ентирами, в вечном стремлении украсить свой быт, сделать нарядной, праздничной даже самую утилитарную вещь – будь то прялка или ложка, блюдо или наличник окна. Предки наши умели ценить красоту. Надо сделать так, чтобы и наши дети знали и помнили о своих корнях!

Самое замечательное и драгоценное в наших поездках – это живое знакомство и непосредствен­ный контакт с миром, в который мы стремились. У детей срабатывало первичное восприятие натуры, которое рождало ответную реакцию. Это очень важ­ный момент. Современным детям в виртуальном мире компьютера и телевизора катастрофически не хватает живого восприятия, особенно искусства и фольклора. (Мы добавили бы – живого восприятия природы. Ред.) Вспоминается случай в Суздале, ког­да хороводные игры, устроенные на берегу Нерли, с привлечением фольклорного ансамбля из Владими­ра, вызвали у детей такой восторг и сопереживание, что они не захотели идти купаться (а это – святое дело!) и не отпускали вконец замученных актёров, упрашивая их продолжить "народные гуляния".

Когда видишь шедевры своими глазами, когда своими руками расписываешь посуду и лепишь из глины игрушки, подобные тем, которые изготав­ливают не одну сотню лет, а ещё пробуешь прясть пряжу и вычесывать шерсть; когда слышишь ро­стовские перезвоны и колокола кижского погоста, то отношение к своим корням меняется. А главное, надо надеяться, меняется отношение к самому себе, приходит осознание причастности к этой стране и её культуре.

Пленэр – это удивительное явление, которое по­зволяет осмыслить многие вещи, увидеть их другим взглядом, зафиксировать и отложить в подсозна­нии. Рисуя, не только изучаешь и запоминаешь, но и чувствуешь мир иначе, потому что процесс рисования требует эмоциональных усилий, работы души, а это в современной школе не прививается.

Нельзя сказать, что после наших путешествий все дети стали одухотворёнными и знающими, но стремление подвести их к лучшему постоянно пред­принималось. От человека к человеку, от учителя к ученику передается эстафета поколений. Для нас важно, чтобы эта ниточка не прервалась, чтобы удержались связи, естественно существующие на родственном и духовном уровнях. Все наши по­ездки сложились каким-то естественным образом, без суеты. Я благодарен тем родителям, которые понимали значение этих путешествий своих детей и субсидировали их, может, даже в ущерб себе, но не в ущерб ребёнку. А значит, с расчётом на будущее.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 58-59

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.