Доклад в общественную палату
Доклад в общественную палату
Концепцию открывает важнейший тезис о талантливости каждого человека.
Я воспринимаю его не как общие и ни к чему не обязывающие слова и не как популистский лозунг, а как единственное прочное основание педагогической работы, сочетающее в себе нравственную безукоризненность и истинность, хотя и не очевидную. Существуют психологические и педагогические, богословские и терапевтические свидетельства того, что человек - по природе творческое существо, и реализация этого потенциала - жизненная необходимость каждого человека, каждого ребенка, хотя не всегда осознаваемая, но это особая тема.
Далее в концепции говорится о необходимости «созданияв стране условий для развития задатков, способностей, одаренности всех детей и молодежи независимо от сферы одаренности, местожительства, социального положения и имущественных возможностей семей».
Мне хотелось бы способствовать тому, чтобы эти замечательные ориентиры никогда не терялись из вида: ведь очень часто, когда мы, задумав нечто новое, переходим к конкретным действиям, мысль соскальзывает в привычные колеи, которые удаляют от заявленной цели. И здесь, привычка мыслить в селекционной парадигме дает о себе знать.
Если быть последовательными, исходя из первого тезиса, мы должны говорить не о системе работы с одаренными детьми, а о системе работы по развитию одаренности детей. Дело не в том, чтобы редактировать название, а в принципиальном подходе к проблеме, а он остается в основном селекционно-состязательным.
Говорится о совершенствовании конкурсов и олимпиад. Но главное не в том, что они несовершенны, а в том, что они в принципе не должны быть ни единственной, ни преобладающей формой выявления и развития одаренности. Рядом со сферой состязательности, а вернее – прежде нее, необходимо развивать сферу сотрудничества в творчестве, которое помогает каждому найти, обогатить и раскрыть себя. Нужно поддерживать не только конкурсы и олимпиады, но, прежде всего, зародившуюся снизу систему мастер-класс-фестивалей, принципом которых является не психологически опасная борьба за места, а творческое и личностное взаимообогащение всех участников – детей разных возрастов, начиная с дошкольного, педагогов разного уровня подготовленности и мастеров культуры.
Сведение всякого творчества к состязанию неправомерно упрощает его и искажает мотивы. Психологическая основа спортивных достижений – стремление человека «быть первым»; проявление спортивной одаренности подразумевает победы над другими. Суть творчества художника или ученого - в том, чтобы как можно лучше воплотить зародившийся у него образ, обосновать возникшую мысль, и т.д. Желание превзойти кого-то может примешиваться к деятельности художника, но к процессу творчества и к психологической основе художественного таланта отношения не имеет, и, по большому счету, лишь мешает. Талантливый музыкант совсем не обязан обладать еще и спортивными качествами, а без них ему нечего делать на конкурсах, и т.д.
Не нужно превращать творчество во всеобщую конкуренцию и насаждать в обществе апокалиптическую «борьбу всех против всех»! Состязания должны, по ряду причин, иметь свое место, но не на них может строиться работа по развитию одаренности детей целой страны.
Ошибочно думать, что, если мы на сухой и необработанной земле выделим маленькие квадратики и будем их усиленно поливать, то вырастут прекрасные растения на удивление всему миру. А если кто-то и вырастет, так он оглянется и станет искать для себя иную среду, где он будет понят и востребован. Истинный художник в стране эстетически неразвитых людей не нужен, он попадает в зависимость от начальников, заказчиков и зрителей, которые искренне предпочитают плохое.
Существуют данные, полученные, правда, применительно к умственным способностям, но, несомненно, имеющие отношение и ко всем другим . При повышении уровня умственного развития на проценты, число выдающихся умов в этом сообществе вырастает в разы. Соответственные процессы происходят и при понижении уровня. Эвересты не вырастают на низменностях – необходим высокий общий уровень горной гряды, чтобы поднимались такие вершины.
Не говорю уж о том, что сам отбор так называемых одаренных чреват бесконечными ошибками, не прогностичен для их будущего самостоятельного творчества и вреден как для тех, кого отсеяли, так, во многих случаях, и для тех, кого выбрали.
Поэтому главная задача не в том, чтобы находить, отбирать и «сопровождать» одаренных детей, а в создании системы общего образования, направленного на пробуждение и развитие творческого потенциала всех учеников, на основе презумпции всеобщей одаренности. Такое образование нельзя ввести завтра по всей стране, но из этого не следует, что надо узаконить и законсервировать существующее положение. Нужно ставить цель и постоянно к ней приближаться.
Наша педагогика искусства богата разработками самого высшего уровня. Нужно вводить творчески ориентированные системы и методики преподавания искусств и всех других дисциплин в основное общее образование. И опережающими темпами готовить педагогов, способных работать по таким программам. Включить в федеральный государственный стандарт педагогического образования освоение научно обоснованных и практически испытанных инновационных систем, результатом которых становится успешное интеллектуальное и творческое развитие учеников (Такова, например, система развивающего образования Эльконина-Давыдова).
Для начала обеспечить хотя бы возможность выживания таких систем в условиях издательского монополизма и ориентации на «квалифицированного потребителя».
Включить в федеральный государственный стандарт педагогического образования гуманитарно-художественных направлений освоение психологической и эстетической специфики детского творчества, без чего невозможно ни компетентное выявление, ни успешное руководство развитием одаренности ребенка.
Совершенно необходимо создать для всех детей, в особенности по наступлении подросткового возраста, пространство свободных проб себя в разных видах творческой деятельности, в поисках той области, в которой лежит его потенциальная одаренность. Существует опасность, что, по финансовым соображениям, такое пространство если где-то и будет создано, но фактически будет ограничено возможностью бесплатного посещения какого-то одного кружка. Смысл этой области и этого периода творческих проб именно в их общедоступном многообразии и в возможности свободной смены деятельности.
Хотя я имею в виду одаренность художественную в первую очередь, я исхожу из того, что понятие творчества и возможность творческой самореализации распространяются на все области деятельности и на самую жизнь человека. Это относится и к тому пространству проб, о котором только что сказано.
В концепции упомянуто о межведомственном взаимодействии в работе по одаренности. В области педагогики искусства этот вопрос стоит с ни с чем не сравнимой остротой ввиду разделения территорий образования и культуры. Для учебных заведений, пытающихся расширить гуманитарно-художественную составляющую образования, это становится порой непреодолимым препятствием; создает трудности для взаимодействия основного и дополнительного образования, подчиненного Министерству культуры, для перспективнейшего направления музейной педагогики, и т.д. А своими силами система общего образования при всем желании не может обеспечить полноценное и разностороннее художественное развитие учеников. Необходимо найти способ устранить этот формальный, вредный и бессмысленный барьер. По-видимому, это относится к разделу о совершенствовании нормативно-правовой базы нашей деятельности.
Считаю нужным включить в Государственную программу «Развитие образования» федеральную целевую программу «Гуманитарно-художественная культура», не растворяя эту ничем не заменимую проблематику в других программах, в частности, в программе «Культура России».
Последнее замечание, казалось бы, чисто стилистическое, но имеет отношение к существу дела. В тексте говорится о доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей. Слово «услуги» вживляет в наше сознание ложное представление об образовании и развития человека. Услуги хороши в сфере обслуживания. А здесь надо говорит о доступности возможностей раскрыть свой творческий дар и не зря прожить свою жизнь. Ни педагог не должен чувствовать себя предоставляющим услуги, ни ученик – клиентом, который «всегда прав».
Оставить комментарий