Анималистика на родине сайгака, или Как превратить степной праздник в творческую мастерскую
А. Олексенко, кандидат биологических наук, эксперт Центра охраны дикой природы, г. Москва
Анималистика на родине сайгака,
или Как превратить степной праздник в творческую мастерскую
Он сильный, быстрый и красивый.
Сайгак — оленя младший брат,
Такой же сказочный и милый.
Во время краткой поездки в Калмыкию увидеть сайгака мне почти не удалось. Лишь однажды зверь мелькнул и исчез вдали. Зато повстречались охотящиеся мощные степные орлы, танцующие грациозные журавли-красавки, юркие жаворонки, а ночью — даже тушканчик, убегающий в ночную тьму от фар машины.
Но эта встреча со степью была позже, уже после того как мы вместе с отделом экопросвещения заповедника «Чёрные земли» провели три мастер-класса по анималистике. О них и пойдёт речь.
Калмыкия — край степной, а если быть более точным, здесь степь встречается с полупустыней.
Многие звери и птицы, обитающие здесь, сама степь нуждаются в заботе и охране. И прежде всего — сайгак.
Белый старец, издавна почитаемый калмыками, — покровитель всего живого и прежде всего сайгака. В народе и сейчас бытует поверье: убьёшь сайгака — вызовешь его гнев (об этом говорит, например, один из героев фильма «Карма степей» А.Мисаилова и Д.Шпиленка). Но местных браконьеров это, к сожалению, не сдерживает.
Места, где обитает сайгак, резко изменились за несколько десятилетий. Степь отступает из-за новых дорог, трубопроводов, каналов, разрушается из-за перевыпаса скота, что не могло не сказаться на численности сайгаков. Одна из самых главных угроз — браконьерство. На скоростных мотоциклах легко загнать сайгака, даже стрелять не надо. Он не выдерживает и падает замертво. Красивые лировидные рога — главная добыча. Они высоко ценятся в традиционной китайской медицине. Из-за того что избирательно уничтожаются именно самцы, их доля в стадах совсем незначительна, а значит, не все самки могут принести потомство. В результате численность сайгаков неуклонно падает, и в России этому виду грозит полное уничтожение. В 1970-е годы их было сотни тысяч, сейчас же — лишь несколько тысяч!
Мои коллеги из заповедника «Чёрные земли», специально созданного в 1990 году для охраны сайгака, это хорошо понимают и считают, что, кроме сохранения местообитаний, борьбы с браконьерством, одно из действенных средств — просвещение. В калмыцких школах появился Степной клуб, агитбригады, активно выступающие за бережное отношение к природе, школьники ведут исследовательские проекты, участвуют в творческих конкурсах экологической тематики.
Чтобы привлечь внимание к степям, к их красоте, к тому, что они нуждаются в заботе каждого, в 2015 году в Республике Калмыкия впервые был проведён День степи, а год спустя возникла идея включить в его программу мастер-классы по анималистике. О мастерах этой традиции, её роли для образования и просвещения я уже писал ранее (2, 3), теперь же хочу познакомить вас с недавним опытом обращения к анималистике в новой ситуации - опытом, который легко приложим и к другим подобным мероприятиям и может быть основан на ином материале.
Согласовывая программу с отделом экопросвещения заповедника, я поначалу был немного ошарашен: коллеги подготовились основательно и сообщили, что на мастер-класс приедут школьники из нескольких районов, и на каждом из трёх мастер-классов будет одновременно по 30-50 детей. Мне приходилось вести мастер-классы в небольших группах школьников, студентов, учителей, но с такой обширной аудиторией я ещё не работал, и это несколько смущало. Но всё прошло удачно. Школьники старались, увлечённо и заинтересовано работали.
Единственная проблема была в том, чтобы удобно разместить такую большую группу в зале или школьной аудитории, чтобы все могли хорошо видеть то, что происходит на экране.
Встречи прошли в посёлках Комсомольский, Яшкуль и столице республики - Элисте, причём в последний день были приглашены участники конкурса, проводимого Республиканским эколого-биологиче-ским центром и посвящённого хищным птицам.
Мастер-класс проводился по методике рисования с «видеонатуры» А.В.Аввакумова (4). Как и в нашем совместном с ним проекте, проходившем в московской школе № 2101 «Филёвский образовательный центр», надо было рассказать ребятам о самой традиции, прежде всего на примере творчества В.М. Смирина, а затем дать им самим попробовать свои силы в рисовании, наблюдая за животным на экране. К счастью, в творчестве В.М. Смирина степные звери представлены достаточно полно, и с этой частью его наследия мне удалось хорошо познакомиться ранее при составлении книги «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» (5).
Специально для мастер-класса была подготовлена небольшая выставка, которую мы размещали на стендах в аудитории. Для подобных случаев я обычно использую комплект репродукций работ художника размера оригинала (бульшая их часть сделана на листах для акварели формата А3), наклеенных на цветную плотную бумагу размера 50 х70 см (подходит бумага для пастели). Это достаточно удобно в поездках. Из таких листов (на некоторых из них размещены также название выставки и краткая информация о ней) легко компонуется экспозиция. Если стендов нет, выставку в крайнем случае можно разложить на столах, например, в школьной аудитории или библиотеке. Для экспозиции были специально подобраны рисунки зверей, которые обитают в степи,- сайгака, волка, степной кошки, степного хоря, байбака, сусликов и т.д. А рядом на столе представлены книги В.М.Смирина, большая часть которых в последние годы издана Центром охраны дикой природы, и других анималистов.
Вступительная часть доклада включала краткий рассказ о самой традиции, о её мастерах - В.А. Ватагине, А.Н. Формозове, А.Н. Комарове, более подробно - о В.М. Смирине, с акцентом на том, как он рисовал степных зверей.
Ключевым моментом было рисование с «видеонатуры». Эта методика удобна тем, что её можно использовать в самых разных условиях, был бы компьютер, а для группы учащихся - ещё и проектор с экраном. Главная задача - подобрать удачные видеофрагменты. В ходе мастер-класса школьнику нужно было поначалу оказаться в роли внимательного наблюдателя, который всматривается в облик зверя, в особенности его поведения, выделяя его характерные черты, и лишь затем уже браться за карандаш, а если есть время и желание - и за акварель или масляные мелки (мелки иногда удобнее, т.к. не всегда легко и быстро можно обеспечить работу с акварелью).
Для мастер-класса я решил подобрать два сюжета: облик и позы самцов сайгака зимой во время гона, когда они выглядят особенно эффектно, и поведение сусликов у норы, когда они часто принимают позу столбиком. Хотя в Интернете много видеоресурсов, найти точно то, что нужно - достаточно продолжительные по времени фрагменты, позволяющие спокойно всмотреться в зверей, их облик, поведение, - не так просто. Подходящие кадры мне удалось найти в фильме «Сайгаки» Л. Мухаметгалиева, В. Белялова (Казахфильм, 1987), а кадры сусликов были взяты из любительских видеосъемок, найденных в Интернете. Для третьего мастер-класса по просьбе организаторов мне пришлось подобрать видеокадры степного орла, вместо эпизодов по сайгаку. Школьникам было предложено нарисовать летящего орла и сидящего на гнезде птенца.
Показывая видеофрагменты, я комментировал поведение животных, подчеркивая, что именно нужно показать, на что обратить внимание. Например, при рисовании суслика важно было показать позу столбиком, которую зверёк принимает, чтобы внимательно осмотреть окрестности: не угрожает ли опасность? Причем я обращал внимание детей на то, что эта поза может быть в различной степени выражена: зверёк может лишь привстать, а может вытянуться в струнку, даже приподнявшись на лапках; может в этой позе он и кормиться, посматривая по сторонам. Оказалось, что школьникам очень непросто было обратить внимание на то, как выглядят в полёте крылья степного орла - дети рисовали их сужающимися к концам, допуская типичную ошибку.
Следует отметить, что школьники - народ находчивый. Рисовать с «видеонатуры», как и с настоящей, непросто. Некоторые, явно имевшие больший опыт рисования, поступали как художники-анималисты в подобных случаях: делали по нескольку зарисовок разных поз, в разных ракурсах сайгака или суслика на одном листе. Другие рисовали «по воображению», домысливая то, чего совсем не было в предложенных видеофрагментах; например, рисуя сайгака в летнем наряде и ярко расцвечивая его акварелью, делая иногда почти золотым, очень праздничным.
Некоторые «останавливали мгновение», используя мобильник, другие и вовсе срисовывали увиденные на выставке или в книгах рисунки, хотя и привнося в работы что-то своё.
На занятиях в школах и в ходе других мастер-классов такого материала для срисовывания обычно нет, и там погружение в наблюдение и проживание фрагмента жизни бывало, возможно, более полным. Да и группы были поменьше, поэтому легко было дать совет, уделить внимание каждому, проверить, насколько точен рисунок.
Как быть с подобными «уклонениями от генеральной линии»? Думаю, нужен компромисс, при котором важно различить две задачи. Задача максимум — действительно попробовать понаблюдать и порисовать движущегося зверя, делая сразу несколько зарисовок; но есть и задача минимум — обратить внимание детей на зверя: пусть они и не так выполнили задание, как предполагалось, но они заинтересовались зверем и смогли передать его образ линией и цветом.
Интересно, что если в самом начале мастер-класса, входя в аудиторию, школьники не всегда обращали внимание на выставку работ В.М. Смирина, то после рисования, приобретя пусть и очень небольшой, но собственный опыт, прочувствовав, насколько непросто рисовать движущегося зверька, они с интересом рассматривали работы художника.
Ещё одним событием, случившимся на мастер-классе, было видеообращение детей из дошкольного отделения «Филёвского образовательного центра» (СП №11, младшая и старшие группы, воспитатели Т.В. Винцлав, О.В. Парменова, Е.В. Кордесова) к тем, кто живёт на родине сайгака, привезённое мною в Калмыкию. Дошкольники специально изучали животных, живущих в степях и пустынях, и даже сделали, ориентируясь на пример В.М.Смирина, свой собственный атлас с его и своими рисунками этих животных. Познакомившись таким образом с миром степных обитателей, они отправили видеописьмо с вопросами о сайгаке к школьникам Калмыкии. На мастер-классе прозвучали ответы на эти вопросы, а некоторое время спустя, уже в Москве, мы получили видеопослание от школьников п. Комсомольский не только с ответами на заданные вопросы, но даже со стихами!
Приехав в Москву, я пришёл в детский сад с отчётом, рассказал детям о поездке в Калмыкию, показал видеопослание с родины сайгака. Как пишут в солидных изданиях, у нас вышел «серьёзных заинтересованный разговор» с дошколятами - было очень приятно видеть их глаза и отвечать на вопросы!
История с мастер-классом получила свое продолжение. Одной из целей поездки в Калмыкию было узнать этот край, побывать в калмыцкой степи, увидеть её обитателей. Получить этот опыт, пусть и краткий, чтобы он помог в создании детской книги «Сайгак и его соседи» с рисунками художников-анималистов. Работая над книгой, мы, чтобы заинтересовать детей, предложили им всматриваться в рисунки, задумываться над теми «степными задачками», с которыми сталкиваются звери и птицы.
Подводя итог, отмечу, что описанный выше мастер-класс можно проводить в самых разных условиях, и в школах, и в вузах. Для него нужно не так много - специально подобранные видеофрагменты, компьютер, проектор, вступительное слово с презентацией. Не помешает и школьная доска, на которой мелом можно подсказать, на какие особенности формы облика, конструкции тела животного нужно обратить внимание. А выбор темы, вида животного - за вами.
В заключение - стихотворение школьницы Эльвиры Джабаевой из видеопослания, подготовленного нашими коллегами из отдела экопросвещения заповедника «Чёрные земли» и присланного дошколятам.
Живёт в степи сайгак-малыш.
Король на равнине, быстроногий крепыш.
Встаёт на рассвете, как лучик зари,
Обходит владенья калмыцкой степи,
Подобной морям, и парит над землёй.
Лишь ветер-лихач сравнится с тобой!
Литература:
- Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе.
- Олексенко А.И. Натуралист-художник // Искусство в школе. № 5. 2015. С. 8-14.
- Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Искусство в школе. № 5. 2016. С. 13-14.
- Аввакумов А.В. Передать движение // Искусство в школе. № 5. 2015. С. 15-17.
- Смирин В.М. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии. Наука и искусство - экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, П.П. Дмитриев, Е.В. Зубчанинова. М., 2008.
- См. сайт Центра охраны дикой природы.
Приношу глубокую благодарность за помощь в организации и проведении мастер-классов И.Э. Смелянскому, Р.А. Меджидову, коллективу биосферного заповедника «Чёрные земли» и лично Б.И. Убушаеву и Д.Г. Олдвуровой.
Оставить комментарий