Передать движение

А. Аввакумов, учитель изобразительного искусства школы № 2101, г. Москва

Передать движение

Дети любят рисовать животных. Этот прекрасный и неоспоримый факт, к сожалению, вызывает целый комплекс проблем у того, кто пытается их учить в рамках современной школы. Если удовлетвориться срисовыванием с многочисленных фотографий, иллюстраций, методических таблиц и расковырянных из любопытства чучел - никаких проблем не возникает. Но если воспринимать процесс изображения как единение, эмоциональное слияние с объектом, - а это важно и с эстетической, и с педагогической, и, конечно же, с воспитательной и моральной точек зрения, - то удовлетворяться таблицами и чучелами неприемлемо. Современное поколение детей с их 3D (три-дэ) мировоззрением и повышенной чувствительностью к эмоционально-энергетическим аспектам не увлекают даже хорошо выполненные «мёртвые» чучела или пластиковые фигурки животных. Им интересна жизнь, а фотографии, таблицы, объёмные изображения дают представления только о форме. Самого интересного и парадоксального, что есть в изобразительном искусстве, - движения, в них, увы, нет.

Конечно, можно съездить в зоопарк, как это делают все, кто любит рисовать животных с натуры. Но организационная сторона этого мероприятия (даже на уровне класса) полностью вытесняет содержательную и учебную стороны. Детям, открытым для восприятия всего вокруг, сосредоточиться на конкретной учебной задаче и выполнить её в условиях посещения зоопарка нереально.

Вторая серьёзная проблема - время. Изображение животного является одним из самых трудоёмких даже в наброске. Огромное количество деталей, фактура и цвет, без которых нет конкретного, живого образа, требуют времени. Урока на это, как правило, не хватает.

Поэтому столь милое детскому сердцу рисование животных превращается в поспешное копирование картинок и чучел или вытесняется другими, более простыми и доступными изобразительными темами.

Участие в проекте по анималистике лаборатории проектных технологий в образовании МИРО (руководитель проекта Александр Олексенко) оказалось тем толчком, благодаря которому мы поставили перед собой увлекательную и непростую задачу: создать в школе условия, близкие к тем, в которых работает художник-анималист.

Выход нашёлся неожиданно. В вестибюле школы есть два больших аквариума с пресной и морской водой. Экзотические рыбы заставляют останавливаться и разглядывать их даже самых одержимых тестами и компьютерными играми старшеклассников. Попытка провести урок прямо здесь дала ошеломляющий по интересу, хотя и относительно слабый по качеству, результат. Катастрофически не хватало времени! Чтобы прервать процесс живого творчества, приходилось устраивать игру в экспедицию с улетающим вертолётом. Но даже это многих не могло остановить, и школьники оставались рисовать, с беспокойством глядя в след поднимающемуся по лестнице классу...

Интерес к движущемуся, живому объекту и постоянно ускользающему его статическому положению, буквально заставляющему изображать начало и конец движения в одном наброске, был потрясающим! После этого урока уже невозможно было вернуться к срисовыванию с мёртвых таблиц, чучел и других статичных изображений. Они могли служить только справочным материалом, чтобы уточнить то, что не успело запечатлеться в памяти.

В таких случаях, как в театре, второй спектакль - самый трудный. Ждать, пока в школе создадут живой уголок, можно долго, а мечтать о появлении в нём слонов, тигров и других экзотических животных можно бесконечно. Именно в этом состоянии безвыходности и отчаяния пришла счастливая мысль обратиться к «важнейшему из искусств».

Простота и доступность этого метода покоряют! Интернет наполнен блестящими любительскими и профессиональными записями самых разных животных. Небольшой ролик, повторяющийся многократно, сопровождающийся правильно подобранной музыкой, - всё, что нужно для работы. Он прекрасно показывает те самые повторяющиеся движения, которых добивались от натурщиков великие мастера, когда им нужно было передать их в наброске, живописи или скульптуре. Опыт использования видеозаписей для рисования с натуры дал невероятный по качеству результат.

Рисование животных является трудным для детей процессом. здесь требуется определённая техническая подготовка и постепенное усложнение изобразительных задач от простых по форме и дви­жению объектов (рыбы, птицы) к более сложным (крупным млекопитающим).

Большим подспорьем являются наброски вели­ких анималистов (Василия Ватагина, Владимира Смирина и других), помогающие детям понять по­следовательность процесса изображения и способы передачи движения, фактуры и цвета. Самые впе­чатляющие результаты получаются, если удаётся подобрать видеоряд, соответствующий имеющимся наброскам великих мастеров.

Личный пример учителя также имеет решаю­щее значение. Несколько набросков, сделанных на доске, позволяют не только помочь детям понять, как это делается, но и объективно оценить, кто из детей рисует с натуры, а кто срисовывает с до­ски, заранее оговорив этот момент как критерий оценки работы.

Важным условием обеспечения качества изо­бражения является вынесение процесса за рамки уроков. Выставка работ как естественное для лю­бого художника завершение его труда является вполне достаточным стимулом для организации проектной деятельности в этой области.

Для устройства выставки желательна фотофик­сация работ. На это есть несколько причин:

  • самые удачные рисунки дети, как правило, хотят унести с собой;
  • формат А4, с которым в силу дефицита време­ни и отсутствия мольбертов приходится работать, для выставки мелковат и смотрится проигрышно по сравнению с форматом А3 и более;
  • выставка увеличенных фоторепродукций по­зволяет спокойно относиться к актам вандализма, которые возможны в условиях школы;

– процесс фотофиксации является прекрасным поощрением для ребенка ("мою работу сфотогра­фировали!").

Нам удалось сделать с учащимися большую выстав­ку, соединившую работы, созданные художником-анималистом Владимиром Смириным в зоопарках и экспедициях, и рисунки с "видео-натуры" наших учащихся.

Торжественное открытие выставки, награж­дение победителей, обсуждение, книга отзывов, и другие мероприятия, связанные с публикацией детских работ, являются отличными стимулами для продолжения данной проектной деятельности, гораздо более эффективными, чем стандартная оценка в классном журнале.

 

 

Искусство в школе: 
2015
№5.
С. 15-17.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.