Передать движение
А. Аввакумов, учитель изобразительного искусства школы № 2101, г. Москва
Передать движение
Дети любят рисовать животных. Этот прекрасный и неоспоримый факт, к сожалению, вызывает целый комплекс проблем у того, кто пытается их учить в рамках современной школы. Если удовлетвориться срисовыванием с многочисленных фотографий, иллюстраций, методических таблиц и расковырянных из любопытства чучел - никаких проблем не возникает. Но если воспринимать процесс изображения как единение, эмоциональное слияние с объектом, - а это важно и с эстетической, и с педагогической, и, конечно же, с воспитательной и моральной точек зрения, - то удовлетворяться таблицами и чучелами неприемлемо. Современное поколение детей с их 3D (три-дэ) мировоззрением и повышенной чувствительностью к эмоционально-энергетическим аспектам не увлекают даже хорошо выполненные «мёртвые» чучела или пластиковые фигурки животных. Им интересна жизнь, а фотографии, таблицы, объёмные изображения дают представления только о форме. Самого интересного и парадоксального, что есть в изобразительном искусстве, - движения, в них, увы, нет.
Конечно, можно съездить в зоопарк, как это делают все, кто любит рисовать животных с натуры. Но организационная сторона этого мероприятия (даже на уровне класса) полностью вытесняет содержательную и учебную стороны. Детям, открытым для восприятия всего вокруг, сосредоточиться на конкретной учебной задаче и выполнить её в условиях посещения зоопарка нереально.
Вторая серьёзная проблема - время. Изображение животного является одним из самых трудоёмких даже в наброске. Огромное количество деталей, фактура и цвет, без которых нет конкретного, живого образа, требуют времени. Урока на это, как правило, не хватает.
Поэтому столь милое детскому сердцу рисование животных превращается в поспешное копирование картинок и чучел или вытесняется другими, более простыми и доступными изобразительными темами.
Участие в проекте по анималистике лаборатории проектных технологий в образовании МИРО (руководитель проекта Александр Олексенко) оказалось тем толчком, благодаря которому мы поставили перед собой увлекательную и непростую задачу: создать в школе условия, близкие к тем, в которых работает художник-анималист.
Выход нашёлся неожиданно. В вестибюле школы есть два больших аквариума с пресной и морской водой. Экзотические рыбы заставляют останавливаться и разглядывать их даже самых одержимых тестами и компьютерными играми старшеклассников. Попытка провести урок прямо здесь дала ошеломляющий по интересу, хотя и относительно слабый по качеству, результат. Катастрофически не хватало времени! Чтобы прервать процесс живого творчества, приходилось устраивать игру в экспедицию с улетающим вертолётом. Но даже это многих не могло остановить, и школьники оставались рисовать, с беспокойством глядя в след поднимающемуся по лестнице классу...
Интерес к движущемуся, живому объекту и постоянно ускользающему его статическому положению, буквально заставляющему изображать начало и конец движения в одном наброске, был потрясающим! После этого урока уже невозможно было вернуться к срисовыванию с мёртвых таблиц, чучел и других статичных изображений. Они могли служить только справочным материалом, чтобы уточнить то, что не успело запечатлеться в памяти.
В таких случаях, как в театре, второй спектакль - самый трудный. Ждать, пока в школе создадут живой уголок, можно долго, а мечтать о появлении в нём слонов, тигров и других экзотических животных можно бесконечно. Именно в этом состоянии безвыходности и отчаяния пришла счастливая мысль обратиться к «важнейшему из искусств».
Простота и доступность этого метода покоряют! Интернет наполнен блестящими любительскими и профессиональными записями самых разных животных. Небольшой ролик, повторяющийся многократно, сопровождающийся правильно подобранной музыкой, - всё, что нужно для работы. Он прекрасно показывает те самые повторяющиеся движения, которых добивались от натурщиков великие мастера, когда им нужно было передать их в наброске, живописи или скульптуре. Опыт использования видеозаписей для рисования с натуры дал невероятный по качеству результат.
Рисование животных является трудным для детей процессом. здесь требуется определённая техническая подготовка и постепенное усложнение изобразительных задач от простых по форме и движению объектов (рыбы, птицы) к более сложным (крупным млекопитающим).
Большим подспорьем являются наброски великих анималистов (Василия Ватагина, Владимира Смирина и других), помогающие детям понять последовательность процесса изображения и способы передачи движения, фактуры и цвета. Самые впечатляющие результаты получаются, если удаётся подобрать видеоряд, соответствующий имеющимся наброскам великих мастеров.
Личный пример учителя также имеет решающее значение. Несколько набросков, сделанных на доске, позволяют не только помочь детям понять, как это делается, но и объективно оценить, кто из детей рисует с натуры, а кто срисовывает с доски, заранее оговорив этот момент как критерий оценки работы.
Важным условием обеспечения качества изображения является вынесение процесса за рамки уроков. Выставка работ как естественное для любого художника завершение его труда является вполне достаточным стимулом для организации проектной деятельности в этой области.
Для устройства выставки желательна фотофиксация работ. На это есть несколько причин:
- самые удачные рисунки дети, как правило, хотят унести с собой;
- формат А4, с которым в силу дефицита времени и отсутствия мольбертов приходится работать, для выставки мелковат и смотрится проигрышно по сравнению с форматом А3 и более;
- выставка увеличенных фоторепродукций позволяет спокойно относиться к актам вандализма, которые возможны в условиях школы;
– процесс фотофиксации является прекрасным поощрением для ребенка ("мою работу сфотографировали!").
Нам удалось сделать с учащимися большую выставку, соединившую работы, созданные художником-анималистом Владимиром Смириным в зоопарках и экспедициях, и рисунки с "видео-натуры" наших учащихся.
Торжественное открытие выставки, награждение победителей, обсуждение, книга отзывов, и другие мероприятия, связанные с публикацией детских работ, являются отличными стимулами для продолжения данной проектной деятельности, гораздо более эффективными, чем стандартная оценка в классном журнале.
Оставить комментарий